Дети группы риска младшего школьного возраста
Оценка 4.6

Дети группы риска младшего школьного возраста

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
04.06.2019
Дети группы риска младшего школьного возраста
Младший школьный возраст— наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.
Группы риска.doc
Группы риска  младшего школьного возраста. Выполнила:  Куликовская 2019 Младший школьный возраст—  наиболее ответственный период в жизни  человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается  целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности  ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в  формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится,  воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних,  и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать  младшего школьника — очень ответственная задача. В руках у воспитателя   начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой  нужно бережно и осторожно. Младший школьник — еще маленький человек,  но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими  индивидуально­психологическими особенностями.В современных условиях  возрастает количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей,  имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с  отклонениями в поведении, а также число неполных, многодетных,  малоимущих семей. Т.е. растет число детей, которых относят к группе риска.  Часто такие дети попадают в интернатные учреждения. Не многим  интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие  воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый  контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушение  важных для ребенка связей и отношений с другими, но значимыми лицами;  приобретение ребенком различных видов депривации: материнской,  сенсорной, эмоциональной, социальной и др. Несмотря на то, что  предпринимаются разнообразные попытки преодолеть указанные противоречия, создавая специальные учреждения в разных моделях и формах  для детей группы риска, проблема восстановления полноценного детства  педагогическими средствами в этих учреждениях все еще остается  нерешенной. Чтобы качественно изменить существующее положение  воспитанников в интернатной системе, требуется большое внимание уделять  процессам реабилитации. Если маленький человек останется один на один со  своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет  проходить стихийно и зависеть от случайных влияний, он вряд ли сможет  найти свое место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного  взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Оставить ребенка  без психологической помощи недопустимо. Конечно, работа с детьми  в условиях детского дома требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый  труд. 1.Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в  начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6­7 до 9­10 лет. В  этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое  развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной  системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий  является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство  регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного  возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному  сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте  отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных  детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек:  девочки по­прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые  авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах "за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе  девочек на год­полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте"  (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., 1982, с. 35). Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации  развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь  социально значимые обязанности, выполнение которых получает  общественную оценку. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.  Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее  значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся  фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый  тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка ­ начинают  приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким  образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста  являются: ∙ качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и  деятельности; ∙ рефлексия, анализ, внутренний план действий; ∙ развитие нового познавательного отношения к действительности; ∙ ориентация на группу сверстников. Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6­12 лет рассматривается как  период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих  приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического  развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что  младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе  которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать  ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна  из типичных ситуаций такого рода ­ выполнение ребенком какого­либо  поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить  поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не  справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили  первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок.  Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое­либо поручение,  соблюдать определенные правила. Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9­10­летнему возрасту  устанавливаются дружеские отношения с кем­либо из одноклассников, это  значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже  кому­то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех,  кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для  возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие  качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в  себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной  действительности, у него складывается система личных отношений в классе.  Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые  превалируют над всеми остальными. В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому  формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим  поведением. Такими условиями являются: 1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива  поведения; 2) введение ограничительной цели; 3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно  самостоятельные и небольшие действия; 4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением. Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является  участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает  средствами овладения. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс  межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На  протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет  определенную динамику и закономерности развития. 2.Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется  принципиальным изменением места ребенка в системе общественных  отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к  новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в  обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его  учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика  подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил (В. С.  Мухина, 1985). Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система  требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями,  важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его  начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень  лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он  может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему  учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для  его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за  свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны  окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям. Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном  большинстве случаев очень любят учиться. Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они  долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не  качества проделанной работы. