День конституции РФ

  • Игры
  • Конкурсы
  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Конституция - основной закон страны» Цели:  1. формирование представления о важности соблюдения законов государства; 2. развитие гражданско-правового образования учащихся; 3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания; 4. приобретение навыков правовой культуры; 5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Иконка файла материала Kl_chas_Konstitutsia_-_osnovnoy_zakon_strany_Gazarova_I_M.docx
Цели:  Тема: «Конституция ­  основной  закон страны» 1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;  2. развитие гражданско­правового образования учащихся;  3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания; 4. 5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения  приобретение навыков правовой культуры;  работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли. Хорошая конституция несравненно лучше самого лучшего деспота. Томас Маколей Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.  Никола Мальбранш. Оборудование: презентация, интерактивная доска, тексты Конституции. Ход классного часа:  Вступительное слово учителя: Добрый день друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года. В 2013  году наша страна отмечает 20­летие российской Конституции. Сегодня наш классный час  посвящен Конституции – основному закону государства. Начать наш классный час я хочу  со строк посвященных нашей Родине – России.   Ученица   читает   стихотворение   Сергея   Васильева   «Россия».   Стихотворение сопровождается показами слайдов (2­12) Россия… Как из песни слово,  Берёзок юная листва,  Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа­ Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть, Люблю всё то, что называют Одним широким слово Русь.  Учитель: Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую   юридическую   силу,   прямое   действие   и   верховенство   на   всей   территории Российской   Федерации   политико­правовой   акт,   посредством   которого   народ   учредил основные   принципы   устройства   общества   и   государства,   определил   субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите,   а   зачем   нужны   законы?   (Чтобы   был   порядок.   Не   будет   закона,   будет   много преступлений.) – А кто знает, что такое Конституция? Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. Слайд 15 Учитель: Правильно.  В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает  «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много  законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово  «Конституция» пишется с заглавной буквы.Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.     В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР  была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования  Союза Советских Социалистических Республик, ­ вторая. Развитие страны вело за собой и  совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. слайд  Скажите а когда была принята Конституция РФ? Совершенно верно   последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года.  Слайд 17 Перед вами на столах тексты Конституции. Откройте первую страницу Конституции. Эта  преамбула, т. е.  вступление в документ. В ней говорится, как была принята Конституция.  Давайте зачитаем вслух. слайд 19            «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,  сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных  принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам  любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную  государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,  стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за  свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового  сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».  Сегодня  я хочу познакомить  вас с  основными положениями Конституции Российской  Федерации.    Но сначала давайте   познакомимся со структурой документа. Для этого откроем  оглавление. ­ Сколько разделов составляет документ? Глав? Статей? Слайд 20 Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. – В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что  значит слово «федерация»? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Слайд 21 Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А  вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие  народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные  области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию –  добровольный союз равноправных народов нашей страны.   Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Давайте с  вами назовем национальности, проживающие в России. Не зависимо от национальности   всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране  равноправны. Откройте ст. 19. Что в ней записано?  Учащиеся зачитывают ст.19  слайд 22  «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям».  Вы всегда должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего­либо  достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство. Учитель: В статье 1 Конституции записано Россия демократическое государство. А что означает слово «демократия»?«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или  «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может  участвовать в управлении государством.    Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов  в Государственную Думу.   Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Кто может стать президентом  России? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Президент России – это глава государства. До 2012 г  президент  избирался   всенародным голосованием  на 4 года. С 2012 г. избирается на 6 лет. Он руководит нашей  страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает  договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил ­  Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий  впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть  избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в  Российской Федерации не менее 10 лет, не более двух сроков подряд». Слайд 24 Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Но президент не управляет страной один. В нашей стране существует принцип  разделения властей ­ на законодательную, исполнительную и судебную. Что означает – законодательная власть? Какой орган в нашей стране осуществляет  законодательную власть. Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Правильно – Государственная Дума. С 2011 г.   Государственная Дума  выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии  каких­либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для  нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная  власть. Как вы думаете. Чем она занимается?  Статья 19. 1 Все равны перед законом и судом. 2 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола,  национальности, происхождения. 3 Мужчины и женщины имеют равные права.  Заслушиваются ответы учащихся. Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов  исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает  права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как  отмечено в статье 118 Конституции России. А сейчас снова обратимся к тексту Конституции.  II глава Конституции посвящена правам  и обязанностям человека и гражданина.   Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?   Учитель: Право – это узаконенная возможность что­нибудь делать, осуществлять, а  обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их  различие.    Сколько статей включает в себя II глава Конституции? ( более 50 статей)  Права даются в  совокупности со свободами. Какими же правами обладает гражданин России?Заслушиваются ответы учащихся и заполняется таблица. Слайд 25 Права и свободы граждан Право на жизнь Обязанности граждан Обязанность сохранять природу и  окружающую среду Обязанность защищать Родину Право на защиту своей чести и доброго  имени Право личную неприкосновенность Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги Обязанность соблюдать законы       Право на свободное передвижение   Свобода совести, свобода вероисповедании Свобода мысли и слова Право избирать и быть избранным   Право на труд Право на отдых Право на получение социальной помощи   Право на охрану здоровья и медицинскую  помощь  Право на образование Право на получение юридической помощи Свобода информации Свобода творчества         Учитель: Конституция  защищает права детей и родителей, дает родителям равные  права на воспитание детей. Защищает детей от физического, морального и сексуального  насилия.   Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность.      Государство защищает детей оставшихся без родителей.  Задача государства соблюдать и защищать права людей, не оставлять в беде граждан  своего государства.   События последних лет пожары в Центральной России, наводнение   на юге, наводнение на Дальнем Востоке показывают, что без поддержки, помощи  государства граждане все таки обойтись не могут и задача государства оправдывать  надежды своих граждан. А теперь я предлагаю вам в шуточной форме закрепить наши знания о правах и свободах  людей. Так как у нас два класса 7и8, я предлагаю ребятам образовать две команды «Право» и  «Закон» 1 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»  слайды 23­33 Команды должны отвечать на вопросы. Какая команда первой поднимет руку, той и  представляется право ответить. Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом  воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений. Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры  нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.  Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская  Золушку на бал?      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким  правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись  в дом козы?       ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища. 2Конкурс  «Отгадай сказку». Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не знает ответа право ответить  предоставляется  соперникам. 1 В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из­за безмерной  тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) 2 В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение  индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок». 3 Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем  стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого  героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком  герое идёт речь? (Буратино) 4 В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих  домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка». 5 В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ:  «Лягушка­путешественница». 6 Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на  неприкосновенность жилища. 7 Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке  «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак. 8 Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование. Подсчитываются баллы, подводится итог. Поздравление победителям Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно  такие же! Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть,  но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно  многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах,  сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой  труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству  оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую  Россию, преумножить её славу и беречь её богатства. Закончить наш классный час я хочу строками, посвященными нашей Конституции. Ученики читают четверостишия стихотворения (слайды 35­38) Права, свободы человека — Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Канонам следовать должны.

Посмотрите также