ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Оценка 4.8

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
05.06.2017
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы возникновения отклоняющегося поведения личности в условиях современного общества. Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Современное отношение к данной проблематике выявляет либо биогенетические, либо культурно-исторические либо социальные аспекты данного вопроса. Автор приходит к выводу, что семья – это доминирующий агент социализации, который на современном этапе развития общества коренным образом влияющий на физиологический статус молодого поколения, прежде всего, через формирование либо здоровьесберегающего, либо патогенного поведения. Ключевые слова: личность, воспитание, общество, семья, девиация, здоровье.Аннотация: В статье рассматриваются проблемы возникновения отклоняющегося поведения личности в условиях современного общества. Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Современное отношение к данной проблематике выявляет либо биогенетические, либо культурно-исторические либо социальные аспекты данного вопроса. Автор приходит к выводу, что семья – это доминирующий агент социализации, который на современном этапе развития общества коренным образом влияющий на физиологический статус молодого поколения, прежде всего, через формирование либо здоровьесберегающего, либо патогенного поведения. Ключевые слова: личность, воспитание, общество, семья, девиация, здоровье.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.docx
Рейтер Кирилл Александрович Кандидат философских наук ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Аннотация:   В   статье   рассматриваются   проблемы   возникновения отклоняющегося поведения личности в условиях современного общества. Поведенческие   реакции   человека   всегда   являются   результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной   личности.   Современное   отношение   к   данной   проблематике выявляет   либо   биогенетические,   либо   культурно­исторические   либо социальные аспекты данного вопроса. Автор приходит к выводу, что семья – это доминирующий агент социализации, который на современном этапе развития   общества   коренным   образом   влияющий   на   физиологический статус   молодого   поколения,   прежде   всего,   через   формирование   либо здоровьесберегающего, либо патогенного поведения.  Ключевые   слова:   личность,   воспитание,   общество,   семья,   девиация, здоровье. Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно­исторических условий его существования – социальных, экономических, политических, нравственных и  т.д. Объем   социальных  отклонений, т.е. девиаций, позволяет  судить  о нравственном   климате   данного   общества,   уровне   законности   и правопорядка,   степени   сплоченности   социальной   группы.   К   одной   из основных   форм   девиантного   поведения   в   современных   условиях   можно отнести алкоголизм.  С   давних   пор   человечеству   известны   опьяняющие   напитки.   На протяжении   долгого   времени   алкогольные   напитки,   особенно   крепкие, оставались   для   большинства   населения   предметом   роскоши:   они   были дороги и малодоступны. В XVIII веке пьянство приобрело широкий размах в европейских странах, а в России началось употребление водки. Можно сказать, что XIX век породил, XX век поощрил, а XXI век усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма. Фактически, алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов,   обязательным   условием   официальных   церемоний,   праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Однако, эта   социокультурная   ситуация   дорого   обходится   обществу.   Как свидетельствует статистика, 85% случаев хулиганства, 90% изнасилований при   отягчающих   обстоятельствах   связаны   с   опьянением.   Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством1. С одной стороны, подавляющее большинство считает, что пьянство – большое зло, с другой – то же подавляющее большинство либо пьет, либо «выпивает, как   все», около   половины  не  хотели  бы  иметь  среди  друзей непьющего человека, а одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил бы на стол спиртное. 40% опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление 1 Алкоголизм и девиантное поведение. // [Медицинский портал. Дом диагностики] URL: http://diagnostichouse.ru/alkogolizm/619-alkogolizm-i- deviantnoe-povedenie.html (дата обращения: 10.01.16). в нетрезвом виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.  