Дети "удалого века".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Цели: • через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили; • сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения; • вырабатывать умение работать с художественным текстом; • попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе; • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности. Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется).
Иконка файла материала Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя.doc
Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Цели:      через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили; сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи  произведения; вырабатывать умение работать с художественным текстом; попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности. Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации  Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным  циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется). ХОД УРОКА Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны… А.С.Пушкин “Полтава”. Гоголь как бы опрокинул историю в будущее. Г.А.Гуковский. I. Организационный момент II. Слово учителя. (Звучит музыка) – Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе (слайд).Вы  видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не  стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя что­то новое. В чем  же источник необычайной поэтичности гоголевских произведений? Быть может, в том, что все озарено светом  идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по  несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила  писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не  было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих  героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке.  Цель нашего урока – через образы главных героев увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху, попытаться  понять, что же двигало людьми, в какой мере время диктовало их поведение. (Слайд) Обратимся к эпиграфу. “Давно в ней искра разгоралась”,­ говорит поэт. Зажигая эту свечу и вглядываясь в её  огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди. Огонь – вот ключевое слово той  эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им  находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило  казацкое войско через города и деревни. III. Работа с репродукцией картины. (Слайд) – Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по  внешности).– Дома вы познакомились с героями повести. Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь это сделать.  Что мы можем сказать о людях, изображенных на картине? Какие они? Что они делают? (На основании ответов  ребят делается вывод). Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел  Н.В.Гоголь? IV. Работа с текстом. 1. Анализ образа Тараса. (Слайд) – Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с  сыновьями? – Каков смысл жизни Тараса? 2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды) – Что в братьях общего?  – В чем они не похожи? – Как Остап участвовал в проказах? – Как отец научил Остапа прилежанию? – Чем отличается Андрий от Остапа при участии в проказах? – Всегда ли вместе с товарищами любил бывать Андрий? Как он проводил свободное время? Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут  прелести мирной жизни. V. Работа с иллюстрациями. (Слайды) –  Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее  точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”. Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи. – А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи. VI. Интерактивная игра – Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи. Работа в группах. 1­й ряд характеризует Тараса, 2­й – Остапа, 3­й – Андрия. На каждом ряду две парты  объединяются в отдельную группу, таким образом, класс условно поделился на шесть групп. Каждой группе я  выдам белый лист формата А4 и цветные фломастеры. Далее все получают задание: с помощью одного  существительного охарактеризовать заданных героев. Затем лист передается другой группе по часовой стрелке.  Задание меняется. Теперь героев нужно охарактеризовать при помощи прилагательного, затем глагола, а после  на основании этих слов составить предложение. Все это время вы передаете лист от группы к группе. Причем  каждый ряд по­прежнему характеризует своего героя. Выполненные работы учащиеся сдают учителю, который зачитывает и комментирует полученные предложения,  характеризующие собирательный образ эпохи. VII. Подведение итогов – Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли  себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса  – Андрий ­ отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это  говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их  место занимали дипломатия и переговоры. Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной. – Какие качества героев мы можем принять для себя? – Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились  кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздорови конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа  служил созиданию, а не разрушению. Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в  пророческом даре Гоголя. VIII. Домашнее задание Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”. IX. Выставление и комментирование оценок X. Рефлексия – Спасибо всем за работу!

Посмотрите также