Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов
Оценка 4.8

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
библиотека +1
Взрослым
14.05.2019
Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов
Материал из опыта работы по реализации образовательных стандартов библиотеками учреждений образования города Макеевки. Материалы из опыта работы с категорией школьных библиотекарей подготовлены методистом методического центра управления образования администрации города Макеевки Утянской Татьяной Сергеевной и заведующей библиотекой Хмеленко Надеждой Сергеевной МОУ "Средняя школа № 50".
Деят биб. в реализ образовательных стандартов.docx
Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов Утянская Т.С., методист методического центра  управления образования  администрации города Макеевки, Хмеленко Н.С., заведующая библиотекой  МОУ «Средняя школа № 50 города Макеевки». Педагог и политик Михаил Кондаков писал, никакие изменения в школе к лучшему невозможны без существеннейшего изменения школьной библиотеки. Библиотека   ­место   встречи   идей   и   людей.     И   действительно   так,   ведь школьная   библиотека   ­структурное   подразделение   общеобразовательного учреждения, это культурно­образовательный центр социума, строящий свою работу, выбирая новые формы, методы и приёмы, отвечающие потребностям всех участников образовательного процесса. Целью внеурочной деятельности (таковой является школьная библиотека) является обеспечение достижения ребенком   планируемых   результатов,   освоения   основной   образовательной программы   за   счет   расширения   информационной,   предметной,   культурной среды,   в   которой   происходит   образовательная   деятельность,   повышения гибкости   ее   организации.   Школьная   библиотека   является   участником реализации образовательных стандартов и организует свою деятельность по направлениям духовно­нравственное, общеинтеллектуальное,   социальное,   общекультурное,   проявляющее   в различных формах: беседах, библиотечных уроках, конференциях, диспутах по   прочитанным   книгам,   праздниках   книги,   конкурсах   «Читатель   года», исследовательской деятельности. И естественно, в своей работе опирается на нормативно­правовые документы, регламентирующие её деятельность. личности:     развития   Новая   система   образования   должна   ориентироваться   не   столько   на усвоение   универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   сколько   на   развитие личности   ребёнка,   способного   творчески   применять   полученные   знания   в практической   деятельности.   Сегодня,   во   всех   странах   мира   отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этом направлении. На первый план выходит   не   обслуживающая,   а   творчески   креативная,   интегрирующая. Школьник на уроке, в кабинете учителя­предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира, выступает инициатором метапредметных связей в обучении. Введение нового   стандарта   образования   способствует   и   модернизации   школьной библиотеки. Ведь   многие   библиотекари   давно   заканчивали   специальные   учебные заведения, время сегодня требует профессиональной  кадровой подготовки, способствующей   к   инновациям   в   профессиональной   сфере,   готовых   к непрерывному   процессу   образования   в   течение   всей   жизни.   Школьная библиотека   в   большей   степени   чем   детские   библиотеки   нуждается   в пополнение   фонда   источниками   информации   как   электронными,   так   и   на бумажных   носителях,   т.   е.   книгами.   Огромную   роль   играет   создание привлекательной,   комфортной   и   дружественной   библиотечно­ образовательной среды, ориентированной на компетентностный и системно­ деятельностный   подходы   ­   это   усовершенствование   имиджа   школьной библиотеки,   требующее   изучение   и   включение     в   практику   работы библиотеки   эффективных   техник   и   технологий.   Основополагающее   место отводится   работе   в   школьной   команде   по   внедрению   образовательных стандартов, сотрудничество с педагогами, пожалуй­  это одно из важнейших требований  к   условиям   реализации   образовательной   программы. Осуществить   поставленные   образовательным   стандартом   цели   и   задачи возможно   только   при   продвижении   и   поддержке   детского   чтения,   что   на сегодняшний   день   является   приоритетным,   актуальным   и   исторически главным   направлением   работы   школьной   библиотеки.   Таким   образом, школьная   библиотека   не   может   оставаться   в   стороне   от   процесса модернизации   образования.   