ДЕТСКИЙ «ПРАВОВОЙ КОДЕКС»

  • docx
  • 10.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.docx

ДЕТСКИЙ «ПРАВОВОЙ КОДЕКС»

 В нашем детском саду реализуется Инновационная вариативная программа «Детский мир», которая провозглашает приоритет развития детской инициативы и формирования творческих способностей воспитанников посредством опоры на компоненты детской субкультуры. Детская субкультура в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются из «поколения в поколение» сверстников. Значительную роль в формировании детской субкультуры играет общение детей друг с другом. Первое, что отличает это общение от общения взрослых между собой – разнообразие коммуникативных действий. В общении с взрослыми практически не встречаются такие действия, как приказы, жалобы, фантазирование или это проявляется не в такой открытой форме. Это происходит, потому что взрослый до конца дошкольного возраста остается для ребенка источником оценки, новой информации, образцом деятельности, а по отношению к сверстнику, уже с 3-4 лет, спектр задач более широкий: управление действиями партнера, контроль за выполнением этих действий, оценка поведения, навязывание собственных образцов и постоянное сравнение с собой. Второе отличие общения дошкольника со сверстниками – эмоциональная насыщенность. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния: от нежности и сочувствия до гнева. Намного чаще дошкольники одобряют действия сверстников, чем взрослых, но и намного чаще (чем с взрослыми) вступают в конфликтные отношения со сверстниками. Это происходит и потому что с четырех лет потребность в общении со сверстниками у детей более предпочтительна, чем с взрослыми и степень напряженности детских контактов намного выше. Третья особенность детских контактов – нестандартность и нерегламентированность, т.е. в общении со сверстниками проявляются самые неожиданные действия. Они более раскованны, не нормированы и не имеют образцов. Дети кривляются и передразнивают друг друга самыми причудливыми позами, сочиняют небылицы и т.д. Четвертая особенность – в преобладании инициативных действий над ответными. Инициативу взрослых дети поддерживают гораздо чаще, чем инициативу сверстников. Это порождает конфликтность и обиды в общении детей. В процессе общения со сверстниками дети формируют собственный «правовой кодекс», отличающийся от правового кодекса взрослых. Детский «правовой кодекс» –это совокупность общепризнанных, наследуемых правил или норм, регулирующих поведение в детском сообществе. Детский «правовой кодекс» в контексте игровой деятельности предполагает свод различных словесных регуляторов, которые подкрепляют поведенческие и нравственные нормы детей и являются основой для выработки детского стереотипа. Детский «правовой кодекс» — раскрывает взаимодействие, взаимоотношение со сверстниками. Виды детского «правовой кодекса»: это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения, знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций. Рассмотрим некоторый компоненты детского правового кодекса, которые мы используем в своей практике. Правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности. Начало и конец ООД Для создания теплой дружеской атмосферы в группе мы используем психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу. Слова могут быть различными, но цель должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться радость встречи. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. После ритуала окончания, награждаются дети за хорошую работу на занятии, детям вручаются наклейки с любимыми персонажами. Кто молодец? Я-молодец, ты-молодец, мы –молодцы! Вместе будем мы стараться Дружно будем заниматься! Сбор на утренний и вечерний круг Еще одним видом детской деятельности являются утренний и вечерний круг. Его цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Для созыва детей на утренний (вечерний) круг, мы используем звон колокольчика, также речёвки, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сбор с помощью речевки: Что за чудо – чудеса: Вот тебе моя рука, Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! Скажем вам, не тая: Это все мои друзья. Обмен мнениями. В обязательном порядке в утреннем круге каждый день мы проводим беседы, они учат систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы Обмен мнениями с детьми обогащает и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность, позволяет развивать самостоятельность детей, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Кроме того, мы активизируем слабоактивных детей в группе тем, что передаем им микрофон со словами: «Говорит тот, у кого