Поведение   и   судьба   ребенка   самым   тесным   образом   связаны   с пьянством   его   родных,   что   способствует   порождению   безнадзорности   и приводит   к   педагогической   запущенности;   резко   снижает   материальное положение семьи, что негативно сказывается на уровне содержания детей, их   питания,   образования,   обеспеченности   одеждой,   игрушками;   ведет   к семейным раздорам, скандалам, а в итоге – к разводам, что травмирует психику детей; способствует вовлечению в раннее пьянство, наркоманию, проституцию   и   др.   Социальная   работа,   которая   в   настоящее   время находится в достаточно плачевном состоянии и только начинает оживать, сталкивается   нередко   со   сложной   проблемой:   убрать   ребенка   из   семьи алкоголиков, лишив их родительских прав, поместить его в детский дом, или оставить под присмотром таких родственников. Положение в детских домах   сейчас   таково,   что   судьба   ребенка   будет   предопределена (достаточно часто такие дети пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, работниц   коммерческого   секса).   Из   этого   следует,   что   нередко вмешательство   правоохранительных   органов   может   привести   к   худшему результату,   т.   е.   принести   не   пользу,   а   прямо   противоположный   этому эффект. Можно определить ряд причин, приводящих к пьянству и алкоголизму:  В   стране   продолжает   расти   производство   и   ввоз   алкогольных напитков, многие из которых достаточно низкого качества, а некоторые и вовсе   опасны   для   жизни   человека,   и   особенно   растущего,   неокрепшего организма. Разводимые и разливаемые по подвалам «напитки» уже унесли тысячи   жизней   и   продолжают   оказывать   свое   пагубное   влияние   на современное общество.  Возросла   доступность   спиртных   напитков   для   детей   и   молодежи. Торговцы «левым» товаром не обращают внимание на протягивающего им деньги. Их главная цель – сбыть товар, который стоит сущие копейки, и получить   прибыль   любой   ценой,   поправ   все   моральные   принципы   и поставив на первое, главенствующее место наживу.  Существовавшая   система   антиалкогольной   пропаганды   и профилактики   была   почти   полностью   разрушена   в   90­е   годы  XX  века изобилием   рекламы   потребления   спиртных   напитков.   Новая   система, соответствующая прошедшим изменениям, создается сравнительно недавно и   начата   с   одного   из   самых   рациональных   способов   –   запрещение пропаганды потребления спиртного в СМИ, на телевидении, на рекламных щитах   улиц   городов.   Однако,   восхваление   различных   сортов   пива продолжается на спортивных каналах, не смотря на то, что уже достаточно давно появился термин «пивной алкоголизм» и выявлено, что этот напиток приносит не меньше вреда, чем крепкие спиртные напитки.  Затянувшийся   кризис   во   всех   областях   создает   обстановку социальной   неустроенности   и   бесперспективности,   что   прежде   всего сказывается на молодежи. Отсутствие достаточного количества бесплатных (или хотя бы не дорогих) кружков, секций, закрытие во многих городах ряда   Центров   детского   творчества,   т.   е.   образование   так   называемого «досугового вакуума» ведет к тому, что дети идут на улицу, находя там друзей, для которых самое привлекательное развлечение выпить, покурить, подраться   и   т.   п.   Последствия   такого   общения   сказываются   как   на отношениях   с   родителями   в   семье,   так   и   на   качестве   образования. Факторами риска ранней алкоголизации подростков являются конфликтные отношения   в   семье,   аномалии   характера,   раннее   начало   девиантного поведения,   инфантилизм,   невысокий   интеллектуальный   уровень,   плохая успеваемость, отсутствие планов на дальнейшее образование.  Алкогольные обычаи микросоциальной среды во многом определяют алкогольные   установки   детей.   Приобщение   детей   к   алкоголю   во   время семейных   праздников   и   застолий   показывает,   что   семья   и   семейное воспитание играет определяющую роль как в распространении его, так и в коррекции.   В   большинстве   случаев   в   семье,   где   кто­либо   из   родителей злоупотребляет   спиртными   напитками,   дети   начинают   поступать аналогично.   Все   большее   число   женщин   участвуют   в   активной алкоголизации   со   всеми   вытекающими   из   этого   последствиями: подрывается  генофонд народа, потому что резко увеличивается процент зачатий   в   состоянии   опьянения   и,   соответственно,   ускоряется   процесс олигофренизации населения.  Алкоголь,   особенно   в   подростковом   возрасте,   способствует реализации   компенсаторной,   коммуникативной,   ритуальной   и   иных социальных   функций.   