В   соответствии   с   требованиями   рабочих образовательных   программ   деятельность   библиотекарей   должна   быть направлена обеспечение общеобразовательного   процесса,   а   также   оказание   помощи   в   реализации основной образовательной программы, которая способствует  формированию информационной компетентности учащихся и включает:  ­умение   найти   необходимую   информацию   и   пользоваться   ею,   что способствует библиотечно­библиографической компетентности;  ­умение анализировать и оценивать информацию, способствующую  развитию критического мышления;  ­ перерабатывать и структурировать текст, формирующий культуру чтения;  ­ умение использовать современные информационные технологии; ­умение   создать   свою,   особую,   библиотечную   среду,   включающую информационную, эмоционально­психологическую, экологическую и материальную составляющие; ­создание   комфортности,   которой   является   библиотечный   фонд   и   его использование в образовательном процессе; ­   внедрение   библиотечных   программ   и   проектов,   ведь   одной   из   его   задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.  информационно­методическое формированию культурную,   на           В   работе   библиотеки   можно   выделить   ряд   факторов,   способствующих формированию активной читательской среды: ­временной фактор (библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение 11 лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка); ­личностный фактор (фактор сопричастности, сопереживания библиотекаря и ребенка).   Их   отношения   складываются   на   личностном   уровне   ­   решение проблем общения, одиночества; ­фактор сотрудничества (библиотекарь работает вместе с другим учителем) ­фактор   ­   читательский   опыт   библиотекаря   и   его   влияние   на   читателя­ ребенка.   Конечно,   в   21   веке   очень   трудно   отвлечь   детей   от   всепоглащающих инновационных   технологий   и   привлечь   в   хранилище   книг.   Надо   изрядно потрудиться! Ни одна другая библиотека не приближена  к своему читателю так,   как   школьная.     Как   никогда   актуальна   цитата   выдающегося   педагога Василия Сухомлинского: "Школа ­ это прежде всего, книга, а воспитание­ прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения". Школьная библиотека сегодня ­ это информационный центр, а его главная задача­   обеспечить   максимально   быстрый   и   полноценный   доступ   к информации, приобщение к чтению, привлечение читателей в библиотеку.                         Положительной   динамике   роста   читательской   активности способствует приобретение и поступление новых книг. Имея универсальный фонд   и   первоклассник,   и   выпускник   школы,   и   педагог   ­   все   вовлечены   в общую   орбиту,   имя   которой   образование.   Мы   уже   давно   практикуем пополнение   библиотечного   фонда   благодаря   акциям   "Подари   библиотеке книгу", "Доброе дело ­ от доброго сердца". Родители, учащиеся и жители микрорайонов, где расположены общеобразовательные учреждения,  активные участники акций. Практика библиотечной работы показала, что приобщение к книге ребят младшего   школьного   возраста   посредством   проведения   праздника “Посвящения   в   читатели”   является   отправной   точкой   в   мир   книги, использование   диалога   и   дискуссионных   форм   работы   ­   весьма результативный способ продвижения чтения среди пользователей библиотеки. Главное сегодня ­ научиться библиотекарям работать по­новому. Сейчас открыта возможность использовать не только свой фонд, но и иметь доступ еще   и   к   удаленным   ресурсам   крупнейших   информационных   центров   и книгохранилищ   мира   (чтение   литературы   в   режиме   он­лайн),   чем   мы   и пользуемся. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать  его  для развития школьников, для расширения  их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Вот что сказал ученик 8 класса о своей библиотеке « Библиотека для меня – дом, где согревается сердце, потому что здесь работают добрые, внимательные люди. Для меня библиотека – это не просто хранилище книг, сюда я отправляюсь за поиском необходимой информации и всегда её получаю. Библиотека для меня была и будет своеобразным средоточием информационных материалов, местом, где можно узнать много полезного и интересного.         Я предпочитаю бумажные издания, так как считаю, что печатный формат более привычен моему мозгу, поскольку воспринимался с детства именно в таком виде. А еще, признаюсь, что перелистывание страниц, запах типографской бумаги и обложки для меня —  удовольствие,  и  тем  не  менее,  почти  ежедневно, пользуюсь  услугами  в режиме онлайн».   Особое   внимание   уделяем   повышению   имиджа   библиотеки, совершенствуя наглядные формы рекламы и продвижения  чтения. Создана информационная витрина "Да здравствует чтение!" с разделами: библиотека информирует, учительский портал, лучшие читатели, читаем с детьми (для родителей),   родные   просторы,   и   др.,   на   которой   постоянно   обновляется информация.   Возобновлен   выпуск   газеты   "Библио­Парус",   презентуем фоторепортажи   "Пойманы   за   чтением",   в   фойе   школы   экспонировалась рукотворная стена "Книга в моей жизни", а также библиотечный плакат "Слов драгоценные клады”, созданные старшеклассниками. Книги, представленные на   тематическом   стеллаже   "Читаем   классику"   популярны   среди   ребят, особенно­  юношества. Недели   школьной,   детской   и   юношеской   книги способствуют популяризации чтения. Для   обучающихся   1­4   классов проводится   торжественная   линейка,   на   которой   чествуются   победители школьных   конкурсов   “Читаем   сами”,   “Читатель   года”,   “Самый   читающий класс”,   а   также   городского   дистанционного   интеллектуального   он­лайн конкурса   “Современный   читатель”.   