ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Оценка 5
Научные работы
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
05.06.2017
В современных условиях социализация личности приобретает особую актуальность, так как вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, какие ценности будут основополагающими в этом процессе.
В статье рассматриваются особенности социализации личности в современных условиях информационного общества.В современных условиях социализация личности приобретает особую актуальность, так как вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, какие ценности будут основополагающими в этом процессе.
В статье рассматриваются особенности социализации личности в современных условиях информационного общества.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.docx
Рейтер Кирилл Александрович
Кандидат философских наук
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
СЕМЬИ
В статье рассматриваются особенности социализации личности в
современных условиях информационного общества.
В современных условиях социализация личности приобретает особую
актуальность, так как вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как,
возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того,
какие ценности будут основополагающими в этом процессе.
Необходимо отметить,
что семья является первоосновой
формирования личности и ее значение в первичной социализации больше,
нежели влияние общеобразовательных учреждений. В семье, в отличие от
других социальных групп и образовательных учреждений, наиболее прочны
межличностные связи, поскольку в ней средства, методы и сроки
взаимодействия людей совсем иные.
Это дает основание утверждать, что семья – фундаментальная основа
социализации личности, первооснова процесса овладения формирующейся
личностью всем сложным комплексом конкретных общественных
отношений.
Семейную социализацию можно рассматривать двояко: с одной
стороны, как подготовку к будущим семейным ролям, а с другой – как
влияние, оказываемое семьей на формирование зрелой личности. В связи с первым аргументом отмечается, что определенный опыт
семейной жизни молодые люди выносят из родительской семьи. Во многих
случаях он оказывается решающим. Его характер в существенном зависит
от того, какая духовная и нравственная атмосфера является
преобладающей в семье, каковы отношения между родителями, как
решаются между ними проблемы лидерства, как принимаются совместные
решения, насколько уважительно отец и мать относятся друг к другу.
Ввиду того, что брачносемейные отношения содержат в себе одновременно
как прежние сложившиеся традиции, так и новые нормы и правила,
отношения в молодой семье, конечно, никогда не бывают простым
«слепком» отношений родительской семьи. Но с другой стороны, они
никогда не строятся на пустом месте: опыт родительских семей играет
отнюдь не последнюю роль.
Семья – единственный социальный институт, выполняющий только
одному ему присущую роль в истории народов, всего человечества. Она –
важное звено, связывающее общество с природой, личность с обществом. В
процессе биологического и социального воспроизводства человеческого
рода семья не только упорядочивает и гармонизирует отношения
противоположных полов, она осуществляет экономическую, социальную,
духовномировоззренческую преемственность поколений.
Никакой
общественный институт не в состоянии заменить ребенку мать и отца, ибо в
основе его лежат естественные, природные, законы.
У каждого нового поколения эстафета преемственности начинается в
семье, к которой затем подключаются общественные институты обучения,
воспитания. В этом процессе формирование потребностей и ценностей
находится в прямой зависимости от семьи и ее проблем. Функция семьи как социальнонравственной целостности оказывает
социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и
информационного влияний.
Нормативные влияния предписывают
определенные образцы, модели поведения, что позволяет действовать в
соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными
личностью стереотипами.
Поскольку воздействие родителей на детей отличается особой
эмоциональной силой и глубиной, постольку им принадлежит решающая
роль в формировании личности ребенка. Следовательно, от того, каким
будет родительское воспитание, во многом зависит формирование у детей
соответствующих нравственных чувств и качеств. Это особенно важно
подчеркнуть, так как под влиянием родителей у детей формируются
представления о добре и зле, о справедливости и честности, уважение к
старшим.
Процесс социализации нельзя рассматривать односторонне только как
усвоение индивидом социальных норм и ценностей, его нужно рассматри
вать как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство ин
дивидом культурных ценностей. Позитивная социализация, представляя
собой непрерывный, двусторонний процесс взаимодействия индивида и об
щества, должна обеспечивать обществу возможность сохранения стабильно
сти, трансляции и развития культуры, а индивиду – возможность приобще
ния к культуре, освоения социальных норм и ролей, приобретения качеств,
необходимых для включения в социум. Двусторонний обмен ценностями в
результате социализации происходит через следующие процессы:
интериоризации – освоения молодежью социального опыта;
экстериоризации – внесения ею в социальную жизнь новых элементов. Человек не просто усваивает культурный опыт, он преобразовывает его в
собственные ценности, установки и ориентации.
В настоящее время механизмы социализации прежней социальной
системы разрушены. Институты социализации (семья, школа, СМИ и др.)
выступают как конкурирующие или вовсе не связанные между собой
образования, находящиеся к тому же в неравных условиях. Электронные
средства массовой информации заполняют значительную часть досуга
молодежи и выступают как важнейший институт духовного мира,
культурных ценностей, социальных установок новых поколений.
Среди конкурирующих агентов социализации семья должна быть, но не
всегда является главным. Вопервых, новая социальная и культурная
реальность, в которую погружается молодежь, необратимо меняет каналы
духовной коммуникации между поколениями, когда опыт старших в семье
объективно становится менее востребованным молодежью. Вовторых,
трансформируется социализационная функция системы образования, что
проявляется, прежде всего, в снижение его роли в обеспечении интеграции
молодежи в общество и воспитании подрастающего поколения.
Усиливающаяся в обществе социальная дифференциация находит
отражение в деятельности образовательных учреждений.
И, наконец, в третьих, в условиях снижения роли традиционных
институтов в процессе социализации молодежи важнейшим институтом
социализации молодежи стали СМИ. Средства массовой коммуникации,
включающие все виды информации, распространяют и популяризируют
определенные образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в
массовое сознание образ реальности, к которой следует стремиться.
Таким образом, процессы социализации молодежи, протекающие в ус
ловиях открытого информационного пространства, трансформирующегося общества, закономерно сопровождаются увеличением числа негативных
явлений, как в молодежной, так и в воспитательной среде, что делает
социализацию молодежи серьезной социальной проблемой.
Список литературы:
1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.; М., ПраймЕврознак; Олма
Пресс, 2004.
2. Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк). //
Вестник МГУ. – 1997. – № 3.
3. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.,
ЦСП, 2003.
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.