Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.
Детство как социальный феномен
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социальнобиологический
феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как
период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его
способности, навыки и умения.
Детство как социальный феномен это социальное явление, определяющее роль, место и
положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения
государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для
выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством
формирования и реализации адекватной социальной политики государства.
Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период
детства ребенок присваивает общество...» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и
материальной культуры, созданной обществом, приобретает специфические для человека спо
собности и нравственные качества личности.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего
мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка,
первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в
течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития,
является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для
приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов дея
тельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой
общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые
представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях,
достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются
ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются поразному.
Реализация специфических возрастных возможностей психической развития происходит
благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом
общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др.
В отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные условия для развития
разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к
соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1
года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков младший школьный возраст. Если
упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие свойства и качества психики
развиваются с трудом и не достигают совершенства.
Таким образом, детство выступает особой субкультурой жизни чело века. Совершенно
очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними
возникают особые связи I взаимодействия, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг
друга.
Ребеноксубъект социальной заботы
Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной
защите, а субъектами те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту. Главным
объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда
человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами
его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно,
что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной
работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть
субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).Уже дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена какихлибо
организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных,
оздоровительных и других мероприятий и т.д.). Именно во взрослом состоянии, как правило, люди
могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью,
получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и
общественной деятельности.
Ребеноксубъект социальной защиты
Объектами социальной защиты являются дети лица, не достигшие 18 лет. Разные группы
детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным
группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детейсирот;
детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных
семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детейинвалидов; детей, имеющих
недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей жертв
вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних
дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная,
исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам:
они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее
реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические
партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой
информации, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица,
занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства
играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы,
система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения
дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психологомедико
социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и
т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и
другие специалисты.
Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном,
общефедеральном и региональном.
1. Международный уровень включает документы международных организаций (ООН,
ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и
детства.
2. Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ
(1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ "Об образовании" (1996), о
социальной защите населения России в целом.
3. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует
условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и
экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время
она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений,
оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и
проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты
сотрудникам).
Важнейшим направлением укрепления материальноэкономической защиты детства является
повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают
не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к
тунеядству, и др.). но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполнойзанятостью, низкой оплатой труда ("работающие бедные"). Требуется адресная эффективная
экономическая защита детей на уровне семьи.
Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: ' в сфере
семейных отношений ' в сфере образования; ' в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен, вопервых, определенный уровень жизни ребенка, вовторых, должна
быть обеспечена безопасность, втретьих, право на самореализацию и развитие своих
способностей и возможностей.
Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться в семье, право на
защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где
живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с
родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом.
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со
стандартами, установленными законодательством РФ:
гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее(полное)общее
образование, а на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование и
воспитание в общеобразовательных учреждениях;
бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с
минимальными нормами питания;
гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на
профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату
труда;
социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная
материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации:
право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в
экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый в повседневной обстановке, в
обычной жизненной ситуации; второй в чрезвычайной, нестандартной ситуации.
Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с
защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень чрезвычайный, связан с потерей
родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.
Предпочтительной формой устройства детей является усыновление. Распространенной формой
социальной защиты детства является опека и попечительство.
Методологический аппарат в педагогике как науке.
Цель и задачи, функции современного воспитания.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода
и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре
педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению
исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых
принимаются новые программы.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких
как:
1) система знаний, т.е. методологические исследования. Их задача – выявление
закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов
повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного
состава и методов;2) система научноисследовательской деятельности, т.е. методологическое обеспечение. Этот
аспект предполагает использование методологические знания для обоснования программы
исследования и оценки ее качества.
Вопрос о цели воспитания является главным. Согласно идее Л.Н. Толстого, наше
вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы
помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его
внутреннее развитие. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно
ограничивается приказаниями, то он может сделать непоправимые ошибки в устроении своей
жизни.
Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой.
Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не
следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую
ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в
опыте свободы человек научается ей.
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее
самоактуализация. Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического,
политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.
Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие
воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и
полезной обществу.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт
личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с
поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое,
нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают
возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически
развитой личности.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого
направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы вя.
Поэтому проблема целей вя относится к числу наиболее важных в педагогике.
Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.
Задачи обучения: передача и активное усвоение социальнокультурного опыта в форме
научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает
возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует
потребность и возможность дальнейшего познания мира.
Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и
развивающей.
Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений,
навыков и возможности применения их на практике.
Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных
убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социальнокультурного опыта и в
формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса —
всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной,
эмоциональноволевой и мотивационнопотребностной сферами.
Классификация методов воспитания. Содержательная характеристика.
