Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие девиантного поведения и его причин . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. . .11
Глава II Исследование психологических особенностей подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Введение
Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviant — отклонение) — это система поступков, преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья.
Возрастание актуальности проблем, связанных с девиантным поведением, становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков.
Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, социологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающие цинизм, жестокость, агрессивность, которые начинаются с недисциплинированного поведения вчера, казалось бы, еще послушного школьника.
Наиболее остро пограничное состояние недисциплинированного, преддевиантного поведения школьников проявляется на рубеже перехода ребенка из детства в подростковый возраст, затем может закрепиться в старшем подростковом возрасте.
В современных исследованиях известны работы и теории отечественных ученых, изучающих различные стороны девиантного поведения: проституцию (Я.И. Гилинский, С. И. Голод, А.А. Габианн и др.); пьянство и алкоголизм (В. М. Бехтерев, А.В.Гоголева, Н.И. Григорьев, Ф.А. Шереги и др.); токсикоманию у подростков (В. С. Битенский, А.В.Гоголева, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский); самоубийства (Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский, B.C. Овчинский и др.); с позиций криминологии и уголовно-правового воздействия (Н.В. Кудрявцев, В.М. Коган, A.M. Яковлев и др.); проблемы социологии девиантного поведения как социального явления (В. Афанасьев, Я. И. Гилинский и др.); механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке (Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев и др.).
Множество работ было посвящено отдельным проблемам подросткового возраста (Дандарова Ж. К., Москеичева Н. Л., Петанова Е. И., Прокофьева В. А., Костромина С. Н., Мухина В. С.). Исследованию поведения подростка в конфликтной ситуации посвящены работы Алешиной Ю. Е., Васильевой В. Л., Змановской Е. В., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е. и др.
Тем не менее, многие вопросы, связанные с особенностями и личностными характеристиками подростков с девиантным поведением, остаются открытыми. Актуальность и сложность проблемы определила выбор темы курсовой работы: «Девиантное поведение подростков».
Цель работы: определить психологические особенности подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: психологические особенности подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: отличительными особенностями подростков с девиантным поведением является высокая степень враждебности, агрессивности и тревожности.
Задачи:
1) рассмотреть понятие «девиантное поведение» и причины его возникновения;
2) определить психологические особенности подростков с девиантным поведением;
3) провести исследование проявления агрессии и тревожности у подростков с девиантным поведением.
Методы исследования:
1) организационные: сравнительный;
2) эмпирические: психологическая диагностика;
3) методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: МОУ СОШ № 32, подростки 15 – 16 лет с девиантным поведением в количестве 10 человек. Выборка для исследования была сделана на основе личных дел учащихся, отличающихся девиантным поведением и находящихся на внутришкольном учете как совершившие преступления, употребляющие алкоголь и т. п., составленных социальным педагогом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава I Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие девиантного поведения и его причин
До вхождения в научный оборот понятия «девиантное поведение» для характеристики отклоняющегося от социальной нормы поведения употреблялось понятие «делинквенгное поведение». Термин «делинквентное поведение» распространялся в зарубежной литературе, характеризуя провинность, психологическую склонность, «психологическую тенденцию к правонарушению» (Л. Доддер, X. Каплан, Ф. Регди, Ф. Фелдман, Б. Шелдон и др.). Делинквентное поведение характеризовалось агрессивноетью, лживостью, прогулами школьных занятий, бродяжничеством, крайним непослушанием, враждебностью к учителям и родителям, жестокостью к младшим и животным, то есть к более слабым по сравнению с собой живым существам, дерзостью и сквернословием.
В мировой научной литературе существуют множество подходов к определению феномена «девиантное поведение» и его причин. Одни ученые склонны считать, что девиация — это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер). Другие видят причину девиаций в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что девиация возникает в результате конфликтов между культурными нормами (Т. Селлин).
Можно выделить разноориентированные направления концепции девиантного поведения. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны с анализом природы девиантной личности (Ф. Вуазен, И .Галль, Дж. Голдстейн, В. Дриль, Э. Кречмер, И. Ломброзо, А. Лалеман, П. Мей-ер, Б. Морель. Э. Уилсон. А. Хутон, X. Шелдон, И. Эйбл-Эйбесфельд) и теория инстинкта (А. Адлер, К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).
Процесс интериоризации поведенческих стереотипов как механизм социализации рассматривается в работах П. Бергера и Т. Лукмана. Изучению социальной идентификации личности и групповой солидарности посвящены работы Ю.Л. Качанова, С.Г. Климовой, В.А. Ядова, Е.Р. Ярской-Смирновой.