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что  он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как  это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько  сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно выполнять то или другое задание — раз оно исходит от учителя, дано в форме урока,  значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более  тщательно. Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и  воспитания. Они напряжены психологически — эффект неопределенности,  связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически — новый режим ломает прежние  стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима,  изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют  чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно  нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется  возбудимость, раздражительность. В некоторых случаях может развиться  невроз. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление  — состояние, характеризующееся снижением работоспособности. Психологическая напряженность проходит через полтора­два месяца. Если  взрослый спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие  ребенка. Ослабленные физически и психически дети быстрее утомляются.  Такие дети часто болеют, капризничают и нервничают. Недомогание  проявляется в постоянной раздражительности, в слезах по самому  незначительному поводу. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует  поведение ребенка: он считается с их мнениями и оценками, старается  выполнять правила поведения. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В  учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель  и главный результат деятельности. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте: ­содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на  них общие способы решения практических задач; ­цель и результат деятельности совпадают. Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров:  структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном  возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных,  совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической  деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической  деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.  Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1­го и отчасти 2­го класса  является его малая дифференцированность. Начиная со 2­го класса, у  школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие  приобретает характер наблюдения. Младшие школьники легко путают объемные предметы с плоскими формами,  часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например,  некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она  расположена вертикально или наклонно. Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид  знака, но не видит его элементов.  Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего,  особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не  главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску,  величину, форму и т. п. Поэтому количество и яркость образов, используемых в учебных материалах, должно быть строго регламентировано и предельно  обосновано.  Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники  используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При  запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста  дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова,  обозначающие абстрактные понятия. Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим  восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет,  полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.  Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы  памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал.  Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным  становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.  Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию — усвоение мнемотехнических приемов.  Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не  умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное  или нет. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного  материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к  заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у  дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т. е. в III—V классах) школьники  обнаруживают явное превосходство.  Взрослый должен использовать следующие приемы для развития  произвольного запоминания: ­давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно  выучить; ­обсуждать содержание и объем материала; ­распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и  др.); ­учить контролировать процесс запоминания; ­фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания; ­учить ребенка понимать то, что он должен запомнить; ­задавать мотивацию.  В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно­ образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.  Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование,  которые необходимы для соответствующей переработки теоретического  содержания. Преобладающим является практически действенный и  чувственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают  те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими  предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном  пособии. Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности  выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они  порой принимают внешние, яркие признаки. Вместо обобщения часто синтезируют, т. е. объединяют предметы не по их  общим признакам, а по некоторым причинно­следственным связям и по  взаимодействию предметов.  Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной  деятельности через следующие способы деятельности: ­изучают существенные признаки предметов и явлений; ­овладевают их существенными свойствами; ­овладевают законами их возникновения и развития.  Основным источником развития понятий и процессов мышления являются  знания.  Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже  строящиеся на их основе понятия.  Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные  наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка,  строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном  порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится  более целенаправленным и планомерным. Таким образом, важнейшей особенностью мышления, формирующегося в ходе обучения, является возникновение системы понятий, в которой ясно  разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.  Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как  воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих  направлениях: ­увеличивается разнообразие сюжетов; ­преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей; ­создаются новые образы; ­появляется способность предвосхищать последовательные моменты  преобразования одного состояния в другое; ­появляется способность управления сюжетом.  Формируется произвольность воображения. Воображение развивается в  условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов,  сказок, стихов, историй. Развитие воображения ребенка дает новые  возможности: ­позволяет выйти за пределы практического личного опыта; ­преодолевать нормативность социального пространства; ­активизирует развитие качеств личности; ­стимулирует развитие образно­знаковых систем. Воображение имеет и терапевтический эффект, когда ребенок может себе  позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая  навязчивые образы.  В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для  них деятельности или на деятельности интересной, но требующей  умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто  оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на  отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в  сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания,  которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность.  Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она  замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.  Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у  взрослого человека (6—8), распределение внимания — слабее. Свойственно  неумение распределить внимание между различными символами, объектами  восприятия и видами работ.  Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой  отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего  школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение  внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является  одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.  Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать,  является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое  внимание с одного объекта на другой.  Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то,  что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети  младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на  интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и  высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник  может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с  быстрым наступлением утомления, запредельного торможения. Взрослый  должен организовывать внимание ребенка следующим образом:  при помощи  словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное  действие; указывать способы действия (“Дети! Откроем альбомы. Возьмем  красный карандаш и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуем кружок...  ” и т. д.); учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен  будет исполнять. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный  произвольный, преднамеренный характер. Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка  является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных  обязанностей. Следует учить детей управлять своим поведением. Развитие произвольности  идет по двум направлениям: ­формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит  взрослый; ­формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними  самостоятельно контролировать свое поведение. Известно, что цель имеет разную побудительную силу в зависимости от того,  насколько велик объем намеченной работы. Если объем слишком велик, то  деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не было. Между созданием у ребенка соответствующего намерения и выполнением  этого намерения должно проходить немного времени, в противном случае  намерение как бы “остывает”, и его побудительная сила сводится к нулю. В тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое­либо задание,  разделение этого задания на несколько небольших отдельных заданий,  обозначаемых целью, побуждает его начать работу и довести ее до конца. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7—8  лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это  единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к  пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Формирование нравственных качеств личности — специальная работа по  воспитанию определенных привычек поведения, которые составляют  фундамент качеств личности. Прежде чем предъявлять требование и контролировать его выполнение,  взрослый должен убедиться в том, что ребенку понятен его смысл. Эксперименты показали, что в случаях, когда удается сформировать  эмоционально положительное отношение к выполнению предъявляемых  требований, привычка формируется в течение одного месяца; в случаях, когда применяется наказание, не формируется ни нужной привычки, ни правильного отношения. Таким образом, формирование у детей устойчивого правильного поведения и становление на его основе качеств личности  протекает успешно лишь в том случае, если упражнение в определенных  формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не  способом принуждения. Младший школьный возраст — это возраст наибольшего благополучия в  аффективно­потребностной сфере, возраст преобладания положительных  эмоций и личностной активности. Имя. Взрослым следует обращать внимание на то, как обращаются дети друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения друг к другу органично внутренней установке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к  своему имени. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают  мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с  другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию  других детей является одним из основных мотивов его поведения. Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает  стремиться иметь положительную самооценку. “Я хороший” — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В  этой позиции — большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться  подтвердить свое право на это признание. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения —  старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его  хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со  стороны старших. Стремление “быть как все” возникает в условиях учебной деятельности из­за  следующих причин. Во­первых, дети учатся овладевать обязательными для  этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель  контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.  Во­вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые  предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В­третьих, во многих  ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в  этом случае он ориентируется на поведение других детей. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки  своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от  выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения,  испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для  детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает,  что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных  играх и в повседневных взаимоотношениях. Стремление “быть лучше, чем все” в младшем школьном возрасте  проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно  решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится  утвердить себя среди сверстников. Стремление к самоутверждению также стимулирует ребенка к нормативному  поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако  стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или  затрудняется выполнять то, чего от него ожидают (в первую очередь, это его  успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов. Каприз — часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, “взять верх”  над взрослыми асоциальными формами поведения. Капризными, как правило,  бывают дети: неуспешные в школе, чрезмерно избалованные, дети, на которых  мало обращают внимания; ослабленные, безынициативные дети. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к  самоутверждению другими путями и избирают инфантильный  бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов  обретает поведение ребенка с еще скрытыми акцентуациями в развитии  личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в  асоциальном поведении. Как давать ребенку поручение? Поручив задание, попросить повторить его.  Это позволяет ребенку вдуматься в содержание задания и отнести его к себе. Предложить подробно спланировать свою работу: наметить точный срок  выполнения, распределить работу по дням, наметить время работы. Эти приемы способствуют созданию намерения обязательно выполнить  задание даже у тех детей, которые первоначально его не имели. От самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие  школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением  к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью.      Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе,  боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не  включаться в обсуждение.  К сожалению, родители и учителя часто  сравнивают детей с разными возможностями. Ставя в пример ребёнку,  который неважно учится, другого, более одарённого или трудолюбивого, они  пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует  сравнение ребёнка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько он  продвинулся по сравнению с прежним уровнем, это может оказать  благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения  уровня учебной деятельности.     Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом  школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода  определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития  ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером  учебной деятельности и являются во многом определяющими для  последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок  должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения  являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее  развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная  задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста ­ создание  оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с  учетом индивидуальности каждого ребенка.

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста

Дети группы риска младшего школьного возраста
Скачать файл