Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Теоретическое исследование проблемы детско-родительских отношений в современной семье
1.1 Характер эмоциональных отношений родителей к детям . . . . . . . . 6
1.2 Характер эмоционального отношения ребенка к родителю.
Виды привязанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3 Проблемы детско-родительских отношений и стили
семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава II Цели, задачи и методы организация исследования . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава III Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Введение
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.
Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления.
В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
В последнее время в изучении проблемы детско-родительских отношений все больше внимания уделяется изучению позиции ребенка в системе этих отношений. Возникновение такого интереса обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
В современной психологии большое внимание уделяется изучению детско-родительских отношений в целом (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Хоментаускас Г. Т., Синягина Н. Ю., Кряжева Н. Л., Бабаева Т., Арутюнянц Э. и др.), а также отдельным вопросам. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана, Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, О.А. Карабановой, И.М. Марковской и др. Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) занимались К. Хорни, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, А. Валлон, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.
Вместе с тем картина детско-родительских отношений в современной семье еще во многом является неясной.
Актуальность данных проблем определила выбор темы курсовой работы: «Детско-родительские отношения современных семей».
Цель работы: определить особенности взаимоотношений родителей и детей в современной семье.
Объект исследования: межличностные отношения в современной семье.
Предмет исследования: отношение ребенка к членам семьи, отношение родителей к своему ребенку.
Гипотеза: в современной семье степень привязанности ребенка к родителям зависит от стиля семейного воспитания.
Задачи: 1) провести теоретическое исследование проблемы детско-родительских отношений в современной семье; 2) определить формы, характер и типы взаимоотношений между родителями и детьми; 3) провести исследование особенностей взаимоотношений между родителями и детьми старшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 6 – 7 лет в количестве 30 человек и их матери.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностика по методике «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» и «Тест родительского отношения» авторы Я.А. Варга, В.В. Столин; анализ результатов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Теоретическое исследование проблемы детско-родительских отношений в современной семье
1.1. Характер эмоциональных отношений родителей к детям
Детско-родительские отношения в значительной степени характеризуются эмоциональной стороной. Эмоциональная сторона предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.
Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм). Наряду с ним используется термин «принятие» (А. Рое, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности.
Термин «привязанность» (attachment) используется для обозначения отношения ребенка к родителю. В современной психологии теория привязанности Дж. Боулби является общепризнанной и наиболее авторитетной в исследовании феномена любви ребенка к родителю.
Родительская любовь имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительскую любовь как особую добродетель. Только во второй половине XVIII в. в Европе материнская любовь становится обязательной нормативной установкой[1], а со второй половины XIX в. возникает детоцентристский тип семьи.
В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки в отношении ребенка.
Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки.
В структуре значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса[2].
o Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что») - предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями.
o Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.
o Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).
o Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.
o
Скрытое
эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-
негативное отношение к ребенку).
o Открытое эмоциональное отвержение ребенка.
А.С. Спиваковская, основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской (Приложение 1). Напомним, что тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипатия; уважение/презрение и близость — дальность.
Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать.
Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.
Мистификация
и искажение образа ребенка как результат проекции
негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с
аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следствие,
перенос на него негативного эмоционального отношения. Психологическая работа в
этом случае должна быть направлена на объективирование причин подобной
проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного конфликта,
лежащего в основе актуализированных защитных механизмов.
Негативное
эмоциональное отношение к ребенку как проявление пост
травматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения
рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к
формированию привязанности, и психологической травмы, например утра
ты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирую
щей ситуации либо ассоциируется с ней. Психологическая помощь здесь
строится в контексте преодоления посттравматического стресса.
Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнаруживающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистантность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведение характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопека, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором актуализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.
Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность — также влияют на формирование родительского отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых.
Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку также имеет степень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противоположен родительскому, это может восприниматься родителем как негативная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противоположная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается последним как проявление слабости ребенка.
Также большое влияние на отношение родителей к детям оказывает низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.
Таким образом, на особенность эмоционального отношения родителей к своим детям оказывает влияние целый ряд факторов.
