Работа содержит 12 тестовых заданий по синтаксису, пунктуации и орфографии. Вторая часть диагностической проверочной работы связана с умением анализировать текст, определять его основную мысль, языковые особенности, учит использовать терминологическую лексику. Может быть использована при проведении промежуточной аттестации и при подготовке к экзамену.
ДПР рус. яз. 9 класс.docx
Диагностическая проверочная работа по русскому языку. 9 класс
1. В каком предложении следует поставить запятую перед союзом И в сложном
предложении? (Знаки препинания не расставлены). Выпишите это предложение,
расставив знаки препинания.
В людях ценят доброту и смелость трудолюбие и жизнелюбие.
Вот железную дорогу построили и стало удобно.
Зимой и летом осенью и весной хорош русский лес.
Заглянуло солнце в беседку и ласково коснулось босых ног мальчишек.
Соловьи попрежнему пели страстно и звонко и нежно.
2. Выпишите грамматическую основу из предложения.
Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», был человеком
простым, но самым честным.
3. Выпишите выделенное сочетание слов, которое является составным глагольным
сказуемым.
Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
Пруд словно зеркало.
Давнымдавно задумал я взглянуть на дальние поля.
Изза долгой зимы ландыши будут цвести нескоро.
Весь следующий день был посвящён визитам.
4. Найдите предложение, в котором должно стоять тире между подлежащим и
сказуемым. (Знаки препинания не расставлены). Выпишите это предложение, расставив
знаки препинания.
Жизнь прекрасна и удивительна.
Я честный человек.
Сердце не камень
Словарь самая изменчивая часть языка.
Лесное озеро мелкое.
5. Выпишите выделенное слово, которое в предложении является определением.
Мама сварила на завтрак яйцо всмятку.
В лесу всё поосеннему поблёкло.
Дача находилась неподалёку от станции.
На набережной толпились матросы.
Сила уму уступает.
6. Выпишите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять
запятая(ые). Сделанная Пушкиным в дневнике (1) запись (2) свидетельствует о его знакомстве с
Бутурлиным – автором книги (3) рассказывающей о военных походах.
7. Найдите предложение с обособленным приложением. Выпишите это предложение.
Сейсмограф – прибор для регистрации землетрясений.
На фотографии виден сейсмограф – прибор для регистрации землетрясений.
Прибор, регистрирующий землетрясения, называется сейсмографом.
Землетрясения регистрируются с помощью специального прибора, называемого
сейсмографом.
Информация о землетрясениях фиксируется прибором, который называется
сейсмографом.
8. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Исправьте её и запишите
исправленное предложение.
С деревьев, окутанных туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги.
Иволга, обитательница берёзового леса, даёт знать о своём прибытии звучным,
похожим на флейту свистом.
Машина шла по лесу то замедляя, то ускоряя ход, и скоро совсем остановилась.
Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей.
Он плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.
9. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство? Выпишите это
предложение.
В 1798 году, когда армия Наполеона вступила в Каир, европейцы заново открыли
древнюю страну – Египет.
В начале Х1Х века, после похода Наполеона, в крупнейших музеях мира появились
коллекции египетских древностей.
Наполеон, отправляясь в Египет, пригласил с собой учёных.
Вечером на горизонте солнце будто задержалось, и долго нежилась под его
тёплыми лучами долина.
Перед Европой открылся мир Древнего Востока, неведомый доселе.
10. На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении? Выпишите эти цифры.
Ну (1) не скучайте (2) мои милые (3) и пишите мне почаще.
11. Определите вид синтаксической связи слов в словосочетании пришел вовремя:
а) согласование
б) управление
в) примыкание
12. В каких словах пишется буква О после шипящих?
а) туш...нка г) ш…рох
б) холщ…вый д) певуч… в) бельч…нок е)вооруж…нный
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в синем
кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В
томике были собраны поэмы Пушкина.
(4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым радостным чувством,
которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по
моховым кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой
поляна, вся в цветах, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а
потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким,
шелковистым травам плодородной земли тихо радует.
