Детские общественные объединения как институт воспитания.
Оценка 4.8
Семинары
rtf
математика +2
Взрослым
26.11.2017
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских общественных объединений - помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.
vneklasss.rtf
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных
институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные
объединения. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть
своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций
других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских
общественных объединений помочь детям найти приложение своих сил и возможностей,
заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои
подходы.
На смену Всесоюзной пионерской организации единой, монопольной, массовой
пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная
Федерация детских организаций (СПОФДО), в составе которой 65 субъектов Российской
Федерации и СНГ республиканские, краевые, областные, городские детские структуры.
Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных
объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).
Одновременно с официально оформленными создаются и действуют неформальные,
стихийно возникающие детскомолодежные объединения, которым отдают предпочтение
до 30 процентов молодежи. Особенно привлекательны сегодня объединения "тусовки"
различной направленности: социальной, спортивной, культурологической (музыкальной),
национальной. Есть и объединения асоциальной ориентации. "Тусовки" представляют
собой самостоятельный и слабо поддающийся внешнему регулированию инструмент
воздействия на детей и молодежь.
Сегодня детское движение предстает как сложная социальнопедагогическая
реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их
запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события
окружающей их жизни. Основная их особенность это самодеятельность, направленная на
реализацию ребенком его естественных потребностей индивидуального самоопределения
и социального развития.
Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях,
способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу,
внешкольные учреждения, семью. Одно из условий педагогически организованная,
социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения
основной формы детского движения.
Детское общественное объединение это, прежде всего самоорганизующееся,
самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и
взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей,
которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное
объединение положительной социальной направленности структура открытая,
демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой
государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза,
предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при
непосредственной кадровой, финансовой и материальнотехнической поддержке. Детским
может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2 3 граждан не достигли
18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит
добровольный, общественный характер. Относительная самостоятельность детского
общественного объединения характерная его особенность.
В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма
детского движения это объединение четко выраженной социальной, идеологической
направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными
структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью
нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами
каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации
система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи
организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу
определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания,
должности). Классический пример детской организации пионерская, скаутская.
Современная ситуация деполитизации детского движения, его ориентированность на
гуманистические принципы, раскрытие творческого личностного потенциала ребенка, его
природных данных обусловливают предпочтение более демократических, открытых форм общественного детского движения. Так, детские общественные объединения получили
право быть самостоятельными юридическими лицами и определять свои отношения с
различными государственными структурами как равные партнеры на принципах
взаимодействия, сотрудничества, на договорной основе.
Еще одна важная особенность современных детских общественных структур их
право выбирать взрослых руководителей. Сегодня нет конкретного вожатого,
представителя молодежной,
нет единого
взрослой общественной структуры,
педагогического руководства в лице профессионалов. Куратором (руководителем,
лидером) детского объединения может быть практически любой взрослый без ограничения
возраста, пола, национальности, образования, партийной принадлежности, действующий в
рамках Декларации о правах ребенка и законов Российской Федерации.
Нет ограничений в базировании детских общественных объединений. Они могут
создаваться и действовать на базе государственных и частных учреждений, общественных
структур, по месту жительства.
Влияние детских объединений на функционирование и развитие воспитательной
системы школы. Их влияние определяется многообразием факторов: спецификой
государственного учреждения и общественной детской структуры; воспитательными
традициями школы и целевой направленностью объединения; кадровым потенциалом
школы; особенностями окружающего социума; личностью руководителя объединения и
др. В каждом конкретном случае взаимовлияние будет разноплановым. Однако важно,
чтобы конечный результат позитивное влияние на ребенка, педагога (субъектов
воспитательной системы) было существенным.
Цель деятельности любого детского общественного объединения можно
рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой
дети, с другой как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые,
участвующие в работе детских объединений.
В первом случае добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они
видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих
потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их
деятельности, делало их более "взрослыми". Этот аспект, не противоречащий "детской"
цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация ребенка, результатом чего является желание и готовность
детей к выполнению социальных функций в обществе.
Детское общественное объединение представляет собой важный фактор
воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, оно создает условия
для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых
устремлений; с другой стороны, оно обусловливает отбор внутренних возможностей
личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с
общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское общественное объединение выполняет и защитные функции, отстаивая,
охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов,
совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право
выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы,
одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации
собственных программ.
Типы детских общественных объединений. Объединения детей различаются по
содержанию деятельности, по длительности существования, по форме управления.
