«Деятельность педагога-психолога по успешной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации». Выполнила: педагог-психолог Петрова О.В г. Ковдора МАДОУ № 5 «Теремок»
Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Задача сопровождения – создание ситуаций развития, где ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках, где ребенок проживает полноценный детский опыт,
Работу по психологическому сопровождению детей раннего возраста в нашем учреждении мы условно разделили на четыре этапа.
подготовка детей и родителей к посещению МАДОУ № 5
сопровождение детей в группах раннего возраста
сопровождение детей в период адаптации к условиям
МАДОУ № 5
подведение итогов
этапы
Раннее детство
быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером
особенности
неустойчивость, и незавершенность приобретенных навыков и умений
тесная связь и взаимосвязь состояния здоровья, нервно – психического и физического здоровья. Любые перемены в состоянии здоровья ребенка влияют на его нервную систему.
Целью работы Консультационного центра - является обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания.
Основные задачи КЦ
оказание консультативной помощи родителям (законного представителя) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, полученных дошкольным образованием в форме семейного образования.
диагностика проблемных занятий в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений.
осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках деятельности консультационного центра
Оказание содействия в социализации детей дошкольного воспитания, получивших дошкольное образование в форме сем. образования
Анкета для родителей «Готов ли ваш малыш к поступлению в ДОУ»1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:• бодрое, уравновешенное (3 балла);• неустойчивое (2 балла); 11. Как Ваш ребенок играет:• умеет играть самостоятельно (3 балла);• не всегда (2 балла);• не играет сам (1 балл).2. Как Ваш ребенок засыпает:• быстро, спокойно – до 10 мин. (3 балла);• долго не засыпает (2 балла);• неспокойно (1 балл).3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.):• да (1 балл);• нет (3 балла).4. Какова продолжительность дневного сна ребенка:• 2 ч (3 балла);• 1 ч (1 балл).5. Какой аппетит у Вашего ребенка:• хороший (4 балла);• избирательный (3 балла);• неустойчивый (2 балла);• плохой (1 балл).6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок: • положительно (3 балла);• отрицательно (1 балл).7. Просится ли Ваш ребенок на горшок:• да (3 балла);• нет, но бывает сухой (2 балла);• нет, и ходит мокрый (1 балл).8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку или палец, раскачивается, другое):• да (1 балл);• нет (3 балла). и т. д.Результаты:40–55 баллов – готов к поступлению в ДОУ; 24–39 баллов – условно готов;16–23 балла – не готов.
Анкета для родителей «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»1. Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период?2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности Вашего ребенка к детскому саду3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?4. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?5. Легко ли Ваш ребенок просыпается утром?6. Соблюдается ли режим дня для детей раннего возраста в домашних условиях?7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?10. Умеет ли Ваш ребенок играть с игрушками самостоятельно? Как долго?11. Сам ли убирает ребенок игрушки после игры?12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?13. Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении с незнакомыми взрослыми?14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?15. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому- либо из взрослых?
Игры для налаживания контакта с ребенком Дай ручку! Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу. Привет! Пока! Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. —Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми. Хлопаем в ладоши! Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можнопопробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы. Ку-ку!
КотёнокОборудование: мягкая игрушка котёнок. Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его. — Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так. Действие сопровождается стихотворением:Киса, кисонька, кису ля! —Позвала котёнка Юля. Не спеши домой, постой! —И погладила рукой. Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком. ШарикОборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони) .Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть. — Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке. После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь. — В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз! Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Помимо консультативной работы в период адаптации особое внимание уделяю работе с родителями в течении всего времениЦелью работы является:
привлечь родителей к созданию условий в семье, способствующих укреплению резервных возможностей детского организма.
повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.
Работа с воспитателями строится на консультативно-просветительской основе1. Консультации по результатам диагностики НПР детей раннего возраста (между педагогом и психологом происходит обмен информацией о ребенке, и разрабатывается маршрут обучения для каждого ребенка)2. методическое объединение воспитателей групп раннего возраста с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и организации деятельности детей раннего возраста3. Итоговые семинары для педагогов группы раннего возраста, где анализируют результаты, отмечаются все плюсы и минусы проделанной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.