Дети: их значение в жизни. Что значит быть родителем
Что значит быть родителем? На этот вопрос не существует однозлачного ответа. У каждого человека и у каждой пары, которые приняли на себя эту ответственность, свой родительский путь.
У некоторых он начинается еще в детстве – уход за младшими братьями и сестрами позволяет получить первый воспитательный опыт. Некоторые же сталкиваются с родительством только будучи взрослыми, ориентируясь на образ своей родительской семьи – случай, когда семья, в которой человек вырос, выступает ориентиром и образцом в том, как воспитывать своего ребенка. Некоторые, наоборот, идут методом «от противного», негативно оценивая опыт жизни в семье, который сопутствовал их взрослению, и выбирают стиль воспитания, основанный на иных принципах.
Родительство – путь, который потребует ответов на множество вопросов. Почему мы хотим завести ребенка? Каких принципов мы будем придерживаться в воспитании? Как мы будем жить? Как изменится наше общение после появления малыша? Какие новые обязанности появятся у каждого из нас? Как мы будем их распределять? Будут ли помогать наши родители? Что будет, если у нас возникнут разногласия? Как происходит развитие ребенка? Приведенный список вопросов далеко не полон, однако он помогает очертить круг задач, с которыми предстоит столкнуться каждой семье.
Современный мир, с его «скоростью» и неопределенностью, ставит эти вопросы подчас еще острее, иногда требуя от родителей быстрых решений. Мы живем в эпоху, когда родительство все больше становится осознанным выбором. Теряют ли при этом значение традиции? Для кого-то да, а для кого-то, отнюдь, нет. Сегодня моя задача этой не описание правильного и единственно верного пути родительства. Скорее отнюдь мы поразмышляем о поводах и различных ситуациях родительства. Также приведу некоторые практические рекомендации от специалистов, которые занимаются помощью и поддержкой родителей в их очень почетном, но не всегда легком труде. Рассмотрим такие вопросы, как мотивы появления детей в семье, социальные роли родителей, «слагаемые» воспитательного процесса, общение внутри семьи.
Существует множество мотивов появления в семье детей.
К таким мотивам можно отнести желание продолжить свой род, наличие потребности в заботе о ком-либо, желание передать свои знания. Также мотивацией могут выступать страх одиночества и влияние со стороны общества. Среди перечисленных выше мотивов можно выделить конструктивные и неконструктивные.
Прежде всего вспомним, что значат термины «мотивация» и «мотив». Этими словами описывается то, что «движет» человеком – является основой его поведения, различных действий и поступков. Каждый человек имеет различные потребности и стремится их удовлетворить. Люди ставят перед собой различные цели, желая достичь чего-либо. А иногда поведение человека направлено на то, чтобы избежать нежелательных ситуаций или состояний.
. «Конструктивными» можно назвать мотивы, которые связаны с осознанием новой ответственности, которая ляжет на плечи родителей, желанием
и готовностью нести свой родительский долг. К конструктивным мотивам можно отнести: продолжение рода, удовлетворение потребности заботы о ком-то, желание передать свои знания и умения.