Желание   растормозиться,   испытать   приятные ощущения составляет неотъемлемую часть человеческой, а в особенности подростковой психики. Институтом социологии РАН установлено, что в России   каждое   последующее   поколение   начинает   потребление   спиртных напитков в более раннем возрасте, чем это делало предыдущее поколение. Достаточно часто некоторые начинают потребление алкоголя на школьных праздниках,   иногда   и   в   присутствии   учителей.   Приобщение   к   алкоголю нередко происходит в группе молодых людей, среди которых подросток хочет утвердиться любым способом и поэтому прибегает к алкоголю, как к одному из методов завоевания доверия, уважения в данной микрогруппе, независимости   от   родителей,   демонстрации   окружающим   и   самому   себе взрослости и значимости в собственных глазах. Моральный климат таких групп,   как   правило,   таков,   что   не   пить   –   стыдно,   не   модно   и   т.   п. Сверстники с трезвенническими установками подвергаются остракизму и третируются как «неполноценные» и «ненормальные». Характер влияния алкоголя на организм человека давно и подробно изучен   физиологами   и   медиками.   Что   касается   подростков   и   молодых людей в возрасте 14­18 лет, то острое алкогольное отравление приводит, например, к значительным изменениям деятельности сердечно­сосудистой системы. Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у них выраженными проявлениями интоксикации, особенно нервной системы.  Подростки   становятся   невнимательными   к   близким   и   прежним друзьям,   неискренними,   холодными,   замкнутыми   и   недоверчивыми. Систематическое   употребление   алкоголя   отрицательно   сказывается   на умственных способностях, ухудшает память, внимание и самоконтроль, т.е. функции,   которые   нужны   в   процессе   первичной   социализации   личности. Человек теряет главное – нравственные ориентиры, а следовательно и стыд. Еще   опыты   академика   Павлова   И.И.   показали,   что   после   одной   рюмки может исчезнуть все, что далось человеку воспитанием. Наблюдаемая сегодня алкогольная активность, стирание граней между умеренностью   и   злоупотреблением   алкоголем   и   в   целом   алкоголизация   в   свою   очередь, общества,   ведет   к   экономическим   потерям, антиобщественному поведению, ухудшению здоровья нации и нравственной деградации.  Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей и   включает   экономический,   социальный,   культурный,   психологический, демографический,   юридический   и   медицинский   аспекты.   Наиболее важными направлениями этой работы считаются: уменьшение зависимости бюджета от доходов, приносимых алкоголем; развить «индустрию досуга»;   разворачивание обеспечивать   эффективное   лечение   алкоголиков; широкомасштабной   профилактической   работы   по   предупреждению алкоголизма; нейтрализация подпольного частного производства спиртного; введение жестких санкций за появление в нетрезвом виде в общественных местах;   пропаганда   высокой   культуры   потребления   спиртного;   создание массового общества борьбы за трезвый образ жизни, увеличение возраста совершеннолетия и доведение его до 21 года. В ходе профилактической работы   с   молодежью   важно   учитывать   факт,   что   запретные   меры   здесь почти не действуют, а порою имеют и обратный эффект. Следовательно, основная проблема появления молодых алкоголиков связана с семьей, ее микроклиматом,   ценностями,   образом   жизни.   Негативный   эффект семейного   воспитания   (или   его   отсутствия)   ликвидировать   приходится медицинским работникам. Но их возможности тоже ограничены. Еще   одним   следствием   патогенного   влияния   некоторых   семей   на   Социально­экономические   и   является   бродяжничество. детей, политические катаклизмы конца ХХ – начала XXI века в РФ с обнищанием значительных   масс   населения,   военными   конфликтами,   масштабными миграционными   процессами,   морально­духовной   деградацией   и криминализацией   значительной   части   общества   способствовали   резкому увеличению   числа   детей   и   подростков,   убегающих   из   дома   и бродяжничающих   в   своей   местности   или   других   регионах.   По   данным Главного информационного центра МВД РФ, на начало  XXI века в стране насчитывалось   около   2   млн.   несовершеннолетних   с   данной   формой девиантного   поведения.   В   этой   связи   актуальной   социальной   задачей первоначально   становится   оказание   медико­психологической   помощи подобным подросткам, что, в частности, предполагает изучение типологии побегов.   Эмансипационные побеги, т.