По содержанию деятельности детские объединения могут быть трудовыми,
патриотическими,
общественнополитическими,
религиозными,
досуговыми,
познавательными и др. Трудовые объединения детей реализуют задачи организации их
трудовой деятельности. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для
совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.
Досуговые, общественнополитические, патриотические и другие объединения
предполагают решение задач развития способностей и склонностей детей, проблем
предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В
связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо
мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.
По длительности существования детские общественные объединения могут быть
постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений
дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными
объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т.д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какойлибо задачи,
не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т.п.).
По характеру управления среди детских общественных объединений можно
выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации.
Л. В.Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений
представляет в следующих типичных вариантах.
Первый вариант школа как государственное образовательное учреждение и
детские общественные объединения (чаще это организации с четкой программой, целью,
правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения,
имеющие самостоятельный юридический статус) строят отношения как равные партнеры
на договорной основе согласно закону "О поддержке детских, молодежных общественных
объединений", принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности.
При таком сотрудничестве создаются реальные возможности взаимодействия для
двух самостоятельных воспитательных субъектов. При этом школа добровольно выбирает
партнера в лице детской общественной структуры, исходя из принципов демократизации и
гуманизации образовательного процесса. Взаимодействие равных воспитательных
субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе
реализации общих программ (социальных, культурологических, образовательных и др.).
Субъекты СПОФДО и школы, как показывает опыт, успешно взаимодействуют на базе
разработанных социально ориентированных программ ("Игра дело серьезное", "Орден
милосердия", "Школа демократической культуры" и др.). Программы, проекты ФДО
"Юная Россия", ориентированные на гражданское воспитание, индивидуальное развитие,
социальную адаптацию ребенка ("Возрождение", "Школа социального успеха"), на
воспитание и развитие младших школьников ("Четыре плюс три", "Маленький принц
Земли"), успешно используются в обновлении воспитательных систем школ.
На базе школы могут создаваться и действовать "форпосты", первичные структуры
(дружины, отряды, клубы) районной, городской, региональной детской организации,
членами которых являются учащиеся данной школы. Своей общественной деятельностью,
позицией члена организации, объединения такие дети влияют на определенные стороны
воспитательной системы школы или способствуют ее созданию (создают прессцентры,
организуют клубы, проводят походыэкспедиции). Положительное влияние на воспитательную систему школы отношений равных
партнеров во многом определяется динамизмом, демократизмом, автономностью детских
общественных объединений, четко выраженной их спецификой, а также возможностью
школы иметь нескольких партнеров, не привязывая себя жестко и надолго к одному
общественному объединению,
строя отношения по принципу
целесообразности. Вариант взаимодействия равных партнеров позволяет вывести
организации,
воспитательную систему школы за ее стены, сделать более открытой, социально значимой,
результативной. Новая позиция учеников членов детского общественного объединения
позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание,
организацию, гуманизируя отношения "взрослыйребенок". Опыт убеждает в том, что
детские общественные структуры опосредованно способны вывести воспитательные
системы школ из состояния кризиса и хаоса.
Пока в массовой практике отношения школ и детских общественных объединений
как равных партнеров только зарождаются.
Второй вариант более распространенный. Его суть заключается в том, что
отношения государственного образовательного учреждения и детской общественной
структуры строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы,
придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственнообщественной.
Детское объединение в этом случае важный компонент системы, находящийся в
тесной взаимосвязи с основными ее структурами. Другими словами, взаимодействие этих
двух субъектов осуществляется внутри воспитательной системы на уровне
государственных и общественных (самодеятельных) ее структур (управление и
самоуправление, класс детское объединение, государственные учебные программы и
программы детских объединений во внеучебное время и т.д.).
Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах
становятся взрослые педагоги, руководители, реже сами дети, их родители. Педагоги
инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских
объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив,
объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами
новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских
общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние
годы на практике.
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения
в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей. В настоящее
время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских
структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично
включенных в их воспитательные системы.
Итак, детские общественные структуры в воспитательных системах школ
представлены:
• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы
старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);
• школьными (ученическими) организациями; • детскими общественными
объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования
школы;
• временными детскими объединениями советами, штабами по подготовке и
проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных,
туристскокраеведческих соревнований;
• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению,
углублению знаний в конкретных областях).
Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна
при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной
системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы
достаточно специфично. Они союзники педагогического коллектива школы в решении ее
основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы
школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок,
проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности школа, ученик,
отношения "учительученик", учебная деятельность. Роль и место ученической
организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей один из
показателей результативности воспитательной системы школы.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет,
часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что
они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность,
современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур
создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат
ребенок как личность, творец, созидатель.
