Детали интерьера крестьянской избы
К нам постояльцы приехали, дорогие пришли;
Мы не напрасно квас
варили, коврига пекли;
Отведайте наши хлеб, соль
Слово «изба» у большинства людей, конечно, соединяется со словом «деревня». Данная связь правильная. В минувшем времени «избой» всякий раз именовалось жилье, расположенное в сельской территории: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же вида жилье, но построенное в городской черте, называлось «дом». Российские поселения с глубочайшей древности появлялись по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших большие торговые и ремесленные мегаполиса, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, находились неподалеку друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему храм, православную школу, лавки, административные строения. Деревенские избы возводились в один или же 2 ряда «порядка» вдоль дороги, речки или же озера, плотно, прижавшись, друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: имения огораживались заборами, въездные ворота на ночь всякий раз запирались.
Избы в прошлой России, как правило, возводились, или, по этнической этимологии, рубились из дерева. Кирпичные жилища в сельской территории встречались довольно изредка, в южных безлесных районах европейской части государства, а еще в сёлах, располагавшихся в пределах больших населенных пунктов.
Строительство жилища для крестьянина было знаменательным мероприятием. При этом для него было принципиально не только решить чисто практическую задачу - гарантировать крышу над головой для себя и собственной семьи, но и, например, построить жилое место, дабы оно было заполнено актуальными благами, теплом, любовью, покоем. При строительстве нового жилища большой смысл придавался выбору пространства. При этом исходили, конечно, из практических суждений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и совсем с этим учитывали его ритуальное значение: оно должно быть удачным. Удачным являлось место обжитое, то есть прошедшее испытание периодом, пространство, где жизнь людей протекала в полном благополучии. Неуспешным для постройки было пространство, где до этого хоронили людей, и где протекала проезжая часть или же стояла сауна.
А в данный момент я загадаю для вас
загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Естественно речь
идет о печи. Жизнь в избе бурлила кругом печи. Она являлась источником
тепла и света. Российская печь
относится к типу духовых печей, где пламя разводится
внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое
закладывается топливо, или же
специально созданный дымопровод.
В классическом сознании
печь была обязательной частью
жилья. По этническим поверьям
за печью или же под ней проживает
домовой, покровитель бытового
очага, добродушный и услужливый в одних ситуациях, своенравный или же в том числе и критический в иных.
Красный угол, как и печь, считался необходимым ориентиром внутреннего места избы. Наш алый угол находится не по правилам элементарно вследствие того, собственно, что в нашем музее нет такого пространства, где он обязан быть.
Красный угол-место, заключённые меж стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол отлично освещён, потому что обе стены были окна. Главным украшением красного угла считается божница с иконами и лампадкой, вследствие, этого его именуют еще «святым».
Как правило, в красном углу, не считая божницы, располагается стол. В красноватом углу около стола смыкаются 2 лавки, а сверху, над божницей,- 2 полки пиловочника; отсюда исходит заглавие угла «сутки» (место, где объединяются составляющие экстерьера жилища). Все важные действия домашней жизни отмечались в красном углу. Тут за столом проходили как повседневные обеды, например и торжественные застолья, происходило действие множества календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу. Из красного угла, её вывозили на венчание в храм, привозили в жилище жениха и вводили в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп празднично несли с поля в дом и ставили в красном углу. Сбережение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по этническим представлениям, волшебной мощью, сулило благоденствие в семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались каждодневные моления, с которых начиналось каждое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Согласно классическому этикету, человек, пришедший в избу, имел возможность пройти туда лишь только по особенному приглашению хозяев. Красный угол старались содержать в чистоте и нарядно декорировали. Само название угла «красный» значит «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинами, открытками. Везде у русских был распространена традиция, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более солидную монету. Нередко под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, собственно что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, потому что данный угол, по этническим представлениям, предназначался для домового. Во многих местах на земле России красный угол именовали еще «большим» или же «передним».
Дамские
и мужские углы (или «кут») — напротив печного чела.
Важное пространство в избе
занимает дамский угол. Это исключительно
светлое место дома. Там располагается
ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка),
прялки, и длинными зимними вечерами дамы ткали полотно, плели
половики. В основном одежда
шилась из самотканого полотна, которое красили в различные цвета и покрывали вышивками. У нас некоторое количество рушников начала века. В музее
представлены торжественные дамские
рубашки, расшитые пояса и понева.
