Детская конкурсно-игровая программа «Звездный фейерверк» как результат современных культурно-досуговых технологий в сфере детского времяпровождения.
Исследовательская работа.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Технологический процесс создания детской игровой культурно - досуговой программы…………………………………………………………………………4
1. Игровая деятельность: сущность, специфика, классификация……………..4
2. Технология организации и проведения детских игровых программ……….5
3. Создание детской конкурсно-игровой программы «Звездный фейерверк»..7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложение. Cценарий детской конкурсно-игровой программы «Звездный фейерверк»……………………………………………………………………….12
Введение.
Совершенствование проводимых детских игровых культурно-досуговых программ оказывает активное влияние на повышение общего культурного развития детской аудитории, что впоследствии положительно влияет на развития всего общества.
Актуальность данной работы обусловлена активным развитием культурно-досуговых технологий в сфере детского времяпровождения, что связано с трансформацией самой культуры досуга. Игровые программы в современном культурно-досуговом учреждении являются отличной альтернативой обычным развлекательным сценариям, они формируют принципиально новое позитивное отношение к досуговой деятельности.
Объект исследования - конкурсно-игровая программа.
Предмет исследования - технологии постановки конкурсно-игровых программ.
Цель исследования - изучить технологию подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для детей.
Поставленная выше цель работы определила основные задачи, которые будут решаться в данном исследовании:
- изучить специфику игровой культурно-досуговой программы, выделить классификацию игровой деятельности;
- рассмотреть технологии создания конкурсно-игровой программы;
- определить основные этапы подготовки и проведения игровых культурно-досуговых программ;
- разработать сценарий детской конкурсно-игровой программы «Звездный фейерверк».
- База исследования: МБОУ «СОШ №1 г. Медногорска» (г. Медногорск Оренбургской области).
Технологический процесс создания детской игровой культурно - досуговой программы
1.Игровая деятельность: сущность, специфика, классификация
Игра – отражение жизни. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Действия играющих всегда реальны, их чувства и переживания подлинны. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, воспитывает целенаправленность.
Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.
Они классифицируются по:
1) месту действия (в зале, фойе, на площади);
2) времени;
3) содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые и пр.);
4) физически-интеллектуальной подготовке.
Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, конкурсы, игровые ситуации, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы.
Выделяют следующие виды игровых программ:
1) Сюжетно-игровые, т. е. комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр.
2) Конкурсные развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
3) Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, частушки. Эти программы позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение лучших традиций нашего народа.
4) Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация.
5) Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, весёлые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека.
Выделенные разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.
2.Технология организации и проведения детских игровых программ.
В технологии организации детских игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых программ.
Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает определение цели программ. Основным критерием эффективности является соответствие конечного результата поставленной цели.
На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем собранный материал поступает в сценарную группу, где и преобразуется в художественную форму. Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты:
- выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами;
- построение композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Первоначальным компонентом сценария программы является эпизод. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.
Последний этап — проведение детской игровой программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия и решить все поставленные задачи.
И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения. От качества анализа во многом зависит качество последующих программ. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение.
Все детские игровые программы имеют:
- сценарно-режиссерскую основу;
- требования предварительной подготовки и репетиций (обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов);
- наличие призов (награждаются победители и участники);
- четко сформулированные правила.
Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.
Театрализованная игровая программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.
Для организации и проведения детской игровой программы необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ. Правильно спланированная, организованная и проведенная игровая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.
3.Создание детской конкурсно-игровой программы «Звездный фейерверк»
В связи с активным развитием новых технологий интересы детской аудитории с каждым годом меняются, и завоевать внимание современных детей становиться крайне сложно. Поэтому важно предложить актуальные на сегодняшний день детские игровые программы, при этом учитывая развивающую направленность данных программ, а также индивидуальные особенности различных детских групп. При создании любой программы, конкурсно-игровой в том числе, определяются основные моменты:
1. Вид программы: детская конкурсно-игровая программа.