Наличие неконструктивных мотивов среди причин, по которым
человек или пара хочет иметь ребенка, является некоторым «тревожным знаком» того, что в дальнейшем в семье могут возникнуть
К неконструктивным мотивам относятся, прежде всего, страх одиночества и влияние или, можно сказать, «давление» со стороны родственников или общества. В случае наличия данных мотивов можно предположить, что в жизни человека или пары есть какие-либо проблемы, которые якобы могут быть решены за счет появления ребенка. Однако такая точка зрения верной не является. Безусловно, наличие тех или иных мотивов ни в коем случае не является причиной, по которой можно однозначно предсказать, справятся ли родители со своей ролью в дальнейшем и насколько успешно это будет. Наибольшее значение принадлежит, в первую очередь, тому, какие действия совершают родители в самых различных ситуациях, связанных с уходом за ребенком и воспитанием. Решения, принимаемые родителями, и их поведение – вот главные «ключи» к успеху на поприще родительства. Согласие будущих родителей – самое главное решение, касающееся появления ребенка в семье. Причем согласие, которое касается того, готов ли каждый из будущих родителей взять на себя новую ответственность и непривычные ранее обязанности. Согласие вообще очень важное явление в семье. Недаром существует множество пословиц, которые подтверждают это: «Лад и согласие – в любом деле счастье», «Где согласие и лад, там дело клад», «Согласную семью и горе не берет». Существуют семьи, в которых к появлению ребенка готов только один из супругов. Иногда подобная ситуация может быть свойственна определенному периоду жизни семьи. И, увы, зачастую это приводит к возникновению разногласий и конфликтов. В этом случае очень важно рассмотреть, обсудить и проанализировать различные способы действия для того, чтобы поддержать имеющиеся отношения. Зачастую подобные ситуации – повод обратиться к семейному психотерапевту. Любая иная стратегия, кроме уважительного и конструктивного диалога, может привести к самым неблагоприятным последствиям, особенно в случае, если в семье с такими противоположными установками родителей все же появится ребенок. В последнем случае наибольший вред будет нанесен именно ребенку. Поэтому, принимая столь важное решение, супруги должны быть уверены друг в друге. Очень важно, чтобы согласие будущих родителей проявлялось не только «на словах», но и «на деле». В данном случае «на деле» обозначает то, что супруги готовы к тому, что, когда они станут родителями, перед ними возникнут новые задачи и новый статус потребует от них выработки новых привычек и способов поведения. Если сказать то же самое на языке психологии – супруги примут на себя новые социальные роли. Безусловную важность играют вопросы перестройки семейного быта после рождения малыша. Будущим родителям очень важно иметь в виду и финансовую сторону готовности к родительству – сможет ли один из супругов содержать всю семью, работая преимущественно в одиночку (в нашей культуре это в подавляющем большинстве – отцы, хотя сейчас все чаще встречаются и случаи, когда на работу выходит мать). Не менее важным вопросом является наличие собственного места жительства – отсутствие этого, конечно, не может быть основанием для того, чтобы не планировать появление ребенка, однако стоит задуматься о дополнительных трудностях и рисках, которые влечет за собой жизнь в съемном жилье (или жизнь месте с другими родственниками после появления младенца).
Процесс воспитания имеет ряд очень важных «слагаемых»: эмоциональная поддержка, умение осуществлять контроль над поведением, умение быть примером для подражания, умение вовремя дать совет и поделиться жизненным опытом в том объеме, который ребенок сможет усвоить в данной конкретной ситуации.
Наверно, самое важное «слагаемое» – это эмоциональное общение, которое выражается в радости, испытываемой и проявляемой родителями при общении с ребенком. Очень важна и эмоциональная поддержка – умение поддержать и подбодрить в не самых приятных ситуациях. Именно опыт эмоционального общения и поддержки человек проносит через всю жизнь, и в дальнейшем этом опыт ложится в основу самооценки.
В исполнении роли родителя есть и другая обязанность – контроль за поведением ребенка. По мере развития ребенок осваивает физический и социальный мир и естественным образом «проверяет на прочность» границы как одного, так и другого. Контроль за поведением необходим, в первую очередь для того, чтобы защитить ребенка от вреда (особенно для здоровья). При этом крайне важно и дать совершить «свои ошибки», и быть готовым оказать поддержку. Очень важно понимать, в какой степени и какими средствами стоит контролировать поведение, поскольку всегда существует очень большой риск как «переборщить», так и «не заметить». В семьях, которые практикуют суровые наказания, дети значительно чаще (практически всегда) склонны к проявлению агрессии. По сути, ребенок копирует поведение родителя, который позволяет себе проявлять агрессию в форме наказания. Постоянное переживание ситуаций агрессии со стороны родителей крайне плохо сказывается на дальнейшей жизни ребенка. Во многом это касается эмоционального развития. Какие последствия могут
быть у наказаний? К ним можно отнести:
▷ тревогу, которая возникает у ребенка при наказании;
▷ привыкание к наказанию – с каждым разом «воспитательный эффект» от наказания все короче, а непослушание возвращается все быстрее; наказания – пример того, как «можно» взрослому проявлять агрессию и, по сути, в глазах ребенка это оправдание допустимости насилия;
▷ родитель теряет свою значимость как близкий человек.
