День учителя (Разговоры о важном) 10-11 класс

  • docx
  • 02.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День учителя (Разговоры о важном) 10-11.docx

«День учителя» (Разговоры о важном 10-11 класс) 3 октября

 

Тема: Могу ли я научить других? (наставничество)

        Цель занятия: пробуждение интереса к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека, о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: Занятие-обсуждение предполагает использование видеоролика, презентационных материалов, включает в анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Комплект материалов

сценарий,

методические рекомендации,

видеоролик,

презентационные материалы,

комплект интерактивных заданий,

Содержательные блоки

1.     Мотивационная часть (вступительное слово учителя)

2.     Основная часть (просмотр видеофильма, обсуждение, выполнение интерактивных заданий)

3.     Заключение (рефлексия, творческое задание.  Подведение итогов занятия, краткие выводы о роли и значимости деятельности учителя в школе и в жизни каждого человека, о самых важных качествах личности, необходимых педагогу, наставнику)

 

Сценарий занятия

 

Этап занятия

Время

Содержание

Результат

Мотивационная часть

5 мин

Вступительное слово о празднике – День учителя

Одним из синонимов к слову "учитель" часто используют слово "наставник". Почему? Потому что от педагога требуется не только знание своего предмета, но и умение быть человеком, оказавшим влияние на жизненный путь ребенка. Давайте посмотрим видео об учителях-наставниках, сыгравших значимую роль в жизни известных людей.

Просмотр видеофильма.

Текст фильма Приложение 1

обозначить проблему для обсуждения, настроить учащихся на серьёзный разговор, вызвать эмоциональный отклик.

 

Основная часть

20 мин

Старшее поколение учителей воспитало достойных учеников, продолжателей традиций отечественной педагогики. Примером лучших учителей служат участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года», символом которого является пеликан, олицетворяющий самоотверженную, родительскую любовь. Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики.

Девиз конкурса «Учитель года России» − «Учить и учиться» − отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений педагогики.

В конкурсе «Учитель года России−2021» принимало участие 85 учителей из всех регионов нашей страны.

Победителем конкурса стала учитель физики из г. Тюмени Екатерина Сергеевна Костылева.

Именно поэтому конкурс «Учитель года России – 2022» проходит в г. Тюмени, и 5 октября 2022 года мы узнаем имя нового победителя.

      О школе, которой отдают свою любовь, свое время, свою жизнь победители конкурса, сложено немало историй, легенд. Все ли они правдивы? Хорошо ли мы знаем школу и всё, что имеет к ней отношение?

Интерактивное задание «Своя игра» (приложение 2)

на примере информации о победителях ежегодного конкурса «Учитель года»

затронуть

тематику    об

ответственности

людей этой профессии, о роли учителя в прошлом и настоящем России.

 

 

 

      О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России»?

Что особенного в этом учителе победителе конкурса “Учитель   года”?

Какими качествами обладает такой учитель?

Как вы думаете, есть ли у вас эти качества?

Задумывались ли вы над выбором профессии Учитель?

Подумайте, каким   должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками                                     будет строить будущее нашей страны.

Только ли в образовательной организации (школе, колледже, университете) можно встретить наставника?

И кто этот человек наставник?

Кого в своей жизни (из учителей или других людей) вы можете сегодня назвать своими наставниками и почему?

Для кого вы сами можете быть наставником?

Сложный вопрос для самого себя - чему я могу научить? Как бы вы на него ответили?

      Наставником может быть не только педагог- профессионал. В нашей стране есть самые разные программы для тех, кто хочет быть наставником в воспитании человека и гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться, осваивать те ценности, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни стать достойными людьми.

Вот пример –конкурс на вожатское мастерство (его проводит

Всероссийский детский центр «Орленок»), проект «Орлята России», другие проекты…

Если у вас есть понимание, что вы готовы оказывать помощь и давать советы другим, влиять на личностный или, например профессиональный рост других людей, вам стоит задуматься, чтобы найти себя в этой деятельности.

Работа в группах. Приложение 3

осмысление учащимися роли педагога в жизни человека, определение направлений выбора будущей профессии. Обладают ли учащиеся такими качествами личности, которые позволят им стать наставниками в будущем. Беседа о роли наставника, о проектах для молодых наставников, которые действуют в нашей стране.

