Диагностика коммуникативных навыков детей в средней и старшей группах
1. Диагностическая методика «Капитан корабля». (Старшая группа)
Вопросы к данной методике:
1. Что ты видишь на картинке, кем может быть этот человек?
2. Если бы ты был капитаном корабля, кого
из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее
путешествие?
3. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
4. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
5. Кто еще остался на берегу?
имя ребенка |
Даниил |
Валерия |
Георгий К. |
Василиса |
Андрей |
Итоги |
Даниил
|
|
|
- - |
++ |
++ |
+ 4, - 2 |
Валерия
|
++ |
|
++ |
++ |
+ |
+ 6 |
Георгий К.
|
- - |
++ |
|
- |
|
+ 2, - 3 |
Василиса
|
++ |
++ |
+ - |
|
++ |
+ 7, - 1 |
Андрей
|
+ |
++ |
- - |
+ |
|
+ 4, - 1 |
Выводы: По данной методике видно, что лидерами являются обе девочки. И Лера, и Василиса в равной степени общаются и с мальчиками, и с девочками, поэтому результат в таблице говорит о хороших коммуникативных навыках среди сверстников. Это обусловлено еще и тем, что мальчиков в этой группе воспитывают уважать девочек и уступать им. Георгий получил большее количество отрицательных баллов, это выражено тем, что он мало общается со сверстниками, больше всего времени он проводит с Валерией, тем самым, отстраняясь от сверстников, он сам становится отвергаемым.
2. Диагностика сформированности навыков общения у детей по методике «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)
имя ребенка |
«Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»?
|
«Что бы ты сделал(а) на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»
|
Уровень |
|
ответы на вопросы |
|
|
Валерия |
Девочка плачет, ее домик сломали |
Позвала бы маму, рассказала бы ей. Или сказала воспитателю |
Средний |
Василиса |
Девочка обиделась и заплакала, потому, что она строила домик, а мальчик его сломал |
Я бы ему сказала, что ломать нельзя и построила бы новый домик, лучше. |
Высокий |
Даниил |
Один мальчик забирает мячик у другого мальчика |
Если б меня обидели, и забрали игрушку, я бы дал сдачи и забрал игрушку свою обратно. Или сказал, что так делать нельзя, надо было попросить, я бы поделился. А еще я бы попросил его извиниться. |
Высокий |
Георгий |
Мальчик забирает мяч |
Я рассказал бы все воспитательнице |
Средний |
Андрей |
Мальчик хочет забрать мяч у другого мальчика |
Я предложил бы ему поиграть вместе со мной этим мячиком |
Высокий |
Вывод: Данная диагностика показала, что практически все ответы детей были конструктивными. У Даниила, из всех опрошенных детей, возникло сразу несколько ответов. Это говорит о том, что навыки общения у него на высоком уровне, он старается вербально решать возникающие проблемы. Андрей нашел более продуктивное решение, предложив поиграть вместе. Поэтому полученные результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками позволяют понять, насколько ребенок умеет сотрудничать, налаживать отношения со сверстниками, самостоятельно решать возникающие проблемы или прибегать к помощи взрослого. Благодаря этому опросу, стало ясно, что дети по - разному могут решать возникающие проблемы и конфликты, но готовы идти на контакт, не прибегая к физическому воздействию.
1. Метод наблюдения (средняя группа)
Шкалы оценки параметров и показателей метода наблюдения
Критерии оценки параметров |
Имя ребенка
|
Имя ребенка
|
Имя ребенка
|
Имя ребенка
|
Имя ребенка
|
Денис |
Ярослав |
Кира Б. |
Кира Ф. |
Саша К. |
|
|
Выраженность в баллах |
||||
Инициативность |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Чувствительность |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Эмоциональный фон |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Выводы: Данный метод наблюдения показал, насколько дети этой группы проявляют инициативу, какие чувства и эмоции испытывают по отношению друг к другу. Саша очень активный мальчик и старается успеть везде и со всеми. Он активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. У Ярослава и Киры Ф. слабо выражена чувствительность, они лишь в редких случаях реагируют на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. В большей степени у детей преобладают позитивные эмоции, что не может не радовать. По данной методике можно сделать вывод, что детям младшего возраста легче принять чужие идеи и действия, чем предложить свои и, тем более отстоять их.
2. Диагностика сформированности навыков общения у детей
Имя ребенка |
Желание вступать в контакт |
Умение организовать общение |
Знание норм и правил |
общий балл |
Денис |
3 |
2 |
3 |
16 |
Ярослав |
2 |
2 |
2 |
10 |
Кира Б. |
2 |
3 |
3 |
15 |
Кира Ф. |
2 |
2 |
2 |
10 |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
18 |
Вывод: В ходе наблюдения, у детей в большей степени, преобладают средние показатели при контакте со сверстниками. Так же наблюдался средний уровень умения организовать общение, дети недостаточно инициативны. Знание норм и правил поведения при общении развито у них хорошо, они все называют друг друга по именам. В общении с взрослыми дети легко идут на контакт, называя по имени отчеству. Навыки умения организовать общение, наблюдались в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста.
1. Диагностическая методика «Капитан корабля».
2. Диагностика сформированности навыков общения у детей по методике «Картинки».
Рис.1
Рис.2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.