МАДОУ ДС №4 «Сказка»
Деревья нашего края
(экологический проект)
Подготовила:
Воспитатель высшей категории:
Бенько Марина Алексеевна
г. Нижневартовск
Актуальность:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе.
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое - «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде».
Суть проекта: формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, можно получить поистине неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье
Проблема:
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных.
А ведь деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Цели проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, с их пользой, применением.
Задачи проекта:
Формировать представления о деревьях, их взаимосвязь в природе, их значимости в жизни человека, применении.
Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Длительность проекта:
краткосрочный
Проектная идея:
Обратить внимание детей и родителей на растения постоянно нас окружающие. Подвести к восприятию деревьев, как живых объектов. Доказать важную роль деревьев в нашей жизни. Совместно с родителями подготовить и провести презентации детских проектов по данной теме.
Гипотеза:
Воспитанники группы, узнав о пользе деревьев, будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта:
Дети младшей группы, родители и педагог группы Бенько М.А.
Ожидаемый результат:
Осознанно правильное отношение детей к деревьям.
Сформированные знания о деревьях.
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способы оценки:
Наблюдения, беседы, анализ продуктов творческой и практической деятельности детей.
I этап
Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта:
- составление перспективного плана проведения НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
- подборка художественной и познавательной литературы для чтения детям (Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи; подборка сказок о деревьях из интернета, энциклопедия для дошкольников)
Совершенствование развивающей среды:
- подобрать демонстрационный материал: «Деревья нашего края», «Этажи леса», «Как ходят деревья», репродукции картин русских художников: пейзажи Левитана, Саврасов «Грачи прилетели»;
- подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Работа с родителями: проведение консультации на тему «Экологическое воспитание дошкольников», обсуждение организации экскурсии в осенний парк.
Проведение мониторинга с детьми.
II этап
Реализация проекта.
Непосредственно-организованная деятельность по составленному перспективному плану; исследовательская деятельность родителей и детей (мини проект); проведение бесед по тематике проекта, организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр; проведение экскурсии в парке Гренада (смешанный лес), трудовая деятельность детей, организация работы с родителями детей группы (изготовление кормушек - выставка «Подарок птицам»).
III этап
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
1. Организация праздника «Знатоки деревьев» - викторина для родителей и детей, презентация детского мини проекта, награждение команд за участие и подготовку проекта.
2. Выставка художественных работ детей, альбома «Деревья нашего края», альбома детских рисунков «Правила поведения на природе», альбома с гербариями, поделок из природного материала.
Схема осуществления проекта «Дерево»
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевая игра «Мебельный салон», "Экскурсия в парк", «Школа молодого лесника», МЧС «Пожар в лесу». Настольно – печатные игры: «Чей листочек», «От какой ветки детка?», «Части дерева», "Четвертый лишний"; Игры-драматизации по произведениям: «Гуси-лебеди». Дидактические игры: "Найди дерево по описанию" "Что такое хорошо и что такое плохо", «Экологический светофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится», "Расскажи о дереве" (составление описательного рассказа по схеме) Подвижные игры: "Найди такой же лист", "Кто быстрее найдет клен, ель, дуб, березу", "Найди пару". |
Здоровье и физическое развитие |
Прогулка в парке: ознакомление детей с деревьями смешанного леса, подвижные игры «Беги к дереву, которое назову», «Экологический ОМОН» - сбор мусора, операция «Подарок птицам»- развешивание кормушек для птиц, сбор листьев, шишек, веточек для поделок, чаепитие с листьями смородины. - беседа о целебных свойствах деревьев. |
Труд |
Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на участке, подкормка птиц. -Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария. -Уборка сломанных веток на участке. -Побелка ствола деревьев детьми на садовых участках, уход за посаженными деревьями, обертывание молодых деревьев на зиму (совместно с родителями) |
Музыка |
Хоровод «Березонька», песня «Калинка», музыкальная композиция Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », песня Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой |
Развитие речи |
«Деревья нашего края» - составление описательного рассказа о деревьях по алгоритму; творческое рассказывание «Чем мне нравится это дерево?», «Друзья дерева» сочинение сказок о дереве Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и яблони». |