микрофон.» Она объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. Предмет, который дети передают при обмене мнениями, может быть привязан к времени года или теме недели, например, осенний лист, снежинка, веточка вербы, клубок, микрофон, кубик. Начало и конец игровой деятельности. Игровая деятельность детей основная в детском саду. Наша задача построить работу с ребятами так, чтобы они занимались тем, что для них полезно. Решению данной задачи мы привлекаем «зазывалочек». Призыв к игре сопровождается ходьбой по кругу и произносивший должен вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносит приговор с указанием названия игры. Собирайся народ, кто играть идет. Когда набирается достаточное количество игроков, зазывала заканчивает набор: Тай-тай, налетай! Никого не принимай! В конце игры награждаются победители овациями или проходят круг почета. Мы кричим во все концы, Поздравляем, молодцы! Точно также с игрой, которую предлагает воспитатель. Добавляется приговор, чтобы проигравшие, более мягко приняли свое поражение. Мы все обнимаемся. Разнообразные ритуальные компоненты детского общения. Ритуал – это определенный набор действий, которые регулярно повторяются при определенных условиях. Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполняемым, легкоисполняемое – приятным, приятное становится любимым. Дети по своей природе ритуальны. Поэтому вводя детей в понимание ритуала, в его усвоение, мы добиваемся не только их развитие, но и не тратим усилий на дисциплину. У детей образуются добрые правила и прочные навыки. Формирование совместно с детьми общих ритуалов - хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. Ритуал приветствия. Начало дня. Ритуалы приветствия и взаимодействия участников между собой помогает нам сконцентрировать внимание детей и создать нужную атмосферу в кругу играющих. В нашей группе создана «Доска приветствия», где дети сами выбирают смайлик, как приветствовать друг друга. В последствии утренние приветствия детей происходило без доски. Ритуалы: Дежурство Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь. У дежурных формируется ответственность за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Обычно мы назначаем два ребенка. Дети регулярно дежурят по столовой, в уголке природы ухаживают за растениями и отмечают погоду, проверяют чистоту рук, следят за порядком в группе, помогают при подготовке к занятиям, подготовке к прогулке, проверяют порядок в индивидуальных шкафчиках в раздевалке. При выходе на прогулку стоят первые. Мы продумываем содержание труда дежурных, необходимых для коллектива. Мы обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряем их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. А конце дня работа дежурных поощряется, дети хвалят их работу. Они награждаются наклейками. Раз в квартал выбирается лучшая пара дежурных и награждается небольшими сувенирами. Ритуалы при приеме пищи. Как ни один процесс, питание требует выполнения от детей целого ряда правил культурного поведения, воспитание которых начинают с младшего возраста. В процессе приема пищи, мы следим, охотно ли дети едят, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости делаем указания, не привлекая внимания остальных детей. Все замечания всегда конкретные. Благожелательный тон, терпение и выдержка взрослых во время приёма пищи вызывает у детей положительное отношение к процессу питания. В нашей группе мы проводим акцию «Чистая тарелка» Если дети, сидящие за столом всё съели, им ставиться Флажок на стол. Каждый стол соревнуется между собой. В конце квартала подводим итоги и дарим сувениры. После внедрения ритуала дети стали лучше кушать, охотнее все съедать. Сбор на прогулку, прогулка Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности, во время которого активизируются защитные функции организма и возрастает мотивация к различным видам деятельности. Подготовка к прогулке наших детей начинается в группе. Ребята с младшего возраста раздеваются до нижнего белья в группе и выходят в раздевалку. происходит закаливание детей. Кроме того, мы разделяем одежду для группы и одежду на прогулку. В раздевалке установлены песочные часы, по которым дети одеваются, соревнуясь между собой и с часами. Любят помогать друг другу: завязывать шапки, шарфы. Мы всегда за это их хвалим и обращаем внимание других детей. На улице построение идет по стихотворению, которое дети сами допридумывали. Построение на прогулку в пары: 1смелые, 2 золотые, 3 горелые, 4 загорелые, 5 пузатые, 6 рябые, 7 кривые, 8 молодые, 9 богатые,10 крылатые, 11волосатые,12 носатые, 13 помятые. Обратно возвращаемся точно также. В обоих