Представлена методическая разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе
Цель: совершенствование системы гражданско – патриотического воспитания в начальной школе, способствующей формированию высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей
Задачи:
- воспитание патриотизма и чувства долга перед Родин... ной;
- подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитник Родины, бк=удущего семьянина, труженика и т.д;
- формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;
- воспитание в духе мира, патриотизма, уважения прав и свобод человека и гражданина;Цель: совершенствование системы гражданско – патриотического воспитания в начальной школе, способствующей формированию высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат № 4» города
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Магнитогорска
Тел.: (3519) 202585, email: internat
4 shunin
@ mail
. ru; http://74203s037.edusite.ru
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
«ДЕТИ СТРАНЫ РОССИЯ»
(Программа по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников)
Автор составитель:Чубаева Наталья Николаевна
(воспитатель группы
продлённого дня,
учитель начальной школы
МОУ «С(К)ОШИ №4»)
Г. Магнитогорск, 2013
1. Паспорт программыНаименование Программы
Нормативно – правовые
аспекты программы
Актуальность проблемы
Организаторы и участники
программы
КемпринятаПрограмма
Цель и задачи программы
«Дети страны Россия» (программа по гражданско –
патриотическому воспитанию младших школьников)
Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30151
31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной
деятельности по ознакомлению с историей и значением
официальных государственных символов Российской
Федерации и их популяризации”»;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 20102015 годы».
Гражданскопатриотическое воспитание в современных
условиях – это целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в
условиях демократического общества, к инициативному
труду, участию в управлении социально ценными делами, к
реализации прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности за свой политический, нравственный и
правовой выбор, за максимальное развитие своих
способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданскопатриотическое воспитание способствует
становлению и развитию личности, обладающей качествами
гражданина и патриота своей страны.
Чубаева Наталья Николаевна, учитель начальных классов,
воспитатель группы продлённого дня
Школьным методическим объединением МОУ С(К)ОШИ №4
от 1.09.2013
Цель: совершенствование системы гражданско –
патриотического воспитания в начальной школе,
способствующей формированию высокого патриотического
сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей
Задачи:
воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
подготовка к выполнению основных социальных ролей в
обществе – защитник Родины, бк=удущего семьянина,
труженика и т.д;
формирование политической, нравственной и правовой
культуры личности;
воспитание в духе мира, патриотизма, уважения прав и
свобод человека и гражданина;Ожидаемые результаты
Сроки
реализацииПрограммы
Этапы реализации
Программы
Эффективные формы
работы в рамках
реализации программы
Гражданскопатриотическая зрелость учащихся школы:
высокие этические нормы поведения и образа жизни;
активная гражданская позиция;
стремление к духовному обогащению и развитию;
чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи,
школы, народа;
участие в ежегодных школьных проектах.
2013 – 2018учебный годы
диагностико – проектный;
содержательно – деятельностный;
рефлексивный
военно – спортивные игры;
встречи с интересными людьми;
коллективно – творческие дела;
праздники;
викторины;
защита проектов
2. Пояснительная записка
Программа «Дети страны Россия» направлена на формирование у обучающихся
способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось
объединение усилий воспитателя, классного руководителя, родителй в рамках школьного
образовательного процесса по воспитанию гражданственности и патриотизма. Под
гражданственностью понимается такой уровень культуры молодого человека, при котором
достигается понимание закономерностей общественного устройства, формируется готовность к
принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных
знаний и ценностей данного сообщества.
Воспитание младших школьников на основе данной программы в духе боевых традиций
старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к
Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно
патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите
Отечества.
Реализация Программы позволит заложить основы:
достижения заданного качества гражданскопатриотического воспитания;
обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся;
формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся;
формирование предпосылок к стабилизации и снижению числа правонарушений, совершаемых
подростками.
Программа воспитывает в детях любовь и преданность своему Отечеству, гордость за
принадлежность к великому народу, готовит к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству.