1.2 Характер эмоционального отношения ребенка к родителю. Виды привязанности
Сенситивным периодом для формирования привязанности детей к родителям является первый год жизни ребенка. Примерно в 6—10 месяцев, в связи со становлением первой формы «сохранения объекта», у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается[3].
В психологии были выделены три основных типа привязанности: надежная (безопасная) привязанность и две тревожных — тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанности. Позднее эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом.
Критериями выделения типов привязанности стали особенности эмоциональной связи ребенок — взрослый, характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка. Соответственно названным критериям можно дать следующую характеристику типам привязанности ребенка.
Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребенка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоционального взаимопринятия, близостью и интенсивностью взаимодействия, реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ребенка.
Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризуется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со стороны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной активности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрослым. Реакции протеста на разлуку со взрослым ярко выражены либо в форме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.
При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествующем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревожность. Ребенок склонен к ожиданию отвержения со стороны взрослого, к уверенности в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу всего этого ребенок предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отражение в особенностях его реагирования на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или отвержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывается ограниченной стратегией избегания.
Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприятием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и страха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.
Самым неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать ее отсутствие. Несформированность привязанности может быть обусловлена либо изначальным упущением сенситивного периода, либо быть результатом необратимого повреждения привязанности.
Таким образом, особое значение приобретает вопрос об условиях формирования надежной безопасной привязанности.
С возрастом ребенок становится все более активным участником взаимодействия с близким взрослым, защитные стратегии его поведения все более опосредуются складывающимся у него умственным образом диадического отношения ребенок — взрослый. Выбор стратегии переработки опыта общения и построения защитного поведения — когнитивной или аффективной — определяет дальнейшее развитие привязанности.
Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). Надежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских отношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, взаимопонимании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка.
Сдержанная привязанность также основана на чувстве безопасности, но носит более дистантный характер. Ребенок кажется самостоятельнее, чем в предшествующем случае, реальная интенсивность и плотность детско-рокдительского взаимодействия гораздо ниже. За дистантностью взаимодействия скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрицательной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказанию. Родительское отношение воспринимается ребенком скорее по типу отцовской любви, т.е. любви, обусловленной выполнением требований, обязательств, любви, которую надо заслужить. Сдержанная привязанность является типом переходным от надежной привязанности к избегающей.
Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высокой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от родителя подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испытывает повышенную потребность в ласке и одобрении.
Дети с избегающим типом привязанности реализуют такие формы поведения, как игнорирование, отрицание, изоляция, компульсивное (навязчивое) послушание, услужливость. Формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, тихий.
Четыре вида привязанности — социально-уступчивый/вытесняющий, изолированный, навязчиво-заботливый, навязчиво-послушный — порождают варианты подобного послушного поведения.
Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из своего сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратегиями защиты. Изолированный тип характеризуется обособленностью поведения, внешним равнодушием и индифферентностью к вниманию и общению со взрослым. Навязчивая заботливость проявляется в своеобразной инверсии ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опекающего и заботливого родителя.
Принудительно-послушный тип привязанности характеризуется крайне пассивным поведением.
Амбивалентная (тревожно-протестующая) привязанность порождает аффективные формы переработки конфликта неудовлетворенности ребенка характером отношений с родителями. Борьба за любовь, внимание и заботу родителя принимает явно выраженную аффективную форму. Налицо феномен «капризного ребенка», трудности родительско-детского взаимодействия и в ряде случаев обращение родителей за психологической помощью.
Анализ особенностей внутренней позиции ребенка в отношении родителей позволяет выделить различные варианты переживания ребенком детско-родительских отношений[4]. Четыре типа внутренней позиции ребенка, определяемой его восприятием отношения к нему родителей и особенностями отношения его самого к родителям, представлены в таблице (Приложение 2).
Однако эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель — ребенок[5]. Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.
Взаимные, симметричные отношения:
o эмоциональное взаимное принятие. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
o симметричная негативная установка. Обе стороны — и родители, и ребенок — взаимно отвергают друг друга.
Невзаимные, асимметричные отношения:
· односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла;
· односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью. Следствием этого становится формирование тревожных вариантов привязанности.
Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью как ребенка, так и родителя.