Ознакомление с окружающим |
Деревья – уточнить и закрепить знания о деревьях; упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа. Береги природу - Познакомить с профессиями людей занимающихся охраной природы, формировать представления о природе, как едином целом. Наш общий дом - Учить находить взаимосвязь живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать умения наблюдать, описывать строить предположения «Путешествие по этажам леса» - Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории: верхний ярус – сосны; ярус ниже – лиственные деревья, ели; ещё ниже – высокие кустарники и подрастающие деревья; нижний ярус – травы, ягодные кустарники, мох; ярус под землёй – корни растений и деревьев. «Правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?»- Выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги. «Откуда к нам пришла мебель?»: Уточнить и расширить представления детей о мебели. |
ОБЖ |
Будем беречь, и охранять природу - Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. Взаимосвязь и взаимодействие в природе - Развить у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. |
Наблюдения |
- Наблюдение за тенью дерева, ее движением - Сколько листьев на дереве, сколько под ним - С какого дерева листва облетает быстрее |
Исследовательская деятельность |
Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и ствол; изучаем цветки (соцветия); корни; изучаем плоды и семена; животных, связанных с деревом; почву. |
Опытно-экспериментальная деятельность |
Условия, необходимые для жизни дерева. «Может ли растение дышать?» Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании. Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода» |
Художественная литература |
Чтение детям стихотворений о деревьях «Рябина, Ива, Береза» И.Токмакова, «Сказка о крылатках», «Одежда для почек», «День рождение елочки»; сказка Б. Заходера «Почему деревья не ходят». Заучивание стихотворений С.Есенина «Пороша», «Береза», стихи, пословицы и поговорки о деревьях. |
Художественное творчество |
Рассматривание репродукций картин русских художников: пейзажи Левитана, Саврасов «Грачи прилетели»; Рисование «Деревья смотрят в озеро»- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки). «Осенние картины» - создание сюжетных композиций из природного материала - засушенных листьев, развитие чувства цвета и композиции. «Агитационный плакаты» - «Береги природу», «Не ломай ветки», «Сохрани лес» для сюжетно-ролевой игры «Школа молодого лесника». Аппликация «Лес, точно терем расписной…» - самостоятельный поиск оригинальных способов изображения кроны деревьев, составление многоярусной коллективной композиции Художественный труд «Отпечатки листьев» на слепке из соленого теста. Составление аранжировки из кленовых листьев "Необычный букет", изготовление бумажных деревьев «Питомник деревьев» для сюжетно-ролевой игры «Школа молодого лесника». |
Работа с родителями |
- «Экологические сказки» - подборка сказок о деревьях; - Экологический ОМОН с родителями – уборка мусора за территорией детского сада; - Видеотека «Это интересно – о деревьях», «Как появляются листья», «Почему листья желтеют»; - Создание альбома деревья нашего края; - Изготовление кормушек; - Совместное творчество «Поделки из природного материала»; - Участие в викторине «Знатоки деревьев»; - Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников». |
Продукт проекта |
Детский исследовательский проект «Друзья дерева» Создание альбомов: «Деревья нашего края», «Правила поведения на природе», «Гербарий», «Сказки о деревьях». |
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что большая экология – та, от которой зависит судьба планеты Земля, начинается с первых шагов маленьких ножек.
Приложение 1
Исследовательская деятельность
1.Знакомимся с деревьями:
-для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
-какова ширина дерева;
-есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
-есть ли у дерева семья;
-есть ли у дерева "детки";
-растут ли такие деревья в городе ещё;
-составление плана участка, на котором растет клен
2. Изучаем листья и крону:
-сколько на дереве листьев, какая крона;
-наблюдение за тенью дерева, ее движением;
-исследование листьев;
-исследование почек.
3.Изучаем кору и ствол:
-чем покрыт ствол;
-ширина, длина;
-что такое кора, для чего служит, какая она;
-чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя.);
-есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
-есть ли на коре следы, оставленные человеком;
-наблюдения за кольцами дерева.
4.Изучаем цветки (соцветия):
-время появления первых цветков;
-как растут цветки на дереве, хорошо ли заметны на дереве;
-чем пахнет цветок, когда сильнее пахнет - утром или вечером, в дождливую погоду или в сухую.
5.Изучаем корни:
-что держит дерево в земле;
-какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6.Изучаем плоды и семена:
-какие они, кто их разносит;
-для чего они нужны.
7.Изучаем животных, связанных с деревом:
-какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
-хорошо ли они заметны на дереве;
-какие домашние животные прибегают е дереву.