Проблематика формирования девиантного поведения рассматривается с точки зрения социального взаимодействия (Г. Блумер, Д. Джексом, Л. Колберг, Дж. Мид. Д. Хорке); роли когнитивных процессов (Г.Б. Брейкуэл, К. Келли, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер. Л. Фестингер); мотивации (3 .Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов); характеристик возраста (Э. Эриксон, О.Н. Ежов, М.Э. Елютина, И.С. Кон); влияния референтных групп сверстников (В. Зельцер, В.Ф. Кондратишко, Д.В. Петров, Д. Прентисдайн, Н.М. Романова, Р. Роджерс, И. Тейлор, А.И. Яковлев); социальных стереотипов и аттитюдов (П. Бергер, И. Гоффман, Ф. Зимбардо. Э. Фромм, А. Шюи); исключения нетипичных (Э.К. Набе-рушкина, СВ. Степухович, Н.В. Шапкина, Е.Р. Ярская-Смирнова); роли масс-медиа (Л. Джой, Н.Забрак, Д. Уильяме) и др.
Исходя из этого, сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [22, 257].
В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» (Ю. А. Клейберг), оно является предметом социологии, права, социальной психологии [8, 7].
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые отличают его от других феноменов. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению. Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм [10, 27].
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания [7, 41].
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидалэное поведение, насильственные преступления, употребление «тяхелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми [16, 13].
Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. Отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.
Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным. Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения [7, 32].
По мнению С. А. Беличевой, для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттраватического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни) [18, 53].
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.
В то же время, при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь» [10, 65].
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности [2, 28].
В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение, прежде всего, отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте [23, 165].
Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.
Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.
Девиации делятся на группы по видовому признаку в зависимости от критерия, который берется как основополагающий (см. Приложение 1).
К факторам, влияющим на формирование девиантного поведения у подростков, Е. В. Змановская относит:
o деформация семейных отношений;
o социально-экономическое неблагополучие;
o снижение ответственности учебных заведений за процесс обучения и отсев несовершеннолетних;
o влияние средств массовой информации (кино, радио, телевидение, публицистика);
o низкопробная литература, пропагандирующая презрение к общечеловеческим ценностям, насилие; непрочность межличностных отношений, формирующие утилитарные цели;
o разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения [7, 65].
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Разные авторы выделяют свои виды девиаций в подростковом возрасте. В их основе лежат разнообразные виды поведения, которые на основании социальных нормативных показателей (например, пол, контекст ситуации, отношение к ним социального окружения, возможные асоциальные последствия для будущего данного индивида) признаются отклоняющимися.
Д. Еникеева выделяет следующие виды подростковых девиаций:
1) реакцию отказа — отказ от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей (происходит в тех случаях, когда родители запрещают общаться им с подругой/другом или компанией сверстников);
2) реакцию протеста (оппозицию) — характеризуется избирательностью и направленностью; возникает в ситуациях: конфликтные отношения между родителями; наказание, воспринимаемое как унизительное или несправедливое, повышенные требования как дома, так и в школе;
3) реакцию имитации — стремление подражать во всем кому-либо;
4) реакция группирования со сверстниками — участие подростка в спонтанно созданной группе или уже существовавшей (различают асоциальные группы и социально одобряемые, например, спортивные секции);
5) делинквентное поведение — различные проступки, провинности, систематические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведение, но в силу незначительности проступков не влечет уголовного наказания;
6) реакция эмансипации — борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение;
7) побеги из дома, чаще всего, совершаются как протест против несправедливости, из желания «наказать» таким образом виновного;
8) дромомания — склонность к бродяжничеству — неудержимое стремление к странствиям — рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями, но истинная дромомания встречается редко;
9) реакции увлечения — хобби, в крайних вариантах принимает форму патологии;
10) реакции компенсации и гиперкомпенсации — возникновение форм поведений, при помощи которых подросток стремится скрыть, замаскировать свои слабые места;
11) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением — онанизм, включая групповой, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи;
12) малолетняя проституция — как правило, на фоне психического заболевания, не испытывают ни удовольствия, ни отвращения, ни стыда от сексуальных контактов; внешняя взрослость сочетается с психической инфантильностью, став взрослыми, в большинстве случаев выходят замуж, имеют детей [6, 445 - 449].
Е. В. Змановская рассматривает виды отклоняющегося поведения, не прибегая к делению по возрастным подгруппам:
1) агрессивное — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинения себе других людей или доминирования над ними, соответственно имеет две формы — латентную (скрытую) и явную;
2) делинквентное — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях;
3) зависимое — стремление полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации, симбиотическая зависимость;
4) суицидальное — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни, включают в себя суицидальные действия (попытки и завершение суицида) и суицидальные проявления (мысли, представления, переживания) [7, 82].