случаях первые идут дежурные. Раздеваются тоже по песочным часам. Дети сами прибираются в своих шкафчиках, сушат свою одежду. Дежурные контролируют этот процесс, проверяют шкафы детей. Вся ли одежда сложена аккуратно, выделяется самый лучший шкаф. Приборка игрушек. Самое нелюбимое для детей, но такое нужное дело – это приборка игрушек. Поэтому еще с младшей группы мы придумывали алгоритмы приборки. Приведем примеры некоторых из них. Например, пришли в супермаркет и в корзины складываете овощи или посуду, а может одежду для кукол. Другой пример, мы шпионы и разыскиваем лото по карточке, точно также с пазлами. Еще при собирании с конструкторами, устраиваем соревнование на скорость, и кто больше соберет. Дети сами считают детали. Кто больше собрал, тот объявляется победителем. Дети хорошо ориентируются по центрам в группе и поэтому приборка не занимает много времени. Помогают в этом и песочные часы. Кроме того, в группе действует правило. Поиграл- за собой убрал. Обязательно продумывается мотивация детей: похвала, поощрение. Сейчас, к концу подготовительной группы приборка много усилий не требует дети самостоятельно прибираются, их контролируют дежурные. Генеральная уборка группы происходит раз в месяц. При уборке формируется умение планировать последовательность своей работы, самостоятельность при выполнении трудовых действий, воспитываются дружеские отношения между детьми, желание оказывать взаимопомощь, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла. Награждение. Поощрение. В работе с детьми мы используем различные способы мотивации детей. Мы понимаем, что элемент соревновательности необходим для создания ситуации успеха. Все дети нашей группы получают уникальную возможность для развития своего творческого потенциала. Они могут попробовать свои силы в разных видах искусства, спорта. Для этого мы прививаем интерес к различным конкурсам, соревнованиям. После результатов, которых, мы проводим в группе ритуал награждения. Обычно он происходит в вечерний круг. Кроме грамот, детям вручаются сувениры. Уход домой, прощание. Ритуал прощания дети выбирают сами. Кто-то обнимается, кто-то прощается хлопком или за руку, как взрослый. С младшей группы, мы подбирали слова прощания и с детьми, и с родителями. Мы используем «Счастливых или удачный выходных», «Всего самого наилучшего», «Счастливого пути», «До скорей встречи», «Всех благ» и к подготовительной группе, дети используют разные слова прощания и пожелания. Знаки собственности. Следующим компонентом детского правового кодекса являются знаки собственности. Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребенок, рождаясь, попадает в мир условностей. Он должен научиться понимать и оперировать знаками всякого рода. Свои рисунки, творческие работы дети подготовительной группы подписывают сами, пририсовывая рисунки. Это может быть любимый персонаж, сердечко, цветочек и другое. Впервые с этим столкнулись еще в средней группе, так как дети хотели выделить свою работу на выставке и узнать ее. Мы не запрещаем, а наоборот, даем выход их творчеству, проявлению инициативы. Обмены. Компонентом детского правового кодекса являются различные обмены. Любимая игрушка у ребенка играет важную ключевую роль в сложных ситуациях. Когда сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми или взрослыми, игрушка помогает ребенку устанавливать нужные контакты со сверстниками. Наша задача: создать благоприятные условия для бесконфликтного общения, формирование умения вести себя в конфликтной ситуации, воспитание внимательного отношения друг к другу и к чужой собственности. Поэтому в группе есть правило, принес игрушку – будь готов с ней поделиться. Дети договариваются, сколько играть с чужой игрушкой. Специфические способы воспитательных воздействий на сверстников. Дразнилки. Обзывалки. Поддевки. Сразу хотим отметить, что с дразнилками, поддевками мы знакомим детей в качестве детского фольклора. Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Дразнилки высмеивают какие-либо отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость. Дразнятся могут быть по внешности, по характеру, по уму, по ситуации. Впрочем, сохранились и беспричинные дразнилки. Дразнятся дети и просто, чтобы пошутить над другом или подругой, и чтобы обидеть или отомстить. Нередко следствием дразнилок бывают ссоры, слезы, драки. Так дети учатся взрослой жизни, в которой нужно и уметь уходить от конфликтов, и постоять за себя, если конфликт неизбежен. Таким образом, дразнилки выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Вредина-вредина! До дырки проедена, Кое-как одета, Твоя песня спета! Именные