2. Дата и место проведения: 27.03.2023 г., лагерь дневного пребывания МБОУ «СОШ №1 г. Медногорска» (г. Медногорск Оренбургской области).
3. Цели и задачи программы.
Целью программы было создание условий для оптимального раскрытия творческого потенциала детей через игровую культурно-досуговую программу. Из цели были выделены следующие задачи:
- организация и проведение игровой культурно-досуговой программы «Звездный фейерверк»;
- развитие культурных ценностей среди участников средствами культурно-досуговой деятельности;
- развитие сплоченности в детской группе.
5. Примерное количество участников: 20-30 человек.
6. Возрастная аудитория. У каждой возрастной аудитории есть свои интересы, свои физические способности. Возрастная группа детей, участников данной игровой программы составила 8 -10 лет.
7. Хронометраж. Важный фактор, зависящий от возможностей восприятия детской аудитории. Создаваемая программа рассчитана на 40-45 минут.
При подготовке программы важно учитывать особые условия работы с детской аудиторией. Необходимо помнить, что все игры должны быть тщательно продуманы и максимально понятны для детей. Используется только безопасный реквизит.
Далее нельзя забывать о художественно-педагогической направляющей игры. Ведущий должен чутко контролировать весь процесс, направляя детей на работу в команде, развитие своих способностей и поддержку друг друга.
Также необходимо обратить внимание на сохранение общекультурных ценностей: в сценарий должны быть включены игры на расширение кругозора детской аудитории и интеллектуальную составляющую. Таким образом созданная детская игровая культурно-досуговая программа, помимо развлекательной направленности, наполняется художественным содержанием.
После создания окончательного варианта сценария необходимо подобрать музыкальное и световое оформление. По завершению создания игровой культурно-досуговой программы, наступает момент ее реализации, а, далее, подведения итогов.
Ожидаемые результаты проведения игровой программы:
1. Активное вовлечение детей в предлагаемые обстоятельства, что оказало положительное влияние на восприятие программы.
2. Увлеченность идеями игры.
3. Повышение интеллектуального уровня участников.
4. Увеличение сплоченности в детском коллективе.
Исходя
из изложенного, можно сделать вывод, что одной из ключевых задач постановщика
детских игровых программ в культурно-досуговом учреждении является регулярный
мониторинг, в котором были бы исследованы пожелания всех возрастных групп.
Соблюдение данного условия позволит создать игровую программу для любой
аудитории.
Заключение
Технологии создания детских игровых культурно-досуговых программ имеют ряд отличительных особенностей и требуют внимания со стороны специалистов сферы. Важно изучать вопросы технологического процесса: знать его структуру, составные элементы, методы и необходимые выразительные средства, придерживаться законов драматургии и композиционного построения.
Проанализировав специальную литературу, можно сделать вывод, что организация детского досуга через игровую методику является оптимальным вариантом саморазвития детей. Она позволяет создать условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.
Изучение технологий создания детских игровых культурно-досуговых программ совершенствует профессиональные компетенции будущего специалиста учреждений культуры и является для него крайне актуальным.
Исходя из поставленной в рамках данного исследования цели, в ходе работы были решены заявленные ранее задачи:
- изучена сущность, специфика, выделена классификация игровой деятельности. Эти пункты освещены в первом параграфе работы.
- произведено описание технологий создания игровой культурно-досуговой программы; определены основные этапы их подготовки и проведения. Материал второго параграфа позволил грамотно подойти к вопросу проектирования.
- на основе изученных данных в третьем параграфе был разработан сценарий детской конкурсно-игровой программы «Звездный фейерверк».
Цель исследования достигнута.
Список использованной литературы
1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры// Педагогика. - 2014. - № 5. - С. 26-33..
2. Голосова О.А. Игра как средство реализации творческого потенциала детей и молодежи// Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 6. - С. 1458-1465.