 

Заключительная часть

5 мин

Какие факты, какая информация удивили вас?

О чём бы вы хотели спросить своего учителя, преподавателя?

О каком учителе или преподавателе вам хотелось бы рассказать?

           «Педагог – профессия дальнего действия, главная на Земле» – всем нам известны эти строки. Кто-то, выбирая свой дальнейший путь, возможно, задумается о выборе профессии учителя.

Подумайте (напишите), каким должен быть педагог XXI века, педагог, который вместе со своими обучающимися будет строить счастливое будущее нашей страны. Каким бы вы были учителем, какими качествами для этого надо обладать.

Понимание учащимися ценности социального служения, важности наставничества, уважения к профессии учителя.

 

Приложение 1.

Текст к видео

Педагог - наставник оказывает большое влияние на жизнь ребенка, развитие его личности, его становление в обществе.

Успешные личности тоже были когда-то школьниками, у них тоже были наставники-учителя, о которых они спустя годы вспоминают с теплом и уважением.

Известный пианист Денис Мацуев, лауреат международных музыкальных конкурсов, народный артист России помнит всех своих преподавателей, начиная со своего отца, который был для него самым главным учителем.

«Я всегда говорил, что важно…, чтобы был человек, мнению которого ты доверяешь», сказал он.

Пианист вспоминает о своей школе: «Весь класс был одной семьей. Любой мог прийти в любое время, хоть на дачу, хоть домой, и получить не только профессиональные советы, но и жизненные, самые важные».

Лауреат Нобелевской премии по физике, известный учёный Жорес Иванович Алферов вспоминал о своих школьных учителях так:

«В нашей школе собрался очень сильный учительский коллектив. Были потрясающий учитель физики Яков Борисович, великолепная учительница литературы, прекрасная учительница географии.

Яков Борисович не представлял, как можно физику не любить. Лаборатории у нас не было, кабинета физического не было, он приходил и читал два урока-лекции. И никого не спрашивал.

В конце четверти раздавал контрольную, по результатам которой выставлял четвертные оценки. Я получал то пятёрку, то четвёрку.

        А в третьей четверти девятого класса вдруг получил три с плюсом…

Я пришёл расстроенный домой, рассказал об этом маме, мама на родительском собрании подошла к учителю и сказала, что ее сын очень любит   физику и огорчён этой тройкой. Ему это крайне не понравилось.

На следующей лекции он сказал: «Некоторые тут недовольны моими оценками, Алферов – к доске». Опрос продолжался в течение двух уроков. Наконец Яков Борисович закончил и сказал: «Хорошо, физику вы знаете» – и поставил мне 4 с плюсом.

         А после этого до самого окончания школы было так: он что-то рассказывает на уроке и вдруг обращается ко мне: «А что думает Алфёров?»                Я вставал и говорил, что мог, и тут же в журнале появлялась жирная пятёрка».

        Многие люди отмечают влияние личности учителя на их судьбы, многие признательны своим первым наставникам.

         Трудно даже представить, как много душевных сил и заботы вкладывают учителя в своих учеников. Недаром говорят, что педагог это не профессия, а призвание, а символом конкурса «Учитель года» является пеликан, олицетворяющий самоотверженную, родительскую любовь.

 

Приложение 2

Интерактивное задание «Своя игра»

1.                 Что означает слово «педагогика» в переводе с греческого? Выберите                                   ответ.

«детоведение»

«наука о ребенке»

«обучение человека»

 

2.                 Во всех странах учителя ставят оценки от 1 до 5? Выберите ответ.

Верно, во всех странах учителя ставят оценки по Болонской системе от 1 до 5                                               

Неверно, во всех странах учителя ставят числовые оценки (от 1 до 5 или от 1 до 20)

Неверно, в разных странах учителя используют разные системы оценки (буквы, числа)

(Нет, неверно: в США учеников оценивают, используя буквы (A, B, C, D), во Франции – 20-бальная система оценивания)

3.                 Где и когда появились первые школы? Выберите ответ.

в странах Востока в IV тысячелетии до н. э.

в странах Азии в IV тысячелетии н.э. в странах Европы в II тысячелетии н.э.

(Да, верно: учитель одна из самых древних профессий в мире)

4.                 Что означало древнегреческое слово «школа»? Выберите ответ.

«отдых», «досуг»

«мудрость», «обучение»

«беседа», «общение»

5.                 Когда на Руси появились первые школы? Выберите ответ.

