Диагностические работы по русскому языку, 2 класс
Диагностическая работа № 1
«Повторение материала, изученного в первом классе»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Известные орфограммы подчеркни.
При проверке записанного текста раздели слова на слоги и поставь ударение.
[па́вл’ик и й’у́ра бра́т’й’а]. [д’н’ом ма́л’ч’ик’и иду́т на рыба́лку]. [вот и р’э́ч’ка к’а́з’ма]. [малышы́ ста́л’и рыба́ч’ит’]. [й’у́ра вы́тащ’ил о́кун’а, а па́вл’ик щ’у́ку]. [ма́ма сва́р’ит уху́].
Задание № 2.
Запиши слова в два столбика: в 1 – слова, орфограммы в которых можешь объяснить, во 2 – слова, орфограммы в которых объяснить не можешь. Орфограммы подчеркни.
Вышили, пищать, мощный, пчёлка, мальчонка, хоккей, съезд.
Вариант № 2.
Задание № 1.
Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Известные орфограммы подчеркни.
При проверке записанного текста раздели слова на слоги и поставь ударение.
[й’а и п’о́с’ик шу́стр’ик с утра́ ушл’и́ в л’эс]. [шу́стр’ик цэ́лый’ ч’ас б’э́гал за пт’и́ч’кам’и]. [он испуга́л пушы́стуй’у б’э́лку]. [а й’а нашла́ тр’и б’э́лых гр’иба́].
Задание № 2.
Запиши слова в два столбика: в 1 – слова, орфограммы в которых можешь объяснить, во 2 – слова, орфограммы в которых объяснить не можешь. Орфограммы подчеркни.
Пирожок, кружили, урчать, печной, группа, чёрный, съест.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею переводить звуковую запись слов в буквенную |
|
|
Умею выделять изученные орфограммы |
|
|
Умею делить слова на слоги |
|
|
Умею определять место ударения в слове |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 2а («на входе»)
«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Один мальчик решил
звуковые записи слов превратить в буквенные, пропуская орфограммы слабых
позиций. Оцени его результат. Правильно записанные слова отметь знаком «+».
[захат’э́ла] – з_х_тэла
[даро́га] – д_рога
[ас’и́на] – _син_
[о́с’л’ик’и] – _слики
[б’ир’ига́] – бер_га
Задание № 2.
Определи, в каких парах слов звуки позиционно чередуются. Выпиши эти пары слов.
[со́н’а] – [са́н’а]
[лук] – [лак]
[сом] – [самы́]
[б’э́лк’и] – [б’илк’и́]
[р’ика] – [р’э́к’и]
Вариант № 2.
Задание № 1.
Один мальчик решил звуковые записи слов
превратить в буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций. Оцени его
результат. Правильно записанные слова отметь знаком «+».
[вр’э́м’а] – врэм_
[пасу́да] – п_суд_
[м’итро́] – м_тро
[стал’и́ца] – ст_лица
[о́ващ’и] – ов_щи
Задание № 2.
Определи, в каких парах слов звуки позиционно чередуются. Выпиши эти пары слов.
[пара́] – [па́ра]
[сук] – [сок]
[дом] – [дама́]
[стр’э́лк’и]
– [стр’илк’и́]
[ствол] – [ствалы́]
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею находить ошибки в словах с пропусками орфограмм слабых позиций |
|
|
Умею определять позиционно чередующиеся звуки |
|
|
Своё дополнение: |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 2б («на выходе»)
«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
[у ко́л’и в руках бума́жный’ зм’эй’]. [ма́л’ч’ик сам кл’э́ил зм’э́й’а цэ́луй’у н’ид’э́л’у]. [пал’ит’и́т и́л’и н’эт]? [ура́]! [зм’эй’ набра́л высату́ и л’ит’и́т].
Задание № 2.
Из данных пар слов выпиши только те пары, в которых есть позиционно чередующиеся гласные звуки. Укажи, какие именно звуки чередуются.
[сом] – [сам]
[сом] – [самы́]
[по́лк’и] – [па́лк’и]
[полк] – [палкʹи́]
Вариант № 2.
Задание № 1.
Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными. Орфограммы слабых позиций пропусти.