Таким образом, к подростковым девиациям следует относить:
1) суицидальное поведение;
2) делинквентный тип поведения;
3) реакции группирования;
4) «сексуальную распущенность»;
5) побеги (бродяжничество);
6) подростковые аддикции.
Рассмотрим особенности девиантного поведения подростков.
1. Суицидальное поведение у подростков является следствием неприятия ситуации, как в семье, так и в отношениях со сверстниками. Атмосфера равнодушия, ненависти, несправедливости создает ощущение потерянности и одиночества. Чувство вины, невозможность выполнения предъявляемых требований со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка — также являются предпосылками к суициду [2, 75].
По мнению А. А. Реана, суицид в подростковом возрасте от взрослого отличается большей спонтанностью и низким процентом летального исхода. Основной мотив — наказание. Виновный может быть прямо указан в посмертной записке или на него указывают косвенно (самоубийство совершается в его присутствии или рядом с его местом жительства, работы). Как правило, акту совершения самоубийства предшествуют ярко созданные в воображении картины раскаяния обидчиков. Однако у подростков нет в сознании связи между своим поступком и смертью. 89% опрошенных свидетельствуют о том, что у них не было желания умереть, у них было желание уйти [17, 243].
2. Делинквентный тип поведения — мелкий хулиганский проступок, который в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемое деяние. От криминальных действий отличается незначительностью проступка. Его можно охарактеризовать как действие, намерение которого были невинны [14, 48].
3. Реакции группирования. Стремление к группированию является естественным видом подросткового поведения, свидетельствующим о том, что психофизиологическое развитие данного ребенка идет нормально. Проблемы возникают в тех случаях, когда подросток «связывается» с какой-либо группой, имеющей асоциальную направленность. Для того чтобы этого не произошло, а лучшее средство лечения, как известно, — профилактика, необходимо как можно раньше, на рубеже между детством и подростковым периодами, дать социально приемлемое направление для реализации данного стремления, записав ребенка в спортивную секцию или художественный кружок, в зависимости от его предпочтений [15, 318].
4. «Сексуальная распущенность». В данном возрасте распущенность по сути своей невинна. Ее невинность в подростковом возрасте определяется, с одной стороны, несформированностью морально-этических принципов: все находится в становлении, поиске, брожении. Поэтому здесь идет смешение понятий «свобода», «распущенность» и «вседозволенность». Борясь за «свободу и независимость», подростки ломают границы, установленные социумом, не задумываясь о тех высоких критериях, которые лежат в основе моральных норм и впоследствии станут основой их жизни [23, 163].
Подростковая «сексуальная распущенность» может иметь три основных причины. Первая: бунт, стремление к свободе, поиск себя, самоутверждение. По сути, имеет позитивное начало, как всплеск творческой энергии, которому нужно не мешать, а принять и направить. Вторая: поиск тепла, защищенность, принятия. Данная мотивация будет присутствовать у подростков из неблагополучных семей и семей, с нарушенной системой взаимоотношений. Третья: «сексуальная распущенность» — как маска, цель которой — спрятать низкую самооценку, неуверенность в себе, скрытый творческий потенциал, поскольку отсутствие возможности реализовывать себя в творчестве, незнание о своих творческих способностях «замыкают» человека на самого себя [8, 49].
5. Побеги (бродяжничество). Причины побегов из дома весьма разнорообразные [3, 43]. Как правило, совершаются из чувства протеста на какое-либо оскорбление внутри семьи или школе, моральное или/и физическое насилие. Могут быть вызваны пролонгированной неблагоприятной ситуацией внутри семьи, например, отец алкоголик. В данном случае толчком к побегу станет некое событие, сыгравшее роль «последней капли», например очередной запой родителя.
Провоцирующим моментом также может оказаться страх наказания за какой-либо проступок. Но побег может быть совершен и из романтических побуждений. «Лакмусовой бумажкой», проявляющей истинную причину побега, будет служить то, насколько охотно подросток дает о себе сведения и стремится к возвращению домой. Если следствием побега была психологическая травма, то все сведения о себе тщательно скрывают, предпочитая оказаться в приюте, чем вернуться под родительский кров.
6. Подростковые аддикции. Аддикция (от англ. addiction) — пагубная привычка, зависимость от чего-либо или кого-либо. Зависимость может быть не только от какого-либо вещества (табак, алкоголь, наркотики), но и от азартных игр или какого-либо человека, определяемого субъектом в данный момент времени как значимого для себя (влюбленность, преклонение, псевдоуважение). В последнее время все чаще стали говорить о компьютерной зависимости.
Аддиктивное поведение — злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние, до того, как произошло формирование физической зависимости. Сам термин указывает на то, что речь идет именно о поведении, а не о болезни. По мнению А. В. Гоголевой, аддиктивное поведение есть процесс формирования болезни [4, 37].
