Руководящие принципы при планировании урока
Урок – это педагогическое произведение, основная видимая часть работы учителя. Каждый урок направлен на осуществление целостного педагогического процесса: обучение, развитие, воспитание. Урок начинается до начала урока с предварительной подготовки к нему и подготовки плана урока – это ответственный период формирования эффективного урока. Активный урок - это одна из предпосылок эффективного урока. С чего начинается планирование активного урока?
Сначала учитель проводит подготовительную работу:
- определяет место данного урока в учебной программе, в серии уроков;
- определяет тему, цели урока в соответствии с целями обучения;
- изучит основные понятия и трактовки, связанные с темой;
- проводит обзор прошедших и следующих уроков, дополняет и обобщает идеи, связанные с данным уроком.
Далее пишет расширенный план урока и готовит методический проект. Для каждого педагога процесс планирования активного урока состоит из следующих шагов:
- Определение целей и задач урока (определение целей обучения, языковых задач, связанных с темой урока);
- Определение критериев оценивания (определение критериев оценивания для оценивания уровня достижения поставленных целей);
- Дифференциация содержания учебных материалов;
- Выбор методов и подходов в обучении;
- Определение моделей обучения, видов учебной работы учеников во время уроков;
- Подготовка заданий для оценки;
- Выбор домашнего задания;
- Определение видов наблюдения, оценки;
- Подготовка вопросов, необходимых для подведения итогов урока и др.
На каждом этапе учитель должен уделять внимание используемым формам обучения (индивидуальная, парная, групповая (общеклассная и бригадно-звеньевая), коллективная), методам и подходам обучения, т.к. во время активного урока происходит большое изменение в деятельности и действиях учителя и ученика; во время планирования урока учитель ясно показывает содержание педагогической деятельности, то есть раскрывает действия, которые должны выполняться им самим а также учениками. Во время проведения активных уроков деятельность учеников находит отражение в познавательной, коммуникативной и самоуправляемой деятельности.
Цели обучения показывают, что нужно изучить и что нужно уметь оценивать. Если мы не знаем, чего мы должны достичь в результате, то не сможем оценить эффективность обучения. Критерии оценивания рассматриваются в качестве шагов для достижения целей обучения. Без точного определения критериев оценивания, невозможно эффективно осуществлять формативное оценивание.
В процессе подготовки методического проекта урока учитель придерживается цели максимального достижения целей обучения путем использования активных методов обучения. Здесь нужно принять во внимание такие важные вопросы как стимулирование, влияющие на эффективность познавательного и обучающего процесса; формирование положительной психологической среды, учет возрастных особенностей учеников и др.
Структура урока
Суть активного обучения – организация учебного процесса таким образом, чтобы практический все ученики были вовлечены в процесс познания.
На сегодняшний день в организации активного урока широко используется следующая модель, предложенная Дэвид А. Колбом (David Kolb):
1. Порождение мотивации, стимулирование учеников к уроку, объявление новой темы – 10% времени урока
2. Закрепление пройденной темы (повторение) –20 % времени урока
3. Освоение нового материала - 50 % времени урока
4. Оценка – 10 % времени урока
5. Заключение урока (дебрифинг, рефлексия) - 10 % доля времени урока.
Комментарий к содержанию этапов урока:
Порождение мотивации – начальный этап урока. Концентрация внимания учеников на уроке, заинтересовать и показать, что знания, полученные во время занятий являются полезными и необходимыми. Внутренняя мотивация учеников напрямую влияет на хорошее освоение учебного материала. На этом этапе создаются условия для понимания учениками целей обучения.
Закрепление – важный этап, во время которого вместе с повышением интереса и эффективности освоения материала создается возможность для формирования последовательной логической структуры в сознании учеников их знания по предмету.
Освоение нового материала – основной этап, на котором ученики получают новые знания. На этом этапе должны подготавливаться упражнения и задания для обеспечения освоения учениками необходимых знаний, навыков.
Оценка – является основной стимулирующей частью урока. Оценка должна быть адаптированной, наглядной и объективной, только в таких условиях можно повысить интерес учеников к уроку путем оценки. Неправильная оценка может привести к потере интереса ученика к уроку, понижению желания учиться. Важно помнить, что этап оценки направлен не на проверку, а на стимулирование учеников.
Дебрифинг – этап подведения итогов урока, получения обратной связи, последний этап урока. На этом этапе учитель спрашивает у учеников что им понравилось и что не понравилось, собирает предложения учеников по уроку и подводит итоги урока, направляет учеников к самостоятельному углублению освоенных знаний.
В зависимости от своего педагогического мастерства учитель может подвергнуть изменениям время, разделенное на этапы в соответствии с особенностями урока, но опыт, имеющийся на сегодняшний день, подтверждает эффективность данной модели.
