Детство как социальный феномен
Оценка 4.6

Детство как социальный феномен

Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
20.01.2017
Детство как социальный феномен
Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.
детство как социальный феномен.docx
Детство как социальный феномен Современные   специалисты   склонны   рассматривать   ребенка   как   социально­биологический феномен,   а   детство   как   возрастной   этап   развития   индивида.   Педагоги   трактуют   детство   как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения. Детство как социальный феномен ­ это социальное явление, определяющее роль, место и положение   детей   в   целом   в   данном   государстве   и   обществе,   состояние   и   уровень   отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания   и   развития   детей,   для   защиты   прав   каждого   ребенка,   прежде   всего   посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства. Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество...» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной   культуры,   созданной   обществом,   приобретает   специфические   для   человека   спо­ собности и нравственные качества личности. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира,   возрастом   наиболее   стремительного   физического   и   психического   развития   ребенка, первоначального   формирования   психических   и   физических   качеств,   необходимых   человеку   в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью   этого   периода,   отличающей   его   от   других,   последующих   этапов   развития, является   то,   что   он   обеспечивает   именно   общее   развитие,   служащее   фундаментом   для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов дея­ тельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий   характер   поведения   ребенка,   его   отношение   ко   всему   окружающему,   но   и   те,   которые представляют  собой «заделы» на будущее  и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по­разному. Реализация   специфических   возрастных   возможностей   психической   развития   происходит благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др. В   отдельные   периоды   детства   возникают   наиболее   благоприятные   условия   для   развития разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков ­ младший школьный возраст. Если упущен   сензитивный   период,   то   в   дальнейшем   соответствующие   свойства   и   качества   психики развиваются с трудом и не достигают совершенства. Таким   образом,   детство   выступает   особой   субкультурой   жизни   чело   века.   Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают   особые   связи   I   взаимодействия,   которые   взаимопроникают   и   взаимодополняют   друг друга. Ребенок­субъект социальной заботы Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами ­ те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту. Главным объектом   и   одновременно   субъектом   социальной   работы   является человек. Однако   не   всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом  и последнем этапах он выступает прежде всего  в качестве  объекта социальной работы,   хотя   в   определенной   ситуации   и   на   разных   этапах   старости   он   может   также   быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.). Уже   дети   в   старшем   возрасте   также   могут   выполнить   роль   субъекта   (члена   каких­либо организаций,   помогающих   старшим   людям   и   маленьким   детям,   организатора   спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). Именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут   выполнить   роль   субъекта   в   социальной   сфере,   что   предопределяется   их   зрелостью, получением   образования,   соответствующей   профессии,   специальности,   участием   в   трудовой   и общественной деятельности. Ребенок­субъект социальной защиты Объектами социальной защиты являются дети ­ лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей­сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей;   детей   из   приемных   семей,   многодетных,   неполных;   детей­инвалидов;   детей,   имеющих недостатки   в  психическом   и   физическом   развитии;   детей   безработных   граждан;   детей   ­  жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Субъектами социальной   защиты   детей   выступают   все   три   ветви   власти:   законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии,   общественные   организации,   благотворительные   союзы,   церковь,   средства   массовой информации,   предприятия   и   учреждения   детские   и   юношеские   организации,   частные   лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система   стационарных   учреждений,   приютов,   детских   домов,   интернатов,   учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого­медико­ социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты. Правовая   база социальной   защиты   детства   строится   на   трех   уровнях:   международном, общефедеральном и региональном. 1. Международный   уровень включает   документы   международных   организаций   (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.  2.   Общефедеральный   уровень правовой   защиты   детства   опирается   на   Конституцию   РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ "Об образовании" (1996), о социальной защите населения России в целом.  3. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.  Социальная   защита   детей   и   подростков   должна   строиться   на   серьезной материальной   и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она   включает   как   материальную   часть   (жилые   и   нежилые   помещения,   корпуса   учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам). Важнейшим направлением укрепления материально­экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не   только   в   семьях,   имеющих   отклонения   (алкогольные,   семьи   наркоманов,   лиц,   склонных   к тунеядству, и др.). но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью,   низкой   оплатой   труда   ("работающие   бедные").   