е. побеги направленные на избавление от опеки,   контроля,   «пожить   свободной   жизнью»,   самоутверждение.   Чаще всего   при   этом   несовершеннолетние   уходили   в   ночные   игротеки   с ночевками у товарищей, убегали с группой друзей на дачу (на природу, ночную рыбалку и т.п.). Реже отмечались воровство и вымогательство денег как   у   близких,   так   и   у   школьников   с   последующим   уходом   на   ночь   к проституткам или в асоциальную компанию.  Импунитивные   (от   англ.   impunity   –   безнаказанность)   побеги, совершаются   их   чтобы   остаться   безнаказанным,   выйти   из психотравмирующей ситуации (чаще всего – чтобы избежать побоев или угроз   со   стороны   других   детей   или   подростков,   реже   –   наказаний   со стороны близких и в единичных случаях – наказаний после совершенных преступлений или проступков).  Демонстративные уходы, в основе которых лежит реакция оппозиции (чаще всего вследствие появления у родителей второго ребенка или из­за переселения   несовершеннолетнего   к   другим   родственникам,   реже вследствие   желания   самоутвердиться   в   среде   сверстников,   занять   или вернуть престижное положение; самыми редкими были демонстративные побеги из­за неразделенной любви и стремления выпутаться из неприятной истории).  Амбулаторные (скрытые) побеги и бродяжничество (от лат. ambulo – гулять,  ходить),  когда  несовершеннолетние  проводят   весь   день (или   его значительную часть) вне семьи и домой приходят только на ночлег, а иногда и   вовсе   ночуют   вне   дома,   не   оповещая   родителей   о   месте   своего пребывания.  В более позитивных случаях подобные уходы наблюдаются в виде   прогулов   учебных   занятий   и   незначительных   контактов   с асоциальными группами.  Коммунитивные   (от   английского   community   –   общинный)   побеги. Бродяжничают и попрошайничают при этом целые семьи или группы детей с   частым   совершением   криминальных   деяний.   Подобное   явление   было распространено в дореволюционной России и возродилось с конца 1980­х годов;   при   данном   типе   дети   с   ранних   лет   видят   пример   асоциального поведения своих родителей и ближайшего окружения, получают установку на бродяжничество и незаконное добывание денег.  Спровоцированный тип побегов и бродяжничество. При нём кто­либо из членов семьи (чаще всего отчим, мачеха, пьющий родитель) сознательно выживает подростка из дома, делает из него «козла отпущения», побуждая перейти на жительство к другим родственникам, поступить на работу или в учебное   заведение   с   общежитием.  В   редких   случаях   грубое   отношение отсутствует,   но   несовершеннолетнему   дается   установка,   что   после выпускного класса (9 или 11) он должен отделиться от семьи.  Необходимо   отметить,   что   если   эмансипационные,   импунитивные   и демонстративные типы побегов хорошо известны специалистам, то столь широкое   распространение   практически   не   встречавшихся   ранее коммутативных,   спровоцированных   и   амбулаторных   (скрытых)   побегов представляет собой новый социально­психологический феномен, который должен   учитываться   при   организации   комплексной   (социальной, медицинской,   педагогической)   помощи   данному контингенту несовершеннолетних. Безусловным фактом является то, что   психологической, все эти дети нуждаются в медицинской помощи. Депривация   в   семье   может   быть   вызвана   различными   внешними причинами: 1.   Состав   семьи.  Семья   в   нашем   современном   обществе   имеет центральное значение для психического развития ребенка. Здесь каждый отдельный   член   выполняет   естественным,   спонтанным   образом определенную   роль   и   удовлетворяет   жизненные   потребности   ребенка   – физические,   эмоциональные,   интеллектуальные   и   моральные.   В   первый период при обычных условиях – это мать, которая за ребенком не только ухаживает,   но   и   предоставляет   ему   первые   интенсивные   эмоциональные стимулы, нянча его на руках, лаская, улыбаясь ему и разговаривая с ним. Роль   отца,   представляющего   определенный   пример   поведения,   а   также источник уверенности и авторитета, осознается в более позднем возрасте, но она существенна уже в ранние годы жизни ребенка. Нельзя обходить также   значение   братьев   и   сестер.   Общая   атмосфера   семьи,   которая интенсивно   формирует   развирающуюся   личность   ребенка,   находится   в очевидной зависимости от непрестанного тесного контакта в совместной жизни всех этих членов семьи. Следовательно, если в семье отсутствует какой­либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка,  так   как   не   всегда   можно   заметить   роль,  которую   данный   член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной   единицы.   