Применительно к подросткам можно говорить именно об аддиктивном поведении, появлению которому способствует ряд факторов, степень воздействия которых на конкретного субъекта будет сугубо индивидуально.
Признаки, характеризующие зависимую личность (наличие пяти из них достаточно для того, чтобы диагносцировать клиническую зависимость):
1. Неспособность принимать решения без советов других.
2. Готовность предоставлять возможность принимать другим важные для него решения.
3. Готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже если другие не правы.
4. Затруднение начать какое-либо дело самостоятельно.
5. Готовность добровольно идти на выполнение унизительных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих.
6. Плохая переносимость одиночества, готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать.
7. Ощущение опустошенности и беспомощности, когда обрывается близкая связь.
8. Страх быть отвергнутым.
9. Легкая ранимость, податливость любой критике или неодобрению со стороны [5, 164].
К факторам, которые могут инициировать возникновение аддиктивного поведения у подростков, по мнению А. В. Гоголевой, относятся:
1) неблагополучная атмосфера в семье;
2) отношение к данному виду поведения в группе сверстников, к которой принадлежит подросток;
3) интеллектуальный уровень подростка;
4) наличие/отсутствие личностных качеств, позволяющих противостоять негативному влиянию;
5) наследственность;
6) низкая информированность о последствиях;
7) тип акцентуации характера [4, 113].
При анализе девиаций у подростков необходимо учитывать акцентуацию личности. Акцентуация — чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Акцентуированные черты не так многочисленны, как вариативные. Можно сказать, что это отдельные выделенные черты характера, находящиеся на грани между нормой и патологией. Иначе: черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, по мнению Н. И. Протасовой, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления [16, 87].
В зависимости от степени выраженности, возможно выделить скрытые и явные акцентуации. Кроме того, акцентуации под воздействием ряда факторов могут меняться: специфика социального окружения, стиль семейного воспитания, состояние здоровья, профессиональная и учебная деятельность. При попадании индивида в длительные стрессогенные ситуации на базе акцентуаций могут возникать сложные аффективные реакции и психологические расстройства, например, неврозы.
Необходимо отличать акцентуации, являющиеся крайними вариантами нормы и не относящиеся к заболеванию, от психопатологии. Критерии, различающие психопатию от акцентуаций:
1) акцентуация — ярко проявляется только в подростковом возрасте, психопатия — в течение всей жизни;
2) акцентуация — проявляется как особенность характера только при определенных обстоятельствах; психопатия — проявляется независимо от ситуации;
3) при акцентуации редко возникает социальная дезадаптация и даже в случае возникновения вероятен возврат к норме, при психопатии — чаще социальная дезадаптация;
4) при акцентуации нарушения поведения декомпенсации возникают как ответ на строго определенный тип психотравмирующей ситуации, при психопатии — при любых ситуациях, а иногда и без видимых причин.
Возможно существование смешанных типов акцентуаций, например: гипертимно-циклоидный, лабильно-сенситивный, астено-истероидный. А. Е. Личко, например, выделяет 20 вариантов таких смешанных типов [13, 124].
Таким образом, девиантное - отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания.
Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями. Разные авторы выделяют свои виды девиаций в подростковом возрасте. Но, в общем, к подростковым девиациям следует относить: суицидальное поведение; делинквентный тип поведения; реакции группирования; «сексуальную распущенность»; побеги (бродяжничество); подростковые аддикции.
Глава II Исследование психологических особенностей подростков с девиантным поведением
2.1. Организация и методы исследования
С целью исследования психологических особенностей подростков с девиантным поведением на базе МОУ СОШ № 32 была проведена диагностика с участием подростков 15 - 16 лет в количестве 10 человек. Для исследования была сформирована выборка. Выборка была сформирована на основе психологического заключения психолога и социального педагога школы.
Для диагностики использовались следующие методики: методика исследования личностной тревожности (шкала А. М. Прихожан), Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
Методика № 1. Исследование личностной тревожности (шкала А. М. Прихожан).
Цель исследования: изучение личностной тревожности учащихся.
Описание методики: методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. В целях исследования учащихся используется форма Б – для учащихся 13 – 16 лет.
Инструкция: В бланке перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство или страх достаточно сильны и тебе не хотелось бы попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4. Твоя задача представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна (Приложение 2).
Обработка и интерпретация результатов: При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале (см. Приложение 3). Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
8 - 10 – очень высокий уровень тревожности;
6 – 7 высокий уровень тревожности;
4 – 5 – средний уровень тревожности;
0 – 3 низкий уровень тревожности.