8.Изучаем почву:
-куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
-живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
-из чего состоит почва под деревом;
-есть ли вода в почве под деревом;
-подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.
9.Изучаем иней, дождь:
-как снег помогает деревьям;
-хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
-значение осадков для дерева;
-бывает ли на деревьях роса;
-дерево пьет воду, при этом часть ее испаряется с поверхности листьев;
-можно ли спрятаться под деревом от грозы.
Приложение 2
«Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»
Вода поднимается по стеблю благодаря тому, что растение пронизано тончайшими сосудами — капиллярами, по которым жидкость движется вверх тем быстрее, чем они тоньше.
В несколько стеклянных банок налейте воды и подкрасьте ее несколькими каплями чернил. Стебли или ветки разных растений срежьте острым ножом (предпочтительнее под водой) и поставьте в банки. Мало-помалу подкрашенная вода заполнит все сосуды растения, подымится по капиллярам. Обнаружить ее движение легко — изменится цвет прожилок на листьях. Если сделать на каждой ветке несколько поперечных срезов, то вы увидите, как расположены капилляры
Приложение 3
Вопросы мониторинга
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им?
Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)
Высокий уровень (8-9 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (5-7 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Низкий уровень (3-4 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Приложение 4
Перспективно-тематический план
1. Мудрое дерево. Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево”.
Цели: формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть ствол, переплетение веток.
Д/и «Назовите растение».
Цели: назвать растение, их отличия.
Чтение Е. Серова «Зелёная страна».
Цели: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях.
Д/и «Сравни».
Цели: каждый ребёнок должен рассказать о своём дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель».
2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес». Цели: Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.
Чтение худ. литературы А. Лопатина «Липкины дары».
Цели: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Наблюдение за деревом.
Цели: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Выставка детских работ.
Д/и «Узнаю деревце».
Цели: учить находить дерево по описанию.
Д/и «Картины природы»
Цели: расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование
«От семечек к дереву»
3. Зелёный мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.
Цели: Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
Беседа “Что мы знаем о деревьях и о берёзе в частности?”
Цели: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Выставка детских работ.
Д/и «Зелёный мир». Цели: закреплять знания детей о растениях.
Д/и Зоологическое домино».
Цели: закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево»
4. Листопад. Рисование “Цветёт сирень”. Цели: Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.
Совершенствовать технические приёмы рисования кистью: плашмя, концом, тычком.
Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева». Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад». Выставка детских работ.
Д/и «Где что зреет?»
Цели: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Рассматривание картин о лесных деревьях. Консультация «Экологическое воспитание в семье»
5. Жизнь дерева. ФКЦМ «Наши друзья». Цели: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цели: воспитывать бережное отношение к деревьям.
Опыт: наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.
Д/и «Чудесный мешочек».
Цели: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
П/и «Лесные пятнашки».
Цели: дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Воспитание любви к природе»
6. Кора деревьев. ФКЦМ «Кора деревьев».
Цели: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое
отношение к ним. Беседа на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цели: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
Отгадывание загадок о деревьях.
Выставка детских работ.
Д/и «Что лишнее». Цели: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клён, ель, ромашка).
Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно». Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.
7. От дерева к дереву. Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал».
Опыт «Как деревья спасают нас от жары».
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?»
Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
П/и «Найди своё дерево».
Цели: дети должны по сигналу взрослого найти своё дерево.
Д/и «Вершки-корешки».
Цели: учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.
8. Зелёный мир на окне. Рисование «Берёзка».
Цели: Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.
Чтение рассказа Н. Некрасова «Зелёный шум».
Цели: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам».
Д/и «Собери листья».
Цели: воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».
Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево». Цели: закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Д/и «Волшебный круг».
Цели: познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Зелёный мир на окне».
9. Русская берёзка. ФКЦМ «Люблю берёзку русскую».
Цели: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как берёзу использовали в древности?”.
Цели: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.
Чтение пословиц и поговорок о деревьях.
П/и «Найди такой же лист».
Цели: знакомство с природой, развивать двигательную активность.
Д/и «Найди лишнее».
Цели: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
10. Чудо-дерево. Аппликация «Волшебный лес».
Цели: Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев, изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.