3. Духовные и нравственные основы детских праздников (исторический анализ)// Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1. - С. 31-39
4. Еременко В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства. Общая теория праздника: сценарий, организация, постановка: учебное пособие. - Кемерово: ООО "Антом", 2009.
5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 479 с.
6. Жаркова А.А. Игра - выразительное средство культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие. - М.: МГИК, 2016. - 85 с.
7. Жаркова А.А. Технологии организации праздничных программ: учебное пособие. - Москва, МГИК, 2014. - 151 с.
8. Жаркова А.А. Технологические основы подготовки и проведения праздников по месту жительства. Учебно-методическое пособие. - Москва, МГИК, 2016. - 98 с.
9. Каменец А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебное пособие/ Каменец А. В., Урмина И. А., Заярская Г. В. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 313 с.
10. Киселева, Т. Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: издательство МГУКИ, 2004. - 240 с.
11. Конькина Е.В. Детский праздник: проблемы духовно-нравственного здоровья (исторический анализ)// Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 2. - С. 50-58.
12. Кумарина Г.Ф. Теория и методика игры: учебник и практикум для СПО . - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 370 с.
13. Маланичева М.В. Театрализованный массовый праздник в культурной жизни общества// В сборнике: Национальное культурное наследие России: региональный аспект материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 152-156.
14. Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников// Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 6 (62). - С. 808-813.
15. Нефёдова Л.К. Оппозиция праздника и труда в субкультуре детства// Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 12. - С. 14-21.
16. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие. Изд. 3-е. - М.: МГУКИ, 2010.157 с.
17. Необыкновенный концерт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2015/02/25/neobyknovennyy-kontsert
18. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.К. Педагогические условия воспитательной эффективности празднично-игровых форм досуга молодежи// Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 10. - С. 31-36
19. Суртаев, В.Я. Игра в пространстве культуры / В.Я. Суртаев ; СПбГУКИ. - Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2012. - 413 с.
20. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2014. - 238 с.
21. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2014. - 238 с.
22. Ярошенко Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник. - М.: МГУКИ, 2007.
Приложение
Конкурсно - развлекательная программа


звездный фейерверк
Мамбурова М.Г.
учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №1 г. Медногорска»
Медногорск
2023
Звучит веселая музыка, под которую выходит ведущий
программы.
Ведущий:
Добрый
день! И добрый час!
Я приветствую всех вас!
Чтобы вас, друзья развлечь,
От
домашних дел отвлечь,
Попытаюсь
же сейчас
Я
игрою увлечь вас.
И
раскрою вам секрет:
Состоится
здесь концерт.
Концерт
необычный,
Но
очень приличный.
Просто
отменный,
И звезды будут непременно!
А выступят перед вами сейчас
Те, кто находится среди вас.
Хотите
вы того иль не хотите ли,
Артистами сегодня будут зрители.
А зритель тот для нас милее,
Кто смеется веселее,
Кто приглашения не ждет,
А танцует и поет.
Музыкальная заставка
Ведущий: Кто
же будет нашей первой звездой? Кто в этом зале первым получит свою минуту
славы? Определять участников нашего необыкновенного концерта поможет волшебный
мяч. Но прежде я предлагаю вам немного размяться. Для этого есть верное
средство – танец. Всех желающих ждет наш танцпол, а остальных мы приглашаем
станцевать сидя.
Танцевальная разминка «Просто мы маленькие звезды»
Ведущий:
Что ж, думаю, ритмичные движения и музыка настроили вас на творчество. Прошу вас собраться духом, так как вам предстоит сейчас выступать в качестве певцов, танцоров и музыкантов. И сейчас мы определим, кто же будет открывать наш концерт. Тот из вас, к кому попадет волшебный мяч, должен назвать или напеть любимую песню. Начали!
