Диагностическая работа по русскому языку 2 класс

  • doc
  • 21.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 кл. диагн.раб.по русск.яз..doc

Диагностические работы по русскому языку, 2 класс

 

Диагностическая работа № 1

 

«Повторение материала, изученного в первом классе»

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Известные орфограммы подчеркни.

При проверке записанного текста раздели слова на слоги и поставь ударение.

[па́вл’ик  и  й’у́ра  бра́т’й’а].  [д’н’ом  ма́л’ч’ик’и    иду́т   на   рыба́лку].   [вот  и    р’э́ч’ка   к’а́з’ма].   [малышы́   ста́л’и    рыба́ч’ит’].   [й’у́ра    вы́тащ’ил       о́кун’а,   а   па́вл’ик    щ’у́ку].    [ма́ма    сва́р’ит   уху́].

 

Задание № 2.

Запиши слова в два столбика: в 1 – слова, орфограммы в которых можешь объяснить, во 2 – слова, орфограммы в которых объяснить не можешь. Орфограммы подчеркни.

Вышили, пищать, мощный, пчёлка, мальчонка, хоккей, съезд.

 

 

Вариант № 2.

 

Задание № 1.

Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Известные орфограммы подчеркни.

При проверке записанного текста раздели слова на слоги и поставь ударение.

[й’а    и  п’о́с’ик      шу́стр’ик     с    утра́      ушл’и́     в   л’эс].     [шу́стр’ик    цэ́лый’   ч’ас   б’э́гал   за   пт’и́ч’кам’и].   [он   испуга́л    пушы́стуй’у     б’э́лку].    [а  й’а      нашла́    тр’и      б’э́лых  гр’иба́].

 

Задание № 2.

Запиши слова в два столбика: в 1 – слова, орфограммы в которых можешь объяснить, во 2 – слова, орфограммы в которых объяснить не можешь. Орфограммы подчеркни.

Пирожок, кружили, урчать, печной, группа, чёрный, съест.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею переводить звуковую запись слов в буквенную

 

 

Умею выделять изученные орфограммы

 

 

Умею делить слова на слоги

 

 

Умею определять место ударения в слове

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

Диагностическая работа № 2а  («на входе»)

 

«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

Один мальчик решил звуковые записи слов превратить в буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций. Оцени его результат. Правильно записанные слова отметь знаком «+».


[захат’э́ла] – з_х_тэла

[даро́га] – д_рога

[ас’и́на] – _син_

[о́с’л’ик’и] – _слики

[б’ир’ига́] – бер_га

 


 

Задание № 2.

Определи, в каких парах слов звуки позиционно чередуются. Выпиши эти пары слов.


[со́н’а] – [са́н’а]

[лук] – [лак]

[сом] – [самы́]

[б’э́лк’и] – [б’илк’и́]

[р’ика] – [р’э́к’и]

 


 

 

 

Вариант № 2.

 

Задание № 1.

Один мальчик решил звуковые записи слов превратить в буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций. Оцени его результат. Правильно записанные слова отметь знаком «+».


[вр’э́м’а] – врэм_

[пасу́да] – п_суд_

[м’итро́] – м_тро

[стал’и́ца] – ст_лица

[о́ващ’и] – ов_щи

 


 

Задание № 2.

Определи, в каких парах слов звуки позиционно чередуются. Выпиши эти пары слов.


[пара́] – [па́ра]

[сук] – [сок]

[дом] – [дама́]

[стр’э́лк’и] – [стр’илк’и́]

[ствол] – [ствалы́]

 


 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею находить ошибки в словах с пропусками орфограмм слабых позиций

 

 

Умею определять позиционно чередующиеся звуки

 

 

Своё дополнение:

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

 

 

Диагностическая работа № 2б   («на выходе»)

 

«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

 

[у   ко́л’и    в   руках   бума́жный’     зм’эй’].    [ма́л’ч’ик   сам   кл’э́ил    зм’э́й’а     цэ́луй’у     н’ид’э́л’у].    [пал’ит’и́т      и́л’и     н’эт]?    [ура́]!   [зм’эй’      набра́л    высату́   и   л’ит’и́т].   

 

Задание № 2.

Из данных пар слов выпиши только те пары, в которых есть позиционно чередующиеся гласные звуки.  Укажи, какие именно звуки чередуются.


[сом] – [сам]

[сом] – [самы́]

[по́лк’и] – [па́лк’и]

[полк] – [палкʹи́]


 

 

Вариант № 2.

 

Задание № 1.

Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Орфограммы слабых позиций пропусти.

[по́сл’и    т’о́плых   дажд’э́й’    бы́стра   расту́т      гр’ибы́].     [в’э́с’ила   в   э́ту   по́ру   брад’и́т’    в   л’ису́]!  [на   ка́ждам    шагу́    кар’и́ч’н’ивай’а    шл’а́пка],  [то́л’ка    усп’ива́й’     ср’иза́т’].

 

Задание № 2.

Из данных пар слов выпиши только те пары, в которых есть позиционно чередующиеся гласные звуки.  Укажи, какие именно звуки чередуются.


[вол] – [вал]

[ствол] – [ствалы́]

[в’о́дра] – [вы́дра]

[в’о́дра] – [в’идро́]


 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею определять позиционно чередующиеся звуки

 

 

Умею писать слова с пропуском орфограмм слабых позиций

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая работа № 2в   (вариативная)

 

«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»

 

Задание № 1.

Найди среди предложенных звуковых записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменениями звуковыми парами ниже

[дом]       [л’исно́й’]        [дамаво́й’]        [л’эс]        [да́ма]         [дама́]     [л’иса́]       

 

Задание № 2.

Соедини линией соответствующие названию звуки

 


                   Сильная позиция                                               Слабая позиция

 

[а́]  [и]  [о́]  [ы́]  [у́]  [у]  [ы]  [э́]  [и́]  [а]                           [а́]  [и]  [о́]  [ы́]  [у́]  [у]  [ы]  [э́]  [и́]  [а]    

 

Задание № 3.

Укажи, какими буквами на письме могут обозначаться гласные звуки в слабой позиции

 

                          [а]                        [и]                         [ы]                         [у]  

 

 

 

 


Задание № 4.

Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти звуки.

[страка́]  -  [стро́к’и́]                     [по́ч’ка]  -  [па́ч’ка]                   [п’э́ла]  -  [п’ила́] 

 

Задание № 5.

Ученики записывали слово  [л’игушы́ный’]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике.

 


            л_г_ши́н_й                               л_гуши́н_й                              л_гушы́н_й         

 

Задание № 6.

Запиши высказывание буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.

[ад’э́ла    о́с’ин’    в    зо́лата    маладу́й’у    ас’и́нку]. 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею находить среди предложенных звуковых записей слов изменения одного и того же слова

 

 

Умею соотносить гласные буквы с соответствующими им  гласными звуками

 

 

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею определять позиционно чередующиеся звуки

 

 

Умею записывать слова с пропусками слабых позиций

 

 

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

Диагностическая работа № 3а   («на входе»)

«Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?»

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

Составь транскрипцию слов, укажи  сильные и слабые позиции звуков специальными обозначениями.

Заморозки,   разбежался,  сбросить,  поезд,   счастье.

 

Задание № 2. 

Запиши данные слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций  (транскрипцию списывать не надо).    

[ст’ина́], [хлапо́к],  [даро́шка], [дожди’нкʹи], [дощ’], [р’идо́к].  

 

Задание №3.

Измени каждое слово так, чтобы оно называло один предмет. Запиши транскрипцией пары слов,  указав позиционно чередующиеся звуки. Рядом с транскрипцией запиши слова буквами, пропустив слабые позиции; сильные позиции укажи  значком «клювик».

Полюсы,  ландыши,  колосья, тетради, пташки.

 

Вариант № 2.

Задание №1.

Составь транскрипцию слов, укажи  сильные и слабые позиции звуков специальными обозначениями.

Замазка,   сбежали,  подскочил,  выезд,   дождь.

 

Задание №2.

 Запиши данные слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций  (транскрипцию списывать не надо).    

[сп’ина́], [халадо́к],  [ладо́шка], [дожд’инкʹи],   [гвос’т’],   [л’идо́к].  

 

Задание №3.

Измени каждое слово так, чтобы оно называло один предмет. Запиши транскрипцией пары слов,  указав позиционно чередующиеся звуки. Рядом с транскрипцией запиши слова буквами, пропустив слабые позиции; сильные позиции укажи  значком «клювик».

Виражи,  камыши,  полозья, тетради, прыжки.

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею записывать слова транскрипцией

 

 

Умею определять сильную и слабую позицию звуков

 

 

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею определять позиционно чередующиеся звуки

 

 

Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций

 

 

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

Диагностическая работа № 3б  («на выходе»)

«Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?»

Задание № 1.

Запиши парные согласные звуки, которые могут чередоваться.