При этом необходимо учитывать, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Школьная тревожность – склонность воспринимать ситуации, связанные с обучением в школе как неблагоприятные, угрожающие. Самооценочная тревожность – склонность с особой заботой и тревогой воспринимать все, что связано с собственным Я учащихся. Межличностная тревожность – особая озабоченность взаимоотношениями с другими людьми. Магическая тревожность – восприятие всех непонятных и необъяснимых ситуаций как заранее угрожающих, вера в сверхъестественные силы и способности окружающих.
Методика № 2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
Цель: выявить состояние агрессии у подростков.
Описание методики: Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность)).
Психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки (см. Приложение 4).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Ответы оцениваются по восьми шкалам.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6, 5 - 7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности
2.2. Анализ результатов исследования
По результатам проведенной диагностики были получены следующие данные (протоколы см. в Приложении 5).
По показателям общей тревожности у подростков с девиантным поведением очень высокий уровень тревожности наблюдается у 3 подростков (30 %); высокий уровень тревожности наблюдается у 3 (30 %); средний уровень тревожности не был обнаружен ни у кого; низкий уровень общей тревожности - у 4 подростков (40 %) (рис. 1).
Рис 1. Уровень общей тревожности у подростков
По показателям школьной тревожности в обследованной группе подростков наблюдается очень высокий уровень у 5 подростков (50 %); высокий уровень наблюдается у 2 подростков (20 %); средний уровень – у 1 подростка (10 %); низкий уровень школьной тревожности – у 2 подростков (20 %) (рис. 2). Средняя оценка школьной тревожности по группе составляет 7,1 баллов – высокий уровень тревожности.
Рис 2. Уровень школьной тревожности
По показателю самооценочной тревожности очень высокий уровень показали 2 подростка (20 %); высокий уровень – 4 подростка (40 %); средний уровень – 3 подростка (30 %); низкий уровень – у 1 подростка (10 %) (рис. 3). Средняя оценка самооценочной тревожности по данной группе подростков составляет 6,1 балла – высокий уровень тревожности.
Рис. 3. Уровень самооценочной тревожности
По показателю межличностной тревожности очень высокий уровень показали 3 подростка (30 %); высокий уровень не показал никто; у 2 подростков наблюдается средний уровень тревожности (20 %); у 5 подростков – низкий уровень тревожности (50 %) (рис. 4).
Рис. 4. Уровень межличностной тревожности
Средний балл по школе межличностной тревожности составляет 4,1 балла – средний уровень тревожности.
По показателю магической тревожности высокий уровень показали 3 подростка (30 %); высокий уровень – 1 подросток (10 %); средний уровень развития магической тревожности показал 1 подросток (10 %); 5 подростков – низкий уровень (50 %) (рис. 5).
Средний балл по шкале магической тревожности составляет 4,3 балла – средний уровень (табл. 1).
Рис. 5. Уровень магической тревожности
Таблица 1
Показатели тревожности у обычных подростков
№ |
ФИ |
Виды тревожности (шкальная оценка) |
общая |
|||
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
Магическая |
|||
|
Средний балл |
7,1 |
6,1 |
4,1 |
4,3 |
5,7 |
Таким образом, для подростков с девиантным поведением характерен высокий уровень школьной и самооценочной тревожности.
По результатам диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) были получены следующие результаты (см. Приложение 6).
Из 10 обследованных подростков с девиантным поведением уровень враждебности выше нормы показали 7 подростков (70 %); уровень агрессивности у 2 подростков (20 %) выше нормы. Таким образом, большинство подростков с девиантным поведением являются значительно более враждебными (по сравнению с нормой).
В целом, можно сделать следующие выводы:
o общий уровень тревожности у большинства подростков с девиантным поведением является высоким;
o большинство подростков с девиантным поведением показали высокий уровень школьной тревожности, возможно, вызванной низкой успеваемостью в школе;
o большинство подростков показали высокий уровень самооценочной тревожности, так как подростков с девиантным поведением в большей степени волнует то, что о них подумают окружающие люди;
o для подростков с девиантным поведением характерен низкий уровень межличностной и магической тревожности;
o большинство подростков с девиантным поведением являются значительно более враждебными (по сравнению с нормой).
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично: отличительными особенностями подростков с девиантным поведением является высокая степень враждебности и тревожности.
Заключение
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) в литературе заменяется синонимом «отклоняющееся поведение». Сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями
Разные авторы выделяют свои виды девиаций в подростковом возрасте. Но в общем к подростковым девиациям следует относить: суицидальное поведение; делинквентный тип поведения; реакции группирования; «сексуальную распущенность»; побеги (бродяжничество); подростковые аддикции.