Требуется   адресная   эффективная экономическая защита детей на уровне семьи. Социальная   защита   детства   проявляется   в   разных   сферах   жизнедеятельности:   ' в   сфере семейных отношений ' в сфере образования; ' в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во­первых, определенный уровень жизни ребенка, во­вторых, должна быть   обеспечена  безопасность,   в­третьих, право   на   самореализацию   и   развитие   своих способностей и возможностей. Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться  в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет   его   семья,   право   на   сохранение   своей   индивидуальности,   право   на   имя,   на   общение   с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом. Государственная   политика   социальной   защиты   детства   осуществляется   в   соответствии   со стандартами, установленными законодательством РФ: ­ гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее(полное)общее образование,   а   на   конкурсной   основе   ­   среднее   и   высшее   профессиональное   образование   и воспитание в общеобразовательных учреждениях; ­ бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; ­   гарантированное   обеспечение   детям   по   достижении   ими   возраста   15   лет   права   на профессиональную   ориентацию,   выбор   сферы   деятельности,   трудоустройство,   охрану   и   оплату труда; ­   социальное   обслуживание   и   социальная   защита   детей,   в   том   числе   гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; ­ социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: ­ право на жилище в соответствии с законодательством РФ; ­   организация   оздоровления   и   отдыха   детей,   в   том   числе   детей,   проживающих   в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; ­ организация квалифицированной юридической помощи. Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый ­ в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй ­ в чрезвычайной, нестандартной ситуации. Первый   уровень   социальной   защиты связан   прежде   всего   с   защитой   семьи,   а   также   с защитой   ребенка   в   сфере   образования. Второй   уровень ­   чрезвычайный,   связан   с   потерей родителей,   с   социальным   сиротством,   социальными   и   экологическими   катастрофами. Предпочтительной   формой   устройства   детей   является усыновление. Распространенной   формой социальной защиты детства является опека и попечительство.  Методологический аппарат в педагогике как науке.  Цель и задачи, функции современного воспитания. Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической   теории.   Методология   также   разрабатывает   программы   и   методы   по   ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы.  Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как: 1)   система   знаний,   т.е.   методологические   исследования.   Их   задача   –   выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения   эффективности   и   качества   педагогических   исследований,   анализ   их   понятийного состава и методов; 2) система научно­исследовательской деятельности, т.е. методологическое обеспечение. Этот аспект   предполагает   использование   методологические   знания   для   обоснования   программы исследования и оценки ее качества. Вопрос   о   цели   воспитания   является   главным.   Согласно   идее   Л.Н.   Толстого,   наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается   приказаниями,   то   он   может   сделать   непоправимые   ошибки   в   устроении   своей жизни. Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует   преувеличивать   давление:   эти   шаги   только   тогда   приобретают   свою   педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей. Главная  цель   воспитания  –   разностороннее   и   гармоничное   развитие   личности,   ее самоактуализация. Цели   воспитания   варьируют   в   зависимости   от   социального,   экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными   целями   и   задачами.   Умственное,   физическое,   трудовое   и   политехническое, нравственное,   эстетическое   воспитание,   слитые   в   целостном   педагогическом   процессе,   и   дают возможность   достичь   главную   цель   воспитания   –   формирование   всесторонне   и   гармонически развитой личности. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы в­я. Поэтому проблема целей в­я относится к числу наиболее важных в педагогике. Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса. Задачи   обучения:   передача   и   активное   усвоение   социально­культурного   опыта   в   форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира. Эти   задачи   соотносятся   с   функциями   обучения:   образовательной,   воспитательной   и развивающей. Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Воспитательная   функция   реализуется   в   формировании   у   обучающихся   ценностных убеждений,   личностных   качеств   в   процессе   усвоения   социально­культурного   опыта   и   в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность. Развивающая   функция   обучения   проявляется   уже   в   самой   цели   этого   процесса   — всестороннем   развитии   личности   как   целостной   психической   системы   с   ее   интеллектуальной, эмоционально­волевой и мотивационно­потребностной сферами. Классификация методов воспитания. Содержательная характеристика. Метод   воспитания   в   переводе   с   греческого   означает   путь,   поэтому   это   путь   достижения заданной цели воспитания. Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств. На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный. Оптимальный – это значит наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной цели Выделяют 3 группы методов воспитания: Методы формирования  сознания личности Убеждение, рассказ,  объяснение, разъяснение,  лекция, этическая беседа,  внушение, инструктаж, диспут,  доклад, пример Методы организации  деятельности и формирование  опыта общественного  поведения Упражнения, приучение,  педагогическое требование,  общественное мнение,  поручение, воспитательные  ситуации Методы стимулирования  поведения деятельности Соревнования, поощрение,   наказание Рассказ   на   этическую   тему   – яркое,   эмоциональное   изложение   конкретных   фактов   и событий. Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников.  Внушение – проникая незаметно в психику, действует на  личность человека. Этическая   беседа   – метод   систематического   и   последовательного   обсуждения   знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников. Пример – воспитательный метод исключительной силы.  Упражнение   ­ практический   метод   воспитания,   существование   которого   состоит   в многократном   выполнении   требуемых   действий,   доведение   их   до   автоматизма.   Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки. Требование   – метод   воспитания,   с   помощью   которого   навыки   поведения,   выражаясь   в личностных   отношениях   вызывают   стимулирование   или   тормозят   определенную   деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества. Приучение   – это   интенсивно   выполняемые   упражнения.   Его   применяют   тогда,   когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество.  Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества. Поощрение   – выражает   положительную   оценку   действий   воспитанников.   Оно   закрепляет положительные навыки и привычки.  Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества.  Наказание   – метод   педагогического   воздействия,   который   должен   предупреждать   не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими. Структура непрерывного образования в РФ Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях   интеллектуального,   физического   и   (или) профессионального   развития   человека,   удовлетворения   его   образовательных   потребностей   и интересов.   духовно­нравственного,   творческого, Непрерывное   образование –   содержательная   структура   и   организационная   композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования. Ниже   описана   структура   российского   образования,   то   есть   в   Российской   Федерации установлены следующие образовательные уровни:  Начальное   общее   образование,   так   называемая   первая   ступень   общего   образования. 1. 2.  Основное   общее   образование  называется   второй   ступенью   общего   образования.   В   России Среднее   общее   образование    основное   общее   образование   имеют   люди,   закончившие   9   классов   средней   школы. 3. является   третьей   ступенью   общего   образования. 4.  Начальное   профессиональное   образование  –   это   начальный   уровень   профессионального образования.   Прием   ведется   на   базе   9   и   11   классов   средней   школы.  Среднее   профессиональное   образование  –   это   средний   уровень   профессионального 5. образования.   Прием   осуществляется   на   базе   начального   профессионального   образования   и   11 классов   средней   школы,   иногда   учебное   заведение   совмещает   начальное   и   среднее профессиональное   образование,   тогда   прием   может   вестись   на   базе   9   классов   средней   школы. 6.  Высшее   профессиональное   образование  является   верхним   уровнем   профессионального образования, делится в свою очередь на 2 уровня. Первый уровень – получение степени бакалавр или дипломированного специалиста, второй уровень предполагает получение степени магистра. Для   получения   степени   бакалавра   обучение   длится   4   года   (в   медицине   6   лет).   После получения этой степени выпускник может: •     Поступить   на   магистерскую   программу   для   получения   степени   магистра,   этот   путь рекомендуется для тех, кто решил связать свою жизнь с научной деятельностью; •     Продолжить   свое   обучение   для   получения   профессиональной   квалификации   и   стать дипломированным специалистом; •     Закончить на данном этапе свое обучение с целью приступить к работе и оставить за собой право   через   несколько   лет   продолжить   обучение   в   магистратуре.   При   этом   магистратура   для бакалавра является вторым уровнем получения высшего образования, и при условии поступления на бюджетное отделение обучение будет бесплатным.  Для получения диплома специалиста срок обучения составляет не менее 5 лет, и этот вид диплома является квалификационной степенью. После получения этой степени дипломированный специалист   может   продолжить  свое   обучение   в   магистратуре   или   аспирантуре,  причем   в   этом случае   магистратура   будет   рассматриваться   для   дипломированного   специалиста,   как   второе высшее основе.  Обучение   в   магистратуре   длится   не   менее   двух   лет   и   является   второй   степенью   высшего образования. Дает возможность продолжить обучение в системе университетского образования в аспирантуре для получения степени Кандидат наук. Следует отметить, что не все ВУЗы могут предоставить   возможность   получения   диплома   магистра,   эту   информацию   следует   уточнить   в приемной комиссии ВУЗа. осуществляться образование, платной и     на         Технологии и методы обучения в современном образовании.   В   настоящее   время   в   педагогический   лексикон   прочно   вошло   понятие   педагогической технологии. Технология ­ это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве   (толковый   словарь).   