3. Цель и задачи программы
Цель: совершенствование системы гражданско – патриотического воспитания в начальной
школе, способствующей формированию высокого патриотического сознания, верности
Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей
Задачи: воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;
подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитник Родины,
будущего семьянина, труженика и т.д;
формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;
воспитание в духе мира, патриотизма, уважения прав и свобод человека и гражданина.
1. Растим патриота и гражданина России.
4. Основные направления программы.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной
позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого
человека.
2.Развивать ученическое самоуправление.
3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным
символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины
по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал,
встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
2. Мой край родной.
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин, патриот Южного Урала, города
Магнитогорска!
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны,
викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
5. Тематическое планирование по реализации программы
Планирование мероприятий по реализации направления «Растим патриота и гражданина
России»
Категори
Тематика мероприятий, классных часов
Сроки реализации
я
учащихся
12
классы
«Мир вокруг нас» (классный час)
«Сказки из бабушкиного сундучка» (театрализация)
«Наша страна – Россия» (классный час)
«Государственный праздник России – День
Конституции»( беседа – презентация)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь34
классы
«Ты – ученик школы. Правила коллектива» (практическое
занятие)
«Что значит быть гражданином?» (дискуссия)
« Что значит быть патриотом?» ( дискуссия)
«Москва – столица России» (классный час)
«Поклонимся великим тем годам» (классный час)
«Мир вокруг нас. Какие народы живут в России» (заочная
экскурсия)
«Русский лес – чудесный лес» (конкурс рисунков)
«Богатыри земли русской» (классный час)
«Государственные праздники России. Традиции
празднования Нового года и Рождества Христова на Руси»
(ознакомительная беседа – презентация)
«Ваши права и обязанности, дети» ( час общения)
«Обычаи и традиции русского народа. Проводы зимы»
(классный час)
«Дни воинской славы России» (ознакомительная беседа с
использованием ИКТ)
«Мы жители планеты Земля» (конкурс пословиц,
поговорок и загадок)
«Мы отстояли это право жить»(литературно музыкальная
композиция)
январь
февраль
март
апрель
май
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Планирование мероприятий по направлению «Мой край родной»
Категори
Тематика мероприятий, классных часов
Сроки реализации
я
учащихся
12
классы
34
классы
«Мир вокруг нас. Уральские просторы» (обзорная беседа)
«Магнитогорск – мой город на Южном Урале» (классный
час)
«Символика города Магнитогорска» (познавательная
беседа)
«Памятники города Магнитогорска» (заочная экскурсия)
«Поэты Южного Урала» (классный час)
«Достопримечательности города Магнитогорска» (беседа –
показ)
«Как упоительны в Магнитке вечера» (посиделки)
«Золотые голоса Магнитки» (литературно – музыкальная
композиция)
«Магнитогорск в годы ВОВ» (час общения)
«Челябинская область на карте России» (информационная
беседа)
«Страницы истории Челябинской области» (беседа –
рассказ)
«Города Челябинской области» (заочная экскурсия)
«Истории страницы Магнитной станицы» (игра –
путешествие)
«Улицы города Магнитогорска» (заочная экскурсия)
«Стальное сердце Магнитки ММК» (классный час)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль«Знаменитые люди Магнитки» (заочная экскурсия)
«Магнитогорский поэт – Борис Ручьёв» ( конкурс чтецов)
«Путешествие по городу чёрной и цветной металлургии»
(игровое занятие по типу «Что? Где? Когда?)
март
апрель
май
6. Оценка эффективности реализации Программы:
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего
поколения;
создание условий для преемственности поколений;
конкретизация цели воспитательной работы;
содействие решению проблемы формирования духовнопатриотических ценностей у учащихся;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
•
•
•
•
•
Источники:
1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова.
М. 2005 год.
4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной
работы в школе». 2004 год. №1
5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея.
Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия. 111 классы. М., «Вако», 2006 год