[по́сл’и т’о́плых дажд’э́й’ бы́стра расту́т гр’ибы́]. [в’э́с’ила в э́ту по́ру брад’и́т’ в л’ису́]! [на ка́ждам шагу́ кар’и́ч’н’ивай’а шл’а́пка], [то́л’ка усп’ива́й’ ср’иза́т’].
Задание № 2.
Из данных пар слов выпиши только те пары, в которых есть позиционно чередующиеся гласные звуки. Укажи, какие именно звуки чередуются.
[вол] – [вал]
[ствол] – [ствалы́]
[в’о́дра] – [вы́дра]
[в’о́дра] – [в’идро́]
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею определять позиционно чередующиеся звуки |
|
|
Умею писать слова с пропуском орфограмм слабых позиций |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 2в (вариативная)
«Может ли одна и та же гласная буква обозначать разные звуки?»
Задание № 1.
Найди среди предложенных звуковых записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменениями звуковыми парами ниже
[дом] [л’исно́й’] [дамаво́й’] [л’эс] [да́ма] [дама́] [л’иса́]
Задание № 2.
Соедини линией соответствующие названию звуки
![]() |
Сильная позиция Слабая позиция
[а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [у] [ы] [э́] [и́] [а] [а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [у] [ы] [э́] [и́] [а]
Задание № 3.
Укажи, какими буквами на письме могут обозначаться гласные звуки в слабой позиции
[а] [и] [ы] [у]
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Задание № 4.
Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти звуки.
[страка́] - [стро́к’и́] [по́ч’ка] - [па́ч’ка] [п’э́ла] - [п’ила́]
Задание № 5.
Ученики записывали слово [л’игушы́ный’]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике.
![]() |
![]() |
![]() |
л_г_ши́н_й л_гуши́н_й л_гушы́н_й
Задание № 6.
Запиши высказывание буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.
[ад’э́ла о́с’ин’ в зо́лата маладу́й’у ас’и́нку].
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею находить среди предложенных звуковых записей слов изменения одного и того же слова |
|
|
Умею соотносить гласные буквы с соответствующими им гласными звуками |
|
|
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею определять позиционно чередующиеся звуки |
|
|
Умею записывать слова с пропусками слабых позиций |
|
|
|
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 3а («на входе»)
«Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Составь транскрипцию слов, укажи сильные и слабые позиции звуков специальными обозначениями.
Заморозки, разбежался, сбросить, поезд, счастье.
Задание № 2.
Запиши данные слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций (транскрипцию списывать не надо).
[ст’ина́], [хлапо́к], [даро́шка], [дожди’нкʹи], [дощ’], [р’идо́к].
Задание №3.
Измени каждое слово так, чтобы оно называло один предмет. Запиши транскрипцией пары слов, указав позиционно чередующиеся звуки. Рядом с транскрипцией запиши слова буквами, пропустив слабые позиции; сильные позиции укажи значком «клювик».
Полюсы, ландыши, колосья, тетради, пташки.
Вариант № 2.
Задание №1.
Составь транскрипцию слов, укажи сильные и слабые позиции звуков специальными обозначениями.
Замазка, сбежали, подскочил, выезд, дождь.
Задание №2.
Запиши данные слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций (транскрипцию списывать не надо).
[сп’ина́], [халадо́к], [ладо́шка], [дожд’инкʹи], [гвос’т’], [л’идо́к].
Задание №3.
Измени каждое слово так, чтобы оно называло один предмет. Запиши транскрипцией пары слов, указав позиционно чередующиеся звуки. Рядом с транскрипцией запиши слова буквами, пропустив слабые позиции; сильные позиции укажи значком «клювик».
Виражи, камыши, полозья, тетради, прыжки.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею записывать слова транскрипцией |
|
|
Умею определять сильную и слабую позицию звуков |
|
|
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею определять позиционно чередующиеся звуки |
|
|
Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций |
|
|
|
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 3б («на выходе»)
«Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?»
Задание № 1.
Запиши парные согласные звуки, которые могут чередоваться.
Задание № 2.
