Деятельность учителя-дефектолога в психолого-медико-педагогической консультации
Оценка 5

Деятельность учителя-дефектолога в психолого-медико-педагогической консультации

Оценка 5
doc
07.03.2020
Деятельность учителя-дефектолога в психолого-медико-педагогической консультации
Деятельность дефектолога.doc

Деятельность учителя-дефектолога в

психолого-медико-педагогической консультации

Введение

В ситуации введения образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и  режима реализации образовательной программы очень важным становится мнение  и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом. Основная задача учителя-дефектолога ПМПК определить обученность и обучаемость ребенка.

Обученность у дошкольника определяется соответствием знаний, умений,  навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие показатели заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ГОС.

Обученность у детей  школьного возраста  определяется соответствующей программой обучения.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребёнка в виде «зоны ближайшего развития»            (Л.С. Выготский).  Это достигается предложением заданий разной сложности  оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Рекомендации проведения процедуры обследования ребенка с нарушением развития

·         Психодиагностическое обследование организуется с учётом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребёнка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

·         Диагностические задания должны быть доступны для ребёнка. В ходе обследования ребёнку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок.

·         При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребёнка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).  Это достигается предложением заданий разной сложности  оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе их выполнения.

·         Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания, и как они нарушены у обследуемого ребёнка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно – количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

·         Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребёнка с нарушением развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребёнка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

·         важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

·         подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;

·         задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

·          содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

·         при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

·         выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

·         для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А.Анастази, В.М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности - от простого к сложному, другие (И.А. Коробейников, Т.В. Розанова) - чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

·         процедура обследования должна предусматривать дозирование помощи взрослого. Если ребенок не справляется с заданием, ему необходимо оказать дозированную помощь, которая предъявляется последовательно от минимальной к максимальной. Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости ребенка (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания), а так же зону его «ближайшего развития».

Диагностическое пространство учителя-дефектолога

      Диагностически значимыми критериями деятельности ребенка в процессе обследования являются:

·         эмоциональное реагирование на ситуацию общения со взрослым и процедуру обследования; критичность поведения; умение адекватно оценивать результат своей работы;

·         понимание инструкции и цели задания, принятие задачи, проявление интереса к заданию и стойкость возникшего интереса;

·          организация и темп деятельности;

·         уровень сформированности произвольной регуляции психической активности; самоконтроль; сосредоточенность и работоспособность;

·         способы решения предложенных задач; восприимчивость к помощи; способность осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

Важными для дефектолога компонентами умственного развития ребенка являются: принятие задания, понимание условий здания, способы выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату деятельности.

  • Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания) 
  • Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
  • По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
  • При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.        

Важно оценить уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо выявить, какого типа инструкция понятна детям (вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная), учесть способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.

В психолого-педагогической литературе рассматривается несколько причин нарушения понимания инструкции при сохранном физическом слухе (О. Усанова):

•        неустойчивость слухового внимания («мерцающее» внимание). При стимулирующей и организующей помощи, обеспечивающей ребенку концентрацию внимания, эта сложность может быть компенсирована;

•        семантические нарушения, при которых понимание невозможно или затрудняется вследствие неусвоенности значений слов;

•        акустико-гностические нарушения, при которых нарушение понимания связано с выраженной несформированностью фонематического слуха у ребенка. В отдельных случаях трудности такого рода могут быть преодолены при переформулировании инструкции с заменой лексических единиц. В случаях акустико-гностических нарушений увеличение громкости голоса говорящего снижает понимание инструкции ребенком;

  • акустико-мнестические нарушения, при которых причина нарушения понимания инструкции связана с объемом воспринимаемой ребенком речевой информации. В таких случаях компенсация трудности понимания речи возможна при сокращении объема информации для восприятия в единицу времени (например, при расчленении инструкции на составные части или при сокращении инструкции);

 нарушение восприятия сложных смысловых схем речи, когда нарушение понимания инструкции связано с несформированностью грамматических значений слов при относительной сформированности лексических значений.

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования 

    Особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться,  характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций. Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.

Дети дошкольного возраста:

·         Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (какие берет для игры).

·         Насколько этот интерес стоек (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой; длительно ли вообще играет игрушками или они быстро ему надоедают и он прекращает игру).

·         Адекватно ли употребление игрушек. (Использование предмета в соответствии с его назначением.)

·         Каков характер игры (манипуляции, процессуальная, с элементами сюжета и тд).

Дети школьного возраста:

·         понимание инструкции и цели задания;

·         способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;

·          умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели, преодолевать трудности;

·          способность адекватно оценить результат собственной деятельности;

·         переключить внимание, быстро перейти от одного задания к другому.

Особенности организации деятельности

  • В данном случае необходимо фиксировать мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.
  • В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению познавательных задач, удержание интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения  умения организовать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при  выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять простейший самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки.

Темп работы и работосопособность

Оценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы, отмечается уровень и характер работоспособности ребенка.

 

 

 

Критерии качественного анализа

ДОШКОЛЬНИКИ

  • принятие задачи;
  • способы выполнения действия;
  • адекватность действий;
  • обучаемость.

Критерии качественного анализа

ШКОЛЬНИКИ

  • отношения к ситуации обследования и заданиям;
  • способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
  • соответствие действий ребёнка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
  • продуктивное использование помощи взрослого;

·                     умение выполнять задание по аналогии;

·                     отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Список литературы

  1. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии // Дефектология.-201. - №6 - с.66-94.
  2. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации/ Под редакцией Л.М.Шипициной.-  СПб1999.
  3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования/ Под редакцией М.М.Семаго. – М.:АРКТИ. 2014

Скачано с www.znanio.ru

Деятельность учителя-дефектолога в психолого-медико-педагогической консультации

Деятельность учителя-дефектолога в психолого-медико-педагогической консультации

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач

Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости ребенка (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания), а так же зону…

Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости ребенка (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания), а так же зону…

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать

Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (какие берет для игры)

Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (какие берет для игры)

Критерии качественного анализа

Критерии качественного анализа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020