Период,   когда   подобным   образом   выбыла   одна составная   часть   (с   момента   рождения   или   позднее,   временно   или постоянно), а также причина такой диссоциации (ребенок одинокой матери, смерть,   служба   в   армии   и.   военные   события,   развод)   определяют   затем дальнейшие   условия   депривации   и   возможных   сопровождающих конфликтов,   способствуя   таким   образом   созданию   окончательной клинической картины. Наибольшая   опасность   для   развития   ребенка,   особенно   в   раннем возрасте, наступает, несомненно, тогда, когда нет матери («материнская депривация»). От матери зависит не только уход, по также удовлетворение большинства его психических потребностей – она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом». Много детей, у которых нет матери, воспитывается в детских учрежде­ ниях.   Однако   в   большинстве   случаев   собственную   мать   удается   прием­ лемым   образом   заменить.   Многие   мачехи   бывают   любящими   и заботливыми,   хотя   на   них   часто   и   сосредотачиваются   предрассудки общества. Многие бабушка несут недостаточно оцениваемую службу без­ заветной жертвенности, а многие приемные матери идеально заботятся о детях. В большинстве случаев на ребенке сосредотачивается достаточно, иногда же слишком много внимания, заботы и любви. Следовательно, здесь нет условий для депривации. Представляется только, что тут легче и чаще, чем   в   естественной   семье,   возникают   различные   конфликты,   так   как взаимосвязи   здесь   являются   более   сложными   и   более   напряженными. Собственное депривационное влияние здесь может проявляться еще скорее всего   там,   где   после   смерти   матери   воспитывает   детей   отец самостоятельно,   без   чужой   помощи,   хотя   и   тут   нам   приходилось встречаться со случаями весьма тщательной и вполне удовлетворительной заботы. Значительно более частым, хотя и мнимо не столь трагичным обстоя­ тельством является отсутствие отца («патернальная депривация»). Последнее касается многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Если нет ни вспомогатель­ ного, ни уравновешивающего влияния отца, то естественно, что значение личности матери становится намного большим, чем при нормальных об­ стоятельствах.   А   так   как   именно   в   случае   одиноких   матерей   имеется достаточно   поводов   для   предположения   большего   участия   недостаточно уравновешенных   личностей,   следует   предполагать   также   угрозу   по­ вышенной опасности из­за скопления неблагоприятных факторов. К этому следует   добавить   еще  несколько   важных   обстоятельств.  Как  показывает обычный опыт и как это было также доказано социологическими исследо­ ваниями,   функции   отца   в   семье   претерпевают   сравнительно   быстрые   и серьезные изменения. В современном обществе отцы значительно больше, чем ранее, принимают  участие уже  в уходе за грудными детьми и в их воспитании, причем в семьях возникает сотрудничество между мужчиной и женщиной,   какого   прошлые   поколения   не   знали.   На   фоне   данного социального   развития   отсутствие   отца   проявляется,   таким   образом, намного более тяжко, чем в прошлом, когда вся работа с ребенком и около ребенка представляла исключительно «женское дело». Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для   мальчиков   старшего   возраста   в   регуляции   их   поведения,   но   важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также, как правило, от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Еще более важным может явиться отсутствие уверенности и устойчи­ вости   в   социальном   включении,   так   как   профессия   отца   представляет обычно   реальную   и   символическую   базу   экономического   обеспечения семьи, а ее основательность является порукой уверенности. В то время как мать предоставляет ребенку возможность  ощутить интимность  человече­ ской любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник   познаний   о   мире,   труде,   технике,   способствуя   как   их ориентировке па будущую профессию, так и созданию социально полезных целей   и   идеалов.   