(7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины
сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались
удивительно легко, претворяя во чтото праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В
моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми
примята трава, ещё не стряхнувшая капель утренней росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это
делало меня счастливым, а жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть
грамотным!
(12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне ближе и понятнее. (13)Прочитав
несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе спокойно сложилась
стойкая уверенность.
(15)Я не один на земле. (16)И не пропаду!
(По М. Горькому)
13. Какое высказывание является подтверждением мысли автора текста, содержащейся
в предложениях 15 – 16? Ответ запишите цифрой.
1) «В книгах великих поэтов заключено особое очарование; эти книги вызывают в
нас наслаждение: разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
становятся живыми друзьями для нас». (Ф. Петрарка)
2) «Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные
с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь всё». (Василий I
Македонянин)
3) «Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги
– и то уже счастье». (Ч. Лэм)
4) «Надо знать книгу. Надо любить и верить в неё. Надо выработать в себе
уменье и практическую сноровку работать при помощи книги». (Н.А. Рубакин)
14. Из предложений 1 – 3 выпишите контекстные синонимы. 15. Какое лексическое значение имеет слово ЛЁГКИЙ в предложении 10? Выпишите
это значение.
незначительный по весу
ловкий, изящный, быстрый
простой, доступный для усвоения
беззаботный, счастливый
уживчивый, покладистый
16. Из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН в
суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
17. Среди предложений 7 – 11 найдите сложное предложение, в состав которого входит
односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение(я) с обособленным определением,
выраженным причастным оборотом. Напишите номер(а) этих предложений.
19. Среди предложений 7 – 13 найдите предложение(я) с обособленным
обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер(а) этих
предложений.
20. Среди предложений 1 – 7 найдите сложносочинённое(ые), укажите его(их)
номер(а).
21.В какой цепочке слов местоимения пишутся раздельно?
а) (Кое) (у) каких, (кое) (над) чем, (кое) (при) ком;
б) кое (какой), что (либо), кто (нибудь), чей (то).
22.Прочитайте фрагмент сочинения ученика 9 класса, написанного на основе текста,
который вы анализировали. В этом сочинении рассматриваются языковые особенности
текста. Два термина, использованные в сочинении, пропущены.
Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите
цифру 0.
«Максим Горький, рассказывая о своих впечатлениях от чтения поэм Александра
Сергеевича Пушкина, часто употребляет _____ («неизъяснимым радостным
чувством» в предложении 4,
«великолепные поэмы» в предложении 12).
Приподнятое настроение автора передают ______ (предложения 11, 16)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) метафоры
3) эпитеты
4) однородные члены предложения
5) восклицательные предложения 6) обращения
23.Среди предложений 1 – 7 найдите сложноподчинённое с двумя придаточными,
укажите его номер.
24.Объясните, чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых.
Ответы
1. Вот железную дорогу построили, и стало удобно.
2. Миронов был человеком простым, но самым честным.
3. Давнымдавно задумал я взглянуть на дальние поля.
4. Словарь – самая изменчивая часть языка.
5. Мама сварила на завтрак яйцо всмятку.
6. 3
7. На фотографии виден сейсмограф – прибор для регистрации землетрясений.
8. Машина шла по лесу, то замедляя, то ускоряя ход, и скоро совсем остановилась.
9. В начале Х1Х века, после похода Наполеона, в крупнейших музеях мира
появились коллекции египетских древностей.
10.1, 2, 3
11.Примыкание
12.б, в, г
13.2
14.Томик, книга, поэмы
15.Беззаботный, счастливый
16.Собраны, охваченный, озарённая
17.8
18.4, 5
19.7, 8, 13
20.5, 6
21.а
22.3, 5
23.4
24.3 балла за полный ответ
Оценка результатов.
3734 балла – высокий
3328 баллов – повышенный
2718 баллов – базовый
17 баллов и менее – низкий
Диагностическая работа по русскому языку. 9 класс
Диагностическая работа по русскому языку. 9 класс
Диагностическая работа по русскому языку. 9 класс
Диагностическая работа по русскому языку. 9 класс
Диагностическая работа по русскому языку. 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.