Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов.
Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Деятельность учителя музыки как
условие качественного проведения
урока музыки.
Педагогическая деятельность это профессиональная активность учителя,
направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно,
что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние
здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя
деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически
подвергается анализу специалистов.
Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности
взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего
поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими,
нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую
осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она
представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на
передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и
опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к
выполнению определенных социальных ролей в обществе.
По мнению Л.Б. Соколовой, «Педагогическая деятельность – это деятельностная
субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты
образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный
или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой
образования. И все положительные элементы, факторы, свойства,
определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества,
слагаются в культуру педагогической деятельности».
Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций,
поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая,
воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно
диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической
деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности
структуру и в то же время определенную специфику.
Педагогическая деятельность имеет свою структуру (см. таблица 1), в которой
особое место занимают цели и задачи. Цель это осознанный желаемый
peзультат. Задача — более конкретный в определенных условиях результат.
Таблица №1
Структура педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности
Целеполагание
Реализация цели и задач
Выдвижение педагогической целей и
постановка задач
Выбор и применение средств иКонтроль
способов решения педагогических
задач и достижения целей
Сличение полученного результата с
выдвинутыми целями и задачами и
определение эффективности
осуществленной педагогической
деятельности
В общем виде педагогические цели и задачи обуславливаются социально
культурными потребностями общества, зависящими в первую очередь от
идеологии и уровня экономического развития государства, и корректируются с
учетом возраста учащихся, специфики учебного предмета, актуальных для
данных трупп детей воспитательных позиций и т.д. Для того чтобы цели и задачи
имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному
результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и
учащимися. В этом случае усилия педагога по их достижению будут
подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников,
обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия.
Второй компонент структуры педагогической деятельности выбор и применение
средств и способов воздействия на учащихся (организации взаимодействия
между педагогом и учащимися) является по своему характеру исполнительским.
Этот выбор касается как собственно учебного материала (фактического,
понятийного, предметного, изобразительного, графического и т.д.), так и
действий, операций с ним. В первом случае учитель проводит осмысление и
структурирование учебного материала, используя имеющуюся у него
информацию, намечает средства обучения, систематизирующие, поясняющие
учебный материал.
И, наконец, третий компонент педагогической деятельности это контроль, т.е.
самоанализ и самооценка деятельности с позиций соответствия достигнутого
результата поставленным целям и задачам. Названный компонент,
психологически базирующийся на рефлексии (процессе познания и осознания
субъектом собственных состояний и действий), представляет собой важнейшим
фактором целенаправленного совершенствования содержания и характера
любой деятельности. В педагогической деятельности эту роль выполняет
педагогическая рефлексия, которая обеспечивает учителю осознание и
последующую коррекцию отдельных сторон своей деятельности. Естественно,
необходимость выявления эффективности собственной деятельности с целью ее
совершенствования требует от учителя глубокого понимания ее содержательной
и операциональной сторон, системного видения ее элементов, представления об
оптимальных (применительно к поставленным целям и задачам и наличным
условиям) средствах и способах ее реализации.
Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к
определению его деятельности как музыкальнопедагогической. При этом надо
подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению
задач музыкальноэстетического воспитания детей именно музыкально
педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет
отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых емузнаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и
личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении
учащихся к музыкальному искусству.
Музыкальнопедагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как
имеющую свою особую структуру (см. таблица 2), определяемую спецификой
музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории
деятельности. Специфика же музыкальнопедагогической деятельности в том,
что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.
Музыкальнопедагогическая деятельность сочетает в себе разные виды
деятельности.
Таблица №2
Структура музыкальнопедагогической деятельности
Музыкальнопедагогическая деятельность
Педагогическая
Хормейстер
ская
Музыковед
ческая
Музыкально
исполнительская
Исследо
вательская
Музыкальнопедагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в
форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню
формирования музыкальнопедагогических качеств специалиста на
определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она
синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний,
взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения.
Особенностью же музыкальнопедагогической деятельности является наличие в
числе ее составляющих художественнотворческого начала.
Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно
связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество
проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и
внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.
Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все
его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую
роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом
исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе
занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной
деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе
памяти, воображения (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Г.С.
Ригина и др.)
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть
результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего
инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или
стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки».
Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от
творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.«Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую
ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных
жизненных явлений, в индивидуальнонеповторимой форме их восприятия и
познания.
Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности,
которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и
требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще
педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку
учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных
педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает
двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой на
основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая
деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать
и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и
учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться
сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает
ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и
оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую
фантазию» (Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя).
Из этого следует, что музыкально педагогическая деятельность учителя
представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, владение
которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки,
которое в полной степени раскрывается на уроке музыке. Как утверждал В.А.
Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
«Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса,
пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники – вот основные действующие
лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде
всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия.
Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в
проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в
музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять
широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать
навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности,
воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом
прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и
развития личности.
Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения –
формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой
части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в
единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного,
деятельностнопрактического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи
реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания
музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов:
опыта эмоциональнонравственного отношения человека к действительности,
воплощённого в музыке; знаний о музыке (прежде всего ключевых знаний);музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной
деятельности школьников. Это содержание усваивается в ходе урока с помощью
разнообразных методов, форм и приёмов, среди которых выделяются ведущие
методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного,
логически связанного процесса музыкальных занятий» (Абдуллин Э. Б. Теория и
практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для
учителя).