в XIII веке, при Александре Невском

после Крещения Руси, при Владимире I

в XVII веке, при Петре I

 

6.                 Продолжите предложение

В России праздник «День Учителя» официально отмечали…

начиная с эпохи Просвещения, при Екатерине II

праздник начали официально отмечать в Советском Союзе, с 1965 года

праздник отмечают с 1991 года, когда была основана Российская Федерация

 

7.                 День Учителя имеет статус международного праздника? Выберите ответ.

Нет, День Учителя отмечается только в России с 1965 года

День Учителя отмечается 5 октября в странах, входящих в состав СНГ

День Учителя отмечают во всем мире с 1994 года

 

8.                 Во всех странах учителей-женщин больше, чем учителей-мужчин? Выберите ответ.

Верно, процентное соотношение женщин в этой профессии больше во всем мире

Неверно, в Японии процент женщин-преподавателей составляет 32%

 

9.                 Продолжите предложение В XVIII начале XIX века дворянские дети получали домашнее образование от русских преподавателей…

от русских преподавателей

от русских преподавателей и французских гувернанток от гувернеров немцев, англичан, итальянцев

от гувернеров немцев, англичан, итальянцев, французов

(Нет, неверно: среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы)

 

10.             Как называли учителя арифметики в Древнем Риме? Выберите ответ.

«калькулятором»

«мудрым»

«вычисляющим»

«арифметосом»

(Да, верно: Calculus на латыни означает небольшой камень. Маленькие камушки использовали для счета)

 

Приложение 3

«КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ УЧИТЕЛЮ?»

Задание для группы 1

           Прочитайте краткие сведения о педагоге-новаторе, педагоге- наставнике Викторе Фёдоровиче Шаталове. Опираясь на содержание прочитанного текста, сформулируйте, какими качествами обладал этот человек как учитель-наставник. Сделайте сообщение о Викторе Фёдоровиче Шаталове, опираясь на прочитанные вами материалы и сделанные вами выводы.

Вы можете использовать приёмы удержания внимания, начиная, например, свой рассказ так: «Знаете ли вы, что…» или «Пять фактов о…»

 

Виктор Фёдорович Шаталов (1 мая 1927, Сталин20 ноября 2020, Донецк) советский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Участник Великой Отечественной войны.

           С 1951 года работал в школе преподавателем математики и директором, окончил Сталинский педагогический институт (ныне Донецкий национальный университет).

           Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

           Вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР и Академии педагогических наук СССР в Донецке. С 1992 года работал доцентом Института последипломного образования в Донецке – повышал квалификацию учителей математики, физики, астрономии. Был профессором Донецкого института социального образования, где читал курс педагогического мастерства для   студентов.

            Автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики   сотрудничества. Имеет более шестидесяти опубликованных книг том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979 г.; «Педагогическая проза», 1980 г.; «Точка   опоры», 1987 г.).

            В 2014 году стал гражданином Донецкой Народной Республики. Состоял                                                                                                       в Союзе писателей Донецкой Народной Республики.

           Несколько десятилетий В. Ф. Шаталов активно делился своим опытом с коллегами, которые во многом распространили его систему на все школьные предметы не только средней и старшей школы, но и начальной. Учителя Шаталова с большой признательностью вспоминают все его ученики и школьники, и учителя. И все отмечают его терпеливость и внимательность по отношению к каждому ученику, его стремление, чтобы каждый его ученик почувствовал себя успешным. А еще его необыкновенную собранность, прямоту, принципиальность и последовательность в отстаивании своих взглядов, в выстраивании траектории обучения его учеников.

            Сам Виктор Фёдорович, несмотря на высокие звания и регалии, оставался                                                                 скромным человеком и полностью отдавался своей профессии, реализуя свои   врождённые свойства с полной отдачей. Он был очень требовательным к себе   самому. Не останавливался на достигнутом, делом его жизни было научить как                                                                          можно больше учителей преподавать точные науки так, чтобы их мог постичь любой ребёнок, ведь, по его убеждению, математикой может овладеть каждый ученик, разным будет только время учёбы и уровень достижений. И поэтому каждого ребёнка он умел поднять до своего уровня, всегда говорил с каждым учеником как со взрослым.