Определи сильную и слабую позиции согласных, соедини эти звуки со схемами
[гол]
[сат]
[го́рк’и]
[дуп]
• [каса́]
Задание № 3.
Переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском ОСлП. Дополни схему, укажи в ней позицию выделенных согласных звуков
__________________ _____________________
[ло́шка] - __________________ [раздал’и]- _____________________
__________________ _____________________
[ска́ска] - __________________ [вагза́л] - _____________________
Задание № 4.
Переведи звуковые записи в буквенные. Распредели слова относительно схем, запиши их с пропуском ОСлП
[дво́й’ка], [шл’а́па], [св’э́ч’ка], [шнурк’и́], [сра́зу], [зм’э́й’ка]
__________________________________________________________
[в], [в’]:
__________________________________________________________
___________________________________________________________
: ___________________________________________________________
Задание № 5.
Ученики записывали словосочетание [на тра́фку]. Вот, что у них получилось.
Укажи правильный ответ, поставив знак «+» в квадратике
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
на тра́_ку н_ _ра́_к_ н_ тра́_ку н_ трафк_
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею записывать слова транскрипцией |
|
|
Умею определять сильную и слабую позицию звуков |
|
|
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею определять позиционно чередующиеся звуки |
|
|
Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций |
|
|
Умею работать со схемами |
|
|
|
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 4
«Как проверить орфограмму по словарю?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Не пользуясь словарём, запиши слова буквами в два столбика. В первый столбик – слова, в написании которых уверен (пиши их без пропусков орфограмм). Во второй – слова, в написании которых сомневаешься (орфограммы, в которых не уверен, пропусти).
[варо́на], [каранда́ш], [рабо́та], [б’ир’о́за], [клас], [д’э́вач’ка], [уч’ин’и́к], [м’идв’э́т’], [саба́ка], [пасу́да], [тава́рищ’], [й’а́гада], [капу́ста], [кан’к’и́].
Задание № 2.
Прочитай слова. Выбери те из них, орфограммы в которых по орфографическому словарю не сможешь проверить. Запиши эти слова, обозначая непроверенную орфограмму знаком вопроса. Слова, орфограммы в которых проверишь по орфографическому словарю, запиши буквами без пропусков и знаков вопроса. Проверенную по словарю орфограмму обведи в кружок.
С книгам (и,е), пр (а,о) пе (л,лл)(и,е) р, на лужайк (и,е) уч (ё,о) ба.
Вариант № 2.
Задание № 1.
Не пользуясь словарём, запиши слова буквами в два столбика. В первый столбик – слова, в написании которых уверен (пиши их без пропусков орфограмм). Во второй – слова, в написании которых сомневаешься (орфограммы, в которых не уверен, пропусти).
[п’ина́л], [каро́ва], [пал’то́], [в’э́т’ир], [ру́ск’ий’], [машы́на], [уч’и́т’ил’], [т’итра́т’], [саро́ка], [малако́], [уража́й’], [за́й’иц], [заво́т], [лапа́та].
Задание № 2.
Прочитай слова. Выбери те из них, орфограммы в которых по орфографическому словарю не сможешь проверить. Запиши эти слова, обозначая непроверенную орфограмму знаком вопроса. Слова, орфограммы в которых проверишь по орфографическому словарю, запиши буквами без пропусков и знаков вопроса. Проверенную по словарю орфограмму обведи в кружок.
С ручкам (и,е), (и,е) (л,лл) юстрац (и,ы) я, на пл (а,о) ща (д,т) к (и,е), ш (ё,о) рох.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею определять сильную и слабую позицию звуков |
|
|
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею проверять орфограммы слабых позиций по словарю |
|
|
Умею записывать изученные слова из словаря без ошибок, не пропуская орфограмму слабой позиции |
|
|
Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 5
«Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Проверь, изменяются ли данные слова. Запиши как можно больше изменений каждого слова, которое может изменяться.
Пенал, готовлю, ученик, кафе.
Задание № 2.
Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными и проверяя орфограммы. Непроверенные орфограммы пропусти, если точно не помнишь, как они грамотно пишутся.