дразнилки. Катя, Катя, Катерина-нарисована картина. Вероничка – птичка-синичка! Сережа-молодец, как соленый огурец! Евочка- припевочка! Некоторые дразнилки напрямую связаны с каким- либо словом, которое просят произнести. Например: - Скажи подушка! - Подушка. - У тебя в трусах лягушка! - Скажи полотенце! - Полотенце. - Твоя мама любит немца! - Скажи клей! - Клей. - Выпей баночку соплей! Приговорки. - Первое слово дороже второго! - Второе слово съела корова! — Это первое слово съела корова! - Второе слово дороже любого! На часть дразнилок имеются свои ответы – «антидразнилки». Кто обзывается, так и называется. Дети любят петь различные переделки песенок из Интернета, например, Страшилки. Я –сиреноголовый. Ла-ла-ла Убежать попробуй от меня. Тут и там ищу в городах, в лесах Жертву я найду, разорву по кускам. Разрешения конфликтных ситуаций. Примирение. Детские конфликты происходят очень часто. Для ребенка причина конфликта самая, что ни на есть настоящая и серьезная. Кроме того, чтобы найти решение, надо еще и помириться. При этом нужно соблюдать специальный «волшебный» ритуал: зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими, произнести наизусть текст «мирилки». Главное, чтобы после мирилки дети побежали дальше играть вместе! Дети часто проверяют дружбу ссорами. Это нормальный процесс взросления, в котором ребенку обязательно нужна помощь взрослых. А помощь эта должна заключаться в умении вовремя рассказать и показать, как нужно мириться. В строках стиховмирилок заключен важный смысл верности и добра. Они побуждают детей никогда не предавать своих товарищей. Стихи учат терпимости к чужим недостаткам. Равенство – вот цель этих стихов и вообще дружбы. В нашей раздевальной комнате есть «скамья Примирения», где дети могут в спокойной обстановке договориться и помириться. Дружба. В подготовительной группе углубляется интерес детей к сверстникам как партнёрам для общения и совместной деятельности. Дети придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам. Дети стремятся быть вместе, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Не все ребята понимают полноценного значения понятий – друзья, дружба, дружеские взаимоотношения. Поэтому пристальное внимание мы уделили развитию коммуникативных навыков, формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками. Целый год мы реализовали проект «Что такое дружба?» в рамках программы «Детский мир». В работе над проектом мы ставили перед собой цель: формирование представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях. Были выделены отдельные навыки дружбы: умение знакомиться, умение договариваться, начинать и заканчивать разговор; умение просить о помощи и предлагать ее, умение делиться игрушками, проявлять заботу о друге, идти на компромисс, умение оставаться одному, способы разрешения конфликтов, благодарить и принимать благодарность. Активное участие детей в проектной деятельности, обыгрывание детьми ситуаций о дружбе и друзьях позволило в конечном результате создать лэпбук «Дружба» и вывести вместе с детьми Законы Дружбы: 1. Не предавай своего друга. 2. Помогай другу. 3. Не обманывай друга. 4. Не выдавай секреты. 5. Будь откровенным. 6. Будь постоянным. 7. Не груби. 8. Не ябедничай. 9. Не злись! 10. Не жадничай! 11. Не бойся попросить прощения. 12. Возвращай все вовремя! В группе был создан Уголок Дружбы с играми, с книгами на нравственные темы, альбомы с дидактическими играми, стулья Радости и Грусти, где дети могут такие качества, как заботу о ближнем или похвалить ребенка и специально созданным лэпбуком «Дружба» В результате проектной деятельности дети многое узнали о дружбе, приобрели представления, на основе которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношениях между детьми. Таким образом, детская субкультура является «зеркалом» увлечений и интересов современных детей. Она выступает первым институтом социализации ребенка, представляет собой совокупность разнообразных форм детской активности. Ее отличают самобытность и вариативность. Посредством использования компонентов детской субкультуры в образовательно-воспитательной работе ДОО можно обеспечить реализацию всех образовательных областей, а прежде всего, художественно-эстетической, социальнокоммуникативной и познавательной. Детская субкультура и ее компоненты – совокупность идей для развития творческих и познавательных способностей воспитанников. Детский «правовой кодекс» создал условия для проявления инициативы и творческой активности воспитанников через освоение социально-нравственного понятия «дружба» и реализацию компонента детской субкультуры Он раскрыл взаимодействие, взаимоотношение со сверстниками.