Педагогическая   технология   ­   совокупность   психолого­ педагогических   установок,   определяющих   специальный   набор   и   компоновку   форм,   методов, способов,   приемов   обучения,   воспитательных   средств;   она   есть   организационно­методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Имеется   несколько   классификаций   методов   обучения.   Среди   педагогов   распространена традиционная,   отраженная   во   всех   учебниках   дидактики:   методы   словесные,   наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации   обучаемым.   Если   в   основу   классификации   положить,   например,   степень самостоятельности   ученика   в   приобретении   знаний,   получим   другой   набор   методов: репродуктивный, частично­поисковый, поисковый, исследовательский. Технологии: информационно­коммуникативные, проблемного обучения, игровые технологии, технология   групповых   методов,   технология   проектного   обучения,   здоровьесберегающие технологии. Методологический аппарат психологии как науки Метод     –   путь   познания,   опирающийся   на   некоторую   совокупность   ранее   полученных знаний. Методология –   как   метод   в   широком   значении   и   как   путь   познания. Методология —   учение   о   методах   и   принципах   познания.  Можно   выделить   два   понимания методологии,   развиваемых:   1)   как   представленное   при   рефлексии   теории   познания   понимание метода   в   указанном   широком   смысле   и   2)   как   учение   о   системе   методов   (в   узком   смысле), посредством   которых   в   рамках   той   или   иной   науки   в   ходе   теоретического   или   теоретико­ эмпирического   исследования   проверяется   правдоподобие   (или   истинность)   теории   (или теоретической гипотезы). Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности. «Пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение — посредством  вмешательства  в  изучаемые  реалии.  В  психологии  второе  понимание  методологии предполагает   выделение   системы   методов,   направленных   на   достижение   цели   познания   (и реконструкций)   психологической   реальности.   Однако   вернемся   к   первому   из   названных   выше пониманий метода. В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод — это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о методе как теории в действии. Поскольку   метод   связан   с   использованием   предварительных   знаний,   методология   может подразделяться   на   две   части:   учение   об   исходных   основах   (принципах)   познания   и   учение   о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы. В   учении   об   исходных   основах   познания   анализируются   и   оцениваются   те   философские представления   и   взгляды,   на   которые   исследователь   опирается   в   процессе   познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным   принятием   некоторых   посылок.   В   учении   о   способах   и   приемах   исследования рассматриваются   общие   стороны   частных   методов   познания,   составляющих   общую   методику исследования. В   этом   определении   сняты   крайности   понимания   методологии   как   исключительно философско­мировоззренческого основания познания или только как набора технических средств, приемов,   процедур   исследования.   Вторая   из   названных   точек   зрения   свойственна   ученым   и философам   позитивистских   ориентаций,   которые   отрицают   важную   роль   мировоззрения   в познании. Итак,   говоря   о методологии,   мы   имеем   в   виду   особую   форму   рефлексии,   самосознания науки, включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания,   его   структуры;   критическую   оценку   получаемых   наукой   знаний,   определение исторически   конкретных   границ   научного   познания   при   данном   способе   его   организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов. Психические процессы, их характеристики  —   одна   из   групп   психических   явлений,   условно   выделяемых   в ии Псих ческие   проц ссы целостной структуре психики. еи Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы;          психические состояния;               психические свойства. Особенность   психических   процессов   в   том,   что   они   наиболее   кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика».  Психические   процессы   ­   отдельные   проявления   психической   деятельности   человека, вычленяемые   в   качестве   относительно   изолированных   объектов   исследования.   Каждый психический   процесс   имеет   общий   объект   отражения   и   единую   отражательно­регуляционную специфику.  Подробнее   мы   рассмотрим   познавательные   психические   процессы,   которые   являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Ощущение ­ психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных свойств   действительности.   Ощущение   ­­   чувствительность   человека   к   сенсорным   воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.  Восприятие ­­ непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.  Мышление ­­ психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.  Воображение   ­­   образно­информационное   моделирование   действительности   на   основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.  Психолого­педагогические особенности возрастных этапов развития. Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:  моторный ­ до года;    сенсомоторный ­ до 3 лет; аффективный ­ с 3 до 12 лет; идеаторный ­ с 12 до 14 лет. 1. Моторный этап развития психики. Созревание   моторики,   ее   совершенствование   происходят   на   протяжении   всей   жизни индивидуума.   Моторный   же   этап   развития   весьма   непродолжителен   (от   рождения   и   до   года). Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни ­ это в первую очередь двигательные реакции (крик, плач, двигательное беспокойство). Они возникают в ответ на голод, холод и изменения положения тела. 2. Сенсомоторный. С полугода и до 6­7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными ­ «сенеомоторными» ­ актами. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  3. Аффективный. Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции значительно более общи, чем другие явления психики.  4. Идеаторный. Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в сложных   формах   пересочетания   представления,   в   появлении   и   развитии   речи,   формировании простых   и   усложняющихся   понятий,   суждений,   умозаключений.   Однако   истинное   начало   его должно быть датировано возрастом 11­12 лет. В это время при продолжающемся усложнении и обогащении   сознания   ребенка   понятиями,   суждениями   возникает   возможность   строить самостоятельные сложные умозаключения. Ребенок все больше обретает возможность наряду с практическим оперированием непосредственно наличествующими объектами и представлениями о них строить предварительный план действий, поступков в уме. Период   этот   знаменателен   и   другим:   на   основе   присущего   индивидууму   темперамента   и сложившегося в детстве характера завершается формирование личности. Без социальной среды и, в частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая личность   не   существует.   Она   всегда   является   следствием   взаимопроникновения   видового (темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального опыта. Кризис новорожденности Первый критический период развития ребенка ­ период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности ­ промежуточный период   между   внутриутробным   и   внеутробным   образом   жизни.   Если   бы   с   новорожденным существом   не   было   взрослого   человека,   то   через   несколько   часов   это   существо   должно   было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет   ребенка   от   яркого   света,   защищает   его   от   холода,   оберегает   от   шума,   обеспечивает питанием и т.д. Стадия младенчества Социальная   ситуация   неразрывного   единства   ребенка   и   взрослого   содержит   в   себе противоречие:   ребенок   максимально   нуждается   во   взрослом   и   в   то   же   время   не   имеет специфических  средств  воздействия  на него.  Это  противоречие  решается  на протяжении  всего периода   младенчества.   Общение   в   этот   период   должно   носить   эмоционально­положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально­положительный характер. Тем самым у ребенка   создается   эмоционально­положительный   тонус,   что   служит   признаком   физического   и психического здоровья. Большинство исследователей отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые   годы   жизни   вызывает   значительные   нарушения   в   психическом   развитии   ребенка,   что накладывает   неизгладимый   отпечаток   на   всю   его   жизнь.   Описаны   многочисленные   симптомы нарушения поведения и задержки психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских   учреждениях.   Несмотря   на   то,   что   уход,   питание,   гигиенические   условия   в   этих учреждениях   были   хорошими,   процент   смертности   был   очень   большим.   Во   многих   работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Ранний возраст Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок­ПРЕДМЕТ­взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Общение в этом возрасте становится формой организации   предметной   деятельности.   Речь   имеет   чрезвычайно   существенное   значение   для развития   восприятия.   Без   языка,   например,   выделение   фигуры   из   фона   было   бы   задержано.   В предметной   деятельности   происходит   развитие   восприятия.   Никакое   развитие   предметных действий   невозможно   без   ориентации   на   отдельные   признаки   предмета.   Важно   выделение   в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия.  Кризис трех лет  Феномен «Я сам»   означает   не   только   возникновение   внешне   заметной   самостоятельности,   но   и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого ­ ведь   взрослые   выступают   для   ребенка   как   образцы,   и   ребенок   хочет   действовать,   как   они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения. Дошкольный возраст В   дошкольном   возрасте   возникают   также   элементы   самосознания,   первые   элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником. С концом дошкольного детства связан  кризис   7   лет,   один   из   основных   симптомов   которого   ­   потеря   ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Младший школьный возраст Это   период   детства,   ведущей   в   котором   становится   учебная   деятельность.   С   момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.   Подростковый возраст 10 лет ­ ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11   лет   ­   ребенок. Импульсивен,   частая   смена   настроения,   бунт   против   родителей,   ссоры   со сверстниками. 12 лет ­ ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия   от   семьи,   растет   влияние   сверстников,   заботится   о   внешности,   растет   интерес   к противоположному полу. критически   относится   к   родителям, 13 лет ­ подросток. Обращенность внутрь (интроверт­ность), самокритичность, чувствителен к критике,   дружбе. 14 лет ­ подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. 15 лет ­ подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. 16 лет ­ подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.   избирателен   в Психологические особенности юношеского и студенческого возраста Юношеский возраст ­ этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Слово «студент» ­ латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями.

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен

Детство как социальный феномен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017