«Деятельный подход в обучении физики, математики и информатики»
Подготовила учитель: Роднова С.В.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс, и я пойму,
Отойди, и я буду действовать.
(Древняя китайская пословица).
ФГОС ООО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основной образовательной программы .
В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.
Сегодня учитель должен ответить на вопросы:
- Как с точки зрения системно-деятельностного подхода организовать современный урок?
- Как с позиций планируемых результатов образования сформулировать цели урока?
- Как структурировать отобранный учебный материал?
- Какие средства и методы обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Одним словом встает вопрос как обучать?
Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, а не отдельные знания, умения и навыки.
Вместе с тем существующая дидактическая система не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.
Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Иными словами системно-деятельностный подход – это деятельность ученика на всем протяжении урока.
Основной формой организации обучения в школе является урок, значит нужно знать принципы построения урока, знать типы уроков, критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного этапа с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Типология уроков.
· Уроки «открытия» нового знания.
· Уроки отработки умений и рефлексия.
· Уроки общей методологической направленности.
· Уроки развивающего контроля.
Рассмотрим более подробно каждый тип урока.
Используя метод активного обучения на уроках ставлю цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся. Это должно происходить на каждом этапе урока. Создать проблему при изучении новой темы.
Например на уроке физики при изучении темы «Давление твердых тел» - почему не проваливаемся в снег, когда стоим на лыжах, почему точат ножи.
«Давление газа» - почему воздушный шар круглой формы.
Напряжение, вольтметр – Когда тускнеет в лампочках свет, что мы говорим?
Через поставленную проблему подводим детей к теме урока. Далее вовлекаем в постановку целей урока. Сами ученики должны сказать чему они должны научиться.
Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым обучающимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.
Примерные проекты по физике:
7 класс:
1.Расчет времени и скорости движения из школы домой.
2. Расчет давления производимое, одной ногой и двумя.
3.Выяснение условия плавания тел на воздушных шариках.
8 класс:
1.При комнатной температуре получить три процесса: плавление, отвердевание, парообразование.
2. Экономия электроэнергии в доме.
3. Измерение высоты дома по тени.
Образовательный процесс происходит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в обучении физики, информатики и математики отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Заключение
Преподавание – не наука, а искусство. Каждый учитель должен развивать у детей способности к логическому мышлению, доказательно мыслить. Математически грамотным должен быть каждый, не зависимо от того будет он заниматься математикой профессионально в дальнейшем или нет. На уроках важно воспитывать интерес к предмету. Задача учителя правильно организовать работу, сделать так, чтобы материал усвоили все учащиеся, поэтому учитель находится постоянно в творческом поиске.
Любой школьный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, является педагогическим творчеством. Урок, на котором в единое целое сливается труд учителя с трудом учащихся, где совместно сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются или огорчаются, устают, но ощущают результат своего труда, – да, такой урок – подлинное творчество.
Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках физики, информатики и математики, в рамках внедрения ФГОС, является системно-деятельностный подход. Организация процесса обучения через деятельность обучающихся, может служить основой для формирования у них творческого мышления.
Подтверждено, что повышению качества обучения физики, информатики математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.