Детское движение — демократическое социокультурное явление, направленное на
содействие свободному развитию процесса самореализации и самоутверждения личности
ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои
действия в целях освоения мира и воздействия на него. Детское объединение — это
реальное формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно
объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности,
удовлетворяющей их социальные потребности. Детскими признаются объединения,
насчитывающие в своем составе не менее двух третей (70%) граждан до 18 лет от общего
числа участников.
Общественным считается такое детское объединение, которое:
✓ создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых
и не является непосредственным структурным подразделением государственного
учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе
материальнофинансовой;
✓ осуществляет социальнотворческую деятельность;
✓ не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между
членами объединения.
К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации,
общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации
(федерации, союзы) таких объединений.
Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое
детское общественное объединение, создаваемое для реализации какойлибо социально
ценной идеи (цели); имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и
фиксированное членство.
2. Основные педагогические функции (Иващенко Г.М., Кульпедино ва М.Е.):
✓ развивающая — обеспечение гражданского, нравственного становления личности
ребенка; развития его социального творчества; способности взаимодействовать, выдвигать
и достигать значимые для всех и каждого цели;
✓ ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей в системе
социальных, нравственных, политических ценностей;
✓ компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов,
актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом
которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.
3. Детские общественные объединения и организации классифицируются по
следующим основаниям:
✓ по целям и направленности содержания деятельности — патриотические,
экологические, пионерские, скаутские и др.;
✓ по масштабам и границам деятельности — объединения, действующие на
уровне СНГ; на республиканском, межрегиональном, районном уровнях; на уровне
микрорайона;
✓ по характеру организационного оформления — зарегистрированные на различных
уровнях организации; детские группы, примыкающие ко взрослым движениям, и др.
Деятельность детской организации имеет цели:
✓ со стороны взрослых — воспитания;
✓ со стороны детей — объединения.
Основные принципы работы детскоюношеских организаций:
✓ добровольность объединения детей, свидетельствующая о признании перспектив
интересной жизни, возможности удовлетворения своих интересов в результате такого
объединения;
✓ возвышение субъектной роли подростка в организации, поиск путей развития его
самодеятельности;
✓ ориентация на гуманизацию отношений в системе "дети — взрослые".
Детское общественное объединение создает условия для:
✓ удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми;
✓ реализации способностей, не востребованных в других сообществах, членом
которых он являлся или является;
✓ устранения дефицита содержательного разновозрастного общения; ✓ развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми,
самореализовываться через сотрудничество.
Первые детские и молодежные объединения появились на рубеже XIX — XX вв.,
в период так называемого реформаторского движения в педагогике, когда старая
традиционная школа во всем мире подвергалась резкой критике за несоответствие
требованиям изменившейся исторической и социальной ситуации.
2. Скаутское движение (от англ. scout — разведчик) зародилось в Англии. Его
прообразом послужило движение "Индейцы — знатоки леса", основанное в 1902 г.
известным канадским ученымнатуралистом, писателем и художником Эрнстом Сетон
Томпсоном.
Скаутизм характеризуется двумя неизменными признаками.
✓ независимость скаутской организации;
✓ дополнительность скаутского метода к существующим воспитательным
институтам государства, церкви и семьи. Скаутизм как движение и как метод лег в
основумногих детских организаций в XX в., имеющих разную идеологию и варианты
работы с детьми и подростками.
В скаутизме воплощены основные принципы детского движения:
✓ развитие самостоятельности;
✓ возможность самореализоваться;
✓ добровольность;
✓ совместная коллективная деятельность;
✓ многоярусность (поэтапность);
✓ учет возрастных особенностей;
✓ деятельность по интересам;
✓ романтика;
✓ обучение через игру;
✓ атрибутивность и т. д.
3. Вопрос о пионерском движении, его целях, задачах и методах работы был
поставлен в октябре 1922 г. на Пятом съезде комсомола на основании принятой 19.05.22
на Второй Всероссийской конференции РКСМ резолюции о детском движении. Среди
пионеров и школьников СССР в начале 1940х гг. под влиянием повести А.П. Гайдара
"Тимур и его команда" развернулось тимуровское движение, содержанием которого
было оказание помощи семьям (военнослужащих, престарелых), сельхозработы,
благоустройство населенных пунктов, уход за могилами погибших воинов и др. 4. Коммунарская методика И.П. Иванова, основанная на идее гуманистических
отношений между воспитателями и воспитанниками, послужила опорой в работе
различных организаций советского периода (объединение педагогов "Союз энтузиастов",
пионерская дружина "Коммуна юных фрунзенцев"). Идеология коммунарского
воспитания включает в себя шесть составляющих:
коллективная организация деятельности;
✓ коллективное творчество; коллективное целеполагание;
✓ ситуацииобразцы;
✓ эмоциональное насыщение жизни коллектива;
✓ общественная направленность жизни коллектива.