Стоит ли применять физические наказания в воспитании? Психология на данный вопрос отвечает однозначно – нет. Означает ли отсутствие подобных наказаний отсутствие контроля со стороны родителей? Также однозначно нет. Неприемлемое поведение ребенка всегда должно получать определенную оценку, при этом оценка должна даваться обоснованно, с разъяснением. Давая оценку действиям ребенка, родитель дает ориентировку на будущее. При этом необходимо быть очень последовательным в своих действиях. Если в похожих ситуациях оценка иногда дается, а иногда нет – подобная стратегия дезориентирует ребенка и имеет неблагоприятный эффект. В случае если контроль поведения отсутствует, возникают иные неприятные последствия – непонимание границ дозволенного, у ребенка формируются неконструктивные способы добиваться желаемого – плач, жалобы.
Контроль поведения необходим, также необходима его адекватная форма: эффективность какого-либо запрета гораздо выше в случае, если ребенок получает словесное объяснение и обоснование того, почему этот запрет введен. Важным является и то, каким тоном и в какой форме ребенку предъявлено это объяснение. Ключ к «воспитательному успеху» во многом зависит от умения понимать чувства ребенка. Это позволяет ребенку обучаться контролю неприятных последствий негативных переживаний и чувств. Называние, проговаривание преобладающей эмоции позволяет «снизить градус» накала страстей и «включить» способы разумных альтернатив поведения в той или иной ситуации. Очень важно уметь использовать эту стратегию самостоятельно и быть «в ладу» с собой, особенно в ситуации, когда требуется осуществить ее по отношению к другому человеку, в первую очередь ребенку. Ранее мы уже обсуждали важность поведения родителя как примера для подражания. В психологии существует целая теория, которая утверждает, что именно процессы наблюдения за значимыми взрослыми формируют те модели поведения, которые человек в дальнейшем демонстрирует в своем поведении. Эта теория называется «теория социального научения», ее автор Альберт Бандура. Центральным процессом согласно данной теории является процесс «моделирования». Моделирование – процедура (ситуация), в которой человек наблюдает принятую за образец модель поведения и пытается воспроизводить (имитировать) это поведение Моделирование рассматривается как один из важнейших процессов, посредством которых осуществляется социализация. Отметим, что ключевую роль в выборе «модели для подражания» играет то, кто является значимым другим для человека, или же значимым взрослым для ребенка. Есть известная пословица «Хотите воспитывать ребенка – начинайте с себя». Для того чтобы требовать что-либо от ребенка, нужно, с одной стороны, быть для него значимым, уважаемым взрослым, а с другой – не требовать того, к чему сами мы не способны.
Эмоциональное общение и контроль поведения – главные аспекты родительства. Они являются основой как материнского, так и отцовского воспитания. Однако «вклад» мамы и папы отличается. Связь мамы с ребенком в процессе вынашивания и первые годы жизни – основа того, как будет чувствовать себя человек в дальнейшей жизни в обществе. На этом этапе самым важным является эмоциональное общение малыша с мамой и доверие, которое формируется у ребенка к маме, в дальнейшем станет доверием к миру вообще. Очень важным в этот период является семейное единство и поддержка мамы со стороны папы.
Роль папы оказывается очень важной на этапе «входа» в социум – это, прежде всего, помощь в воспитании различных личностных качеств, т.е. того, что помогает справляться с различными задачами, трудностями и проблемами, которые требуют осознанного и разумного поведения. Очень важны как безусловная любовь к ребенку, так и адекватный уровень ожиданий от его поведения в обществе. Можно сказать, что это является «основными осями» в «системе координат» родительского воспитания.
