Детское воровство. Причины и рекомендации
Оценка 4.7

Детское воровство. Причины и рекомендации

Оценка 4.7
Лекции
doc
детская психология
21.01.2023
Детское воровство. Причины и рекомендации
Детское воровство. Причины и рекомендации.doc

Консультация для родителей от психолога

 

Детское воровство

 

Причины и рекомендации

 

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются, прежде всего, мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют  так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Также для детей – дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

  1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
  2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
  3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого – либо предмета или вещи;
  4. желание отомстить кому – либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

  Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем – либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

  Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому – то из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым  людям приятное.            

  Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т.е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

  Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?»- удивляются они. Но они забывают, что дети дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

 

·         импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;

·         неразвитость прогностической  функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

 

 

·         узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;

·         осознание своего существования «здесь – и – сейчас», непонимание временных перспектив.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей.  И в первом, и во втором случае воровство детей – последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т.д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток – вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

·         отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;

·         несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей,  в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по-разному;

·         «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом;

·         вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;

·         тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается  и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым  конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми  чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

  Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одновременно принося  с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне  веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

  Неумение ил нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их  ребенка.

  Еще одна крайность  -  желание контролировать каждый шаг своего ребенка – влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию,  постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них  не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

  В каждой из перечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания.

 

   Что можно порекомендовать родителям?

 

Прежде всего,  четко высказать отрицательную  оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, чтобы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство – это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком.

 

  Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушить наголову ребенка свои отрицательные эмоции.

 

   Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае, появление  такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует  о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей.  Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог

Малякова К.И.


Консультация для родителей от психолога

Консультация для родителей от психолога

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей

Еще одна крайность - желание контролировать каждый шаг своего ребенка – влияет на развитие личности не менее пагубно

Еще одна крайность - желание контролировать каждый шаг своего ребенка – влияет на развитие личности не менее пагубно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.