[но́ч’й’у в’й’у́га зам’ила́ фс’э даро́шк’и]. [мы скал’з’и́м на лы́жах па л’исны́м пал’а́нам]. [вакру́к стай’а́т д’ир’э́в’й’а в з’и́мн’им нар’а́д’и]. [б’ир’о́зы и ас’и́ны пакры́ты пушы́стым с’н’э́гам]. [со́лн’ич’ный´ луч’ асв’ит’и́л стро́й’ныи д’ир’э́в’й’а]. [харашо́ в л’ису́]!
Вариант № 2.
Задание № 1.
Проверь, изменяются ли данные слова. Запиши как можно больше изменений каждого слова, которое может изменяться.
Петух, рисую, карандаш, шоссе.
Задание № 2.
Запиши текст, заменяя звуковые записи буквенными и проверяя орфограммы. Непроверенные орфограммы пропусти, если точно не помнишь, как они грамотно пишутся.
[в на́шым двар’э́ рос бал’шо́й’ кл’он]. [в з’и́мн’ии дн’и на кл’он пр’ил’ита́ла ста́й’а гало́дных драздо́ф]. [р’иб’а́та пав’э́с’ил’и пт’и́цам карму́шку]. [насы́пал’и туда́ ра́зных з’о́р’ин и кро́шык хл’э́ба]. [дразды́ был’и́ ра́ды фку́снаму аб’э́ду]. [харо́шыи друз’й’а́ у пти’ц]!
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Мои умения * |
Моя оценка |
Оценка учителя |
Умею определять сильную и слабую позицию звуков |
|
|
Умею переводить звуковую запись в буквенную |
|
|
Умею изменять слова |
|
|
Умею проверять орфограммы слабых позиций изменением слова |
|
|
Умею записывать изученные слова из словаря без ошибок, не пропуская орфограмму слабой позиции |
|
|
Умею записывать слова с пропусками орфограмм слабых позиций |
|
|
Умею находить в словах изученные орфограммы |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 6а («на входе»)
«Какие орфограммы можно проверять, изменяя слово?»
(«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»)
Вариант № 1.
Задание № 1.
Измени форму слова и выдели основу и окончание в словах
волна
– ____________
ключик – __________
ветер – ____________
кино – _____________
шла – ______________
читает – ____________
нести – _____________
большой – ___________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения * |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Умею изменять слова, называющие предмет |
|
|
Умею изменять слова, называющие признак |
|
|
Умею изменять слова, называющие действие |
|
|
Умею выделять окончание и основу в словах, называющих предмет |
|
|
Умею выделять окончание и основу в словах, называющих признак |
|
|
Умею выделять окончание и основу в словах, называющих действие |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 6 б (в течение изучения темы)
«Какие орфограммы можно проверять, изменяя слово?»
(«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»)
Вариант № 1.
Даны слова: [ст’ина́], [д’ила́], [п’э́рвый’], [пал’то́], [пр’ив’ис’т’и́]
Задание № 1.
Запиши слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций.
Задание № 2.
Проверь орфограммы в каждом слове.
Задание № 3.
Укажи способ проверки.
Задание № 4.
Выдели основу и окончание.
Вариант № 2.
Даны слова: [сп’ина́], [пал’а́], [с’э́рый’], [к’ино́], [пр’ин’ис’т’и́]
Задание № 1.
Запиши слова буквами с пропусками орфограмм слабых позиций.
Задание № 2.
Проверь орфограммы в каждом слове.
Задание № 3.
Укажи способ проверки.
Задание № 4.
Выдели основу и окончание.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения * |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Умею переводить звуковую запись слова в буквенную |
|
|
Умею писать слово с «дырками» |
|
|
Умею проверять слабые позиции в слове |
|
|
Умею подбирать способ проверки для слов с орфограммами слабых позиций |
|
|
Умею выделять окончание и основу |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 6 в («на выходе»)
«Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»
Задание №1.
Маша считает, что окончание это последняя буква в слове. А Петя считает, что окончание – это часть слова, которая изменяется при изменении слова (например, по числу). С кем ты согласен? Почему? Зафиксируй свой ответ в виде модели.
Задание №2.
С каким высказыванием ты согласен:
1.в слове рисовать нет окончания;
2.в слове рисовать нулевое окончание;
3.в слове рисовать окончание - ть.