Если   отца   нет,   то   это   имеет   еще   другое   косвенное депривационное влияние. Дело в том, что если матери одной приходится нести  все  экономические   и  воспитательные   заботы   о  семье,  то  она,  как правило,   бывает   настолько   занятой,   что   у   нее   не   остается   для   ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся   иначе,   то   легко   может   случиться,   что   он   начинает бродяжничать,   у   него   больше   возможностей   для   правонарушений,   и   он может легче сбиться с пути. Если   место   отца   занимает   в   семье   отчим,   а   иногда   дедушка,   то депривационные   влияния   подавляются,   зато   здесь   более   благоприятная почва   для   развития   различных   конфликтов,   причем   невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются, очевидно, весьма частыми. К нормальной структуре семьи относятся также братья и сестры. Их влияние на развитие ребенка хотя и не столь сильно, как влияние родите­ лей, однако все же оно заметно в некоторых затруднениях  у тех детей, которые лишены стимулирующего влияния братьев и сестер. Старшие братья и сестры  с  самого начала принадлежат к  стимули­ рующему полю грудного ребенка. Не менее серьезное, хотя и несколько иное значение для старшего ребенка имеют младшие брат или сестра. Они нуждаются в защите и помощи, вызывая таким способом в старшем ребенке стремление   стать   на  позиции   защитника.  Возможность   совместной   игры, общие   игрушки,   сладости,   внимание   родителей,   посвящаемое   им   всем, решение мелких каждодневных споров, взаимосоревнования или ревность – все это, а также многие другие обстоятельства – стимулируют здоровое развитие ребенка, облегчая ему включение в общество. Конечно и здесь имеется возможность замещения товарищами при условии, что родители проявляют достаточное понимание данной основной потребности. Роль братьев и сестер значительно возрастает в случае потери отца или матери.   Старший   ребенок   представляет   для   младшего   определенную социальную   опору,   а   иногда   берет   на   себя   прямо   семейную   функцию. Однако и там, где отсутствуют оба родителя, братья и сестры означают друг   для   друга   какую­то   долю   жизненной   уверенности:   у   ребенка   нет никого, «кому бы он принадлежал», однако у него есть кто­то, «к кому он принадлежит». Пробелы  в  неполной  семье  можно  во   многих  случаях  успешно  воз­ мещать повышенной заботой и вниманием остающихся членов семьи. Так объясняется тот факт, что во многих семьях без отца или даже без матери дети растут здоровыми и что такими же здоровыми растут и многие дети, бывшие единственным ребенком в семье. Компенсаторные обстоятельства и, напротив, источники конфликтов, со своей стороны, определяются в не­ которой мере обстоятельствами  семейной диссоциации: иной бывает  си­ туация   детей,   рожденных   вне   брака,   а   иной   детей   осиротевших,   далее, ситуация   детей   разведенных   родителей   и   иной,   опять­таки,   в   семьях, распавшихся по другим причинам. Нынешнее   положение   детей,   рожденных   вне   брака,   так   же,   как положение одиноких матерей является в результате юридических мер, а также более прогрессивных взглядов общества значительно более благо­ приятным, чем это было раньше, однако все же здесь имеется повышенный риск,  заключающийся   в   недостаточной   заботе   и   воспитании.  По   данным литературы можно судить, что дети, родившиеся вне брака, бывают чаще недоношенными, мертворожденными, у них более высокая смертность и за­ болеваемость, их школьная успеваемость хуже и у них больше трудностей при   социальном   приспособлении.   На   основании   данных   утверждений нельзя, конечно, делать непосредственно выводов о ситуации, существую­ щей в наших условиях, однако важным обстоятельством остается тот факт, что эти дети представляют значительную долю питомцев учреждений для грудных детей и детских домов, а это значит, что многим из них угрожают все опасности, приносимые данной ситуацией. Данная   ситуация   нас   далеко   еще   не   может   удовлетворить.   В положении одиноких матерей остается пока много нерешенных вопросов общественных, экономических, рабочих, квартирных и др. По­видимому, хорошую   –   хотя   и   опять­таки   лишь   частичную   –   помощь   представляют интернаты для одиноких матерей с детьми, где, помимо яслей и детского сада,   существует   еще   возможность   соседского   сотрудничества   между матерями,   а   также   профессиональной   помощи   социальных   работников, имеющихся   в   подобных   учреждениях.   Эти   учреждения   особенно   себя оправдывают   в   отношении   молодых   матерей,   предшествующий   путь которых   отмечен   асоциальностью   или   тунеядством,   причем   их   личность уже   с   раннего   детства   характеризуется   признаками   психической депривации. Естественно, что детям таких матерей депривация угрожает больше всего. Используя сосредоточенную индивидуально направленную социаль­ ную,   воспитательную,   а   в   случае   надобности   и   психотерапевтическую помощь, можно разорвать цепь депривационных и конфликтных ситуаций, не разлучать мать с ребенком, но, наоборот, «социализировать» мать по­ средством ребенка. Раньше   много   одиноких   матерей   под   давлением   неблагоприятных экономических   и   общественных   обстоятельств   покидало   своих   детей сейчас же после рождения, тогда как в настоящее время это имеет место лишь   весьма   редко.   