Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ
Оценка 5

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Оценка 5
Мероприятия
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.04.2017
Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, при организации работы с родителями данных детей. В материалах теоретические знания о данной категории детей сочетаются с практическими заданиями для родителей. После выполнения заданий родители получают возможность проанализировать внутрисемейные отношения, узнают новое о ребенке.
КузнецоваЕВ Занятие с родителями.docx
Кузнецова Е.В., педагог дополнительного образования ЦДТ «Алые паруса», с.Бабка, Частинский р­н,  Пермский край «Детско­родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ» Цель:   выстраивание отношений родителей и ребенка с ОВЗ. Задачи:  коррекция и развитие процесса общения,    осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния  взаимоотношений родителей и детей с ОВЗ,  развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, на ребенка,   осознание восприятия окружающих людей,   развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи. Форма проведения:  практическая работа Предварительная работа: аппликация с детьми «Моя Галактика» Стимульный материал:  цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD. План: 1. Введение в практическую работу с элементами аутотренинга. 2. Выполнение практического задания. 3. Пояснительная часть. 4. Сравнение выполненных работ родителей с работами детей. 5. Теоретическая часть «Типы семейного воспитания». 6. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку». 7. Завершение работы. Вручение «Памяток для родителей». 1 Ход проведения занятия: 1. Введение  Уважаемые родители!  Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить   упражнение «Моя   Галактика».   Упражнение   поможет   вам   разобраться   в   личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения. Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь   поудобнее,   расслабьтесь   и   представьте   себе   звездное   небо,  на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая­то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но, если приглядеться пристальней, ­ каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.  Давайте  продолжим  вглядываться  в  ночное  небо. Найдите  на нем свою звезду. «Приближайте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!». Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом. 2.       Выполнение практического задания. 2 А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику. В   ней   будет   столько   звезд,   сколько   вы   захотите.   Перед   вами   лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем­то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду.   Подпишите   ее   –   «Я».   Теперь   найдите   звездочку   для   своего   малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся   звездам   дайте   имена   своих  родных   и  близких,  всех   тех,  кто  вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды! 3.       Пояснительная часть.      С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем   то,   что   у   вас   получилось:   обратите   внимание   на   то,   где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее   поместили   в   уголке,   вдали   от   других,   то   вам   следует   задуматься:   не преуменьшаете   ли   вы   собственную   значимость?   Какие   у   вас   отношения   с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми? Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. 3 Синий  цвет   говорит   о   том,   что   вы   видите   себя   или   другого   человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;  красный  –   дружелюбным,   общительным,   энергичным,   уверенным,   но раздражительным;  розовый – нежным, чувствительным, уязвимым;   оранжевый   –  гибким,   добрым,   отзывчивым,   художественно   одаренным,   с хорошим   настроением,   но   поверхностным,   с   неустойчивыми   интересами   и склонностью увлекаться;  желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;  фиолетовый   –  беспокойным,   эмоционально   напряженным,   нуждающемся   в душевном контакте;  коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным;  черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым. А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его   на   эмоциональном   уровне?  Звездочка   вашего   малыша   находится   рядом   с вами или где­то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии   от   всех   остальных?   Подумайте   сами,   о   чем   это   может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом   проанализируйте   местонахождение   звезды   вашего   мужа.   Если   она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если   нет?   Какую   роль   играет   ваш   муж   в   семье?   Не   думаете   ли   вы,   что   он отстранился   от   выполнения   своих   обязанностей?   Достаточно   ли   времени   он проводит с семьей? 4 Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного   и   коричневого   цвета.   Подумайте,   кому   и   почему   они   «достались»? Какие   отношения   у   вас   с   этими   людьми?   Почему?   Нужны   ли   вам   такие отношения? 4.       Сравнение выполненных работ родителей с работами детей. 5.       Теоретическая часть «Типы семейного воспитания» Гиперсоциальное   воспитание,   или   «правильные   родители» Гиперсоциальный   тип   воспитания   в   семье   не   вызывает   у   окружающих недоумения,   напротив,   всячески   поддерживается   и   одобряется.   Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью почитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера. Лишь немногие оценив   все   опытным   глазом   профессионала   или   же   прислушавшись   к собственным   чувствам,   подумают:   «Что­то   здесь   не   так,   уж   больно   он «правильный»,   как   будто   не   ребенок   вовсе,   а   маленький   «старичок».   Сделали   ребенка   таким   родители,   движимые   «благими   намерениями»   и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен   «план»   его   развития,   в   котором   родители   четко   определили основные   «вехи»:   «плавать   раньше,   чем   ходить»,   кружки,   секции   те,   что попрестижнее,   иностранные   языки   и   институт…   План   может   быть   разным,   в зависимости   от   того,  что   попадает   в  зону   жизненных  ценностей  родителей –   спорт,   жизни. здоровый политика,     образ   бизнес,   5 Подобным   образом   поступают   многие   родители,   но   немногие   одержимы выполнением   задуманного.   