С целью исследования психологических особенностей подростков с девиантным поведением на базе МОУ СОШ № 32 была проведена диагностика с участием подростков 15 - 16 лет в количестве 10 человек. Для исследования была сформирована выборка. Выборка была сформирована на основе психологического заключения психолога и социального педагога школы.
Для диагностики использовались следующие методики: методика исследования личностной тревожности (шкала А. М. Прихожан), Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
В целом, можно сделать следующие выводы: общий уровень тревожности у большинства подростков с девиантным поведением является высоким; большинство подростков с девиантным поведением показали высокий уровень школьной тревожности, возможно, вызванной низкой успеваемостью в школе; большинство подростков показали высокий уровень самооценочной тревожности, так как подростков с девиантным поведением в большей степени волнует то, что о них подумают окружающие люди; для подростков с девиантным поведением характерен низкий уровень межличностной и магической тревожности; большинство подростков с девиантным поведением являются значительно более враждебными (по сравнению с нормой).
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично: отличительными особенностями подростков с девиантным поведением является высокая степень враждебности и тревожности.
Библиографический список
1. Баженов, В. Г, Психолого-педагогическая диагностика и коррекция девиантного поведения школьников [Текст] / В. Г. Баженов, В. П. Баженова. — М., 2003. – 644 с. – ISBN 4-9087-7633-9.
2. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М. И. Бобнева. — М.,1992. – 454 с. – ISBN 4-89078-665-6.
3. Васильева, В. Л. Юридическая психология [Текст] / В. Л. Васильева. — СПб., 2002. – 544 с. – ISBN 4-90887-675-8.
4. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. — М., 2002. – 286 с. – ISBN 4-890-54225-8.
5. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М., 1999. – 386 с. – ISBN 5-89967-512-7.
6. Еникеева, Д. Д. Популярная психиатрия [Текст] / Д. Д. Еникеева. — М., 1998. — 528 с. – ISBN 5-89997-877-6.
7. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е. В. Змановская. — М., 2003. — 288 с.м– ISBN 7-675-44309-8.
8. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – М., 2001. – 654 с. – ISBN 4-90089-436-8.
9. Колесникова, Г. И Девиантное поведение [Текст] / Г. И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 542 с. – ISBN 2-77896-409-7.
10. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст] / В. Т. Кондратенко. — Минск, 1998. – 544 с. – ISBN 2-879-47686-5.
11. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2007. – 437 с. – ISBN 5-87009-648-8.
12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М., 2004. – 544 с. – ISBN 4-55698-560-3.
13. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А. Е. Личко. — М., 1999. – 436 с. – ISBN 2-655-07897-9.
14. Моргун, В. Ф. Делинквентный подросток: Учеб пособие [Текст] / В. Ф. Могун, К.В. Седых. — Полтава, 1995. – 288 с. – ISBN 5-867-44365-7.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 466 с. – ISBN 5-7695-2648-3.
16. Протасова, Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних: Методич. рекомендации [Текст] / Н. И. Протасова. — Астрахань, 2000. – 286 с. – ISBN 6-77685-563-9.
17. Психология подростка [Текст] / под ред. А. А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 480 с. – ISBN 5-93878-230-9.
18. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др. / под ред. С.А. Беличевой. — М., 1999. – 498 с. – ISBN 5-64435-563-8.
19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с. – ISBN 5-93878-230-9.
20. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. — М., 1994. – 456 с. – ISBN 4-876-44376-7.
21. Славкина, М. А. Возрастная психология (психология развития) [Текст] / М. А. Славкина. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с. – ISBN 5-305-00164-1.
22. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов – М.: Академия. 2003. – 576 с. – ISBN 5-7695-0878-7.
23. Социальные отклонения [Текст] / под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1999. – 322 с. – ISBN 3-765-78443-7.