1.3. Проблемы детско-родительских отношений и стили семенного воспитания
Отношения родителей к своему ребенку очень сложны и неоднозначны, также как неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов воздействующих на ребенка.
Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.
Так А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей[6].
Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием, слишком слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим, они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя of них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гаем и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.
В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания[7].
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе, связаны с анализом семейной структуры. Обратимся к исследованию Э. Арутюнянц[8]. По ее мнению существует 3 варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие. Автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически — ко всем социальным институтам).
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер[9]. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.
Гипопротекция - характеризуется недостатком опеки и контроля. Это приводит к неудовлетворенности в одной из основных потребностей ребенка — в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция - проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция - воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству, которое может сочетаться с недостаточным упорством и опорой на свои силы.
Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их «заместители» — мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения – отношения, которые могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения довольно-таки теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, так как ребенок оказывается в ситуации потери любви к себе.
Важное значение в формировании детско-родительских отношений играют родительские установки и позиции. Родительская позиция — это некое целостное образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.
В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции[10]. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств детей.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностичными.
По мнению Смирновой Е.О., специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку[11]. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним.
С другой — глобальная ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращает ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т. д.
Специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. По данным А.А. Кроника, отношения родителей к детям характеризуются постепенным возрастанием переживания психологической близости. По мере взросления детей отношение родителей к ним переживается как все более близкое[12].
Смирнова Е.О. полагает, что тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка[13].
Н. Ю. Синягина[14] выделила группы семей по типу родительского отношения и дала им характеристику (приложение 3).
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби[15] на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его; когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи; когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей; когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
В одном из своих исследований А. С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья — санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья — крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
В целом, в практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка.
Авторитарный стиль — жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение. Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения. Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений, превосходящих его возможности. Здесь следует искать проблемы у самих родителей, которые превращают беззащитного малыша в козла отпущения. Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок — в специальной опеке.
Либерально-попустительский (либеральный) стиль исповедует принцип вседозволенности. Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя, не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа: получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком, ориентирующимся в мире прав и обязанностей.
Демократический стиль - ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации — наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение.
Таким образом, можно определить ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это реальное взаимодействие родителя с ребенком; отношение к ребенку, степень эмоциональной привязанности; стиль воспитания.
Глава II Цели, задачи и методы организация исследования
С целью определения особенностей детско-родительских отношений в современной семье на базе ДОУ № 104 было проведено исследование с участием 30 детей и их матерей.
В исследовании использовались следующие методики: «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи», Отношение к детям (тест родительского отношения) (авторы Я.А. Варга, В.В. Столин)[16].
Методика № 1. «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи»
Цель: определить степень привязанности ребенка к членам своей семьи.
Описание методики: При выборе ответов на нижеприведенные пункты шкалы привязанности ребенка необходимо подчеркнуть только один ответ на каждый пункт. Варианты ответов заключены в скобки (Приложение 4).
Подсчет результатов: После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Для простоты подсчета приравняйте одну выборку к одному баллу. Проранжируйте эти выборки. Как правило, член семьи, набравший наибольшее количество баллов, является тем, к кому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта ребенка в семье.
Методика № 2. Отношение к детям (тест родительского отношения) (авторы Я.А. Варга, В.В. Столин)
Описание методики: Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:
1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам (см. Приложение 5).
Обработка и оценка результатов:
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.
Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Глава III Анализ результатов исследования
В ходе проведенного исследования особенностей отношений между детьми и их матерью были получены следующие результаты.
Определение степени привязанности ребенка к членам своей семьи показало следующее (табл. 1).
