Прочитав эту статью, читатель познакомится с принципами, способами, направлениями и актуальностью деятельностного подхода в обучении и воспитании. Статья посвящена анализу сущности и содержания деятельностного подхода в педагогической деятельности, обсуждаются возможности данного подхода,говорится о необходимости дальнейшего развития и его применения в педагогической деятельности.
Деятельностный подход в обучении младших школьников.
Статья посвящена описанию деятельностного
подхода в обучении и воспитании младших
школьников, его актуальности в развитии
личности учащегося в настоящее время.
Анализируются и рассматриваются принципы,
способы и место использования в практической
деятельности.
Ключевые слова: деятельностный подход,
стандарт, потребность в самообразовании
саморазвитии, системность.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же
изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов
развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж
знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,
вооружить таким важным умением, как умением учиться. По сути, это и есть главная
задача новых образовательных стандартов. [1 ,с 1213] Этой задаче отвечает
использование деятельностного подхода в обучении. Начальная школа даёт сегодня
не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а
формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. Каждому
человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы
определённые навыки мышления и качества личности. Умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать
адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с
чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так
построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в
процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного
мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того,
что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для
приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия,
позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников
умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. [2 , c. 29
30]
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода,
применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать,
сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем так:
искатьопрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
думатьустанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями,
критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссии и
вырабатывать свое собственное мнение, оценивать произведения искусства и литературы.
сотрудничать уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия,
договариваться;
приниматься за дело включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или
коллектив и внестисвой вклад, доказать солидарность, организовывать
свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации,
стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Она тесно связана с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся
использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается
дидактическими принципами. Перечислим их.
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что
способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного
представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире
деятельности).
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой
деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям
культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими
требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности,
преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности). [ 5, c. 5860]
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на
уроке, умения управлять, а не натаскивать. Поэтому учителям необходимо овладевать
педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Деятельностный подход на уроках можно осуществлять через:
моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
вовлечение обучающихся в игровую, оценочнодискуссионную, рефлексивную
деятельность. [ 3, c. 4244]
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
работают с источниками информации;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты. [ Там же]
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является
системность, системно деятельностный подход необходимо осуществлять на различных
этапах урока.
На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное
вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
На данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока
(«потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным
приёмом» и т.п.)
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового
материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для
восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся
знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно
провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на
отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и
тема урока, предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к
самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с
обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную
форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных
свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют
допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые
вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка
ситуацию успеха.
Следующий этап включение в систему знаний и повторение. При повторении использую
игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному
эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я
организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание.
Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его
проблемы. [ 4, c. 1215]
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному
обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам,
диагностика учебной мотивации, проведённые среди учеников, наглядно демонстрируют
это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие
им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по
любому учебнометодическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника
начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить,
анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную
точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому
вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли не просто «зритель»,
«слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет
заинтересованность младших школьников процессом познания. Воспитание ученика
исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития
активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать
собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести
ответственность за них.Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системнодеятельностный подход к разработке стандартов нового
поколения. / Москва 2010 –с. 1213
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО/Москва 2007 2930
3.Сергеева Б.В., Дзюба М.В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной
школе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.с 4244
4. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана
урока по дидактической системе деятельностного метода. /Москва 2006с. 1215
5 Полежай Е. П. Системнодеятельностный подход в начальной школе//Начальная школа.
2014. №2 с5860