 

Задание № 2.

Определи сильную и слабую позиции согласных, соедини эти звуки со схемами

                  


                               [гол]                     

                               [сат]                                                       

                               [го́рк’и]                                                                                 

                               [дуп]                   

           •                  [каса́]                  

 

 

  

 

           


 

Задание № 3.

Переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском ОСлП. Дополни схему, укажи в ней позицию выделенных согласных звуков

 

 

                 __________________                                              _____________________

 [ло́шка] - __________________                          [раздал’и]-  _____________________

                  __________________                                              _____________________

 [ска́ска] - __________________                          [вагза́л] -        _____________________

 

Задание № 4.

Переведи звуковые записи в буквенные. Распредели слова относительно схем, запиши их с пропуском ОСлП

[дво́й’ка],    [шл’а́па],    [св’э́ч’ка],   [шнурк’и́],    [сра́зу],    [зм’э́й’ка] 

                        __________________________________________________________

        [в], [в’]:   __________________________________________________________

             

   ___________________________________________________________                                                                                                    :  ___________________________________________________________

 

Задание № 5.

Ученики записывали словосочетание [на тра́фку].   Вот, что у них получилось.

Укажи правильный ответ, поставив знак «+» в квадратике

 


     на  тра́_ку                н_  _ра́_к_                     н_  тра́_ку                н_  трафк_

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею записывать слова транскрипцией

 

 

Умею определять сильную и слабую позицию звуков

 

 

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею определять позиционно чередующиеся звуки

 

 

Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций

 

 

Умею работать со схемами

 

 

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

Диагностическая работа № 4

 

«Как проверить орфограмму по словарю?»

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

Не пользуясь словарём, запиши слова буквами в два столбика. В первый столбик – слова, в написании которых уверен (пиши их без пропусков орфограмм). Во второй – слова, в написании которых сомневаешься (орфограммы, в которых не уверен, пропусти).

[варо́на],        [каранда́ш],    [рабо́та],       [б’ир’о́за],       [клас],             [д’э́вач’ка],      [уч’ин’и́к],  [м’идв’э́т’],    [саба́ка],         [пасу́да],       [тава́рищ’],      [й’а́гада],        [капу́ста],         [кан’к’и́].

 

Задание № 2.

Прочитай слова. Выбери те из них, орфограммы в которых по орфографическому словарю не сможешь проверить. Запиши эти слова, обозначая непроверенную орфограмму знаком вопроса. Слова, орфограммы в которых проверишь по орфографическому словарю, запиши буквами без пропусков и знаков вопроса. Проверенную по словарю орфограмму обведи в кружок.

С   книгам (и,е),        пр (а,о) пе (л,лл)(и,е) р,       на   лужайк (и,е)            уч (ё,о) ба.

 

 

Вариант № 2.

Задание № 1.

Не пользуясь словарём, запиши слова буквами в два столбика. В первый столбик – слова, в написании которых уверен (пиши их без пропусков орфограмм). Во второй – слова, в написании которых сомневаешься (орфограммы, в которых не уверен, пропусти).

[п’ина́л],        [каро́ва],         [пал’то́],         [в’э́т’ир],        [ру́ск’ий’],     [машы́на],      [уч’и́т’ил’],  [т’итра́т’],      [саро́ка],         [малако́],        [уража́й’],       [за́й’иц],         [заво́т],           [лапа́та].

 

Задание № 2.

Прочитай слова. Выбери те из них, орфограммы в которых по орфографическому словарю не сможешь проверить. Запиши эти слова, обозначая непроверенную орфограмму знаком вопроса. Слова, орфограммы в которых проверишь по орфографическому словарю, запиши буквами без пропусков и знаков вопроса. Проверенную по словарю орфограмму обведи в кружок.

С   ручкам (и,е),        (и,е) (л,лл) юстрац (и,ы) я,     на   пл (а,о) ща (д,т) к (и,е),         ш (ё,о) рох.

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею определять сильную и слабую позицию звуков

 

 

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею проверять орфограммы слабых позиций по словарю

 

 

Умею записывать изученные слова из словаря без ошибок, не пропуская орфограмму слабой позиции

 

 

Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

Диагностическая работа № 5

 

«Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?»

 

Вариант № 1.

Задание № 1.

Проверь, изменяются ли данные слова. Запиши как можно больше изменений каждого слова, которое может изменяться.

Пенал, готовлю, ученик, кафе.

 

Задание № 2.

Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными и проверяя орфограммы. Непроверенные орфограммы пропусти, если точно не помнишь, как они грамотно пишутся.