Таблица 1
Степень привязанности детей к членам своей семьи
№ |
ФИ ребенка |
Количество выборов |
Наибольшая степень привязанности |
|||||
мать |
отец |
брат |
сестра |
бабушка |
дедушка |
|||
1 |
Юля М. |
5 |
2 |
- |
- |
3 |
- |
мать |
2 |
Радион К. |
8 |
- |
- |
- |
2 |
- |
мать |
3 |
Вася Г. |
4 |
3 |
- |
- |
3 |
- |
мать |
4 |
Ангелина Л. |
6 |
- |
- |
- |
4 |
- |
мать |
5 |
Никита П. |
2 |
- |
- |
5 |
3 |
- |
сестра |
6 |
Виолетта Г. |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
- |
бабушка |
7 |
Ксения Х. |
2 |
0 |
3 |
5 |
- |
- |
сестра |
8 |
Юля З. |
6 |
4 |
- |
- |
- |
- |
мать |
9 |
Юля Ч. |
6 |
- |
4 |
- |
- |
- |
мать |
10 |
Алина Р. |
7 |
- |
- |
- |
2 |
1 |
мать |
11 |
Лиза К. |
2 |
- |
3 |
5 |
- |
- |
сестра |
12 |
Лена М. |
1 |
- |
3 |
- |
6 |
- |
бабушка |
13 |
Рома К. |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
мать |
14 |
Ваня М. |
6 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
мать |
15 |
Маша С. |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
мать |
16 |
Марина П. |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
- |
бабушка |
17 |
Егор А. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
- |
бабушка |
18 |
Сергей Г. |
7 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
мать |
19 |
Нина А. |
7 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
мать |
20 |
Дима Ш. |
8 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
мать |
21 |
Костя Т. |
5 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
мать |
22 |
Алексей К. |
6 |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
мать |
23 |
Оля Д. |
6 |
- |
1 |
1 |
2 |
- |
мать |
24 |
Женя Н. |
1 |
- |
1 |
2 |
6 |
- |
бабушка |
25 |
Вова М. |
2 |
- |
1 |
- |
7 |
- |
бабушка |
26 |
Юля Б. |
2 |
1 |
- |
- |
7 |
- |
бабушка |
27 |
Ваня Н. |
1 |
1 |
- |
- |
8 |
- |
бабушка |
28 |
Марина П. |
- |
2 |
1 |
1 |
6 |
- |
бабушка |
29 |
Нина О. |
7 |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
мать |
30 |
Алексей Ж. |
8 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
мать |
Таким образом, из 30 опрошенных детей дошкольного возраста обследуемой группы 18 человек определили наибольшую степень привязанности к матери (60 %); 9 детей имеют высокую степень привязанности только к бабушке, хотя у них имеется мать (30 %), 3 ребенка показали высокую степень привязанности к сестре (10 %).
При этом из 30 опрошенных детей 15 не сделали ни одного выбора в пользу отца, что означает или негативное отношение к данному человеку, либо отсутствие участия отца в жизни ребенка (50 %).
А 6 человек показали явно отрицательное отношение к отцу (20 %), а 1 к матери (3,33 %).
Таким образом, для обследованной группы детей характерна большая привязанность к матери, чем к отцу.
Исследование родительского отношения к детям показало следующие результаты (табл. 2).
Из 30 обследованных отношений авторитарный стиль воспитания показали 10 матерей (33,3 %); либеральный – 10 матерей (33,3 %); демократический – 10 (33,3 %).
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных семьях существуют различные стили воспитания.