Метод воспитания в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения
заданной цели воспитания. Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение
воспитанников с целью выработки положительных качеств. На практике стоит задача непросто
применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный. Оптимальный – это значит
наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной целиВыделяют 3 группы методов воспитания:
Методы формирования
сознания личности
Убеждение, рассказ,
объяснение, разъяснение,
лекция, этическая беседа,
внушение, инструктаж, диспут,
доклад, пример
Методы организации
деятельности и формирование
опыта общественного
поведения
Упражнения, приучение,
педагогическое требование,
общественное мнение,
поручение, воспитательные
ситуации
Методы стимулирования
поведения деятельности
Соревнования, поощрение,
наказание
Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и
событий. Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников.
Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний,
предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает
мнение собеседников.
Пример – воспитательный метод исключительной силы.
Упражнение практический метод воспитания, существование которого состоит в
многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат
упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в
личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность
воспитанника и проявляют у него определенные качества.
Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда
необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество.
Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение
дают для того, чтобы развивать необходимые качества.
Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет
положительные навыки и привычки.
Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на
воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические,
нравственные качества.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не
желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.
Структура непрерывного образования в РФ
Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в
целях интеллектуального,
физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов.
духовнонравственного,
творческого,
Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция
образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это
все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования.
Ниже описана структура российского образования, то есть в Российской Федерации
установлены следующие образовательные уровни:
Начальное общее образование, так называемая первая ступень общего образования.
1.
2. Основное общее образование называется второй ступенью общего образования. В РоссииСреднее общее образование
основное общее образование имеют люди, закончившие 9 классов средней школы.
3.
является третьей ступенью общего образования.
4. Начальное профессиональное образование – это начальный уровень профессионального
образования.
Прием ведется на базе 9 и 11 классов средней школы.
Среднее профессиональное образование – это средний уровень профессионального
5.
образования. Прием осуществляется на базе начального профессионального образования и 11
классов средней школы, иногда учебное заведение совмещает начальное и среднее
профессиональное образование, тогда прием может вестись на базе 9 классов средней школы.
6. Высшее профессиональное образование является верхним уровнем профессионального
образования, делится в свою очередь на 2 уровня. Первый уровень – получение степени бакалавр
или дипломированного специалиста, второй уровень предполагает получение степени магистра.
Для получения степени бакалавра обучение длится 4 года (в медицине 6 лет). После
получения этой степени выпускник может:
• Поступить на магистерскую программу для получения степени магистра, этот путь
рекомендуется для тех, кто решил связать свою жизнь с научной деятельностью;
• Продолжить свое обучение для получения профессиональной квалификации и стать
дипломированным специалистом;
• Закончить на данном этапе свое обучение с целью приступить к работе и оставить за собой
право через несколько лет продолжить обучение в магистратуре. При этом магистратура для
бакалавра является вторым уровнем получения высшего образования, и при условии поступления
на бюджетное отделение обучение будет бесплатным.
Для получения диплома специалиста срок обучения составляет не менее 5 лет, и этот вид
диплома является квалификационной степенью. После получения этой степени дипломированный
специалист может продолжить свое обучение в магистратуре или аспирантуре, причем в этом
случае магистратура будет рассматриваться для дипломированного специалиста, как второе
высшее
основе.
Обучение в магистратуре длится не менее двух лет и является второй степенью высшего
образования. Дает возможность продолжить обучение в системе университетского образования в
аспирантуре для получения степени Кандидат наук. Следует отметить, что не все ВУЗы могут
предоставить возможность получения диплома магистра, эту информацию следует уточнить в
приемной комиссии ВУЗа.
осуществляться
образование,
платной
и
на
Технологии и методы обучения в современном образовании.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической
технологии. Технология это совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология совокупность психолого
педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена
традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные,
практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной
информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень
самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов:
репродуктивный, частичнопоисковый, поисковый, исследовательский.Технологии: информационнокоммуникативные, проблемного обучения, игровые технологии,
технология групповых методов, технология проектного обучения, здоровьесберегающие
технологии.Методологический аппарат психологии как науки
Метод
– путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных
знаний. Методология – как метод в широком значении и как путь познания.
Методология — учение о методах и принципах познания. Можно выделить два понимания
методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание
метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле),
посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико
эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или
теоретической гипотезы).
Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское
представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое
в методологии науки понимание методов как системы исследовательских способов отношения к
познаваемой действительности.
«Пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного»
тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение —
посредством вмешательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание методологии
предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания (и
реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше
пониманий метода.
В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном
единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод
— это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой
закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. В этом смысле
правомерно говорить о методе как теории в действии.
Поскольку метод связан с использованием предварительных знаний, методология может
подразделяться на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о
способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские
представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.
Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением,
априорным принятием некоторых посылок. В учении о способах и приемах исследования
рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику
исследования.