Возникает,   однако,   опасность   постепенной   потери интереса   к   ребенку.   Материнство   без   мужа   приносит   молодой   женщине много   ограничений   и   трудностей;   если   такая   мать   не   может удовлетворительно с ними справиться, то она постепенно отдаляется от ребенка, становящегося для нее в данной ситуации основной обузой. Ребенок в семье, распавшейся из­за развода родителей, находится в несколько иной ситуации.  Развод происходит обычно не сразу; внутренне единство и отношения членов семьи бывают, как правило, нарушены уже ранее. Часто у ребенка имеется лишь незначительная связь с тем из родителей, с которым он ныне разлучается, но иногда данная связь может быть весьма тесной, и ребенок в таком   случае   переносит   разлуку   почти   так   же   тяжело,   как   смерть. Внутренние  связи  в  семье, которая  внешне  распалась, могут  быть  очень тесными, причем их могут даже еще избыточно компенсировать: в такой ситуации ребенок, в сущности, не страдает от депривации, хотя, конечно, заместить полностью отсутствующих родителей бывает не слишком легко. Во   многих   разведенных   семьях   дети   растут   психически   здоровыми   и общественно хорошо адаптированными, однако в среднем все же дети из разведенных   семей   приспособлены   хуже.   Они,   очевидно,   лишены эмоциональной  и нравственной  уверенности,  часто,  поэтому испытывают недоверие   и   страх   перед   своим   окружением,   начинают   стремиться   к уединению и нередко впадают в мечтательное состояние, так что в школе их   мысли   «где­то   витают».   как   это психологически   решающим   является   не   юридическое   единство   или   Недисциплинированность, диссоциация, а скорее отсутствие внутреннего единства семьи.  2. Социоэкономический и культурный уровень семьи: Многочисленные   по   своему   составу   семьи.   Против   проблемы некомплектной семьи на противоположном полюсе стоит проблема весьма многочисленной по своему составу семьи. На долю ребенка в такой семье чаще   всего   приходится   лишь   малая   часть   внимания   и   заботы,   которые необходимы   для   его   нормального   развития.   В   первый   период   детства ребенок   из   вышеуказанных   семей   сталкивается   иногда   с   недостаточной материнской заботой, позднее депривация проявляется скорее в области отцовского влияния и по поводу отсутствия руководства и дисциплины. Результаты   представляют   обычно   нарушения   социального   поведения   в различных сферах. Низкий   экономический   и   культурный   уровень.   Положение   семей   с весьма   многочисленным   составом   осложнялось,   а   во   многих   странах осложняется до сих пор, экономической нуждой, бытовой скученностью, неблагоприятными   гигиеническими   условиями   и   нередко   также   низким культурным   стандартом.   Английский   психоаналитик   Джон   Боулби предполагает,   что   плохие   социальные   условия   сами   по   себе   не   должны приводить к эмоциональной депривации. Напротив, дети из плохих семей также привязаны к своим родителям, а когда их разлучают с ними, то они страдают больше, чем оставаясь у родителей, так как маловероятно, что эти дети встретят кого­либо, кто будет постоянно о них заботиться. Даже плохие родители отличаются пониманием своих обязанностей, чего лишен персонал учреждений2. Не согласиться с таким мнением конечно нельзя. Хотя и верно то, что беспорядок или плохая квартира не должны сами по   себе   представлять   довод   для   отнятия   ребенка   (а  в   этом   смысле   мы теперь намного осторожнее, чем раньше), следует все же взвесить во всех случаях основные воспитательские предпосылки и способности родителей, 2 Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – С. 381­382. их   интерес   к   ребенку   и   отношение   к   нему,   подобно   как   и   отношение ребенка   к   ним.   Однако   несомненно,   что   при   физической   запущенности лишения   ребенка   нередко   таковы,   что   он   и   психически   не   может   раз­ виваться   надлежащим   образом,   а   его   связь   с   домом   бывает   весьма   по­ верхностной и амбивалентной. Имеются определенные районы в некоторых крупных городах, где живут практически только проститутки, алкоголики и правонарушители; эти обстоятельства и постоянная экономическая нуж­ да, безработица или частое пребывание родителей в тюрьме препятствуют созданию крепкой эмоциональной связи ребенка с родителями. Родитель­ ская забота в таких семьях эквивалентна в значительной мере отсутствию семьи   вообще.   