Таблица 2
Родительское отношение
№ |
ФИ ребенка |
Полученные баллы по шкалам |
Стиль воспитания |
||||
принятие - отвержение |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
Отношение к неудачам |
|||
1 |
Юля М. |
18 |
2 |
1 |
6 |
4 |
авторитарный. |
2 |
Радион К. |
8 |
6 |
4 |
4 |
1 |
либеральный |
3 |
Вася Г. |
10 |
7 |
4 |
2 |
1 |
демократический |
4 |
Ангелина Л. |
20 |
3 |
4 |
5 |
3 |
демократический |
5 |
Никита П. |
10 |
7 |
2 |
3 |
1 |
либеральный. |
6 |
Виолетта Г. |
14 |
5 |
5 |
6 |
3 |
авторитарный |
7 |
Ксения Х. |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
либеральный. |
8 |
Юля З. |
10 |
5 |
3 |
3 |
1 |
либеральный |
9 |
Юля Ч. |
9 |
6 |
2 |
2 |
1 |
либеральный |
10 |
Алина Р. |
8 |
4 |
5 |
6 |
1 |
авторитарный |
11 |
Лиза К. |
12 |
2 |
4 |
1 |
2 |
либеральный |
12 |
Лена М. |
11 |
7 |
5 |
7 |
2 |
авторитарный |
13 |
Рома К. |
11 |
7 |
4 |
2 |
1 |
демократический |
14 |
Ваня М. |
12 |
8 |
4 |
2 |
1 |
демократический |
15 |
Маша С. |
16 |
7 |
5 |
3 |
1 |
демократический |
16 |
Марина П. |
10 |
7 |
4 |
2 |
1 |
демократический |
17 |
Егор А. |
20 |
3 |
4 |
5 |
3 |
демократический |
18 |
Сергей Г. |
18 |
3 |
5 |
5 |
3 |
демократический |
19 |
Нина А. |
17 |
3 |
4 |
5 |
3 |
демократический |
20 |
Дима Ш. |
20 |
3 |
4 |
5 |
3 |
демократический |
21 |
Костя Т. |
18 |
2 |
1 |
6 |
4 |
авторитарный |
22 |
Алексей К. |
14 |
5 |
5 |
6 |
3 |
авторитарный |
23 |
Оля Д. |
8 |
4 |
5 |
6 |
1 |
авторитарный |
24 |
Женя Н. |
11 |
7 |
5 |
7 |
2 |
авторитарный |
25 |
Вова М. |
9 |
6 |
2 |
2 |
1 |
либеральный |
26 |
Юля Б. |
10 |
5 |
3 |
3 |
1 |
либеральный |
27 |
Ваня Н. |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
либеральный |
28 |
Марина П. |
14 |
5 |
5 |
6 |
3 |
авторитарный |
29 |
Нина О. |
10 |
7 |
2 |
3 |
1 |
либеральный |
30 |
Алексей Ж. |
18 |
2 |
1 |
6 |
4 |
авторитарный |
Соотнесем результаты двух методик (табл. 3).
Таблица 3
№ |
ФИ ребенка |
Наибольшая степень привязанности |
Наличие отрицательного выбора |
Тип отношения матери |
1 |
Юля М. |
мать |
- |
авторитарный |
2 |
Радион К. |
мать |
- |
либеральный |
3 |
Вася Г. |
мать |
- |
демократический |
4 |
Ангелина Л. |
мать |
- |
демократический |
5 |
Никита П. |
сестра |
- |
либеральный |
6 |
Виолетта Г. |
бабушка |
- |
авторитарный |
7 |
Ксения Х. |
сестра |
- |
либеральный |
8 |
Юля З. |
мать |
- |
либеральный |
9 |
Юля Ч. |
мать |
- |
либеральный |
10 |
Алина Р. |
мать |
- |
авторитарный |
11 |
Лиза К. |
сестра |
отец |
либеральный |
12 |
Лена М. |
бабушка |
отец |
авторитарный |
13 |
Рома К. |
мать |
- |
демократический |
14 |
Ваня М. |
мать |
- |
демократический |
15 |
Маша С. |
мать |
- |
демократический |
16 |
Марина П. |
бабушка |
- |
демократический |
17 |
Егор А. |
бабушка |
- |
демократический |
18 |
Сергей Г. |
мать |
- |
демократический |
19 |
Нина А. |
мать |
- |
демократический |
20 |
Дима Ш. |
мать |
- |
демократический |
21 |
Костя Т. |
мать |
- |
авторитарный |
22 |
Алексей К. |
мать |
отец |
авторитарный |
23 |
Оля Д. |
мать |
отец |
авторитарный |
24 |
Женя Н. |
бабушка |
отец |
авторитарный |
25 |
Вова М. |
бабушка |
отец |
либеральный |
26 |
Юля Б. |
бабушка |
- |
либеральный |
27 |
Ваня Н. |
бабушка |
- |
либеральный |
28 |
Марина П. |
бабушка |
мать |
авторитарный |
29 |
Нина О. |
мать |
- |
либеральный |
30 |
Алексей К. |
мать |
- |
авторитарный |
Сведем данные в общую таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Сводная таблица
стиль воспитания
привязанность |
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
Мать |
6 |
4 |
8 |
Бабушка |
4 |
3 |
2 |
Сестра |
0 |
3 |
0 |
Таким образом, при демократическом стиле воспитания наибольшая степень привязанности к матери наблюдается у детей с демократическим стилем воспитания – 8 семей (26,6 %); наименьшая степень привязанности к матери в семьях с либеральным стилем воспитания – 4 семьи (13,3 %); достаточно высокая степень привязанности к другим родственникам помимо матери наблюдается в семьях с либеральным стилем воспитания. Так привязанность к сестре и к бабушке наблюдается в 3 семьях с либеральным стилем воспитания, соответственно 10 % и 10 %.
