Что такое аутизм?
Аутизм относится к группе Первазивных* нарушений развития и характеризуется рядом неврологических нарушений, проявлениями которых являются нарушения развития социального взаимодействия, речи и общения, и сопровождается стереотипными видами поведения.
*охватывающих все стороны психики
Что такое спектр?
Аутизм может быть от глубокого с серьезными нарушениями, до легких аутистических изменений. Поскольку аутизм бывает разный и проявления у каждого ребенка могут отличаться, поэтому аутизм описывают как расстройства аутистического спектра (РАС)
F 84 – первазивные расстройства психического развития
F 84.0 – детский аутизм
F 84.1 - атипичный аутизм
F 84.2 – синдром Ретта
F 84.3 – другие дезинтегративные
расстройства детского возраста
F 84.4 – гиперактивное расстройство
F 84.5 синдром Аспергера
МКБ - 10
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Причины возникновения аутизма
Нет единой доказательной причины, но результаты научных исследований свидетельствуют о генетической причине аутизма…
До настоящего времени, не существуют специфические биологические маркеры аутизма, наличие этого нарушения определяется только в зависимости от поведения человека.
Аутизм – не психическое заболевание.
Аутизм – «невидимое нарушение» - нет особенностей фенотипа.
Частота случаев – от 2 до 6 детей на 1 тыс.
Соотношение мальчиков и девочек 5:1.
Интеллектуальные нарушения при аутизме:
60% - умственная отсталость, 20% - легкая интеллектуальная недостаточность, 20% - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.
Диагноз может быть уже установлен в 24 месяца и остается таким же не менее чем в 80% случаев. Полностью синдром формируется к 2,5-3м годам.
Важно знать признаки аутизма, во избежание неправильной диагностики, лечения и отношения к ребенку.
Дифференциальная диагностика
Аутизм можно спутать с некоторыми другими встречающимися у детей проблемами:
Почти у каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту.
Достаточно часто возникает необходимость различать детский аутизм и умственную отсталость.
Необходимо отличать речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей аутичных детей именно в связи с необычностью их речи.
Относительно легкие формы детского аутизма необходимо отличать и от задержки психического развития, трудности организации сосредоточения и удержания ребенка в произвольном взаимодействии.
Необходимо разграничить детский аутизм и детскую шизофрению.
Необходимо остановиться на различении синдрома детского аутизма и нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни, воспитания ребенка – с детским госпитализмом.
Причиной психогенного нарушения общения может быть отрицательный невротический опыт ребенка: перенесенная травма, несостоятельность во взаимодействии с другим человеком.
Психологическая классификация детского аутизма
Актуальность создания психологической типологии, связано с необходимостью разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи.
Известна классификация L.Wing, (1976), разделяющая детей на три группы по характеру нарушения их социального взаимодействия на отрешенных, пассивных и активных, но нелепых в общении.
Классификация раннего детского аутизма по
О. С. Никольской (1985-1987):
1 группа – полная отрешенность от происходящего;
2 группа – активное отвержение;
3 группа – захваченность аутистическими интересами;
4 группа – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
1 группа
Отсутствие речи.
Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения.
Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой ребенок. При попытки добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия.
Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.
2 группа
Дети второй группы более активны.
Чуть менее ранимы в контактах со средой.
Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована.
У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни – избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок.
Движения напряженно-скованы, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место.
Очень привязаны к матери – не эмоционально, а как основа сохранения стабильности.
3 группа
Дети третьей группы отличаются по внешним проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла.
Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными интересами, проявляющимися в стереотипной форме (любят опасные, неприятные, асоциальные впечатления – стереотипные фантазии, разговоры, рисунки на темы «страшного»).
Проявляет экстремальную конфликтность (дети-провокаторы).
Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи (многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника.
Такие дети стремятся к достижению, к успеху. Если в норме самооценка ребенка формируется в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное подтверждение своей успешности.
4 группа
Наиболее легкий вариант аутизма.
На первый план здесь выступает не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия.
В контакте с другими людьми они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, приводит к трудности сосредоточения и организации ребенка.
Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи.
Педантизм, повышенное пристрастие к порядку, ведут себя чересчур правильно.
Задержка психического развития в целом.
Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека.
Ориентировочная диагностика
Основные методы | Основные задачи: | Результаты |
Биографический | ориентирование в актуальных проблемах ребенка; | систематизация первичных сведений о соматическом, нервно-психическом и психологическом статусе ребенка, |
История развития.doc
Образ жизни ребенка с РАС любой группы Аутостимуляция (защита и саморегуляция)
КОММЕНТИРУЕМ
(немедленно всему происходящему придаем смысл. Не ругаем, а поддерживаем. Идем на поводу только когда нужно добиться контакта, а потом уже гнем свою линию)
ТОНИЗИРУЕМ
(выявить спектр его сенсорных впечатлений - он раскачивается, мы добавляем стук, рычание сюжетное)
Коррекционная помощь
1. Методы раннего вмешательства:
1.1. Игровая холдинг терапия (метод Марты Велч) – это с начало удерживание ребенка, а потом игровые занятия с ребенком на руках у родителей (проводится с детьми 1 и 2 группы аутизма от 1 года до 6-7 лет, с детьми 3 и 4 группы до 3 лет).
Побочные действия холдинг терапии: на протяжении нескольких недель наблюдается нарушение сна, более требователен, капризен, это происходит из-за избыточной стимуляции.
1.2. Что дает игра детскому развитию и каковы ее возможности в коррекционной помощи аутичному ребенку
В игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми, сопереживания.
Осмысляет и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка.
В сюжетной игре формирует произвольную регуляцию поведения, произвольное внимание, способность к установлению логических связей.
Развивает способность подражания другим людям.
Расширяет запас знаний об окружающем мире.
Благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь.
Разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так чтобы «все кончилось хорошо».
Разделенное переживание
Предложить альтернативу в игровой деятельности от аутостимуляции к разделенному переживанию.
Разделенное переживание – способность к эмоциональному заряжению от другого человека.
Методы формирования разделенного переживания в игре с аутичным ребенком
Аффективное тонизирование
Эмоционально смысловой комментарий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.