В нашем музее есть вышитые полотенца. Это изделие ручной работы: из
выращенного льна соткали чистое полотенце, украшали
её вышивкой.
Вышитые полотенца широко применялись в
свадебных ритуалах. Ими перевивали дугу и увешивали
спинку свадебной тележки. Во время венчания вышитое полотенце муж с женой держали в руках. Чистым
полотенцем покрывали
свадебную ковригу. Во время встречи знатных постояльцев на нем подносили хлеб – соль.
Еще мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или же лопаска, сравнительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или же наименее высокая ножка и донце, которая прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью собственного веса. Прялки изобильно украшались резьбой и росписью, роскошно красиво оформленные прялки были украшением избы, женихи презентовали их собственным женам, и они передавались от мамы к дочери.
А теперь обратите внимание на керосиновую лампу. В словаре А.Ожегова лампа толкуется как «осветительный прибор». Из Толкового словаря В.И.Даля мы знааем, что лампа – это сосуд различного облика и прибора, для освещения жилища маслом, водянистым салом; лампа, как правило со стеклом, временами с часовым ходом, для накачиванья масла. И лучина, и свечка были огнеопасны, и люди придумали безопасное устройство – керосиновую лампу. В нижней части лампы сосуд, куда наливали керосин, оттуда выходил фитиль, который и поджигали. Пламя закрывали стеклянным «колпаком».
Следующим предметом нашей экспозиции считается веретено. Веретено - это приспособление для прядения. Моталки. На них наматывали пряжу, делали полу мотки, которые затем мыли и красили.
Вальки – с помощью их дамы выколачивали белье на реке. Рубель – с помощью сего предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы украшены резьбой. Позже были замечены утюги, их надо было нагревать на печи или же накладывать в их уголь. Был в избе и мужской угол, где сберегались всевозможные инструменты, пилы, рубанки, тут же владелец плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или же «коник» — у входа. Закут — за печью.
В быту использовали глиняные
кувшины, крынки, чугуны.
При употреблении пищи
использовали деревянные ложки. Материал для приготовления посуды
выбирали с умом. Было ведомо,
что вода и молоко длительное
время останутся прохладными в глиняных крынках. Тушить деликатесы лучше в чугуне. Воду
держали в древесной кадушке. Солили овощи и квасили
капусту в древесных кадках.
А сейчас, дорогие гости, я загадаю для вас загадку:
“Стоит толстячок
Подбоченившись бочек,
Шипит и бурлит,
Всем чай выпивать велит”.
Правильно! Это российский красавчик - самовар. Присутствие самовара в крестьянской семье гласило о зажиточности. Самоваром гордились, ставили его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь реализовывали самовар. Время возникновения самоваров непонятно, но в 18 веке ими уже использовали на Урале. Более популярны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным методом из меди, латуни или же томпака, временами из серебра. Особенное место в избе занимали жернова, при их
помощи мололи муку. А это ступка с пестом. Все вещи сберегались в сундуках. Гигантские сундуки ставили у печи и использовали взамен кровати.
С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. В нашем музее имеются лапти из разного материала. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Лапти из тонких корней назывались коренниками, из драни молодого дуба дубачами или дубочарами а из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок лапти назывались курпами, крутцами, чунами, шептунами. Чуни носили в основном дома или в жаркую погоду. Довольно большее место в обстановке крестьянина занимала береста. Из нее плели ступни (лапти), корзины, лопатошники для точильных брусков, детские игрушки и т. д. Лапти считались недолговечной обувью и, как правило, снашивались за 5-10 дней.
Дальше попрошу ваше внимание обратить на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - деревенская детская люлька. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название). По этническим представлениям, ребенку станут сниться нехорошие сны, он не будет расти или же его может подменить нечистая сила, в случае если он посмотрится в зеркало. Тут же показана кукла - обережка. Куколка исстари была обожаемой игрушкой детей российского села. Можно заметить лицо у такой куколки не изображалось, это означало, что куколка - вещь неживая и в неё нет шансов вселиться недоброжелательным духам. А теперь же я прошу пойти в группу в каком месте мы с вами изготовим подобную куколку–обережку.
Изба, ты просто, самобытна, щедра
Загадочна, словно цветок,
И сердцу так люба твоя простота,
Так дорог твой уголок!
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.