Десятичная система счисления. Римская система счисления

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока • Образовательная: познакомиться с системами счисления; сформировать умения работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы. • Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля. Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий. Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1.Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей. 2. Актуализация зна Организация устного счета. Устные упражнения 1. «Математическая разминка». 5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30) 5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55) 5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120). 2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? - устно выполняют предложенные задания. (идет соревнования между колонками.) - Ставят знаки действий. - Работают устно по цепочке - Записывают результат на доске 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На доске записано высказывание: «Числа правят миром» Пифагор - Что можете сказать об этом высказывании? (В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.) - учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен… - Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления). - Запишите тему в тетрадь. Тема урока: Десятичная система счисления. Римская система счисления. – Чему мы должны научиться на уроке? Цель урока: • Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры • Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов 1. Познакомиться с системами счисления. 2. Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы. - Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.) - Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. - Слушают объяснение учителя -Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока. - Отвечают на вопросы
Иконка файла материала Десятичная система счисления. Римская система счисления.doc

2 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: _________

Тема урока «Десятичная система счисления. Римская система счисления».

Цель урока

·        Образовательная: познакомиться с системами счисления; сформировать умения работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

·        Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.

Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,  организация внимания детей.

 

2. Актуализация зна

Организация устного счета.

Устные упражнения

1. «Математическая разминка».

5   5   5   5 = 30 (Ответ: 5 + 5 * 5 + 5 = 30)

5   5   5   5 = 55 (Ответ: 5 * (5 + 5) + 5 = 55)

5   5   5   5 = 120 (Ответ: 5 * 5 * 5 – 5 = 120).

2. Сколько ушей у двух мышей?(4) Сколько лап у двух медвежат? (8)Три лошади в упряжке пробежали 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

- устно выполняют предложенные задания.

(идет соревнования между колонками.)

 - Ставят знаки действий.

- Работают устно по цепочке

- Записывают результат на доске

 

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

На доске записано высказывание: «Числа правят миром»

                                                                                                          Пифагор

-  Что можете сказать об этом высказывании?

(В начальной школе вы познакомились с записью чисел с помощью цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.)

- учитель предлагает вспомнить историю чисел с древних времен…

- Сформулируйте тему урока (Десятичная система счисления).

- Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Десятичная система счисления. Римская система счисления.

– Чему мы должны научиться на уроке?

Цель урока:

·            Уметь записывать, пользуясь римской нумерацией, числа; работать с тестовыми заданиями; приводить и разбирать примеры

·            Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблицы. Анализирование полученных результатов

1.      Познакомиться с системами счисления.

2.      Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.

- Как вы думаете, где используют римскую нумерацию? (Сейчас римской нумерацией  пользуются для обозначения

юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия),  глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.)

- Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

- Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока. 

 

 

- Отвечают на вопросы

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

- Давайте подумаем, как можно запомнить римские цифры?

1000           М         Мы

  500           D          Dарим

  100           C         Сочные

    50           L          Lимоны,

10                   X         Хватит

      5            V         Vсем

      1           I            Iх.

- Каким правилом нужно следовать, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее?

(Для того, чтобы прочесть римскую цифру или написать ее, нужно следовать основным правилам:

·       не ставить больше трех одинаковых цифр подряд

·         все цифры складывать

·         если младшая цифра (только одна!) стоит слева (перед) от старшей, её нужно вычесть из суммы)

- Подумайте, как записать римскими цифрами число 4? (IV=5 – 1 = 4)

- - Используя правило, запишите римскими цифрами числа 9, 14, 19

- (Индивидуальная работа) Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами:

*       Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (III)         

*       Сколько разбойников было с Али-бабой? (XL)             

*       Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать?       (VII)

-  Чем отличаются записи чисел правого и левого столбцов (задания №1 учебника) кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? (в левом столбце в записи каждого числа используется только одна цифра, а в правом – от 3 до 6 разных цифр)

- Почему? (555: цифра 5  на первом месте справа означает единицы - разряд единиц, на втором десятки – разряд десятков, на третьем  сотни – разряд сотен.

555=500+50+5=5*100+5*10+5

-  Как можно назвать данную запись числа в таком виде? (сумма разрядных слагаемых)

 Подумайте, как можно записать число в виде суммы разрядных слагаемых двумя способами?

Работают в парах над поставленными задачами.

 

 

 

 

При ответе проговаривается правило.

 

 

-учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания

 

 

 

 

 

- Индивидуальная работа

 

 

- Учащиеся участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями с соседом по парте и оценивают друг друга.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Вариант I

Вариант II

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCCXLII      б)MMMCCLXX

2. Запишите число цифрами:

А) 305 тысяч 200;

Б) 408 миллионов 256 тысяч;

В) 29 триллионов 78 миллионов

1. Запишите число, используя арабскую нумерацию:

а) MMCCXVIII      б)MMDLXXX

2. Запишите число цифрами:

А) 604 тысячи 500;

Б) 205 миллионов 37 тысяч;

В) 37 триллионов 45 миллиардов

3. Для числа 36 738 513 807 263            3. Для числа 85 758 364 350 508

укажите:                                укажите:

а) старший разряд;                                а) старший разряд;

б) цифру разряда  десятков                 б) цифру разряда десятков

миллионов;                        миллионов

в) разряды, в которых стоит                  в) разряды, в которых стоит

цифра 3.                               цифра 5.

4. Найдите значение выражения:          4. Найдите значение выражения

А) 8+48:4;   б)  14*3-11                           А) 12*4+7;   б)  77:7-5

 

 

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.

 

Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.

 

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

-  Подводим итог урока. Система счисления – удобная, быстрая, помогает, считает, записывает.

“Счёт и вычисления – основа порядка в голове” (И. Песталоцци)

Выставляет оценки

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Информация о домашнем задании

Дать комментарий к домашнему заданию

Прочитать теоретический материал учебника

Подготовить мини-проект «Для чего человеку нужны римские числа»

Учащиеся записывают в дневники задание.