Беседа «Красота природы бесценна». Цели: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Чтение сказки А. Прокофьева «Берёзка». Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом?». Цели: закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Д/и «Берёзка». Цели: учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.
Приложение 5
Загадки о деревьях и кустарниках
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Ёлки)
Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клён)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Гроздь красна, да не рябина.
Лист резной, да не калина.
Ядовитая она.
Это, братцы,... (бузина)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зелёный верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (берёзки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным мёдом лечит... (липа)
Шишки на зелёных лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Ёлочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Приложение 6
Пословицы и поговорки о деревьях
· Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
· От хорошего дерева — хороший плод.
· Дерево по плодам, а человек по делам познаётся.
· Кривое дерево не разогнётся прямо.
· Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
· Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
· При сухих щепках и сырое дерево разгорается.
· Но откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
· И на дереве лист на лист не приходится.
· Дерево держится корнями, а человек друзьями.
· Дерево не поранишь — соку не достанешь.
· Дерево дереву рознь.
· Дерево не поранишь — соку не достанешь.
· Дерево с огнём не дружит.
· Дерево срубишь — ветви сами упадут.
· Дерево с одного стуку не валится.
· Из одного дерева, да разные поделки.
· Кто деревцо посадит, тот человеку друг.
· Не беречь поросли — не видать и дерева.
· Не от добра дерево листья роняет.
· Под большим деревом и гриб вольготнее растёт.
· Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
· Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
· Старое дерево скрипит, да живёт.
Приложение 7
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём дереве, и сравнивает его
с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого
сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовём калину
ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями
украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на
праздничных скатертях.
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клёна)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырём? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
3. Дидактическая игра «Зелёный мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьёт влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды
дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья
одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений.
(например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие
плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении
рисунка.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают
пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам
и угощают их.
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и
т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно
ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель,
ромашка).
Подвижные игры на участке:
«Найди своё дерево». Цель: Для проведения игры
нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о
деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол,
форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на
несколько групп, каждая становится у определённого дерева. Обратите внимание
детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему
сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесёт: «Найди своё
дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед
началом игры.
«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту
игру вдвоём со своим ребёнком, можете – с группой детей. Во время этой игры
дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребёнку
лист клёна или берёзы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям
разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся
задание каждый раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки
со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву;
нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево;
нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди
прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придётся
сделать прыжков, чтобы достичь цели?
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи
дерева», «Осенняя берёзка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из
осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».
Чтение художественной литературы:
1. «Зелёная страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у
них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Организованная деятельность:
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о берёзе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в
частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется
дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растёт около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему
деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное
значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в
древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных.
Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили
деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них
носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу
используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев
берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы
и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зелёный
цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления
листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются
в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает
наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду
дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на
листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами
деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых
существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить
дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки
земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это
видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора
твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое
дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а
прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю берёзку русскую». (смотрим
приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в
вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим
приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов
«Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов –
Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен
о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о
живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно
рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за
растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации
(дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как
места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение
в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе.
Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение
детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию,
научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для
формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической
обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный
материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков,
коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой
цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ».
Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с
практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным
рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это
формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению
внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе.
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края,
об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное
отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и
чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной.
Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в
природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;
• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада,
высадке молодых саженцев;
• в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических
проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».
Приложение 8
Комплексное занятие в средней группе «Люблю берёзку русскую»
Цель: Продолжать формировать интерес детей к родной природе;
обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в
поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к
русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная
песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона
«Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Алёнка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная,
золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые
светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе
особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь
в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая
красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая,
гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая
красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок
и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали
пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая
берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих
картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из берёзы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой -
мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
Приложение 9
Загадки о деревьях и кустарниках
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Ёлки)
Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клён)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)
Гроздь красна, да не рябина.
Лист резной, да не калина.
Ядовитая она.
Это, братцы,... (бузина)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
Белый низ, зелёный верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (берёзки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным мёдом лечит... (липа)
Шишки на зелёных лапах,
От коры смолистый запах.
Тут и там иголочки.
Что же это? (Ёлочки)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку... (ель)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? (Каштан)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Приложение10
Пословицы и поговорки о деревьях
· Дерево скоро садят, да нескоро от него плоды едят.