Жизнь   ребенка   с   самых   первых   дней   подчинена строгим   правилам.   Неукоснительно   соблюдается   режим,   дисциплина,   много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть   «правильным».   Ребенок   лишен   права   выбора,   и   его   собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только   в   рамках   дозволенного,   не   очень   шумно   и   придерживаясь   норм поведения. Любовь становится разменной монетой: скушал кашу ­ любим, не скушал ­ не любим, и так во всем. Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы. Последствия гиперсоциального воспитания не всегда   заканчиваются   трагически.   Но   люди,   выросшие   в   подобных   семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность   и   наличие   твердых   принципов,   приемлемые   в   деловой обстановке,   не   позволяют   построить   теплые   семейные   отношения.   Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, может быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как 6 целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих.  Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные   проявления   с   одновременным   игнорированием   интересов родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово «нельзя» произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в «можно». Иногда родители предпринимают попытки ввести   какие­либо   ограничения   или   даже   наказать   ребенка,   но   очень   скоро чувство вины заставляет их пожалеть о содеянном: «Ну, он же еще маленький и не   понимает,   что   нехорошо   брать   без   разрешения   и   портить   чужие   вещи, доставлять   неудобство   окружающим   своим   криком,   беготней,   капризами». Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему­то отказываются   играть   роль   подданных,   и   то,   что   дома   вызывает   восторг, воспринимается   в   лучшем   случае   равнодушно.   Любые   попытки   кого­то   со стороны   –   родственников,   знакомых,   воспитателей   –   дать   понять,   что   такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: «Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!» Они искренни в своих желаниях,   им   действительно   хорошо;   роль   жертвующих   всем   ради   ребенка родителей   они   взяли   на   себя   добровольно   и   рады   ее   исполнять,   какое   бы безумство не придумало их дитя. В такой семье у ребенка обязательно выявят какой­нибудь «талант» и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени,   денег.   И,   может   быть,   родители   будут   отказывать   себе   в   самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для   его   развития.   Эгоцентрический   тип   воспитания   трудно   представить   в 7 многодетной   семье.   В   основном   это   семьи,   в   которых   растет   один   ребенок, окруженный   большим   количеством   взрослых.   Часто   подобное   отношение   к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл. В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у   этого   человека   вызвать   депрессию   или   нервный   срыв.   Детские   иллюзии   по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность   к   жизни   может   выражаться   в   абсолютном   неумении заботиться   о   себе,   не   говоря   уже   об   окружающих.   Когда   у   таких   людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив,   будут   равнодушными,   безучастными,   капризными,   если   воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими – это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «думай о ближнем», «радуйся от того, что доставил другому радость». Лучше, чтобы они   были   освоены   в   детстве,   чтобы   безраздельная   родительская   любовь   не обернулась болью.      Тревожно­мнительное   воспитание,   или   любить   ­   значит   бояться. Ничто   так   сильно   не   терзает   душу   родителей,   как   страх   за   своего   ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями  за  ребенка,  нарушением  привычного образа  жизни.  Почти все родители   переживают   подобное,   но   со   временем   тревога   проходит,   страх   за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает и по­другому. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и   раньше.   Страх   и   любовь   сливаются   воедино,   тревожные   мысли   одолевают 8 постоянно,  даже   когда   нет   никакой   угрозы   жизни,  здоровью   и   благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: « А это нормально, с ним все   в   порядке?»   Родители,   которые   воспринимают   окружающий   мир,   как враждебный   и   полный   сложностей,   стремятся   подготовить   своего   ребенка   к «тяготам жизни». Его рано начинают обучать чему­ либо, досконально готовят к поступлению   в   школу.   Иногда   в   ожидании   предстоящих   трудностей   они   не   что   наносят   вред   ребенку   сами   уже   сейчас.   замечают, Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья, в которой подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской линии). В этом случае тревожная мать просто  переносит в свою семью   методы   воспитания,   взгляды,   поведение,   которое   усвоила   с   детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может бояться своего начальника, стихийных бедствий, воров, заразных заболеваний… В   основе   лежит   страх   смерти,   который   зародился   в   детстве   и   не   был нейтрализован  оптимистическим  выходом. К описанным вариантам поведения можно   отнести   мнительность   и   подозрительность.   Не   имея   на   то   оснований, женщина   не   отпускает   своего   ребенка   на   улицу,   из­за   того,   что   его   может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка. Другая причина – трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной болью,   человек   всеми   силами   будет   пытаться   избежать   чего­то   подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять. В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на   контакт   с   новыми   людьми.   Страхи   вытесняют   присущую   детям 9 любознательность, открытость. Как крайний вариант – невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, ­ верный признак того, что   надо   проанализировать   все   происходящее   и   обратиться   к   психологу.   Но бывает и по­другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей   оградить   его   от   чего­то   и   становится   упрямо­бесстрашным.   Этот вариант   еще   больше   изматывает   тревожных   родителей,  и   методы   воспитания меняются:   вместо   опеки   появляется   строгий   контроль,   вводится   жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, начинается война «кто кого»     Воспитание без любви.  