Подобная   проблема   грозной   физической   и   нравственной нужды, царствующей на периферии избытка и роскоши, нашим работникам в такой форме неизвестна, однако до сих пор нам приходится иметь дело с отдельными   случаями   подобной   неблагоприятной   физической   и   психи­ ческой заботы.  Оставлять   ребенка   лишь   во   имя   «материнского   ухода»   и   из­за опасений   перед   последствиями   сепарации   там,   где   серьезно   запускают заботу о нем, подвергают побоям, недоеданию, пребыванию в грязи, было бы, конечно, совершенно нереалистичным. Целый ряд детей расцветает у нас почти на глазах, когда из подобной семейной среды их помещают в более благоприятные условия детского учреждения.  Общественные   и   экономические   условия   в   настоящее   время   у   нас таковы, что они в большинстве случаев ограничивают опасность депривации в данном смысле. Чрезвычайно   социально­экономический   уровень. Представляется   парадоксальным,  чтобы  особо   благоприятная  социально­ высокий экономическая   ситуация   семьи   могла   создавать   ситуации,   которые оказывались бы неблагоприятными в отношении депривации. Проблематика  семей,  занимающих   выдающееся   положение,  сохраня­ ется в настоящее время в подобной форме главным образом в развиваю­ щихся странах, где царствуют большие социальные различия. В экономи­ чески развитых странах эта проблематика свойственна скорее семьям с ис­ ключительно активным участием в общественной жизни, а также семьям, члены которых занимаются деятельностью, предъявляющей особые требо­ вания, забирающей «всего человека», т.е. профессией научного или худо­ жественного характера. Однако опасность для ребенка остается тождестве­ нной. Она вытекает не из недостаточности чувственных или умственных стимулов, а скорее исключительно из «недостатка времени для ребенка». Няни в прежнем смысле слова представляют в настоящее время редкость, а подсобные работники в домашнем хозяйстве слишком дороги и, кроме того, число лиц, желающих заниматься такой работой непрестанно снижается. Итак, помощь ищут главным образом в рамках более широкой семьи или в яслях.   Во   всяком   случае,   тут   можно   видеть   повышенную   тенденцию   к прерываемому (дисконтинуальному) воспитанию, где семья не справляется с   возможными   недостатками   эмоциональных   и   социальных   стимулов. Ситуация   бывает   при   этом   осложнена   тем,   что   родители   чувствуют   к ребенку   горячее   расположение   и   сами   страдают   от   неудовлетворения собственных основному   потребностей.   К     эмоциональных дисконтинуальному характеру воспитания добавляется еще и определенная неравномерность   в   снабжении   эмоциональными   стимулами:   проявляемое время   от   времени   расположение   к   ребенку,   после   чего   следует   период действительного   или   вынуждаемого   обстоятельствами   «отсутствия интереса». Таким образом, возникают повторные психические сепарации со всеми проблематичными последствиями для обеих сторон. Данную опасность, хотя она и относится пока лишь к весьма незна­ чительной части населения, не следует недооценивать. Ее значение в бу­ дущем начнет, вероятно, возрастать. Отрадно, что ограничивается число семей   на   нижнем   отрезке   социально­экономической   кривой,   причем   оно возрастает, скорее, на ее верхней части. В экономически развитых странах материальный недостаток перестает быть проблемой. Положение на верх­ нем уровне данного общественного континуума все еще весьма притяга­ тельно,   и   общественный   престиж   творческой   деятельности   –   научной   и художественной – все возрастает. Итак, при этих обстоятельствах важным вопросом,   который   неизбежно   встает   перед   современным   обществом, является   следующее:   как   согласовать   потребность   родителей,   в   осо­ бенности матери, применить свои способности на самом высоком уровне с потребностью   ребенка   пользоваться   теми   стимулами,   которые   для   него могут лучше всего обеспечить мать, отец и остальные близкие воспиты­ вающие лица.  Источники и литература: 1. Алкоголизм и девиантное поведение. // [Медицинский портал. Дом  диагностики] URL: http://diagnostichouse.ru/alkogolizm/619­ alkogolizm­i­deviantnoe­povedenie.html (дата обращения: 10.01.16). 2. Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЛИ СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017