· От хорошего дерева — хороший плод.
· Дерево по плодам, а человек по делам познаётся.
· Кривое дерево не разогнётся прямо.
· Нет такого дерева, чтоб на него птица не садилась.
· Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
· При сухих щепках и сырое дерево разгорается.
· Но откормить коня сухопарого, не отрастить дерева суховерхого.
· И на дереве лист на лист не приходится.
· Дерево держится корнями, а человек друзьями.
· Дерево не поранишь — соку не достанешь.
· Дерево дереву рознь.
· Дерево не поранишь — соку не достанешь.
· Дерево с огнём не дружит.
· Дерево срубишь — ветви сами упадут.
· Дерево с одного стуку не валится.
· Из одного дерева, да разные поделки.
· Кто деревцо посадит, тот человеку друг.
· Не беречь поросли — не видать и дерева.
· Не от добра дерево листья роняет.
· Под большим деревом и гриб вольготнее растёт.
· Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
· Сломить дерево — секунда, а вырастить — годы.
· Старое дерево скрипит, да живёт.
Приложение 11
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребёнок рассказывает о своём дереве, и сравнивает его
с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого
сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовём калину
ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями
украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на
праздничных скатертях.
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клёна)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырём? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
3. Дидактическая игра «Зелёный мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьёт влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные
растения)
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды
дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья
одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений.
(например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие
плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении
рисунка.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают
пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам
и угощают их.
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и
т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно
ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель,
ромашка).
Приложение 12
Подвижные игры на участке:
«Найди своё дерево».
Цель: Для проведения игры нужно участие
нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как
выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма
листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько
групп, каждая становится у определённого дерева. Обратите внимание детей на то,
у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все
разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесёт: «Найди своё дерево!»,
дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом
игры.
«Найди такой же лист».
Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим
ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают
свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или
березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные
стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый
раз найти листья другого дерева.
«Лесные пятнашки».
Цель: Дети играют в пятнашки со следующими
условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить
двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех,
кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева».
Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной
ноге от дерева до дерева. Сколько кому придётся сделать прыжков, чтобы достичь
цели?
Приложение 13
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со
звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать,
сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по
семенам, плодам.
Приложение 14
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи
дерева», «Осенняя берёзка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из
осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».
Приложение 15
Чтение художественной литературы:
1. «Зелёная страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зелёным братьям и сёстрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у
них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Приложение 16
Организованная деятельность:
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о берёзе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в
частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется
дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему
деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное
значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в
древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных.
Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили
деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них
носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу
используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев
берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы
и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зелёный
цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления
листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются
в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает
наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду
дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на
листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами
деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых
существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут
причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки
земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это
видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора
твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: Дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое
дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а
прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим
приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в
вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим
приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов
«Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов –
Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен
о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с
животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период
лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием
на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за
растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается
сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его
приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде
всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны.
Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам
взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы.
Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в
поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и
замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель
очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли
ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел
и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками,
легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше
учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает
беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе
систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать
на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка
с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение
логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться:
«Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с
ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не
спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на
траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а
вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи».
Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты,
ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети
понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях,
приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные,
навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от
вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят
сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и
устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку,
посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и
ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как
тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом.
Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба»,
«Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года,
объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь.
Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам
на стол. Каждый, даже самый маленький ребёнок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами
дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет
делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка,
зависит от интереса к растению, животному - от степени развития
наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за
всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай,
не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и
закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за
растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом,
человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому
было хорошо.
«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».
Приложение 17
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о
живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно
рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за
растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации
(дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как
места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение
в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе.
Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение
детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию,
научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для
формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической
обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный
материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков,
коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой
цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ».
Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с
практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным
рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это
формирует у детей чувство природы.
Приложение 18
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению
внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе.
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края,
об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное
отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и
чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной.
Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в
природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
• у детей возрос интерес к природе ;
• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;
• появилось желание больше узнать о деревьях ;
• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
• возросла умственная и речевая активность;
• дети научились самостоятельно делать выводы;
• сформировался эстетический вкус;
• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ;
• родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада,
высадке молодых саженцев;
• в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических
проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».