[но́ч’й’у    в’й’у́га   зам’ила́    фс’э    даро́шк’и].  [мы   скал’з’и́м   на   лы́жах   па   л’исны́м  пал’а́нам].            [вакру́к   стай’а́т   д’ир’э́в’й’а    в    з’и́мн’им    нар’а́д’и].          [б’ир’о́зы     и   ас’и́ны     пакры́ты    пушы́стым     с’н’э́гам].       [со́лн’ич’ный´    луч’    асв’ит’и́л    стро́й’ныи    д’ир’э́в’й’а].   [харашо́    в    л’ису́]!           

 

Вариант № 2.

 

Задание № 1.

Проверь, изменяются ли данные слова. Запиши как можно больше изменений каждого слова, которое может изменяться.

Петух, рисую, карандаш, шоссе.

 

Задание № 2.

Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными и проверяя орфограммы. Непроверенные орфограммы пропусти, если точно не помнишь, как они грамотно пишутся.

[в   на́шым   двар’э́      рос    бал’шо́й’    кл’он].   [в    з’и́мн’ии   дн’и    на   кл’он     пр’ил’ита́ла    ста́й’а     гало́дных    драздо́ф].           [р’иб’а́та      пав’э́с’ил’и      пт’и́цам      карму́шку]. [насы́пал’и        туда́      ра́зных       з’о́р’ин      и    кро́шык     хл’э́ба].       [дразды́     был’и́    ра́ды   фку́снаму      аб’э́ду].            [харо́шыи   друз’й’а́      у    пти’ц]!  

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Мои умения *

Моя

оценка

Оценка

учителя

Умею определять сильную и слабую позицию звуков

 

 

Умею переводить звуковую запись в буквенную

 

 

Умею изменять слова

 

 

Умею проверять орфограммы слабых позиций изменением слова

 

 

Умею записывать изученные слова из словаря без ошибок, не пропуская орфограмму слабой позиции

 

 

Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций

 

 

Умею находить в словах изученные орфограммы

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

Диагностическая работа № 6а   («на входе»)

 

«Какие орфограммы можно проверять, изменяя слово?»

(«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»)

 

Вариант № 1.

 

Задание № 1.

Измени  форму  слова  и  выдели  основу и окончание  в  словах

 


волна  – ____________  

ключик  – __________             

ветер  – ____________        

кино  –  _____________

шла –  ______________       

читает  – ____________            

нести –  _____________      

большой – ___________


 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

Умения *

Оценка ученика

Оценка учителя

Умею изменять слова, называющие предмет

 

 

Умею изменять слова, называющие признак

 

 

Умею изменять слова, называющие действие

 

 

Умею выделять окончание и основу в словах, называющих  предмет

 

 

Умею выделять окончание и основу в словах, называющих  признак

 

 

Умею выделять окончание и основу в словах, называющих  действие

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая работа № 6 б   (в течение изучения темы)

 

«Какие орфограммы можно проверять, изменяя слово?»

(«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»)

 

Вариант № 1.

 

Даны слова: [стина́], [дила́], [пэ́рвый], [палто́], [привисти́]

Задание № 1.

Запиши слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций.

 

Задание № 2.

Проверь орфограммы в каждом слове.

 

Задание № 3.

Укажи способ проверки.

 

Задание № 4.

Выдели основу и окончание.

Вариант № 2.

 

Даны слова: [спина́], [пала́], [сэ́рый], [кино́], [принисти́]

Задание № 1.

Запиши слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций.

 

Задание № 2.

Проверь орфограммы в каждом слове.

 

Задание № 3.

Укажи способ проверки.

 

Задание № 4.

Выдели основу и окончание.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

Умения *

Оценка ученика

Оценка учителя

Умею   переводить  звуковую  запись  слова   в буквенную

 

 

Умею писать слово с «дырками»

 

 

Умею проверять слабые позиции в слове

 

 

Умею подбирать способ проверки для слов с орфограммами слабых позиций

 

 

Умею выделять окончание и основу

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

 

 

Диагностическая работа № 6 в («на выходе»)

 

«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»

 

Задание №1.

Маша считает, что окончание это последняя буква в слове.  А Петя считает, что окончание – это часть слова, которая изменяется при изменении слова (например, по числу). С кем ты согласен? Почему? Зафиксируй свой ответ в виде модели.

 

Задание №2.

С каким высказыванием ты согласен:

1.в слове рисовать нет окончания;

2.в слове рисовать нулевое окончание;

3.в слове рисовать окончание - ть.

