Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.
Оценка 4.9

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
математика
Взрослым
24.03.2018
Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.
Материал для выступления на педагогическом совете, который раскрывает суть компетентностного подхода и подробно описывает виды компетенций, которые используются на учебных занятиях в нашем учебном заведении : социальная компетенция, коммуникативная компетенция, информационная компетенция и учебно-познавательная компетенция и так же описываются способы их применения.
деятельностно-компетенттностный подход.doc
Деятельностно­компетентностный подход к пректированию учебного занятия: взгляд изнутри.   В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования   в  жизни   каждого   человека.   В  условиях   стремительно   возрастающего объема информации человеку необходимо не только владеть определенной суммой знаний, умений  и  навыков,  но  и уметь  адаптироваться   к  новым  условиям  жизни: ориентироваться   в   различных   ситуациях;   анализировать,   критически   оценивать   и находить пути решения возникающих проблем; ставить перед собой цели и достигать их; организовывать собственную деятельность; владеть средствами коммуникации; добывать информацию и пользоваться ею. Все   эти   качества   можно   успешно   формировать,   используя   деятельностно­ компетентностный   подход   в   обучении   математике,   что   является   одним   из личностных и социальных смыслов образования. Под   понятием  «компетентностный   подход»  понимается   направленность процесса  обучения  на формирование и развитие  ключевых  (базовых,  основных) и предметных   компетентностей   личности.   Результатом   этого   процесса   будет формирование   общей   компетентности   человека,   что   является   совокупностью ключевых   компетентностей,   интегрированной   характеристикой   личности.   Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Компетентностный   подход   в   образовании   основывается   на   следующих принципах:  Образование   для   жизни,   для   успешной   социализации   в   обществе   и личностного развития.  Оценивание   для   обеспечения   возможности   учащемуся   самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.  Разнообразные   формы   организации   самостоятельной,   осмысленной деятельности   курсантов   на   основе   собственной   мотивации   и ответственности за результат. Определений понятий  «компетентность»  и  «компетенция»  несколько. Мне кажется, что Иванов Д.А. четко и ясно отметил:  «компетентность» обозначает характеристику человека;   «компетенция» характеризует то, чем человек обладает. В перечне ключевых компетенций хотела бы выделить 4 компетенции:  Социальную;  Коммуникативную;  Информационную;  Учебно­познавательную. Социальная компетенция  – это способность соотносить свои устремления с интересами  других  людей  и  социальных  групп;  продуктивно  взаимодействовать  в команде; реализовывать свои права и выполнять обязанности гражданина. Ее можно подразделить на два вида: внутреннюю и внешнюю компетенции. К первой следует отнести трудоспособность курсанта, его готовность к выполнению определенной работы, состояние психического и физического здоровья. Ко второй – умение   курсанта   подойти   к   другому   человеку,   чтобы   задать   вопрос   (провести анкетирование, социологический опрос), то есть использовать ресурсы социума для решения проблем. Можно   предложить   курсантам   ряд   тем   для   опроса   и   провести   мини­ исследование, полученную и обработанную информацию использовать на уроках.  Например: 1. Какой вид отдыха предпочитают ребята из вашей группы: занятие спортом, чтение книги, прогулку, компьютерную игру или просмотр телевизора. 2. Успеваемость в вашем классе. 3. Средний возраст. При   выполнении   таких   заданий   ребята   учатся   анализировать   и   обобщать материал. Коммуникативная   компетенция  –   это   способность   получать   информацию, представлять и грамотно отстаивать свою точку зрения в диалоге или в публичном выступлении. Способность выражаться ясно и адекватно ситуации, слушать и понимать речь выступающего формируется при построении ответа у доски. Например, при решении текстовых задач по алгебре или геометрических задач на доказательство курсант должен провести рассуждения, объяснить каждое свое действие, чтобы было понятно всем. Приведу пример. Задача. Возле моего дома останавливаются автобусы, идущие по трем разным маршрутам. Один автобус подходит к остановке через каждые 3 мин., другой – через каждые 6 мин., третий – через каждые 10 мин. В 8 ч. 45 мин. я выглянула в окно: на остановке стояли все три автобуса. В какое ближайшее время они снова окажутся вместе на моей остановке? При решении этой задачи курсант может рассуждать так: чтобы три автобуса оказались на остановке в одно и то же время, должно пройти такое число минут, которое делится на 3, на 6 и на 10. Нужно вспомнить признаки делимости на 3, на 6, на 10 и найти числа, кратные 3, 6, 10. Затем выбрать из них наименьшее, делящееся на все три числа сразу, и ответить на вопрос задачи. При решении задач такого типа важно, чтобы курсанты понимали материал, тогда разрозненные сведения соединяются для них в идеальную систему, они видят суть вопроса. Информационная   компетенция  –   это   способность   искать   и   извлекать информацию из различных источников, делать на ее основе выводы, использовать информацию в своей деятельности. Формирования у курсантов этой компетенции происходит при решении задач на «чтение» графиков, диаграмм, таблиц и др.  Приведу пример. Задача. Первый посев семян петрушки рекомендуется проводить в апреле при дневной температуре воздуха не менее +60 С. На рисунке показан прогноз дневной температуры воздуха в первых трех неделях апреля. Определите, в течение скольких дней за этот период можно производить посев петрушки.  Учебно­познавательная компетенция  – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.  Эта   компетенция   формируется   во   время   проведения   лабораторных   и практических работ; при решении так называемых практико­ориентированных задач. Решая задачи исследовательского характера, курсанты и работают по алгоритму и проводят мини­исследования. У курсантов развиваются аналитические способности и вкус к исследовательской деятельности.  Приведу пример. Задача. Я хочу заключить с вами договор, по которому каждый день в течение месяца я буду вам платить по 100000 рублей. Вы же мне в первый день дадите 1 копейку, во второй 2 копейки, в третий – 4 копейки и т.д. Согласны ли вы заключить такой договор? Когда задача решена, курсанты видят, что предложенный договор им заключать невыгодно. Делаем вывод: чтобы не попасть впросак, нужно уметь все просчитать. При решении таких задач курсанты убеждаются, что знания, полученные на занятиях математики, могут пригодиться им в жизни. Реализация компетентностного подхода на занятиях способствует активизации познавательной   деятельности   курсантов,   повышению   интереса   к   предмету, нацеливает   курсанта     и   преподавателя   на   конечный   результат:   самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.

Деятельностно-компетентностный подход к проектированию учебного занятия: взгляд изнутри.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018