Детство как социальный феномен

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.
Иконка файла материала детство как социальный феномен.docx
Детство как социальный феномен Современные   специалисты   склонны   рассматривать   ребенка   как   социально­биологический феномен,   а   детство   как   возрастной   этап   развития   индивида.   Педагоги   трактуют   детство   как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения. Детство как социальный феномен ­ это социальное явление, определяющее роль, место и положение   детей   в   целом   в   данном   государстве   и   обществе,   состояние   и   уровень   отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания   и   развития   детей,   для   защиты   прав   каждого   ребенка,   прежде   всего   посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства. Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество...» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной   культуры,   созданной   обществом,   приобретает   специфические   для   человека   спо­ собности и нравственные качества личности. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира,   возрастом   наиболее   стремительного   физического   и   психического   развития   ребенка, первоначального   формирования   психических   и   физических   качеств,   необходимых   человеку   в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью   этого   периода,   отличающей   его   от   других,   последующих   этапов   развития, является   то,   что   он   обеспечивает   именно   общее   развитие,   служащее   фундаментом   для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов дея­ тельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий   характер   поведения   ребенка,   его   отношение   ко   всему   окружающему,   но   и   те,   которые представляют  собой «заделы» на будущее  и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по­разному. Реализация   специфических   возрастных   возможностей   психической   развития   происходит благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др. В   отдельные   периоды   детства   возникают   наиболее   благоприятные   условия   для   развития разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков ­ младший школьный возраст. Если упущен   сензитивный   период,   то   в   дальнейшем   соответствующие   свойства   и   качества   психики развиваются с трудом и не достигают совершенства. Таким   образом,   детство   выступает   особой   субкультурой   жизни   чело   века.   Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают   особые   связи   I   взаимодействия,   которые   взаимопроникают   и   взаимодополняют   друг друга. Ребенок­субъект социальной заботы Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами ­ те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту. Главным объектом   и   одновременно   субъектом   социальной   работы   является человек. Однако   не   всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом  и последнем этапах он выступает прежде всего  в качестве  объекта социальной работы,   хотя   в   определенной   ситуации   и   на   разных   этапах   старости   он   может   также   быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).Уже   дети   в   старшем   возрасте   также   могут   выполнить   роль   субъекта   (члена   каких­либо организаций,   помогающих   старшим   людям   и   маленьким   детям,   организатора   спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). Именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут   выполнить   роль   субъекта   в   социальной   сфере,   что   предопределяется   их   зрелостью, получением   образования,   соответствующей   профессии,   специальности,   участием   в   трудовой   и общественной деятельности. Ребенок­субъект социальной защиты Объектами социальной защиты являются дети ­ лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей­сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей;   детей   из   приемных   семей,   многодетных,   неполных;   детей­инвалидов;   детей,   имеющих недостатки   в  психическом   и   физическом   развитии;   детей   безработных   граждан;   детей   ­  жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Субъектами социальной   защиты   детей   выступают   все   три   ветви   власти:   законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии,   общественные   организации,   благотворительные   союзы,   церковь,   средства   массовой информации,   предприятия   и   учреждения   детские   и   юношеские   организации,   частные   лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система   стационарных   учреждений,   приютов,   детских   домов,   интернатов,   учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого­медико­ социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты. Правовая   база социальной   защиты   детства   строится   на   трех   уровнях:   международном, общефедеральном и региональном. 1. Международный   уровень включает   документы   международных   организаций   (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства.  2.   Общефедеральный   уровень правовой   защиты   детства   опирается   на   Конституцию   РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье. Закон РФ "Об образовании" (1996), о социальной защите населения России в целом.  3. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ.  Социальная   защита   детей   и   подростков   должна   строиться   на   серьезной материальной   и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она   включает   как   материальную   часть   (жилые   и   нежилые   помещения,   корпуса   учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам). Важнейшим направлением укрепления материально­экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не   только   в   семьях,   имеющих   отклонения   (алкогольные,   семьи   наркоманов,   лиц,   склонных   к тунеядству, и др.). но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполнойзанятостью,   низкой   оплатой   труда   ("работающие   бедные").   