Я…

 

Задание №3.

Миша проверял орфограммы слабых позиций в словах. Чтобы проверить орфограммы он изменял слова по числу. Проверь его работу. Согласен ли ты с Мишей? Если найдёшь ошибки, выполни задание по-своему.

р-ка – реки – река,                                       на самой верхушк-  - верхушки – на самой верхушки,

дожд-к –дожди –дождик,                         д-ска – доски - доска

 

Задание №4.

Маша выделяя в слове домик  основу и окончание рассуждала так: «Чтобы выделить окончание, надо слово изменить домик-дом, значит окончание ик».

Подумай и выскажи своё мнение.

 

Задание №5.

Выдели основу и окончание в словах.

Герой, долой, голубой

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

 

Умения *

Оценка ученика

Оценка учителя

Умею объяснять  понятие:  что такое окончание

 

 

Умею выделять основы и окончания в словах-действиях

 

 

Умею проверять орфограмм слабых позиций способом изменения слова

 

 

Умею выделять основу и окончание в словах-предметах

 

 

Умею выделять основу и окончание в разных словах

 

 

Умею проверять работу другого ученика

 

 

 

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

 

 

 

Диагностическая работа № 7а    («на входе»)

 

«Есть ли у слов родственники?»

 

Вариант № 1.

Задание № 1.

Прочитай слова, с которыми работали другие ученики. Они выбирали родственные слова и записывали их в отдельные столбики.

 

Голубь, голубоватый, голубцы, голубятня, приголубить, голубка, голубеть.

 

Слава  выполнил задание так:


голубь

голубцы

голубятня

голубка

 

голубоватый

голубушка

 

 

 

приголубить

голубеть

 

 

 


 

Ø  Правильно ли выполнил задание Слава?  Выполни задание так, как считаешь ты. Выдели в однокоренных словах корень.

 

Вариант № 2.

Задание № 1.

Прочитай слова, с которыми работали другие ученики. Они выбирали родственные слова и записывали их в отдельные столбики.

 

Кровоточить, кровушка, кровельное, кровавый, бескровный, окровавленный, кровельщик, кроватный, покров, кров.

 

Люба  выполнила задание так:


кровоточить

кровушка

кровавый

бескровный

 

 

кроватный

кровельщик

кровельное

 

 

 

кров

покров

 

 

 


Ø  Правильно ли выполнил задание Слава?  Выполни задание так, как считаешь ты. Выдели в однокоренных словах корень.

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Умения *

Оценка ученика

Оценка учителя

Умею определять родственные слова

 

 

Умею выделять корень в слове

 

 

Умею оценивать работу другого ученика

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения  

 

Диагностическая работа № 7б    («на выходе»)

 

«Есть ли у слов родственники?»

 

Задание № 1.

Прочитай, что в народе говорят о зимнем месяце – феврале. Запиши эту народную примету. Определи, есть ли в ней родственные слова.

Коля считает, что слова вьюги и метели – родственники: слово метель объясняется словом вьюга; метель – это сильный ветер со снегом, вьюга.

Можно ли согласиться с доказательством мальчика? Почему? Выскажи своё мнение. Зафиксируй свой ответ в виде модели.

 

Вьюги и метели под февраль полетели.

 

 

Задание № 2.

В каком из слов, родственных слову снег, присутствует непозиционное чередование звуков? Обоснуй свой ответ.

 

1. снеговик                                 2. снеговой                                 3. подснежник

Я считаю, что …

 

Задание № 3.                                                                        

Какое слово подходит к этой схеме:               чик     и

 

1.      стульчики                    2.  ключики                          3.  мальчики

 

Задание № 4.

Проверь пропущенные орфограммы в словах.

Зв__риный, п__лезный, вр__дить, г__стить, уч__ник, с__лач.

 

Задание №5.

Распредели данные слова на группы: в 1 столбик – родственные слова, во второй –формы слова. Корень выдели.

Писатель, письмо, письмецо, письменный, выписывать, список, письма, надпись, списки.

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Умения *

Оценка ученика

Оценка учителя

Умею объяснить, какие слова являются родственными

 

 

Умею определять непозиционное чередование звуков

 

 

Умею подбирать к модели слова

 

 

Умею проверять слабые позиции в корне  слова

 

 

Умею различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова

 

 

Умею выделять корень слова в изменении одного и того же слова

 

 

Умею выделять корень слова в родственных словах

 

 

Умею оценивать работу   другого ученика

 

 

  *   Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения