Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Цели:
• через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;
• сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;
• вырабатывать умение работать с художественным текстом;
• попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе;
• воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности.
Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй эпиграф сначала не проецируется).
Дети "удалого века". Образ времени и человека в
повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Тема урока: “Дети “удалого века”. Образ времени и человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Цели:
через образы главных героев – Тараса, Остапа, Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;
сопоставить характеристики главных героев и понять, что дает это нам для раскрытия основной идеи
произведения;
вырабатывать умение работать с художественным текстом;
попытаться понять, что же влекло Н.В.Гоголя в том смутном времени, какой идеал он увидел в той эпохе;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; учиться толерантности.
Оборудование: повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, репродукция картины И.Репина “Запорожцы”, иллюстрации
Е.Кибрика, Д.Шмаринова к повести “Тарас Бульба”, портрет Н.В.Гоголя, магнитофон, диск с музыкальным
циклом А.Вивальди “Времена года”, свеча с подсвечником, тема урока и эпиграфы, выведенные на экран (второй
эпиграф сначала не проецируется).
ХОД УРОКА
Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны…
А.С.Пушкин “Полтава”.
Гоголь как бы опрокинул историю в будущее.
Г.А.Гуковский.
I. Организационный момент
II. Слово учителя. (Звучит музыка)
– Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе (слайд).Вы
видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не
стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя чтото новое. В чем
же источник необычайной поэтичности гоголевских произведений? Быть может, в том, что все озарено светом
идеала. Н.В.Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по
несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила
писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы
Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не
было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих
героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке.
Цель нашего урока – через образы главных героев увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху, попытаться
понять, что же двигало людьми, в какой мере время диктовало их поведение. (Слайд)
Обратимся к эпиграфу. “Давно в ней искра разгоралась”, говорит поэт. Зажигая эту свечу и вглядываясь в её
огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди. Огонь – вот ключевое слово той
эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им
находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило
казацкое войско через города и деревни.
III. Работа с репродукцией картины. (Слайд)
– Посмотрите на картину. Знакома она вам? Кто на ней изображен? Как вы догадались? (По одежде, по
внешности).– Дома вы познакомились с героями повести. Можем ли мы их найти на этой картине? Попытайтесь это сделать.
Что мы можем сказать о людях, изображенных на картине? Какие они? Что они делают? (На основании ответов
ребят делается вывод).
Вывод: основное занятие казаков – война. Такими людей той эпохи увидел И.Репин. А какими их увидел
Н.В.Гоголь?
IV. Работа с текстом.
1. Анализ образа Тараса. (Слайд)
– Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с
сыновьями?
– Каков смысл жизни Тараса?
2. Характеристика Остапа и Андрия. (Слайды)
– Что в братьях общего?
– В чем они не похожи?
– Как Остап участвовал в проказах?
– Как отец научил Остапа прилежанию?
– Чем отличается Андрий от Остапа при участии в проказах?
– Всегда ли вместе с товарищами любил бывать Андрий? Как он проводил свободное время?
Вывод: Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут
прелести мирной жизни.
V. Работа с иллюстрациями. (Слайды)
– Насколько художникам удалось передать характеры героев? Чьи иллюстрации, на ваш взгляд, наиболее
точные? Сравните их с картиной И.Репина “Запорожцы”.
Вывод: у каждого художника свое видение тех героев, той эпохи.
– А теперь мы постараемся создать свой, собирательный образ той эпохи.
VI. Интерактивная игра
– Сегодня на уроке мы много говорили, характеризовали героев, используя разные слова. Через образы главных
героев попытаемся воссоздать собирательный образ эпохи.
Работа в группах. 1й ряд характеризует Тараса, 2й – Остапа, 3й – Андрия. На каждом ряду две парты
объединяются в отдельную группу, таким образом, класс условно поделился на шесть групп. Каждой группе я
выдам белый лист формата А4 и цветные фломастеры. Далее все получают задание: с помощью одного
существительного охарактеризовать заданных героев. Затем лист передается другой группе по часовой стрелке.
Задание меняется. Теперь героев нужно охарактеризовать при помощи прилагательного, затем глагола, а после
на основании этих слов составить предложение. Все это время вы передаете лист от группы к группе. Причем
каждый ряд попрежнему характеризует своего героя.
Выполненные работы учащиеся сдают учителю, который зачитывает и комментирует полученные предложения,
характеризующие собирательный образ эпохи.
VII. Подведение итогов
– Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли
себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса
– Андрий отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это
говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их
место занимали дипломатия и переговоры.
Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной.
– Какие качества героев мы можем принять для себя?
– Что недавно происходило на Украине? Выборы президента, которые, слава Богу, не закончились
кровопролитием. Так давайте задуем свечу, и это будет символически означать, что мы погасим искру раздорови конфликтов и пожелаем и Украине, и всем людям на земле мира и процветания, чтобы могучий дух народа
служил созиданию, а не разрушению.
Проецируем второй эпиграф, читаем: “Гоголь как бы опрокинул историю в будущее” и еще раз убеждаемся в
пророческом даре Гоголя.
VIII. Домашнее задание
Письменная работа “Тарас Бульба и его сыновья – дети своего времени”.
IX. Выставление и комментирование оценок
X. Рефлексия
– Спасибо всем за работу!