Требуется   адресная   эффективная экономическая защита детей на уровне семьи. Социальная   защита   детства   проявляется   в   разных   сферах   жизнедеятельности:   ' в   сфере семейных отношений ' в сфере образования; ' в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во­первых, определенный уровень жизни ребенка, во­вторых, должна быть   обеспечена  безопасность,   в­третьих, право   на   самореализацию   и   развитие   своих способностей и возможностей. Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ право воспитываться  в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет   его   семья,   право   на   сохранение   своей   индивидуальности,   право   на   имя,   на   общение   с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия предусмотренные законом. Государственная   политика   социальной   защиты   детства   осуществляется   в   соответствии   со стандартами, установленными законодательством РФ: ­ гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее(полное)общее образование,   а   на   конкурсной   основе   ­   среднее   и   высшее   профессиональное   образование   и воспитание в общеобразовательных учреждениях; ­ бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; ­   гарантированное   обеспечение   детям   по   достижении   ими   возраста   15   лет   права   на профессиональную   ориентацию,   выбор   сферы   деятельности,   трудоустройство,   охрану   и   оплату труда; ­   социальное   обслуживание   и   социальная   защита   детей,   в   том   числе   гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; ­ социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: ­ право на жилище в соответствии с законодательством РФ; ­   организация   оздоровления   и   отдыха   детей,   в   том   числе   детей,   проживающих   в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; ­ организация квалифицированной юридической помощи. Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый ­ в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй ­ в чрезвычайной, нестандартной ситуации. Первый   уровень   социальной   защиты связан   прежде   всего   с   защитой   семьи,   а   также   с защитой   ребенка   в   сфере   образования. Второй   уровень ­   чрезвычайный,   связан   с   потерей родителей,   с   социальным   сиротством,   социальными   и   экологическими   катастрофами. Предпочтительной   формой   устройства   детей   является усыновление. Распространенной   формой социальной защиты детства является опека и попечительство.  Методологический аппарат в педагогике как науке.  Цель и задачи, функции современного воспитания. Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической   теории.   Методология   также   разрабатывает   программы   и   методы   по   ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы.  Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах, таких как: 1)   система   знаний,   т.е.   методологические   исследования.   Их   задача   –   выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения   эффективности   и   качества   педагогических   исследований,   анализ   их   понятийного состава и методов;2) система научно­исследовательской деятельности, т.е. методологическое обеспечение. Этот аспект   предполагает   использование   методологические   знания   для   обоснования   программы исследования и оценки ее качества. Вопрос   о   цели   воспитания   является   главным.   Согласно   идее   Л.Н.   Толстого,   наше вмешательство каким бы то ни было образом в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов в ребенке и устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие. Если воспитание не помогает ребенку найти самого себя, а лишь беспрестанно ограничивается   приказаниями,   то   он   может   сделать   непоправимые   ошибки   в   устроении   своей жизни. Важнейшая задача воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует   преувеличивать   давление:   эти   шаги   только   тогда   приобретают   свою   педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей. Главная  цель   воспитания  –   разностороннее   и   гармоничное   развитие   личности,   ее самоактуализация. Цели   воспитания   варьируют   в   зависимости   от   социального,   экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными   целями   и   задачами.   Умственное,   физическое,   трудовое   и   политехническое, нравственное,   эстетическое   воспитание,   слитые   в   целостном   педагогическом   процессе,   и   дают возможность   достичь   главную   цель   воспитания   –   формирование   всесторонне   и   гармонически развитой личности. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы в­я. Поэтому проблема целей в­я относится к числу наиболее важных в педагогике. Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса. Задачи   обучения:   передача   и   активное   усвоение   социально­культурного   опыта   в   форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира. Эти   задачи   соотносятся   с   функциями   обучения:   образовательной,   воспитательной   и развивающей. Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Воспитательная   функция   реализуется   в   формировании   у   обучающихся   ценностных убеждений,   личностных   качеств   в   процессе   усвоения   социально­культурного   опыта   и   в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность. Развивающая   функция   обучения   проявляется   уже   в   самой   цели   этого   процесса   — всестороннем   развитии   личности   как   целостной   психической   системы   с   ее   интеллектуальной, эмоционально­волевой и мотивационно­потребностной сферами. Классификация методов воспитания. Содержательная характеристика. Метод   воспитания   в   переводе   с   греческого   означает   путь,   поэтому   это   путь   достижения заданной цели воспитания. Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств. На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный. Оптимальный – это значит наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной целиВыделяют 3 группы методов воспитания: Методы формирования  сознания личности Убеждение, рассказ,  объяснение, разъяснение,  лекция, этическая беседа,  внушение, инструктаж, диспут,  доклад, пример Методы организации  деятельности и формирование  опыта общественного  поведения Упражнения, приучение,  педагогическое требование,  общественное мнение,  поручение, воспитательные  ситуации Методы стимулирования  поведения деятельности Соревнования, поощрение,   наказание Рассказ   на   этическую   тему   – яркое,   эмоциональное   изложение   конкретных   фактов   и событий. Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников.  Внушение – проникая незаметно в психику, действует на  личность человека. Этическая   беседа   – метод   систематического   и   последовательного   обсуждения   знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников. Пример – воспитательный метод исключительной силы.  Упражнение   ­ практический   метод   воспитания,   существование   которого   состоит   в многократном   выполнении   требуемых   действий,   доведение   их   до   автоматизма.   Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки. Требование   – метод   воспитания,   с   помощью   которого   навыки   поведения,   выражаясь   в личностных   отношениях   вызывают   стимулирование   или   тормозят   определенную   деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества. Приучение   – это   интенсивно   выполняемые   упражнения.   Его   применяют   тогда,   когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество.  Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества. Поощрение   – выражает   положительную   оценку   действий   воспитанников.   Оно   закрепляет положительные навыки и привычки.  Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества.  Наказание   – метод   педагогического   воздействия,   который   должен   предупреждать   не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими. Структура непрерывного образования в РФ Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях   интеллектуального,   физического   и   (или) профессионального   развития   человека,   удовлетворения   его   образовательных   потребностей   и интересов.   духовно­нравственного,   творческого, Непрерывное   образование –   содержательная   структура   и   организационная   композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования. Ниже   описана   структура   российского   образования,   то   есть   в   Российской   Федерации установлены следующие образовательные уровни:  Начальное   общее   образование,   так   называемая   первая   ступень   общего   образования. 1. 2.  Основное   общее   образование  называется   второй   ступенью   общего   образования.   В   РоссииСреднее   общее   образование    основное   общее   образование   имеют   люди,   закончившие   9   классов   средней   школы. 3. является   третьей   ступенью   общего   образования. 4.  Начальное   профессиональное   образование  –   это   начальный   уровень   профессионального образования.   Прием   ведется   на   базе   9   и   11   классов   средней   школы.  Среднее   профессиональное   образование  –   это   средний   уровень   профессионального 5. образования.   Прием   осуществляется   на   базе   начального   профессионального   образования   и   11 классов   средней   школы,   иногда   учебное   заведение   совмещает   начальное   и   среднее профессиональное   образование,   тогда   прием   может   вестись   на   базе   9   классов   средней   школы. 6.  Высшее   профессиональное   образование  является   верхним   уровнем   профессионального образования, делится в свою очередь на 2 уровня. Первый уровень – получение степени бакалавр или дипломированного специалиста, второй уровень предполагает получение степени магистра. Для   получения   степени   бакалавра   обучение   длится   4   года   (в   медицине   6   лет).   После получения этой степени выпускник может: •     Поступить   на   магистерскую   программу   для   получения   степени   магистра,   этот   путь рекомендуется для тех, кто решил связать свою жизнь с научной деятельностью; •     Продолжить   свое   обучение   для   получения   профессиональной   квалификации   и   стать дипломированным специалистом; •     Закончить на данном этапе свое обучение с целью приступить к работе и оставить за собой право   через   несколько   лет   продолжить   обучение   в   магистратуре.   При   этом   магистратура   для бакалавра является вторым уровнем получения высшего образования, и при условии поступления на бюджетное отделение обучение будет бесплатным.  Для получения диплома специалиста срок обучения составляет не менее 5 лет, и этот вид диплома является квалификационной степенью. После получения этой степени дипломированный специалист   может   продолжить  свое   обучение   в   магистратуре   или   аспирантуре,  причем   в   этом случае   магистратура   будет   рассматриваться   для   дипломированного   специалиста,   как   второе высшее основе.  Обучение   в   магистратуре   длится   не   менее   двух   лет   и   является   второй   степенью   высшего образования. Дает возможность продолжить обучение в системе университетского образования в аспирантуре для получения степени Кандидат наук. Следует отметить, что не все ВУЗы могут предоставить   возможность   получения   диплома   магистра,   эту   информацию   следует   уточнить   в приемной комиссии ВУЗа. осуществляться образование, платной и     на         Технологии и методы обучения в современном образовании.   В   настоящее   время   в   педагогический   лексикон   прочно   вошло   понятие   педагогической технологии. Технология ­ это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве   (толковый   словарь).   