Ярким   примером   формирования виртуальной   среды   школьной   библиотеки   является   сайт,   на   страницах которого   освещается   деятельность   библиотеки,   полезные   ссылки, презентации,   буктрейлеры,   виртуальные   книжные   выставки,   видеоролики различной   тематики.   Мощнейшим   инструментом   передачи   информации, интересным способом рассказать о себе как читателе, о библиотеке являются видеоролики, опубликованные на страницах библиотечного сайта. Школьная библиотека   ­   современная   территория   чтения,   в   т.   ч.   внеклассного. Жемчужиной   своей   работы   считаем   проведение   заседаний   литературной гостиной " Я ­ Человек", "Живая книга", вечера­встречи и презентации книг, литературно­музыкальные   вечера   и   вечера   поэзии   ­   вот   далеко   неполный перечень мероприятий, полюбившихся нашим читателям. Новый статус школьной библиотеки в контексте ГОС рассматривается с разных   точек   зрения,   определяются   ключевые   задачи   новой   школьной библиотеки.   Организация   работы   современной школьной   библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию образовательных стандартов. Безусловно, внеурочная деятельность библиотеки тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением, объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Мы, библиотекари, стремимся создать   такую   инфраструктуру   полезной   занятости   учащихся   во   второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.   Решаем   следующие   задачи­   учим   детей   работать   с   различными источниками   информации,   правильно   подбирать   материал,   выбирать   из разных   источников   знания,   необходимые   при   подготовке   к   урокам. Используем   при   этом   собственные   ресурсы:   совместная   деятельность   с учителями начальной школы, учителями­предметниками, а также развиваем социальное   партнерство.   Работаем   по   принципу   развития   читательских интересов «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» ( Франсуа Рабле.) Беседуя, для каждого ребенка стараемся создать   особое   образовательное   пространство,   позволяющее   развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе.   Изучая   интересы   ребят,   стараемся   предложить   литературу   по интересующей теме (так называемое «хобби»). Стремимся создавать ситуацию успеха: поощрение после прочитанного, отмечаем грамотой, благодарностями на линейке, в классе, публикуем результаты конкурсов в СМИ  и размещаем итоги на сайте библиотеки.   Развивая творчество у ребят с помощью книги, организуем   выставки   поделок,   рисунков,   а   также   персональные   выставки работ именно в библиотеке. Уделяем   внимание   пополнению   фонда   и   приобретению   литературы различной   тематики,   например,   книг   «Искусство   вырезания   из   бумаги»,   а также   «Фигурки   из   соленого   теста»,   «Мозаика   у   вас   дома»,   «Чудесные фигурки из ниток», используем всю литературу, имеющуюся в фонде. Применение   игровых   технологий   помогает   заинтересовать   ребенка, привлечь   его   внимание,   проявить   свои   эмоции.   Занятия   внеурочной деятельности   решают   задачи   эмоционального,   творческого,   литературного, интеллектуального   развития   ребенка,   а   также   проблемы   нравственно­ этического воспитания, так как чтение для ребенка   и труд, и творчество, и новые   открытия,   и   удовольствие,   и   самовоспитание,   создание   атмосферы радости и детского творчества. ‒ Ребята   с   удовольствием   участвуют   в   инсценировках   произведений, выразительном чтении при проведении Всемирного дня чтения вслух, громких чтений,   совместно   с   учителями   начальных   классов   и   родителями   создают видео­ролики.  Застрельщиком   сетевых   проектов   является   учитель   Волгина Елена   Анатольевна,   которая   приобщила   и   детей,   и   родителей   к   новым информационным технологиям. Из различных видов деятельности хотелось бы остановиться на проектной, так как именно она в большей степени использует информационный ресурс библиотеки. Школьная библиотека оказывает огромную помощь в создании проектов   для   разных   возрастных   категорий   детей.   Это   подготовка   к олимпиадам,   участие   в   поисковых   и   научных   исследованиях,   создание рефератов и   дополнительных сообщений на уроках по предметам. В   отличие   от   школьной   жизни,   где   необходимо   читать   только произведения по школьной программе, во внеурочное время, при посещении библиотечных   занятий,   можно   ненавязчиво   выяснить   внутренний   интерес ребенка   и   руководствуясь   этим   предлагать   книги,   которые   бы   смогли удовлетворить их потребности. Хорошим подспорьем метапредметных связей в обучении являются библиотечные уроки, которые проводим по программе «Основы   информационной   грамотности»,   созданной   творческой   группой библиотекарей   города   и   одобренной   методический   советом   методического центра управления образования администрации города Макеевки.  