По данным социологических исследований, проведенных в конце 80х гг. прошлого
века, участники различных общественных объединений составляли в те годы 61% от
общего числа молодежи. Этот период стал завершающим этапом пионерского периода в
отечественном детском и молодежном движении.
Неформальные молодежные группы возникли после второй мировой войны в
европейских странах в результате неприятия молодежью существующего общественного
строя, государственных и экономических систем, социальных и духовных ценностей
общества.
2. Западные молодежные движения:
✓ битники (конец 1940х — начало 1950х гг.) — небольшие группы, которые
пытались противопоставить себя обществу посредством необычных причесок, одежды,
привлекающих внимание жестов, языка, поведения, музыки, интереса к политике;
✓ "сердитые молодые люди" (середина 1950х гг.) — безработная молодежь,
среди которой многие потеряли в войну отцов. Свой протест против существующего
положения они выражали в погромах витрин магазинов и рекламы;
тедды — обрушивали свою ярость не только на материальные ценности, но и на
случайных прохожих, особенно чернокожих; mods — дети квалифицированных рабочих. В
будни они учились или работали, а по выходным дням — бунтовали;
✓ хиппи (1960е гг.) — наиболее массовое движение. Они выдвигали
человеколюбивую систему ценностей. Их лозунг: "Творите любовь, а не войну". Символом
движения стали цветы;
✓ йипи — группа, отделившаяся от хиппи, которая звала народ к революционным
преобразованиям; ✓ различные религиозные секты (1970е гг.) — движение "зеленых"; группы
новой демократии и группы зашиты прав жен шин и безработных;
✓ рокерымотоциклисты — преимущественно молодые люди из рабочих семей;
✓ фэнклубы — получили массовое распространение. Здесь часто
пропагандируются экстремизм и насилие, межнациональная вражда;
✓ попперы — осуждают протестующее поколение отцов, предлагая наслаждаться
существующими благами, находить их в окружении; панки — считают себя брошенными
обществом; киберпанки — помимо осознающих свою принадлежность к этому
движению, включают людей разного возраста, увлеченных "компьютером" и
дистанцирующихся от первых.
1. Неформальные группы в России:
✓ движение хиппи возникло в 1960е гг. на фоне интереса молодежи из самых
разных социальных слоев к джинсовой одежде и возобновляется в 1980е гг. Хиппи носят
длинные волосы на прямой пробор, многие мужчины отпускают бороду. В основе
философии — внутренняя свобода, независимость от общества; движение
панков.Атрибуты: петушиные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон,
вызывающее поведение. Их появление в общественных местах сопровождается драками,
грабежами;
✓ группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы)
предпочитают носить только вещи из этих стран. В их среде культивируется образ
сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками; они против
наркотиков и за активный спорт;
✓ рокеры — способом выражения своего пренебрежения к обществу избирают
гонки на мотоциклах без глушителей;
✓ саталлисты — это поклонники определенного певца, футбольной команды;
фанаты;
✓ металлисты — распространенная молодежная неформальная группа,
включающая поклонников тяжелого металлического рока, черного металлического рока и
скоростного металлического рока;
✓ правоэкстремистские группы — социально опасные группы, в их числе
неофашисты. Атрибуты: черная куртка, сапоги или армейские ботинки, татуировка
свастики и т.д. В их среде — культ сильной личности, расизм, шовинизм; занятия — черная магия, спорт. Во главе групп чаше всего стоят взрослые люди с реакционными
взглядами;
✓ левоэкстремистские группы — поклоняются политическим деятелям
советских времен или всемирно известным революционерам.
2. Социальному педагогу в работе с подростком из неформальной группы
необходимо:
✓ знать особенности каждой группы, каждого подростка;
✓ собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе;
✓ выяснить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения,
стремления;
✓ определить структуру групп, правила приема в них, характер лидерства,
отношение членов группы к обществу;
✓ помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику
группы, дифференцированного подхода к каждой группе;
✓ найти с этими подростками общий язык;
✓ определить пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный
характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость,
порнография, проституция, неофашизм), следует применить иные меры: необходимо
разобщить группу, переориентировать ее на общественно полезные цели, нейтрализовать
лидеров.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Детские общественные объединения как институт воспитания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.