Педагогическая   технология   ­   совокупность   психолого­ педагогических   установок,   определяющих   специальный   набор   и   компоновку   форм,   методов, способов,   приемов   обучения,   воспитательных   средств;   она   есть   организационно­методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Имеется   несколько   классификаций   методов   обучения.   Среди   педагогов   распространена традиционная,   отраженная   во   всех   учебниках   дидактики:   методы   словесные,   наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации   обучаемым.   Если   в   основу   классификации   положить,   например,   степень самостоятельности   ученика   в   приобретении   знаний,   получим   другой   набор   методов: репродуктивный, частично­поисковый, поисковый, исследовательский.Технологии: информационно­коммуникативные, проблемного обучения, игровые технологии, технология   групповых   методов,   технология   проектного   обучения,   здоровьесберегающие технологии.Методологический аппарат психологии как науки Метод     –   путь   познания,   опирающийся   на   некоторую   совокупность   ранее   полученных знаний. Методология –   как   метод   в   широком   значении   и   как   путь   познания. Методология —   учение   о   методах   и   принципах   познания.  Можно   выделить   два   понимания методологии,   развиваемых:   1)   как   представленное   при   рефлексии   теории   познания   понимание метода   в   указанном   широком   смысле   и   2)   как   учение   о   системе   методов   (в   узком   смысле), посредством   которых   в   рамках   той   или   иной   науки   в   ходе   теоретического   или   теоретико­ эмпирического   исследования   проверяется   правдоподобие   (или   истинность)   теории   (или теоретической гипотезы). Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности. «Пассивный» метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение — посредством  вмешательства  в  изучаемые  реалии.  В  психологии  второе  понимание  методологии предполагает   выделение   системы   методов,   направленных   на   достижение   цели   познания   (и реконструкций)   психологической   реальности.   Однако   вернемся   к   первому   из   названных   выше пониманий метода. В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией: любая система объективного знания может стать методом. По существу метод — это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о методе как теории в действии. Поскольку   метод   связан   с   использованием   предварительных   знаний,   методология   может подразделяться   на   две   части:   учение   об   исходных   основах   (принципах)   познания   и   учение   о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.В   учении   об   исходных   основах   познания   анализируются   и   оцениваются   те   философские представления   и   взгляды,   на   которые   исследователь   опирается   в   процессе   познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным   принятием   некоторых   посылок.   В   учении   о   способах   и   приемах   исследования рассматриваются   общие   стороны   частных   методов   познания,   составляющих   общую   методику исследования. В   этом   определении   сняты   крайности   понимания   методологии   как   исключительно философско­мировоззренческого основания познания или только как набора технических средств, приемов,   процедур   исследования.   Вторая   из   названных   точек   зрения   свойственна   ученым   и философам   позитивистских   ориентаций,   которые   отрицают   важную   роль   мировоззрения   в познании. Итак,   говоря   о методологии,   мы   имеем   в   виду   особую   форму   рефлексии,   самосознания науки, включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания,   его   структуры;   критическую   оценку   получаемых   наукой   знаний,   определение исторически   конкретных   границ   научного   познания   при   данном   способе   его   организации. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов. Психические процессы, их характеристики  —   одна   из   групп   психических   явлений,   условно   выделяемых   в ии Псих ческие   проц ссы целостной структуре психики. еи Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы;          психические состояния;               психические свойства. Особенность   психических   процессов   в   том,   что   они   наиболее   кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика».  Психические   процессы   ­   отдельные   проявления   психической   деятельности   человека, вычленяемые   в   качестве   относительно   изолированных   объектов   исследования.   Каждый психический   процесс   имеет   общий   объект   отражения   и   единую   отражательно­регуляционную специфику.  Подробнее   мы   рассмотрим   познавательные   психические   процессы,   которые   являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Ощущение ­ психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных свойств   действительности.   Ощущение   ­­   чувствительность   человека   к   сенсорным   воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.  Восприятие ­­ непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.  Мышление ­­ психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.  Воображение   ­­   образно­информационное   моделирование   действительности   на   основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.  Психолого­педагогические особенности возрастных этапов развития. Этапы формирующейся психики ребенка можно разделить на:  моторный ­ до года;    сенсомоторный ­ до 3 лет; аффективный ­ с 3 до 12 лет; идеаторный ­ с 12 до 14 лет. 1. Моторный этап развития психики. Созревание   моторики,   ее   совершенствование   происходят   на   протяжении   всей   жизни индивидуума.   Моторный   же   этап   развития   весьма   непродолжителен   (от   рождения   и   до   года). Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни ­ это в первую очередь двигательные реакции (крик, плач, двигательное беспокойство). Они возникают в ответ на голод, холод и изменения положения тела. 2. Сенсомоторный. С полугода и до 6­7 лет значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим. Однако они утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными ­ «сенеомоторными» ­ актами. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  3. Аффективный. Данный этап развития психики продолжается с 3 до 12 лет. Чувства, аффективные реакции значительно более общи, чем другие явления психики.  4. Идеаторный. Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в сложных   формах   пересочетания   представления,   в   появлении   и   развитии   речи,   формировании простых   и   усложняющихся   понятий,   суждений,   умозаключений.   Однако   истинное   начало   его должно быть датировано возрастом 11­12 лет. В это время при продолжающемся усложнении и обогащении   сознания   ребенка   понятиями,   суждениями   возникает   возможность   строить самостоятельные сложные умозаключения. Ребенок все больше обретает возможность наряду с практическим оперированием непосредственно наличествующими объектами и представлениями о них строить предварительный план действий, поступков в уме. Период   этот   знаменателен   и   другим:   на   основе   присущего   индивидууму   темперамента   и сложившегося в детстве характера завершается формирование личности. Без социальной среды и, в частности, без осознания индивидуумом своей общественной, социальной принадлежности зрелая личность   не   существует.   Она   всегда   является   следствием   взаимопроникновения   видового (темперамента), индивидуального (характер) и общественного, социального опыта. Кризис новорожденности Первый критический период развития ребенка ­ период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности ­ промежуточный период   между   внутриутробным   и   внеутробным   образом   жизни.   Если   бы   с   новорожденным существом   не   было   взрослого   человека,   то   через   несколько   часов   это   существо   должно   было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет   ребенка   от   яркого   света,   защищает   его   от   холода,   оберегает   от   шума,   обеспечивает питанием и т.д. Стадия младенчестваСоциальная   ситуация   неразрывного   единства   ребенка   и   взрослого   содержит   в   себе противоречие:   ребенок   максимально   нуждается   во   взрослом   и   в   то   же   время   не   имеет специфических  средств  воздействия  на него.  Это  противоречие  решается  на протяжении  всего периода   младенчества.   Общение   в   этот   период   должно   носить   эмоционально­положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально­положительный характер. Тем самым у ребенка   создается   эмоционально­положительный   тонус,   что   служит   признаком   физического   и психического здоровья. Большинство исследователей отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые   годы   жизни   вызывает   значительные   нарушения   в   психическом   развитии   ребенка,   что накладывает   неизгладимый   отпечаток   на   всю   его   жизнь.   Описаны   многочисленные   симптомы нарушения поведения и задержки психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских   учреждениях.   Несмотря   на   то,   что   уход,   питание,   гигиенические   условия   в   этих учреждениях   были   хорошими,   процент   смертности   был   очень   большим.   Во   многих   работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Ранний возраст Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок­ПРЕДМЕТ­взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Общение в этом возрасте становится формой организации   предметной   деятельности.   Речь   имеет   чрезвычайно   существенное   значение   для развития   восприятия.   Без   языка,   например,   выделение   фигуры   из   фона   было   бы   задержано.   В предметной   деятельности   происходит   развитие   восприятия.   Никакое   развитие   предметных действий   невозможно   без   ориентации   на   отдельные   признаки   предмета.   Важно   выделение   в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия.  Кризис трех лет  Феномен «Я сам»   означает   не   только   возникновение   внешне   заметной   самостоятельности,   но   и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого ­ ведь   взрослые   выступают   для   ребенка   как   образцы,   и   ребенок   хочет   действовать,   как   они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения. Дошкольный возраст В   дошкольном   возрасте   возникают   также   элементы   самосознания,   первые   элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником. С концом дошкольного детства связан  кризис   7   лет,   один   из   основных   симптомов   которого   ­   потеря   ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Младший школьный возраст Это   период   детства,   ведущей   в   котором   становится   учебная   деятельность.   С   момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.   Подростковый возраст 10 лет ­ ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11   лет   ­   ребенок. Импульсивен,   частая   смена   настроения,   бунт   против   родителей,   ссоры   со сверстниками. 12 лет ­ ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия   от   семьи,   растет   влияние   сверстников,   заботится   о   внешности,   растет   интерес   к противоположному полу.критически   относится   к   родителям, 13 лет ­ подросток. Обращенность внутрь (интроверт­ность), самокритичность, чувствителен к критике,   дружбе. 14 лет ­ подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями. 15 лет ­ подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. 16 лет ­ подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.   избирателен   в Психологические особенности юношеского и студенческого возраста Юношеский возраст ­ этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Слово «студент» ­ латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями.