Сценарий ко Дню славянской письменности и культуры
Цели и задачи:
•познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
•показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
•развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
•воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
•способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
•развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Обеспечение мероприятия:
-Иллюстрации к уроку (презентация);
-Мультимедийное оборудование.
1 ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры!
2 ведущий: Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.
1 ведущий: 24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник пришёл на российскую землю в 1992 году. В этот день в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.
2 ведущий: Как отмечается этот день? В этот день уместно вспомнить всё, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями. Мы с вам будем вспоминать историю письменности.
1 ведущий: Всегда ли у люди умели писать? Нет. Давайте поговорим о том, как зарождалась письменность. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.
2 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв? (Ребята отвечают.)
1 ведущий: Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой.
2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.
1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Чёрные, кривые, от рождения немые.
Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)
(Ребята отвечают.)
1 ведущий: Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.
2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Это были очень образованные и мудрые люди.
1 ведущий: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.
1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!
2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых.
1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.) (Ребята отвечают.)
2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно эта азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».) (Ребята отвечают.)
1 ведущий: На чём писали люди?
А) На глиняных табличках (Показ таблички)
Б) На пергаменте. Пергамент представлял собой особым образом выделанную телячью кожу; Чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.
2 ведущий: На чём писали люди в Древней Руси? В отличие от жителей европейских стран, где письмом владели лишь богатые люди, на Руси даже домохозяйки умели писать. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Что находят археологи? Берестяные грамоты. Берёзовая кора – писчий материал не хуже любого другого. Надо очистить будущую берёзовую «Страницу» от жёсткой коры, распрямить. Подсушить. Заострённой палочкой (писалом) можно не спеша процарапывать буквы на бересте, а тупым концом палочки – писала нетрудно затереть случайную ошибку. Береста – довольно долговечный материал, особенно если хранится во влажной среде без доступа воздуха. Новгородская глина до сих пор дарит археологам берестяные грамоты многовековой давности.
1 ведущий: Перо предпочитали гусиное. Из левого крыла. Чтобы подготовить перо к работе, его надо очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить.
2 ведущий: Рукописные книги. Большинство рукописных книг были религиозного содержания. Рядили книгу как невесту. Убранство было дорогим и роскошным. Листы украшались красивыми и рисунками – иллюстрациями. На переплёты из деревянных досок шла тщательно выделанная кожа. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застёжки. Прадеды любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Больших денег книга стоила. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на груду пышных собольих шуб. Дороги книги были не только из-за своего убранства. Дорого ценился и огромный труд, вложенный в создание книги. Переписыванием книг занимались монахи. На переписывание одной книги иногда уходило несколько месяцев или даже лет.
1 ведущий: Русское книгопечатание ассоциируется с именем Ивана Фёдорова. Именно он открыл первую типографию в Москве. Однажды Ивана Фёдорова озарила мысль: а не издать ли книгу для «скорого младенческого научения». Книгу для всех? Такая книга нужна была. Писать первый учебник было некому. Иван Фёдоров сам взялся за работу. Тщательно писал, рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы люди учились не только письму, но и добрым мыслям. Так родился учебник, подобие которого до сих пор встречают в школе первоклашек. Как называлась эта книга? Букварь
2 ведущий: Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н. Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».
Чтец: Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
2 ведущий: Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного? (ответы учащихся)
1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?
Алфавит. Интересна история слова «алфавит». Оно родилось в Древней Греции и составлено из названий двух первых букв греческого алфавита: Альфы и Беты . Но почему мы тогда говорим «алфавит»? Так это слово произносим мы, носители русского языка. Западные языки передают его как «альфабете».
2 ведущий: Современная книга прошла долгий путь, прежде чем стала такой, как сегодня. В современной технологии создания книги существует масса специальных терминов. Все они пришли в книжное дело в разные века, но используются и поныне. Давайте вспомним их. Из чего состоит книга?
- Обложка
- Переплёт
- Титульный лист
- Иллюстрация
- Текст
-Красная строка (Каждую новую главу в книге начинали с большой буквицы, очень красиво нарисованной, в виде цветка или невиданного зверя. Буквицу расписывали яркими красками, среди которых преобладал красный цвет. Отсюда термин «красная строка»)
Викторина
1.Название древней формы книги, свёрнутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток)
2.Какой город стал Родиной пергаментных книг? (Пергам)
3.Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)
4.Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе?(Иоган Гутенберг)
5.Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров (Миниатюра)
6.Как называется редкая древняя книга? (Антикварная)
7.Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер)
8.Название серии рисунков с кратким текстом. Впервые они появились в США; основная тематика: приключения животных, комических персонажей, суперменов. (Комикс)
9..В какой стране изобрели бумагу? (Китай)
10.Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала?
(кору берёзы – бересту)
11.Как называется первая славянская азбука? ( Кириллица)
12.Кто был русским первопечатником? (Иван Фёдоров)
13.Как называется книга, бывшая в пользовании и вновь поступившая в продажу? (Букинистическая)
Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы
На мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
1 Ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.
Чтец:
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1 Ведущий: Славянскому алфавиту и литературе более 1000 лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука и сейчас служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам - всем славянским народам - и нам, русским.
2 Ведущий: Послушайте гимн «Кирилл и Мефодий» на слова Стояла Михайловского. Перевод с болгарского Владимира Смирнова - мурманского поэта.
Чтец. Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый - путь вперед!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отчества живет.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из давней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века.
1 Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим всех, кто принимал в нем участие. Надеемся, что это время стало для вас приятным и познавательным отдыхом. Желаем вам всего самого доброго и снова ждем встречи с вами, друзья!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.