Часто спрашивают родители. "Мы покупаем много книг, а ребѐнок и не смотрит  на  них».  Конечно, ошибаются   те  родители,  которые  считают,  что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребѐнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, надо научить детей полюбить книгу. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса   к   научно–   популярной   литературе.   Родители   должны   помочь ребѐнку развивать технику чтения, а для этого надо отдавать предпочтение чтению   вслух.   У   малышей   книги   должны   быть   с   яркими   картинками,   и небольшие   по   объѐму,   так   ребёнок   быстрее   её   прочитает.   Собственная библиотека или  полочка для книг даст возможность  обмениваться книгами с товарищами   –   всѐ   это   вызывает   у   детей   интерес   к   книге.   Чтобы заинтересовать   ребенка   чтением,  помните,  что   самый   главный   пример   для него   вы   сами.   Сложно   убедить   ребенка   читать,   если   он   видит,   что окружающие   предпочитают   смотреть   телевизор   или   компьютер.   Мастер афоризмов   Григорий   Остер   писал   «Читайте   детям   не   нотации,   а   книги. Читайте детям, читайте вместе с детьми, можно даже книги своего детства. Хвалите ребенка за каждый, даже не большой успех в чтении. И помните, ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример ему». Открывая   новые   страницы   истории   нашей   республики,   мы   используем духовно­   нравственный   потенциал   лучших   образцов   литературы,   искусства как   средства   формирования   гражданской   идентичности   и   активной гражданской   позиции   в   становлении   гуманистических   и   демократических ценностей.   Считаю,   что   базой   духовно­нравственного   потенциала   является краеведческая   деятельность.   Эффективной   формой   популяризации краеведческой   литературы   является   «Живая   книга»­   это   встречи   с писателями нашего города: В.Заверюхой,  А. Гниловым,  М. Бережневой,  В.Балюком, И.Горбань, Е.Хаплановой,  результат которой ­пополнение фонда школьной библиотеки и формирование активной гражданской позиции наших читателей.   Собирая   по   крупицам   краеведческий   материал,   пополняем инфотеки   по   темам   «Знаменитые   люди   Донетчины»,   «Неизвестное   об известном в Донецком крае». Патриотизму   нельзя   научить,   его   надо   воспитывать.   Роль   книги   и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем, именно детской, учитывающей психологические и индивидуальные различия разных возрастных групп. Для старшеклассников проводим встречи с руководителем международного клуба «Патриот» А. Ворошиловым «О роли чтения в жизни человека»,   для   младшего   школьного   возраста­   праздник   «Посвящения   в читатели» и различные мероприятия в игровой форме.  Приглашаем детских писателей родного края­ М. Бережнев и российского писателя   Д. Верясова.  Сегодня,   именно,   школьная   библиотека   и   ее   квалифицированные специалисты – это гаранты реализации государственных стандартов и важный инструмент   их   внедрения.   Методическую   работу   с   категорией   школьных библиотекарей   планируем   с   учётом   их   участия   в   международном, республиканском,   и   городском   уровнях   в   соответствии   с   их   Предпочтение   отдаём   дистанционным профессиональной   подготовкой.   формам   работы   –семинары,   дистанционная   конференция   «От профессионального библиотекаря­   к успешности читателя», библиотечный марафон «Школьная библиотека в потоке времени», интернет консультации по   различной   тематике,   дистанционная   творческая   мастерская, дистанционные   конкурсы   «Информационная   независимость»,   «Открытый дистанционный   интеллектуальный   конкурс   «Современный   читатель   года», «Грамотность и обучение в школьной библиотеке», вебинар «Читающие дети­ успешные   ученики».   Конечно,   проходят   и   очные   формы   библиотечной работы­это заседания творческих и инициативных групп, праздники «Неделя детской   и   юношеской   книги»,   День   библиотек,   как   региональный,   так   и международный,   фестиваль   творческих   идей   школьных   библиотекарей   «В потоке времени».  Консультант   Международной   ассоциации   школьных   библиотек   Джон Браун писал, то, как школа использует свою библиотеку, показывает, что же в ней  понимают  под образованием.  В свою  очередь,  школьный библиотекарь должен знать, вникать и разбираться в тех проблемах, которые стоят перед всем   педагогическим   коллективом.  Сегодня   библиотекари   все   больше осознают   себя   посредниками   в   мире   информации,   содействующими гуманизации   этого   мира.  Библиотекарь   ­   это   достойное   звание   человека, скромно   доносящего   до   подрастающего   поколения   знания,   запечатанные   в книгах. Ведь библиотекарь во все времена  занимал и будет занимать важное место в общественной жизни, так как он работает в сфере интеллектуальной культуры и его основная миссия – популяризация книги и чтения, которая будет способствовать реализации образовательных стандартов.

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов

Деятельность школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019