В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно
философскомировоззренческого основания познания или только как набора технических средств,
приемов, процедур исследования. Вторая из названных точек зрения свойственна ученым и
философам позитивистских ориентаций, которые отрицают важную роль мировоззрения в
познании.
Итак, говоря о методологии, мы имеем в виду особую форму рефлексии, самосознания
науки, включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов
организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса
познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение
исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.
Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о
предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней
наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии
относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими
науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития
данной науки, и ряд других вопросов.
Психические процессы, их характеристики
— одна из групп психических явлений, условно выделяемых в
ии
Псих ческие проц ссы
целостной структуре психики.
еи
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
психические процессы; психические состояния; психические свойства.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные,
быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны
и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика».
Психические процессы отдельные проявления психической деятельности человека,
вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый
психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательнорегуляционную
специфику.
Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются
базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление,
воображение и память.
Ощущение психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных
свойств действительности. Ощущение чувствительность человека к сенсорным воздействиям
среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.
Восприятие непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном
виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Мышление психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых,
закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных
проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Воображение образноинформационное моделирование действительности на основе
рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует
свое поведение, творчески преобразует действительность.Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из
животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс
человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Психологопедагогические особенности возрастных этапов развития.
Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:
моторный до года;
сенсомоторный до 3 лет;
аффективный с 3 до 12 лет;
идеаторный с 12 до 14 лет.
1. Моторный этап развития психики.
Созревание моторики, ее совершенствование происходят на протяжении всей жизни
индивидуума. Моторный же этап развития весьма непродолжителен (от рождения и до года).
Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни это в первую очередь двигательные реакции (крик,
плач, двигательное беспокойство). Они возникают в ответ на голод, холод и изменения положения
тела.
2. Сенсомоторный.
С полугода и до 67 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться
ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными
«сенеомоторными» актами. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
3. Аффективный.
Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции
значительно более общи, чем другие явления психики.
4. Идеаторный.
Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в
сложных формах пересочетания представления, в появлении и развитии речи, формировании
простых и усложняющихся понятий, суждений, умозаключений. Однако истинное начало его
должно быть датировано возрастом 1112 лет. В это время при продолжающемся усложнении и
обогащении сознания ребенка понятиями, суждениями возникает возможность строить
самостоятельные сложные умозаключения. Ребенок все больше обретает возможность наряду с
практическим оперированием непосредственно наличествующими объектами и представлениями о
них строить предварительный план действий, поступков в уме.
Период этот знаменателен и другим: на основе присущего индивидууму темперамента и
сложившегося в детстве характера завершается формирование личности. Без социальной среды и, в
частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая
личность не существует. Она всегда является следствием взаимопроникновения видового
(темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального опыта.
Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка период новорожденности. Психоаналитики
говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся
последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности промежуточный
период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным
существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было
погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый
охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает
питанием и т.д.
Стадия младенчестваСоциальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе
противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет
специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего
периода младенчества. Общение в этот период должно носить эмоциональноположительный
характер. Тем самым у ребенка создается эмоциональноположительный характер. Тем самым у
ребенка создается эмоциональноположительный тонус, что служит признаком физического и
психического здоровья. Большинство исследователей отмечали, что отрыв ребенка от матери в
первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что
накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Описаны многочисленные симптомы
нарушения поведения и задержки психического и физического развития детей, воспитывавшихся в
детских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих
учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многих работах
указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с
матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.
Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в
какой форме она выражалась.
Ранний возраст
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «РебенокПРЕДМЕТвзрослый». В
этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Общение в этом возрасте становится формой
организации предметной деятельности. Речь имеет чрезвычайно существенное значение для
развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В
предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных
действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в
предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Кризис трех лет Феномен «Я
сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и
одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые
как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного
предметами, превращается в мир взрослых людей. Из новообразований кризиса трех лет возникает
тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого
ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.
Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от
взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте возникают также элементы самосознания, первые элементы
самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция
к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры.
Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником. С концом дошкольного детства
связан кризис 7 лет, один из основных симптомов которого потеря ребенком
непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.
Младший школьный возраст
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента
поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе
учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.
Подростковый возраст
10 лет ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко
воспринимает жизнь.
11 лет ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со
сверстниками.
12 лет ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет
автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к
противоположному полу.критически относится к родителям,
13 лет подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к
критике,
дружбе.
14 лет подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим
людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от
внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным
влияниям.
16 лет подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается
внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
избирателен
в
Психологические особенности юношеского и студенческого возраста
Юношеский возраст этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап
принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви,
интимной близости могут быть первостепенными. Слово «студент» латинского происхождения, в
переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий
знаниями.