             Ученики вспоминают, что благодаря его чуткому отношению к ученикам   двоечники и троечники становились отличниками, исправляли не только отметки в дневниках и знания по математике, но и своё поведение. Особо они отмечают силу его примера. Например, слабенький мальчик не умел отжиматься. Шаталов подходил и отжимался рядом с ним, подбадривал. И ребёнок начинал стараться изо всех сил, чтобы подтянуться за учителем. А чего стоит его тихий опрос: ученик отвечает тихо, стоя рядом с учителем, так что его ошибки, если они есть, слышит только учитель и не говорит о них классу. Как этот метод поддерживал стеснительных и неуверенных в себе троечников и двоечников!

 

Задание для группы 2.

           Прочитайте краткие сведения о педагоге-новаторе, педагоге- наставнике Викторе Фёдоровиче Шаталове. Опираясь на содержание прочитанного текста, сформулируйте, какими качествами обладал этот человек как учитель-наставник. Сделайте сообщение о Викторе Фёдоровиче Шаталове, опираясь на прочитанные вами материалы и сделанные вами выводы.

          Вы можете использовать приёмы удержания внимания, начиная, например, свой рассказ так: «Знаете ли вы, что…» или «Пять фактов о…»

 

Виктор Фёдорович Шаталов (1 мая 1927, Сталин − 20 ноября 2020, Донецк) советский и украинский педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Участник Великой Отечественной войны.

            С 1951 года работал в школе преподавателем математики и директором, окончил Сталинский педагогический институт (ныне Донецкий национальный университет).

            Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

            Вёл экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ педагогики Украинской ССР и Академии педагогических наук СССР в Донецке. С 1992 года работал доцентом Института последипломного образования в Донецке – повышал квалификацию учителей математики, физики, астрономии. Был профессором Донецкого института социального образования, где читал курс педагогического мастерства для студентов.

            Автор системы эффективного обучения, построенной на базе педагогики сотрудничества. Имеет более шестидесяти опубликованных книг том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979 г.; «Педагогическая проза», 1980 г.; «Точка   опоры», 1987 г.).

           В 2014 году стал гражданином Донецкой Народной Республики. Состоял в Союзе писателей Донецкой Народной Республики.

            Многие педагогические находки В. Ф. Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям. Его педагогическими открытиями сегодня активно пользуется образование Японии, Китая и ряда других стран мира.

           В 2000 году в Москве при участии В. Ф. Шаталова было открыто учебное   заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова». В этой школе преподают ученики и последователи педагога, для которых он стал мудрым и чутким наставником, которые пришли в своё время к нему учиться педагогическому мастерству даже из других профессий. Они сохраняют Шаталовские принципы и правила в обучении своим предметам.

          Его главный девиз − никаких упрощений. Можно только усложнять. И нужно усложнять. При этом хороши любые методы, как интенсивные, так и экстенсивные. Да, следует вводить индивидуальные учебные пособия, заниматься с каждым учеником по особой программе, но в любом случае практически всё время школьника должно быть посвящено приобретению знаний.

           Главная цель − получение качественного образования, и в достижении этой цели все заинтересованы одинаково. И сам ученик, и преподаватель, и его товарищи по классу. А потому систематические взаимопроверки, они являются залогом успеха каждого ученика. Они идут на пользу не только проверяемому, но и проверяющему он, посвящая больше времени образовательному процессу, оказывается вовлечённым в него ещё в одном качестве и сам ещё лучше усваивает материал.

           Метод Шаталова включал в себя повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, технологию конспектирования и даже спортивные занятия. Без традиционных и, что греха таить, скучноватых форм обучения никуда не денешься. Та же зубрёжка − без неё даже таблицу умножения не освоишь. Но там, где может найтись место игре, её просто необходимо внедрять. Главное же − всё это должно быть увлекательным. Именно увлечённость, по глубокому убеждению учителя-наставника, больше всего прочего ведёт ученика к новым свершениям. Гарантией же вовлечённости должна быть творческая атмосфера, созданная учителем в классе. Виктор Фёдорович называл это «принципом солёного огурца». И пояснял: «Если в банку с соленой водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солеными».

 

Задание для группы 3.

