Деятельность специалистов с детьми ОВЗ в общеобразовательном учреждении

  • pdf
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога
Иконка файла материала Деятельность специалистов с детьми ОВЗ.pdf

Деятельность специалистов с детьми ОВЗ

Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; учитель-предметник, педагогпсихолог; учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог; родители ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является  сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психологопедагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. 

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе: 

-                     предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 

-                     создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; 

-                     систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения; 

-                     развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов; обучение родителей психологопедагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи.

 

Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя:

1.                  Работу психолого-педагогического консилиума ( ППк)

2.                  Выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

3.                  Организацию педагогического взаимодействия

4.                  Организацию индивидуальных педагогических маршрутов

5.                  Оказание педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ОВЗ.

 В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

В системе работы выделяют следующие формы:

-                    наблюдение за учениками во время учебной и внеучебной деятельности

(ежедневно);

-                    контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

-                    проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

-                    проведение малых педсоветов, административных советов;

-                    ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

-                    анкетирование, диагностика обучающихся;

-                    обследование школьников по запросу родителей;

-                    организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие;

-                    формирование микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно.

 

Учитель-дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы и испытывают трудности при обучении. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

   Учитель-дефектолог сопровождает учащихся с ОВЗ, интегрированных в среду школы, имеющих особые образовательные потребности, обусловленные выраженностью основного нарушения и препятствующие благоприятному течению процессов адаптации и обучения. 

    Цель деятельности специалиста заключается в  обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальноориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно-педагогической работы специалиста выстраивается на основе  комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости,      администрацию. Обязательным            является        взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-педагогического консилиума.

Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения  обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.      Содержание коррекционной работы специалиста зависит от контингента детей с ОВЗ, специфики их нарушений и особенностей развития. 

                        Содержание             деятельности           учителя-дефектолога        реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое,

-                    коррекционное;

-                    аналитическое;

-                    консультативно-просветительское и профилактическое;

-                    организационно-методическое; 

   Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

    Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.                

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

-                    сенсорное и сенсомоторное развитие;

-                    формирование пространственно-временных отношений;

-                    умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

-                    формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

-                    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

-                    готовность к восприятию учебного материала;

-                    формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

     Учителем-дефектологом также разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.

     Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В других случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление дефектолога на собрании или методическом объединении, в котором он более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.

    Кроме того, деятельность учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК.

     При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

     Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ, реализуемых в конкретном образовательном учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

   

Педагог-психолог играет немаловажную роль в обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ. Сопровождение психологом учащихся на всех этапах обучения – это сложный процесс взаимодействия, в результате которого должны быть созданы условия для овладения ребенком своей деятельностью и поведением, а также формирования самоопределения, которое включает личностные и социальные аспекты. 

 

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией.

Целью психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в нашей школе, является обеспечение условий для оптимального развития и успешной интеграции его в социуме.

Сопровождение детей педагогом-психологом на всех этапах обучения  -  сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка,  овладение им своей деятельностью и поведением, формирование готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Основными направлениями работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ являются коррекционная, диагностическая и развивающая работа.

Диагностическая работа включает в себя первичное обследование, а также систематические поэтапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы; также выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребенка, зоны ближайшего развития, его личностных характеристик, особенностей межличностных взаимодействий с родителями, сверстниками, другими людьми, а также выявление особенностей эмоциональноволевой сферы.

Программа коррекционной работы педагога-психолога в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое направление; консультативнопросветительское и профилактическое направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое направление.

По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и стимулирующая помощь, проведение коррекционно-развивающих занятий по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей.

Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

-    развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

-    развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

-    формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; - формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Коррекционные занятия по психологии занятия с детьми по содержанию не копируют программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.

Коррекционно-развивающее направление реализую через Программу коррекционной работы, программу индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Психологическая помощь для детей с ОВЗ носит реабилитационный характер и основанна на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

 

Учитель-логопед. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

                Коррекционно-развивающая             работа             реализуется              поэтапно.

Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.

На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. 

На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционноразвивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. 

Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей

На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:

-         зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;

-         задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

-         устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;

-наблюдение в ходе какой-либо деятельности.

Логопед разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционнологопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательнокинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).

  Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопед ставит перед собой следующие задачи:

-         уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии);

-         развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

-         нормализация просодической системы речи;

-         формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

-         развитие фонематического восприятия и звукового анализа; - развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук; - нормализация лексико-грамматических навыков.

Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедом с детьми являются:

-         коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);

-         коррекция     звуковой       и         смысловой   стороны        речи

(формирование         правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи);

-         укрепление артикуляционного аппарата.

 

                Социальный            педагог.                При                планировании социально-

педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью в процессе их социализации социальный педагог анализирует различные ситуации жизнедеятельности обучающихся. Используя методы наблюдений, бесед и консультаций социальный педагог разрабатывает различные меры по социальной и педагогической поддержке обучающихся в процессе обучения.

Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей с ОВЗ.

Основные функции социального педагога в работе с семьёй:

-                     диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);

-                     прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);

-                     организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);

-                     правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);

-                     предупредительно-профилактическая             (профилактика        девиантного

поведения);

-                     социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);

-                     организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивнооздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

После проведения психолого-медико-педагогической комиссии социальный педагог проводит работу с обучающимися, а именно:

-                     оказывает индивидуальную помощь обучающемуся, которая включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития.

-                     работает с классным коллективом - осуществляет деятельность в данном направлении социальный педагог совместно с педагогом-психологом и классным руководителем; объясняет нормально развивающимся детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса.

Социальный педагог является одним из специалистов, который помогает детям адаптироваться в школе, закрепляет права ребёнка с ОВЗ и инвалидностью на получение качественного образования. Семья, где есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обладает особым статусом, нуждается в особой психологической поддержке и координации взаимодействия с обществом. Следует отметить, что совместная работа социального педагога, педагогов школы и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями необходима и семье, и ребенку. Такая работа позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, также проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ.

 Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. 

 

 

 

Посмотрите также