Я…
Задание №3.
Миша проверял орфограммы слабых позиций в словах. Чтобы проверить орфограммы он изменял слова по числу. Проверь его работу. Согласен ли ты с Мишей? Если найдёшь ошибки, выполни задание по-своему.
р-ка – реки – река, на самой верхушк- - верхушки – на самой верхушки,
дожд-к –дожди –дождик, д-ска – доски - доска
Задание №4.
Маша выделяя в слове домик основу и окончание рассуждала так: «Чтобы выделить окончание, надо слово изменить домик-дом, значит окончание ик».
Подумай и выскажи своё мнение.
Задание №5.
Выдели основу и окончание в словах.
Герой, долой, голубой
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения * |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Умею объяснять понятие: что такое окончание |
|
|
Умею выделять основы и окончания в словах-действиях |
|
|
Умею проверять орфограмм слабых позиций способом изменения слова |
|
|
Умею выделять основу и окончание в словах-предметах |
|
|
Умею выделять основу и окончание в разных словах |
|
|
Умею проверять работу другого ученика |
|
|
|
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 7а («на входе»)
«Есть ли у слов родственники?»
Вариант № 1.
Задание № 1.
Прочитай слова, с которыми работали другие ученики. Они выбирали родственные слова и записывали их в отдельные столбики.
Голубь, голубоватый, голубцы, голубятня, приголубить, голубка, голубеть.
Слава выполнил задание так:
голубь
голубцы
голубятня
голубка
голубоватый
голубушка
приголубить
голубеть
Ø Правильно ли выполнил задание Слава? Выполни задание так, как считаешь ты. Выдели в однокоренных словах корень.
Вариант № 2.
Задание № 1.
Прочитай слова, с которыми работали другие ученики. Они выбирали родственные слова и записывали их в отдельные столбики.
Кровоточить, кровушка, кровельное, кровавый, бескровный, окровавленный, кровельщик, кроватный, покров, кров.
Люба выполнила задание так:
кровоточить
кровушка
кровавый
бескровный
кроватный
кровельщик
кровельное
кров
покров
Ø Правильно ли выполнил задание Слава? Выполни задание так, как считаешь ты. Выдели в однокоренных словах корень.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения * |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Умею определять родственные слова |
|
|
Умею выделять корень в слове |
|
|
Умею оценивать работу другого ученика |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Диагностическая работа № 7б («на выходе»)
«Есть ли у слов родственники?»
Задание № 1.
Прочитай, что в народе говорят о зимнем месяце – феврале. Запиши эту народную примету. Определи, есть ли в ней родственные слова.
Коля считает, что слова вьюги и метели – родственники: слово метель объясняется словом вьюга; метель – это сильный ветер со снегом, вьюга.
Можно ли согласиться с доказательством мальчика? Почему? Выскажи своё мнение. Зафиксируй свой ответ в виде модели.
Вьюги и метели под февраль полетели.
Задание № 2.
В каком из слов, родственных слову снег, присутствует непозиционное чередование звуков? Обоснуй свой ответ.
1. снеговик 2. снеговой 3. подснежник
Я считаю, что …
Задание № 3.
Какое слово подходит к этой схеме:
чик и
1. стульчики 2. ключики 3. мальчики
Задание № 4.
Проверь пропущенные орфограммы в словах.
Зв__риный, п__лезный, вр__дить, г__стить, уч__ник, с__лач.
Задание №5.
Распредели данные слова на группы: в 1 столбик – родственные слова, во второй –формы слова. Корень выдели.
Писатель, письмо, письмецо, письменный, выписывать, список, письма, надпись, списки.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Умения * |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
Умею объяснить, какие слова являются родственными |
|
|
Умею определять непозиционное чередование звуков |
|
|
Умею подбирать к модели слова |
|
|
Умею проверять слабые позиции в корне слова |
|
|
Умею различать однокоренные слова и изменения одного и того же слова |
|
|
Умею выделять корень слова в изменении одного и того же слова |
|
|
Умею выделять корень слова в родственных словах |
|
|
Умею оценивать работу другого ученика |
|
|
* Критерии вырабатываются в процессе коллективного обсуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.