Развитие ребенка, наблюдаемое со стороны, иногда кажется равномерным и постепенным. На самом деле это не совсем так. Развитие осуществляется периодами, и в каждом периоде «созревают» и формируются особые умения и качества, свойственные для него. Но наиболее «проблемным» является время, когда один период сменяет другой. Подобную смену этапов в психологии называют «возрастным кризисом», и через подобные «испытания» проходит в своем развитии каждый человек и каждая семья.
Мы рассмотрим то, что происходит с малышами в кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Кризис первого года жизни начинается, когда ребенок пытается передвигаться самостоятельно, т.е. сначала ползать, а затем ходить. В этот же период появляются первые ограничения и запреты, сформулированные родителями. Изменяются и взаимоотношения с родителями – до этого дети обычно получают поддержку и эмоциональное общение, а теперь появляется и контроль. Ограничение активности ребенка родителями в этот период связано, в первую очередь, с заботой о его здоровье, и ограничиваться должно поведение в таких ситуациях, когда ребенок может нанести себе вред. Очень важно то, как родители вводят запреты – необходим спокойный тон и объяснение в доступной для данного возраста форме того, почему различных действий совершать не стоит. Очень вероятным в этот период является различные проявления недовольства со стороны ребенка ситуациями введения запретов. Родителям стоит иметь общую позицию относительно вводимых запретов. Очень важно сохранять спокойствие и не проявлять агрессию.
Кризис трех лет также связан с развитием самостоятельности и автономии ребенка – в решении многих жизненных задач растущий человек готов полагаться на свое мнение и свои ощущения. Можно сказать, что ребенок «вырастает» из сложившихся ранее требований родителей, как из старой одежды – эти требования становятся тесными и во многом «сковывают» самостоятельность ребенка. Проблемные ситуации возникают из-за того, что дети в данном возрасте зачастую еще не готовы относиться критично к своим возможностям и склонны их переоценивать, в связи с чем необходима корректировка поведения со стороны родителей. С другой стороны – необходим пересмотр сложившихся ограничений, которые работали ранее. Именно подобные изменения могут проявляться в капризах, плаксивости и различными проявлениями несогласия с родителями со стороны ребенка. Для того чтобы лучше справиться с подобными ситуациями, воспользуемся советами Л. Петрановской, российского психолога и педагога. Она рекомендует следующие воспитательные приемы:
▷ Учиться «занимать» ребенка, т.е., попросту говоря, направлять активность в подходящее русло. В этом процессе очень важно предложить различные альтернативы в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы предлагаемая активность была посильной ребенку и вызывала у него интерес. Иногда следует поддержать ребенка в новом деле и помочь «на первых порах». Говоря о трехлетках, речь идет, в первую очередь, о разных творческих занятиях и играх – с пластилином, песком, водой. Нужно помнить, что ребенок еще не всегда может сформулировать свое желание сменить занятие и «просьбы» об этом могут напоминать форму капризов, жалоб и слез. Как родителям, так и старшим братьям и сестрам очень важно в этот момент «увидеть» реальную просьбу малыша, а не обижаться на ту форму, в которой ребенок заявляет об этом.
▷ Очень важный навык – умение правильно вести себя в ситуациях, когда ребенок в истерике. Это состояние нужно «переждать». Очень важно не игнорировать ребенка и не уходить, а «перетерпеть» эту ситуацию, не теряя самообладания. Необходимо также оказать поддержку после подобного случая. Очень важно восстанавливать свои душевные силы – лучше иметь какое-либо хобби, которое помогает успокоиться и прийти в себя. Отметим такой воспитательный прием, как объяснение вводимых запретов. На важность подобной воспитательной стратегии указывают многие специалисты. Объяснение вводимых запретов – это очень важная стратегия на протяжении всего процесса воспитания. И на этапе кризиса трех лет очень важно помнить о ней. Дети в этом возрасте уже прекрасно понимают связную речь и необходимо, чтобы объяснения были адекватны возрасту. Именно кризис трех лет показывает «гибкость» взаимодействия родителей с ребенком – умение балансировать между контролем (в разных формах) и поддержкой.