Участники напевают песни по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Именно Вас выбрал волшебный мяч, чтобы открыть наш концерт. Предлагаю Вам исполнить известную детскую песенку "Улыбка». Но вместо текста вы должны будете петь те междометия, которые мы вам подскажем (ах, ох, эх, ух, ой, ай, эй).
фонограмма песни «Улыбка»
Ведущий:
Спасибо, Вы замечательно
спели, Вы артистичны и обаятельны и эти аплодисменты наших зрителей – только
для Вас! (фанфары)
Приглашает его пройти в зрительный зал на свое место.
Ведущий:
Мы продолжаем наш "необыкновенный концерт", и сейчас мяч определит следующего выступающего. Перечисляем музыкальные инструменты! Участники выполняют задание по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Сейчас состоится Ваш дебют в нашем концерте. Вы сыграете на трещетке русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени». Музыку, пожалуйста!
фонограмма«Ах, вы сени, мои сени».
Ведущий благодарит артиста и проводит участника в зал. (фанфары)
Ведущий:
Следующее задание, которое я предлагаю нашим "артистам", будет поэтическим. Начинаем по строчке читать стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».
Участники выполняют задание по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Вы
выступаете под 3им номером. Вспомните детский стишок про бычка:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу.
Ох-ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Вспомнили? А теперь пропойте это четверостишье на мотив песни "В лесу
родилась елочка".
фонограмма"В лесу родилась елочка".
Ведущий благодарит артиста и проводит участника в зал. (фанфары)
Ведущий:
Кто же будет следующей
звездой на нашей сцене? Сейчас мы определим следующий номер нашей программы.
Давайте вспомним известные вам танцы.
Участники выполняют задание по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это
сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Танцы мы перечисляли не
случайно! Но тот, который вам достанется, никто не назвал. Пожалуйста,
станцуйте для нас «Танец маленьких утят»!
фонограмма«Танец маленьких утят»!
Ведущий
благодарит артиста и проводит участника в зал.
(фанфары)
Ведущий:
Какой концерт без иностранной звезды? Перечисляем известные вам иностранные языки! Ловите мяч!
Участники выполняют задание по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Вы пели когда-нибудь на грузинском языке? Я Вам предлагаю спеть грузинскую народную песню "Сулико", причем на грузинском языке. Давайте сначала послушаем мелодию.
фонограмма"Сулико"
А теперь посмотрите текст…
Ведущий вручает участнику текст, где
написаны буквы русского алфавита, которые он пропевает на мелодию песни
"Сулико", выглядеть это будет так.
"А,
Б, В, Г, Д, Е, Ж, З,
И, К, Л, М, Н, О, П, Р,
С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, твердый знак,
Ы, мягкий знак, Э, Ю, Я".
(Две последние строчки повторяются.)
фонограмма "Сулико"
Ведущий благодарит артиста и проводит участника в зал. (фанфары)
Ведущий:
Пора заканчивать наш концерт. А для этого нужно выбрать главную звезду нашего шоу. Ловим волшебный мяч и перечисляем звезд российской и зарубежной сцены.
Участники выполняют задание по очереди до тех пор, пока кто-нибудь это сделать не сможет. Этого игрока ведущий приглашает на центр сцены.
Ведущий:
Ваше выступление будет
для всех главным подарком.
И поэтому вам нужно пропеть слово "Подарок" на всем известный
мотив "Ламбады". Пожалуйста, музыку. Запевайте, а мы с вами станцуем!
фонограмма "Ламбада"
Ведущий благодарит артиста и проводит участника в зал. (фанфары)
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш необыкновенный концерт. Спасибо участникам и зрителям! Ищите в себе таланты, находите их! Пусть они делают вашу жизнь более радостной и счастливой!
Добра
и счастья вам без края,
Чтоб сердце билось без помех,
Работа спорилась любая,
Во всем сопутствовал успех!
Концерт наш подошел к концу.
И вот, что получается,
Все хорошо, что хорошо кончается!
До свидания!
Музыкальная заставка «Проснись и пой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.