           Прочитайте словарные статьи о словах «наставник» и «учитель» из двух современных толковых словарей русского языка (под редакцией С.А. Кузнецова и Т.Ф. Ефремовой) и фрагмент статьи о качествах наставника на интернет-платформе «Россия — страна возможностей». Опираясь на прочитанные вами материалы, составьте список личностных качеств, которыми должен обладать человек, чтобы стать чьим-то наставником, чтобы научить чему-то другого человека (при необходимости дополните список качеств, опираясь на свой жизненный опыт). Приведите конкретные примеры ситуаций, в которых вы могли бы стать для кого-то наставником.

        Вы можете использовать приёмы удержания внимания, начиная, например, свой рассказ так: «Знаете ли вы, что…» или «Пять фактов о…»

 

1. Большой    толковый     словарь     русского     языка     под     ред. С.А. Кузнецова, 2014 г.:

НАСТАВНИК, -а; м. Воспитатель, учитель. Молодёжный н. Н. юношества. Классный н. России до 1917 г.: классный воспитатель в гимназии, реальном училище). Н. сборной команды по футболу. Мастер- наставник. Капитан-наставник (во флоте). <Наставница, -ы; ж.

УЧИТЕЛЬ, -я; мн. учителя, -ей; м. 1. Тот, кто преподаёт какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. У. математики, физики. У. по русскому языку, по природоведению. Сельский у. Курсы повышения квалификации учителей. У. средней школы. У. начальных, старших классов. Молодой, опытный, строгий у. Домашний у. (гувернёр или репетитор). Дом учителя (дворец культуры или клуб для преподавателей). 2. Человек, обладающий высоким авторитетом для кого-л. в какой-л. области, имеющий последователей. Превзойти своего учителя в чём-л. Вы наш у. и наставник!

<Учительница, -ы; ж.

 

2. Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой, 2000 г.:

Наставник, м.

1. Опытный рабочий, мастер, обучающий молодёжь на производстве.

2. Руководитель, учитель

Учитель м.

1.  Тот, кто занимается преподаванием какого-либо предмета в школе, преподаватель. || Тот, кто обучает, учит чему-либо.

2.  Тот, кто научил или учит чему-либо, кто оказывает или оказывал влияние на развитие кого-либо или чего-либо, воспитатель, наставник.

3.  Тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей.

3. Фрагмент статьи на интернет-платформе «Россия страна возможностей» (автономная некоммерческая организация, созданная в 2018 году по инициативе Президента России Владимира Путина):

«Наставничество непростое дело, требующее от человека эмоциональной и физической подготовки, сил и времени. Поэтому в первую очередь важно, чтобы человек, желающий наставлять других, действительно хотел этим заниматься и никто его не принуждал к работе. Какими ещё критериями должен обладать специалист рассмотрим в этой статье.

Профессионализм и наличие опыта

Главный критерий, позволяющий специалисту обучать других людей, — обладание профессиональными знаниями. Уровень опыта наставника должен быть значительно выше навыков его подопечного. В таком случае взаимодействие двух сторон будет продуктивным и полезным.

Умение учить и передавать знания

Недостаточно иметь богатый опыт за плечами, чтобы качественно обучать подопечных. Среди наставников встречаются такие, которые обладают колоссальными знаниями, но не могут доступно донести тему. Или считают, что «объяснять нечего — и так все предельно понятно». Работать с таким учителем одна сплошная головная боль. Чтобы новые знания усваивались легко и эффективно, наставнику необходимо уметь налаживать контакт с людьми и прислушиваться к их проблемам, быть лояльным и наблюдательным.

Лидерство и оказание влияния

В процессе обучения важно не только понятно объяснять материал, но и увлечь рассказом, повести за собой учеников и замотивировать их к обучению. Без навыков лидерства и способности убеждать точно не обойтись. Однако наставник не должен быть слишком самоуверенным и считать, что его методы решения вопросов единственно верные.

Ответственность и организованность

Любое серьёзное дело начинается с организации процессов и взятия на себя ответственности за результат. Не с вдохновения, фантазии или

гениальности, а именно с организованности. Для этого нужно составить чёткий план задач и действий, которые необходимо выполнить двум сторонам в обязательном порядке. Наставник должен понимать, что он тоже отвечает за результат подопечного и от их совместной работы зависит успех человека.

Эмоциональный интеллект

Эта компетенция позволяет контролировать и управлять таким огромным ресурсом, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции ученика помогут сделать процесс обучения лёгким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели».

 

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/8/grade/1011/


 

Скачано с www.znanio.ru