Кризис семи лет проявляется несколько иначе – обычно дети отказываются от игр, типичных для более раннего возраста, стараются казаться взрослее. Последнее обычно проявляется в потере спонтанности и копировании поведения взрослых. Этому периоду свойственна плохая переносимость критики. Очень важное «приобретение» ребенка в этом периоде – самоконтроль, т.е. умение отделять «надо» от «хочу». В этот период человеку важно научиться извлекать опыт из ситуаций, когда удача не на твоей стороне, научиться переносить их и делать выводы на будущее. Не менее значимым является общение со сверстниками, в частности, игры, в которых развивается фантазия и абстрактное мышление. В этот период человек учится смотреть на мир глазами других людей – важно это поддерживать и прививать умение заботиться об окружающих и близких
Опыт родительства начинает складываться до того, как человек принимает на себя эту социальную роль – многое зависит от отношений в родительской семье. Есть еще один важный источник воспитательного опыта – общение с младшими братьями и сестрами. Очень часто подобные «воспитательные пробы» помогают в дальнейшем, когда появляются свои дети. Многое было сказано о необходимости контроля и использования различных альтернатив наказаниям. Следующие воспитательные приемы могут быть применены как в ситуации общения с младшими братьями и сестрами, так и в дальнейшем – при воспитании собственных детей. Что же делать, чтобы вопрос о наказании не возникал? Стоит придерживаться следующих принципов:
▷ «Позитивное внимание» в общении с ребенком (радость от позитивных моментов в общении с ребенком и умение отмечать их).
▷ Совместно проведенное время.
▷ Игнорирование незначительных проявлений непослушания.
▷ Поощрение спонтанного послушания.
Позитивное внимание – это эмоциональное общение с ребенком, проявление любви к нему. Очень важно поддерживать различные начинания и успехи ребенка – лучше поощрять желательное поведение, нежели отучать от нежелательного. В этом случае незначительные проявления непослушания становятся незаметными на общем позитивном фоне. Очень важно иметь совместный досуг – изначально время ребенка практически не отделено от родительского, но с взрослением ситуация меняется – большую роль в жизни начинают играть сверстники. Совместно проведенное время становится очень важным ресурсом для взаимопонимания. Если говорить о критике, то никогда не стоит критиковать лично ребенка, но можно критиковать его действия и поведение. При этом лучше сначала напомнить о своем теплом родительском отношении, а потом спокойно вносить коррективы в действия и поведение.
Очень важно своим примером показывать возможности конструктивного общения друг с другом. Подражание – очень важный источник опыта. Важной стороной внутрисемейного общения является общение со старшим поколением. Увы, но в современном мире нередки разногласия между родителями и прародителями в вопросах ухода и воспитания. Перед принятием решения о появлении в семье ребенка молодой семье стоит рассмотреть и обсудить со старшим поколением все возможные варианты участия родственников в процессе ухода и воспитания ребенка. Особенно это касается ситуаций, связанных с активным вовлечением старшего поколения в такие процессы. При этом отметим, что зачастую дедушки и бабушки могут открыть своим внукам много важного об истории своей семьи и своего рода, что, несомненно, является значимым аспектом развития любого человека. Рассмотрим еще один аспект готовности к родительству – материальный. Остановимся на двух моментах – наличие собственного места жительства и финансовая стабильность семьи. В случае если с обеими задачами семья в актуальный момент не справляется, то принятие решения о появлении в семье ребенка следует отложить на некоторый срок и сосредоточиться на этих сторонах подготовки. Безусловно, существуют семьи, воспитывающие детей при отсутствии указанных характеристик благосостояния, однако стоит понимать, что в этом случае молодым родителям придется решать большее количество задач в один промежуток времени, и к такому решению необходимо подходить с повышенной ответственностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.