Полученное сравнение позволяет сделать следующие общие выводы:
Ø 60 % детей определили наибольшую степень привязанности к матери;
Ø 30 % детей имеют высокую степень привязанности только к бабушке,
Ø 10 % имеют высокую степень привязанности к сестре
Ø 50 % детей показали отсутствие отца в своей жизни;
Ø 20 % детей показали отрицательное отношение к отцу;
Ø 3,33 % детей показали отрицательное отношение к матери;
Ø в современных семьях существуют различные стили воспитания: авторитарный стиль воспитания характерен для 33,3 % семей; либеральный для 33,3 %; демократический для 33.3 %;
Ø наибольшая степень привязанности у детей к матери наблюдается в семьях с демократическим стилем воспитания 26,6 %;
Ø наименьшая степень привязанности к матери наблюдается в семьях с либеральным стилем воспитания 13,3 %;
Ø высокая степень привязанности к другим родственникам помимо матери наблюдается в семьях с либеральным стилем воспитания.
Ø демократический стиль воспитания формирует положительное отношение ко всем членам семьи, но в наибольшей степени к матери (из 2 семей с ценностным типом воспитания привязанность к матери показали оба ребенка);
Ø либеральный стиль воспитания способствует формированию привязанности к другим членам семьи, помимо родителей.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: в современной семье степень привязанности ребенка к родителям зависит от стиля семейного воспитания.
Заключение
Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены характером эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю.
Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон; мотивы воспитания и родителъства; степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства; способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг; степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско-родительских отношений включают: родительскую позицию, определяемую характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством; тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации; образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.
Исследование особенностей детско-родительских отношений в современной семье было проведено на базе ДОУ № 104 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста и их матери. В исследовании использовались методики «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» и «Отношение к детям» (тест родительского отношения).
Полученное сравнение позволяет сделать следующие общие выводы: большинство детей определили наибольшую степень привязанности к матери; половина детей показали отсутствие отца в своей жизни; в современных семьях в одинаковой степени существуют различные стили воспитания: авторитарный, либеральный, демократический. Наибольшая степень привязанности у детей к матери наблюдается в семьях с демократическим стилем воспитания, а наименьшая привязанность в семьях с либеральным стилем воспитания. Демократический стиль воспитания формирует положительное отношение ко всем членам семьи, но в наибольшей степени к матери. Либеральный стиль воспитания способствует формированию привязанности к другим членам семьи, помимо родителей.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: в современной семье степень привязанности ребенка к родителям зависит от стиля семейного воспитания.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
3. Бабаева, Т. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание, 2006, № 6.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005.
5. Гарбузов, В. И., Захаров, А. И., Исаев, Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М., 2001.
6. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
7. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.
8. Коломинский, А. Я., Панько, Е. А., Игумнов, С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004.
9. Кон, И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.
10. Кроник, А.А., Кроник, Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.
11. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
12. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004.
13. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология. – М., 2002.
15. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Х. Нигера. – М.: «Педагогика», 1988.
16. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
17. Славкина, М. А. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
18. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3.
19. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 2001..
20. Спиваковская , А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
21. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
22. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1999.
23. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М., 2005.
24. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
25. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
26. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Петер, 2000.