Не   любить   своего   ребенка   противоестественно.   Любое   общество   вне   зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится   к   матерям­«кукушкам»,  к   отцам,   не   признающим   своих   детей.   Но     брошенные, нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия, именно о нем пойдет речь, могут встречаться в другом, менее выраженном виде. Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть   на   колени.   Впрочем,   бывает   и   по­другому.   Малыш,   с   рождения   не знающий   ласки   и   нежности,   напрочь   отвергает   что­то   подобное   со   стороны взрослых.   Его   отношение   к   миру   враждебно,   он   агрессивен,   замкнут, безразличен.   Все   описанное   относится   к   крайним   вариантам   проявления неприятия.   Его   можно   наблюдать   в   социально   неблагополучных   семьях   со стороны   родителей,   которые   не   читают   книг,   подобных   этой,   и   вообще   не задумываются о воспитании. Между тем неприятие встречается и в обычных, 10 внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления   ребенка   или   семья   находится   на   грани   развода,   материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим.   Разочарование   в   ребенке   может   наступить   и   позже.   Например, рождение   девочки,   когда   все   ждали   мальчика,   физический   дефект,   «некрасивость»   ребенка,   невротичный   ребенок.   капризный, Но бывает и по­другому. Внешне заботливые, «приличные» родители уделяют ребенку   и   время,   и   силы,   но   вот   только   методы   воспитания   вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по­другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки,   привычки,   черты   характера.   Ребенка   называют   «непутевым», «безруким»,   «рохлей»,   «глупым».   Родители   пытаются   переделать   ребенка,   подогнать   его   под   свой   стандарт,   который   считают   правильным. К   возможным   причинам   неприятия   родителей   можно   отнести   трагедии   их собственного   детства.   Не   все,   выросшие   в   детских   домах   или   дети   из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую, неприятие встречается   именно   у   них.   Не   получи   в   детстве   так   необходимой   ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не   в   состоянии   проявлять   и   испытывать   это   чувство   по   отношению   к собственным детям. Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой.   К   счастью,   неприятие   редко   бывает   глобальным.   Не   любит   ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или тепло малышу подарит воспитательница, соседка,   дальняя   родственница.   Последствия   такого   воспитания   всегда 11 сказываются   на   характере,   отношении   к   жизни,   поведении   ребенка,   а   в последующем – взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы – показатель того, что ребенка пытаются переделать, «ломают» его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются   в   детстве,   не   позволяют   позже   создать   полноценную   семью: «Любовь – это боль», «Я не достоин любви», «Мир мне враждебен». Степень тяжести   последствий   зависит   от   степени   неприятия   и   индивидуальных особенностей ребенка. 6. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку» (составлен Н.И. Дереклеевой). Если Вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов. 1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым. 2.   Если   ребенок   говорит   неправду,   то   он   скорее   всего   не   лжет,   а фантазирует. 3. Современные школьные программы очень сложны. 4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость. 5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие. 6.   Наивная   непосредственность   –   достоинство   детского   возраста,   а   не недостаток. 7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа­ночник. 8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников. 9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее недостатков. 12 10. ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему доброжелательно. 11. Когда  отец и мать расходятся в оценке  поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели. 12. В детстве всем необходимы занятия спортом. 13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям. 14. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого. 15.  Повзрослев,  ребенок   неизбежно   столкнется  в  жизни  с  трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них. 15 баллов.  Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована настроением, а не его поведением.   Мать:   вы   очень   любите   ребенка,   но   забываете   о   том,   что   он вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно. 8   –   14   баллов.  Отец:   в   воспитании   ребенка   существует отстраненность.   Мать:   ребенку   необходимо   больше   вашего   эмоционального участия в его жизни. Менее 8 баллов.  Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения. Конечно,   результаты   тестирования   нельзя   воспринимать   как   истинное положение вещей. Мы только призываем вас, уважаемые родители, задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим! 13 Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности   ребенка.   Никогда   и   ни   при   каких   условиях   у   него   не   должно возникать   сомнений   в   расположении   родителей,   в   своей   психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что   он   вам   дорог,   нужен,   любим.   Делать   этого   можно   разными   способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д. Известный   семейный   психотерапевт   В.   Сатир   рекомендовал   обнимать ребенка   несколько   раз   в   день,   говоря,   что   четыре   объятия   совершенно необходимы   каждому   просто   для   выживания,   а   для   хорошего   самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального   психического   развития   детей.   Если   они   не   получают   знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. 7. Завершение занятия и вручение «Памятки для родителей» Уважаемые   родители,   наше   занятие   подошло   к   концу.   Любите   своих   детей, больше   времени   проводите   с   ними,   и   тогда   они   вырастут   здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч! Желаем вам успеха в выстраивании  отношений с вашими собственными  детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких! 14

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ

Детско-родительские отношения в семье с ребенком с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017