Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов. Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Иконка файла материала 3.docx
Деятельность учителя музыки как условие качественного проведения урока музыки. Педагогическая деятельность ­ это профессиональная активность учителя,  направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно,  что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние  здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя  деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически  подвергается анализу специалистов. Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего  поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими,  нравственными, эстетическими и другими целями общества. Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую  осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она  представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на  передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к  выполнению определенных социальных ролей в обществе. По мнению Л.Б. Соколовой, «Педагогическая деятельность – это деятельностная субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты  образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный  или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой  образования. И все положительные элементы, факторы, свойства,  определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества,  слагаются в культуру педагогической деятельности». Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций,  поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая,  воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно­ диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической  деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности  структуру и в то же время определенную специфику. Педагогическая деятельность имеет свою структуру (см. таблица 1), в которой  особое место занимают цели и задачи. Цель ­ это осознанный желаемый  peзультат. Задача — более конкретный в определенных условиях результат. Таблица №1 Структура педагогической деятельности Структура педагогической деятельности Целеполагание Реализация цели и задач Выдвижение педагогической целей и  постановка задач Выбор и применение средств иКонтроль способов решения педагогических  задач и достижения целей Сличение полученного результата с  выдвинутыми целями и задачами и  определение эффективности  осуществленной педагогической  деятельности В общем виде педагогические цели и задачи обуславливаются социально­ культурными потребностями общества, зависящими в первую очередь от  идеологии и уровня экономического развития государства, и корректируются с  учетом возраста учащихся, специфики учебного предмета, актуальных для  данных трупп детей воспитательных позиций и т.д. Для того чтобы цели и задачи имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному  результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и  учащимися. В этом случае усилия педагога по их достижению будут  подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников, обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия. Второй компонент структуры педагогической деятельности ­ выбор и применение средств и способов воздействия на учащихся (организации взаимодействия  между педагогом и учащимися) ­ является по своему характеру исполнительским. Этот выбор касается как собственно учебного материала (фактического,  понятийного, предметного, изобразительного, графического и т.д.), так и  действий, операций с ним. В первом случае учитель проводит осмысление и  структурирование учебного материала, используя имеющуюся у него  информацию, намечает средства обучения, систематизирующие, поясняющие  учебный материал. И, наконец, третий компонент педагогической деятельности ­ это контроль, т.е.  самоанализ и самооценка деятельности с позиций соответствия достигнутого  результата поставленным целям и задачам. Названный компонент,  психологически базирующийся на рефлексии (процессе познания и осознания  субъектом собственных состояний и действий), представляет собой важнейшим  фактором целенаправленного совершенствования содержания и характера  любой деятельности. В педагогической деятельности эту роль выполняет  педагогическая рефлексия, которая обеспечивает учителю осознание и  последующую коррекцию отдельных сторон своей деятельности. Естественно,  необходимость выявления эффективности собственной деятельности с целью ее совершенствования требует от учителя глубокого понимания ее содержательной  и операциональной сторон, системного видения ее элементов, представления об  оптимальных (применительно к поставленным целям и задачам и наличным  условиям) средствах и способах ее реализации. Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к  определению его деятельности как музыкально­педагогической. При этом надо  подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению  задач музыкально­эстетического воспитания детей именно музыкально­ педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет  отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых емузнаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и  личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении  учащихся к музыкальному искусству. Музыкально­педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как  имеющую свою особую структуру (см. таблица 2), определяемую спецификой  музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории  деятельности. Специфика же музыкально­педагогической деятельности в том,  что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.  Музыкально­педагогическая деятельность сочетает в себе разные виды  деятельности. Таблица №2 Структура музыкально­педагогической деятельности Музыкально­педагогическая деятельность Педагоги­ческая Хормейстер­ ская Музыковед­ ческая Музыкально­ исполнительская Исследо­ вательская Музыкально­педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в  форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню  формирования музыкально­педагогических качеств специалиста на  определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она  синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний,  взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения.  Особенностью же музыкально­педагогической деятельности является наличие в  числе ее составляющих художественно­творческого начала. Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно  связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество  проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и  внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все  его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую  роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом  исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе  занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной  деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе  памяти, воображения (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Г.С.  Ригина и др.) Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть  результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего  инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или  стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки».  Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от  творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.«Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую  ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных  жизненных явлений, в индивидуально­неповторимой форме их восприятия и  познания. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности,  которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще  педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку  учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных  педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает  двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой ­ на  основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая  деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и  учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться  сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает  ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и  оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую  фантазию» (Арчажникова Л. Г. Профессия ­ учитель музыки: Книга для учителя). Из этого следует, что музыкально ­ педагогическая деятельность учителя  представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, владение  которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки, которое в полной степени раскрывается на уроке музыке. Как утверждал В.А.  Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,  мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». «Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса,  пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники – вот основные действующие  лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде  всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия.  Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в  проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в  музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять  широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать  навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности,  воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом  прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и  развития личности. Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения –  формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой  части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного,  деятельностно­практического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи  реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания  музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов:  опыта эмоционально­нравственного отношения человека к действительности,  воплощённого в музыке; знаний о музыке (прежде всего ключевых знаний);музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной  деятельности школьников. Это содержание усваивается в ходе урока с помощью  разнообразных методов, форм и приёмов, среди которых выделяются ведущие  методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного,  логически связанного процесса музыкальных занятий» (Абдуллин Э. Б. Теория и  практика музыкального обучения в общеобразо­вательной школе: Пособие для  учителя).