Данная модель соответствует трем этапам, которые обычно используются во время уроков:
1-этап: Мотивация и объявление новой темы; закрепление пройденного урока (повторение) – 30%
2-этап: Освоение нового материала – 50%
3-этап: Оценка и подведение итогов урока – 20%.
Требования к эффективному уроку
- Определение значения и места отдельного урока в серии уроков;
- Точное определение целей обучения и путей их достижения;
- Наличие содержательного урока в соответствии с требованиями программы обучения и цели урока;
- На отдельных этапах урока, а также во время всего урока планирование освоенных навыков и знаний, полученных учениками;
- Выбор эффективных инструментов обучения, методов и подходов, направленных на формирование и развитие познавательной активности учеников;
- Эффективное использование моделей инидивидуальной и групповой работы учеников;
- Рассмотрение всех возможностей для самостоятельного освоения знаний учеником;
- Учет возможностей и потребностей каждого из учеников;
- Реализация дидактических принципов на уроках;
- Формирование эффективной среды обучения для ученика;
- Реализация оперативной обратной связи на уроках;
- Наличие на уроках активного процесса и высокой энергии;
- Наличие приподнятого эмоционального настроения;
- Становление на уроках безопасной, положительной психологической атмосферы.
Руководящие принципы при эффективном планировании урока
Стремление к получению результата – основная цель преподавания и учения. Обучение и воспитание учеников - это сложный процесс, который зависит от многих непредсказуемых условий.
Вполне понятно, что успешность обучения зависит от мастерства учителя, который может применять эффективные методы в зависимости от специфики предмета. Вместе с тем, немаловажным являются культура и любовь учителя к ученикам. В случае если ученик получил от урока что-то новое, остался доволен собой - урок прошел хорошо, труд учителя вознагражден, но если ученик не выучил на уроке ничего, вышел с урока безразличным – урок прошел неуспешно и учителю стоит задуматься. Однако результативность урока зависит не только от учителя, но и от стремления ученика и его ответственности за учение. На уроке каждый ученик должен осознавать свою значимость и успешность. Для этого учителю необходимо отойти от обучения по подготовленному, заученному материалу и направлять ученика на получение новых знаний самостоятельно.
Принципы, обеспечивающие эффективное обучение:
Принцип свободы: не ограничивать возможность каждого ученика проявить себя;
Принцип сотрудничества: совместные действия учителя и ученика при полном понимании и поддержке друг друга в процессе обучения;
Принцип уверенности: уверенность ученика в получении результата, вера учителя, что ученики добьются больших результатов на уроке;
Принцип толерантности: создание благоприятной среды для саморазвития ученика с учетом его личных особенностей;
Принцип терпимости: эмоциональная сдержанность без обострения неблагоприятных условий и раздражительности.
Как можно выявить успешность урока, направленного на результат? В своей статье «Шесть признаков лучшего урока» Ричард Дарант определяет следующие признаки успешного урока (www.cpm.kz):
- хорошо запланированный урок, точное определение обучающих целей;
- содержательное обучение, направленное на изучение нового и достижение цели;
- урок нравится ученикам и они заинтересованы в получении знаний;
- достижение учениками критериев успешности;
- эффективное применение оценивания для обучения;
- применение на уроке открытых вопросов высокого уровня.
С точки зрения его эффективности успешному уроки предъявляются следующие требования:
- активная познавательная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
- организация обучения при помощи новых открытий;
- оказание эмоциональной поддержки действиям каждого ученика и его одноклассников в течение урока;
- стимулирование учеников к познавательной деятельности на уроке;
- самоконтроль (самоуправление) и рефлексия учеников на всех этапах урока;
- наличие самостоятельной работы и творческих заданий на уроке для само- и взаимооценки учеников;
- достижение целей обучения и др.
Обеспечение эффективности и результативности урока требует от учителя определенных сил и терпения. Однако, повысить эффективность урока может каждый педагог. Исследования в данной области выявили следующие проблемы при организации эффективного урока:
- однотипность применяемых на уроке методов и подходов;
- неэффективное использование времени на уроке;
- редкое применение элементов проблемного обучения;
- неэффективное применение ИКТ на уроке;
- не полное вовлечение всех учеников в познавательную деятельность;
- оставление без внимания логической структуры урока и заданий;
- недостаток наглядных средств на уроке;
- недооценка теоретических материалов;
- безразличный отбор упражнений и заданий;
- неполное обеспечение учеников индивидуальными заданиями;
- перегрузка учеников чрезмерным количеством заданий.
Один из путей решения данных проблем – это эффективное планирование урока с помощью применения активных методов, руководствуясь теорией конструктивного обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.