ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами. Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения.
Одним из направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является сопровождение учащихся с девиантным поведением, так называемых учащихся группы риска.
Что же такое девиантное поведение, обратимся к литературе.
Девиантное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает целостную систему систему работы с данной категорией детей.
Работа педагога-психолога в школе с обучающимися девиантного поведения состоит из нескольких видов деятельности:
- Диагностические мероприятия с подростком;
- Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
- Профилактическая работа;
- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
Немного остановимся на каждом из них.
1.Диагностические мероприятия с подростком.
Традиционный вид деятельности – диагностическая работа (дает возможнсть собрать объективную информаци. Проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся, планирования дальнейшей работы, направленной на коррекцию является важнейшим аспектом сопровождения детей «группы риска».
Методики для работы с детьми группы риска включают в себя:
- диагностику характерологических особенностей;
- диагностику психологического климата семьи, особенностей семейного воспитания;
- изучение статуса ученика в классном коллективе;
- изучение интересов, наклонностей, способностей учащегося;
- особенности познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
- диагностику эмоционального состояния ученика.
2. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развития ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.
3. Профилактическая работа (профилактика)– любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы
4. Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
Остановимся подробнее на этом направлении.
При контакте с семьями выясняется, что многие из взрослых занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, что приводит воспитательные методы родителей к неэффективному завершению.
Причинами подобного поведения, на наш взгляд, являются:
- неумение взрослых слушать друг друга;
- неумение быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- нежелание менять свои жизненные позиции в вопросах воспитания;
- личные нерешенные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Нарушенные детско-родительские отношения и доверительная атмосфера в семье приводят к асоциальному поведению детей.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в образовательных учреждениях.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
Цель родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Задачи:
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- повышать педагогическую культуру родителей;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию учащихся.
Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Работа клуба предусматривает 1 заседание в месяц, которые могут проходить в разных формах:
- беседы и консультации специалистов;
- обучающие семинары;
- тренинги;
- лекции;
- совместный досуг взрослых и детей;
- круглый стол;
- кинопросмотр;
- вечер вопросов и ответов;
В результате работы родительского клуба происходит овладение навыками взаимодействия родителей со своими детьми, социально-педагогическая коррекция участников программы, направление деятельности родителей на сплочение в семьях, а также восстановление доверительных отношений в семье.
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Самое важное в работе с обучающимися «группы риска» - согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ПДН. Только в этом случае возможно достичь положительного результата, ради которого мы работаем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.