Тема: «Конституция - основной закон страны»
Цели:
1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;
2. развитие гражданско-правового образования учащихся;
3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
4. приобретение навыков правовой культуры;
5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Цели:
Тема: «Конституция основной закон страны»
1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;
2. развитие гражданскоправового образования учащихся;
3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
4.
5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения
приобретение навыков правовой культуры;
работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Хорошая конституция несравненно лучше самого лучшего деспота.
Томас Маколей
Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.
Никола Мальбранш.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, тексты Конституции.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя:
Добрый день друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года. В 2013
году наша страна отмечает 20летие российской Конституции. Сегодня наш классный час
посвящен Конституции – основному закону государства. Начать наш классный час я хочу
со строк посвященных нашей Родине – России.
Ученица читает стихотворение Сергея Васильева «Россия». Стихотворение
сопровождается показами слайдов (212)
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь.
Учитель:
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий
высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории
Российской Федерации политикоправовой акт, посредством которого народ учредил
основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты
государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством
права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие.
Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много
преступлений.)
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. Слайд 15
Учитель: Правильно. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает
«устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много
законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём,
записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово
«Конституция» пишется с заглавной буквы. Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР
была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования
Союза Советских Социалистических Республик, вторая. Развитие страны вело за собой и
совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. слайд
Скажите а когда была принята Конституция РФ?
Совершенно верно последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. Слайд 17
Перед вами на столах тексты Конституции. Откройте первую страницу Конституции. Эта
преамбула, т. е. вступление в документ. В ней говорится, как была принята Конституция.
Давайте зачитаем вслух. слайд 19
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой
на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных
принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам
любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную
государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за
свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Сегодня я хочу познакомить вас с основными положениями Конституции Российской
Федерации.
Но сначала давайте познакомимся со структурой документа. Для этого откроем
оглавление.
Сколько разделов составляет документ? Глав? Статей? Слайд 20
Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что
значит слово «федерация»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Слайд 21
Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А
вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие
народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные
области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию –
добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Давайте с
вами назовем национальности, проживающие в России. Не зависимо от национальности
всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране
равноправны. Откройте ст. 19. Что в ней записано?
Учащиеся зачитывают ст.19 слайд 22
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям».
Вы всегда должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьеголибо
достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Учитель: В статье 1 Конституции записано Россия демократическое государство.
А что означает слово «демократия»? «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или
«народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может
участвовать в управлении государством.
Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов
в Государственную Думу.
Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Кто может стать президентом
России?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Президент России – это глава государства. До 2012 г президент избирался
всенародным голосованием на 4 года. С 2012 г. избирается на 6 лет. Он руководит нашей
страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает
договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил
Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий
впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права
и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть
избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет, не более двух сроков подряд». Слайд 24
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Но президент не управляет страной один. В нашей стране существует принцип
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Что означает – законодательная власть? Какой орган в нашей стране осуществляет
законодательную власть.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно – Государственная Дума. С 2011 г. Государственная Дума
выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии
какихлибо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для
нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.
Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная
власть. Как вы думаете. Чем она занимается?
Статья 19.
1 Все равны перед законом и судом.
2 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола,
национальности, происхождения.
3 Мужчины и женщины имеют равные права.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов
исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает
права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как
отмечено в статье 118 Конституции России.
А сейчас снова обратимся к тексту Конституции. II глава Конституции посвящена правам
и обязанностям человека и гражданина.
Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Учитель: Право – это узаконенная возможность чтонибудь делать, осуществлять, а
обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их
различие.
Сколько статей включает в себя II глава Конституции? ( более 50 статей) Права даются в
совокупности со свободами. Какими же правами обладает гражданин России? Заслушиваются ответы учащихся и заполняется таблица. Слайд 25
Права и свободы граждан
Право на жизнь
Обязанности граждан
Обязанность сохранять природу и
окружающую среду
Обязанность защищать Родину
Право на защиту своей чести и доброго
имени
Право личную неприкосновенность
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Обязанность соблюдать законы
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповедании
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую
помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества
Учитель: Конституция защищает права детей и родителей, дает родителям равные
права на воспитание детей. Защищает детей от физического, морального и сексуального
насилия. Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность.
Государство защищает детей оставшихся без родителей.
Задача государства соблюдать и защищать права людей, не оставлять в беде граждан
своего государства. События последних лет пожары в Центральной России, наводнение
на юге, наводнение на Дальнем Востоке показывают, что без поддержки, помощи
государства граждане все таки обойтись не могут и задача государства оправдывать
надежды своих граждан.
А теперь я предлагаю вам в шуточной форме закрепить наши знания о правах и свободах
людей.
Так как у нас два класса 7и8, я предлагаю ребятам образовать две команды «Право» и
«Закон»
1 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» слайды 2333
Команды должны отвечать на вопросы. Какая команда первой поднимет руку, той и
представляется право ответить.
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом
воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры
нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская
Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким
правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись
в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
2Конкурс «Отгадай сказку».
Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не знает ответа право ответить
предоставляется соперникам.
1 В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения
и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все изза безмерной
тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2 В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение
индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
3 Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем
стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого
героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком
герое идёт речь? (Буратино)
4 В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих
домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5 В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения,
совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ:
«Лягушкапутешественница».
6 Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на
неприкосновенность жилища.
7 Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке
«Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
8 Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:
правом на образование.
Подсчитываются баллы, подводится итог. Поздравление победителям
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно
такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно
многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах,
сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой
труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству
оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую
Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
Закончить наш классный час я хочу строками, посвященными нашей Конституции.
Ученики читают четверостишия стихотворения (слайды 3538)
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
День конституции РФ
День конституции РФ
День конституции РФ
День конституции РФ
День конституции РФ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.