Приложение 1
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)
Тип любви/отвержения |
Характеристики любви/отвержения |
Родительское поведение |
Родительское кредо |
1. Действенная любовь |
симпатия уважение близость |
Принятие ребенка; внимание и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотрудничество и готовность прийти ему на помощь |
«Я люблю моего ребенка таким, какой он есть, он самый лучший» |
2. Отстраненная любовь |
симпатия уважение дистантность |
Принятие ребенка; недостаток внимания и заботы; гипопротекция; низкий уровень кооперации и помощи |
«У меня прекрасный ребенок, но я очень занят» |
3. Действенная жалость |
симпатия неуважение близость |
Принятие ребенка; недоверие к нему; излишняя опека и потворствование |
«Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ребенок и я люблю его» |
4. Снисходительное отстранение |
симпатия неуважение дистантность |
Принятие ребенка; отстраненность; гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью |
«Нельзя винить моего ребенка в том, что он такой, — есть объективные причины» |
5. Отвержение |
антипатия неуважение дистантность |
Отвержение ребенка; ограничение общения, игнорирование; гипопротекция, граничащая с безнадзорностью |
«Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!» |
6. Презрение |
антипатия неуважение близость |
Отвержение ребенка; тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов |
«Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так плох» |
7. Преследование |
антипатия уважение близость |
Отвержение ребенка; доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тотальный контроль |
«Мой ребенок — негодяй, и я докажу это!» |
8. Отказ |
антипатия неуважение дистантность |
Отвержение ребенка; гипопротекция и безнадзорность, попустительство, игнорирование |
«Я не хочу иметь дето с этим негодяем!» |
Приложение 2
Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу)
Тип внутренней позиции |
Особенности типа семейного воспитания |
Особенности личностного развития ребенка |
1. «Я нужен и любим, и я люблю ваг тоже» |
Эмоциональное принятие сотрудничество и кооперация; взаимное уважение и демократический стиль общения; авторитетный тип воспитания |
Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая самооценка и самопринятие; социальная компетентность; надежная привязанность |
2. «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня» |
Воспитание но типу кумира семьи; потворствующая ги-нерпротекция; культ ребенка и его желаний |
Эмоционально-личностный эгоцентризм; неадекватно завышенная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбивалентная привязанность |
3. «Я нелюбим, но всей душой стремлюсь приблизиться к вам» |
Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбивалентность, явное или скрытое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной ответственности; доминирующая гиперпротекция; феномен делегирования и перфекционизма |
Низкая самооценка и самопринятие; искажение развития Я-концепции; чувство вины и неполноценности; тревожность и фрустрированность; перфекционизм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегающий или амбивалентный тип привязанности |
4. «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое» |
Амбивалентность принятия, явное или скрытое отвержение; гипопротекция, безнадзорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обращение; авторитарно-директивный стиль общения; отстраненность родителей |
Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и самооценка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; отсутствие базового доверия к миру |
Приложение 3
Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка
Группа семей |
Подгруппа |
Характеристика профиля родительского отношения |
Благоприятные
|
Понимающие |
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях |
Покровительствующие |
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной |
|
Безразличные |
Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе |
|
Неблагоприятные
|
Подавляющие |
Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер |
Тревожные |
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью |
|
Отстраненные |
Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему |
|
Отвергающие |
Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны |
Приложение 4
Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
ФИО ______________________________
Возраст_______________
С кем проживает ребенок в одной квартире _______________________
_____________________________________________________________
Тест опросника
Если бы я был (а) волшебником, то...
1. Я бы никогда не расставался(лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
2. Я бы ходил(а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
3. Я бы придумывал(а) сны, где всегда был(а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка).
4. Я бы поделился (лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой).
5. Я бы подарил (а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке).
6. Я бы создал (а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
7. Я бы построил (а) самый красивый дворец для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
8. Я бы взял (а) с собой на необитаемый сказочный остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
9. Я бы испек (ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки).
10. Я бы одел (а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку).
Приложение 5
Текст опросника
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от. реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Кон И. С. Ребюенок и общество. – М., 1988. С. 45.
[2] Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 468 – 479.
[3] Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005. С. 141.
[4] Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1999. С. 39.
[5] Списваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 2001. С. 31.
[6] Шнейдер Л. Б. Семейная психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. С. 481.
[7] Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М., 2001. С. 484.
[8] Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблем! социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. С. 26-33.
[9] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Петре, 2000.
[10] Списваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
[11] Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 5—15.
[12] Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.
[13] Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3. С. 3.
[14] Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Россов н/Д: Феникс, 2008. С. 200.
[15] Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
[16] Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.