Комплексное
занятие в старшей группе «Люблю берёзку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе;
обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в
поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к
русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная
песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона
«Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Алёнка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная,
золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые
светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе
особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь
в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая
красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая,
гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая
красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок
и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали
пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая
берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих
картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из берёзы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой -
мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
День «Белой берёзки»
Экологический праздник для детей 2 младшей группы
Ведущая: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками
В карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками!
Мы вокруг берёзки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоёт!
Хоровод вокруг берёзки с лентами
Ведущая:
К берёзке ближе подойдём
И ветки лентами завьём.
Ведущая и дети под музыку украшают берёзку разноцветными лентами.
Белая берёзонька,
Ходи с нами гулять.
Ходи с нами гулять,
Вешних птиц закликать!
Звучит фонограмма «Голоса весеннего леса», дети прислушиваются к голосам птиц.
Узнают их. В это время Ведущая прикрепляет к ветке берёзы изображение воробышка.
Голоса птиц стихают, дети занимают места в зале.
Ведущая:
А это что за птичка,
Ростом невеличка,
На берёзку села,
Песенку запела?!
Дети отвечают, исполняется песня «Зима прошла» (индивидуальное пение).
Ведущая:
Ветками берёзка
Машет на опушке,
И приветы шлют нам
Милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты».
Ведущая:
Собрались музыканты на зелёный лужок,
Принесли музыканты - кто гармошку, кто рожок.
Под мелодию народной песни к берёзке подходят участники инсценировки.
Сколько музыкантов -
Столько и талантов!
Мышка:
Мышка на пригорке
Пляшет возле норки,
Колокольчиком звенит,
Всех в округе веселит!
Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.
Кошки:
Две весёлых кошки
Взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные,
Звонкие да расписные!
(Играют на ложках).
Медведь:
Если в бубен бьёт медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него-
Не услышишь ничего
(Бьёт в бубен).
Заяц:
Бом-бом, бам-бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл – и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс!
(Играет на барабане).
Ведущая:
Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.
Выходите, малыши,
Попляшите от души!
Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.
Поплясали дружно –
Отдохнуть всем нужно.
(ведущая предлагает прочесть стихи о берёзке, о весне; дети читают стихи по выбору
педагога).
Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке-палочке въезжает Петрушка.
Петрушка:
А вот и ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки-хохотушки!
Я – ваш знакомый, Петрушка! Пришёл вас позабавить да потешить
А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).
Ведущая и дети хвалят лошадку.
Ведущая:
А хочешь Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?
Песня «Игра с лошадкой». Петрушка хвалит детей.
Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запрягал? (Ответ детей.),
Ну-ка, где мой платочек? (достаёт платок и завязывает себе глаза).
Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.
Ведущая:
Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть.
Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!
Игра «Жмурки с Петрушкой». В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.
Петрушка:
Наконец ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под берёзкой, отдохну
Да послушаю тишину!
Садится под берёзкой, дети – на стульчиках.
Прислушаюсь, как шелестят листочки, как подрастают цветочки.
(Из-за дверей слышится пение, петрушка прислушивается.)
Кто- то песенку поёт,
Кто-то в гости к нам идёт!
Матрёшка (входя в зал):
Это я, Матрёшка,
Песенку пою,
Это я, Матрёшка,
В гости к вам иду!
По лесу гуляю,
Загадки собираю!
Загадывает несколько загадок про деревья; за правильный ответ можно «вручать»
отгадку - рисунок.
Матрёшка:
У меня, Матрёшки,
Резвые ножки,
Не хотят стоять на месте.
Попляшите со мной вместе!
Матрёшка и Петрушка танцуют в центре круга.
А теперь, ребятки,
Поиграем в прятки!
Игра – сюрприз «Прятки с платком». В заключение игры под платком оказывается
угощение.
Петрушка с Матрёшкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.
Ведущая:
Пора и нам
С берёзонькой прощаться
И в детский садик возвращаться.
Литература:
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003
2. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – Москва: Просвещение, 1981.
3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: «Сфера», 2002
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009
5. Н.А. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» - М.: Просвещение, 2003
6. «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. М., Издательский центр детской книги, 1998
7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду» – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
8. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.