Приложение 1
Виды девиаций
(критерий – факторы воздействия)
|
|
|
|
|
|
ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Клинически обусловленные |
|
|
|
|
Социокультурно обусловленные |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Психотические |
|
Непсихотические |
|
|
|
|
Этнокультуральные |
|
Возрастные |
|
Гендерные |
|
Профессиональные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагогическая классификация
(критерий – поведение, мешающее обучению)
|
|
|
|
|
|
ВИДЫ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школьные девиации |
|
|
Социальные девиации |
||||||||||||||||
|
Неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения |
|
|
|
|
Подростковый алкоголизм и проституция, бродяжничество, сексуальные девиации |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1 (продолжение)
Психологическая классификация
(критерий – социально-психологические различия поступков)
|
|
|
|
|
|
ВИДЫ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид нарушаемой нормы |
|
Психологические цели |
|
|
Мотивы поступка |
|
Индивидуально-стилевые характеристики поведения |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация девиаций по Ю. А. Клейберг
|
|
|
|
|
|
ВИДЫ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Негативные (алкоголизм) |
|
Позитивные (творчество) |
|
Социально-нейтральные (бродяжничество) |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация по Е. В. Змановской
(критерий – вид нарушаемой нормы и последствия девиаций)
|
|
|
|
|
|
ВИДЫ |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Делинквентное поведение |
|
Асоциальное поведение |
|
Аутодеструктивное поведение |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Бланк ответов
Форма Б
№ п/п |
Ситуация |
нет |
немного |
достаточно |
значительно |
очень |
1 |
Отвечать у доски |
|
|
|
|
|
2 |
Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Участвовать в соревнованиях, конкурсах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Слышать заклятия |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Разговаривать с директором школы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Сравнивать себя с другими |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Учитель делает тебе замечание |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Видеть плохие, «вещие» сны |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Писать контрольную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
После контрольной работы учитель называет отметки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
У тебя что-то не получается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
На тебя не обращают внимания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Тебе грозит неуспех, провал |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Слышать смех за своей спиной |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Не понимать объяснений учителя |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Думаешь о своем будущем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
Слышать предсказания о космических катастрофах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Выступать перед большой аудиторией |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Ссориться с родителями |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Участвовать в психологическом эксперименте |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
На тебя смотрят как на маленького |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
На экзамене тебе достался 13 билет |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Думаешь о своей привлекательности для противоположного пола |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Оказаться в темноте, видеть силуэты, слышать шорохи |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Не соглашаешься с родителями |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Берешься за новое дело |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Разговаривать со школьным психологом |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
Думать о том, что тебя могут «сглазить» |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Замолчали, когда ты подошел |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Общаться с человеком, похожим на мага |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Смотреться в зеркало |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Кажется, что нечто непонятное может помешать тебе добиться желаемого |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение 3
Ключ к шкале личностной тревожности
Субшкала |
Пункты шкал |
|||||||||
Школьная тревожность |
1 |
5 |
7 |
11 |
12 |
16 |
19 |
28 |
30 |
34 |
Сомооценочная тревожность |
3 |
6 |
8 |
13 |
17 |
20 |
25 |
29 |
33 |
39 |
Межличностная тревожность |
2 |
9 |
15 |
18 |
22 |
24 |
26 |
32 |
36 |
38 |
Магическая тревожность |
4 |
10 |
14 |
21 |
23 |
27 |
31 |
35 |
37 |
40 |
Шкала перевода баллов в стандартные оценки
|
Виды тревожности |
|||||||||
Общая |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
Магическая |
||||||
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
|
1 |
0 - 33 |
0 - 27 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 - 6 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 – 7 |
0 - 6 |
0 – 5 |
2 |
34 – 39 |
28 – 34 |
8 – 9 |
7 |
7 - 8 |
8 – 9 |
7 - 8 |
8 – 9 |
7 – 9 |
6 – 7 |
3 |
40 – 46 |
35 – 41 |
10 – 11 |
8 |
9 – 11 |
10 – 12 |
9 – 11 |
10 – 12 |
10 – 11 |
8 – 9 |
4 |
47 – 53 |
42 – 47 |
12 – 13 |
9 |
12 – 13 |
13 – 15 |
12 – 13 |
13 – 15 |
12 – 14 |
10 |
5 |
54 – 60 |
48 – 54 |
14 |
10 |
14 – 16 |
16 – 17 |
14 – 15 |
16 – 17 |
15 – 16 |
11 – 12 |
6 |
61 – 67 |
55 – 61 |
15 – 16 |
11 |
17 – 18 |
18 – 20 |
16 – 18 |
18 – 20 |
17 – 19 |
13 |
7 |
68 – 74 |
62 – 68 |
17 – 18 |
12 – 13 |
19 – 21 |
21 – 23 |
19 – 20 |
21 – 23 |
20 – 22 |
14 – 15 |
8 |
75 – 80 |
69 – 75 |
19 – 20 |
14 |
22 – 23 |
24 – 25 |
21 – 23 |
24 – 26 |
23 – 24 |
16 – 17 |
9 |
81 - 87 |
76 – 82 |
21 – 22 |
15 |
24 – 26 |
26 – 28 |
24 – 25 |
27 – 28 |
25 – 27 |
18 |
10 |
от 88 |
от 83 |
от 23 |
от 16 |
от 27 |
от 29 |
от 26 |
от 29 |
от 28 |
от 19 |
Приложение 4
Опросник "Басса-Дарки"
1. Временами я не могу справиться желанием причинить вред другим |
Да |
Нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
Да |
Нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
Да |
Нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню |
Да |
Нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено |
Да |
Нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
Да |
Нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
Да |
Нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет |
Да |
Нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека |
Да |
Нет |
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами |
Да |
Нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
Да |
Нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его |
Да |
Нет |
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами |
Да |
Нет |
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал |
Да |
Нет |
15. Я часто бываю не согласен с людьми |
Да |
Нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
Да |
Нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
Да |
Нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
Да |
Нет |
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется |
Да |
Нет |
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор |
Да |
Нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба |
Да |
Нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня |
Да |
Нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
Да |
Нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
Да |
Нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
Да |
Нет |
26. Я не способен на грубые шутки |
Да |
Нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
Да |
Нет |
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались |
Да |
Нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
Да |
Нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне |
Да |
Нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня |
Да |
Нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
Да |
Нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" |
Да |
Нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости |
Да |
Нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
Да |
Нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
Да |
Нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
Да |
Нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
Да |
Нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям |
Да |
Нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
Да |
Нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
Да |
Нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
Да |
Нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
Да |
Нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
Да |
Нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" |
Да |
Нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
Да |
Нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
Да |
Нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
Да |
Нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
Да |
Нет |
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться |
Да |
Нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
Да |
Нет |
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня |
Да |
Нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
Да |
Нет |
54. Неудачи огорчают меня |
Да |
Нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
Да |
Нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
Да |
Нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
Да |
Нет |
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо |
Да |
Нет |
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю |
Да |
Нет |
60. Я ругаюсь только со злости |
Да |
Нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
Да |
Нет |
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее |
Да |
Нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
Да |
Нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
Да |
Нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
Да |
Нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
Да |
Нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно |
Да |
Нет |
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки |
Да |
Нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей |
Да |
Нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди |
Да |
Нет |
пытаются разозлить или оскорбить меня |
Да |
Нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
Да |
Нет |
72. В последнее время я стал занудой |
Да |
Нет |
73. В споре я часто повышаю голос |
Да |
Нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
Да |
Нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
Да |
Нет |
Ключ:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0:1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68, "нет" = 1, "да" = 0: 9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2,10, 18, 34, 42, 56, 63, "нет" = 1, "да" = 0: 26, 49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72, "нет" = 1, "да" = 0:
11, 35, 69
4. Негативизм:
"да" - 1, "нет" - 0: 4, 12, 20, 28, "нет" = 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0:6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
8. Чувство вины:
"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67
Приложение 5
Показатели тревожности у девиантных подростков
№ |
ФИ |
Виды тревожности (шкальная оценка) |
общая |
|||
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
Магическая |
|||
1 |
Женя К. |
10 |
10 |
10 |
6 |
10 |
2 |
Андрей Б. |
10 |
6 |
4 |
4 |
6 |
3 |
Олег К. |
10 |
9 |
8 |
2 |
10 |
4 |
Андрей К. |
3 |
4 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Саша Ч. |
7 |
7 |
2 |
10 |
6 |
6 |
Кирилл З. |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Коля Т. |
6 |
5 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Максим О. |
10 |
6 |
8 |
10 |
10 |
9 |
Женя П. |
8 |
4 |
4 |
8 |
6 |
10 |
Влад Ш. |
3 |
7 |
2 |
0 |
3 |
|
|
7,1 |
6,1 |
4,1 |
4,3 |
5,7 |
Приложение 6
Показатели состояния агрессии у девиантных подростков
№ |
ФИ |
Шкалы |
Индекс враждебности |
Индекс агрессивности |
|||||||
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
раздражение |
негативизм |
обида |
подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
||||
1 |
Женя К. |
7 |
7 |
9 |
2 |
6 |
9 |
8 |
9 |
15 |
24 |
2 |
Андрей Б. |
5 |
4 |
7 |
3 |
7 |
11 |
10 |
7 |
18 |
22 |
3 |
Олег К. |
6 |
3 |
5 |
5 |
5 |
7 |
10 |
7 |
12 |
21 |
4 |
Андрей К. |
8 |
6 |
5 |
5 |
4 |
7 |
9 |
5 |
11 |
22 |
5 |
Саша Ч. |
5 |
7 |
9 |
5 |
5 |
7 |
10 |
6 |
12 |
24 |
6 |
Кирилл З. |
9 |
7 |
5 |
2 |
4 |
9 |
9 |
6 |
13 |
23 |
7 |
Коля Т. |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
5 |
10 |
6 |
11 |
17 |
8 |
Максим О. |
6 |
6 |
3 |
5 |
3 |
6 |
4 |
4 |
9 |
13 |
9 |
Женя П. |
4 |
1 |
6 |
3 |
2 |
7 |
5 |
3 |
9 |
15 |
10 |
Влад Ш. |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
7 |
13 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.