Диагностические методики по изучению личности и коллектива
Оценка 4.9

Диагностические методики по изучению личности и коллектива

Оценка 4.9
docx
17.04.2022
Диагностические методики по изучению личности и коллектива
Диагностические методики по изучению личности и коллектива.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТАТАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

Диагностические методики по изучению личности и коллектива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Бобошко Илья

 

 

1.Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

 

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных

умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три

разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и

анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с

различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу

пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению

рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети

могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор

они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде

силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

 продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров

на рукавичках;

 умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать,

аргументировать и т.д.;

 взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у

друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

 взаимопомощь по ходу рисования;

 эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с

удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу

необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства.

Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своём.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма

некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором.

Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию

относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и

координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого

замысла.

 

 

2.МЕТОДИКА «ЦВЕТНИК - СЕМИЦВЕТИК».

 

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проран жированы.

Обработка и интерпретация результатов. Для анализа результатов удобно составить следующую таблицу:

 

 

Ф.И.О

Желание для себя

Для родных и близких

Для класса и школы

Для всех людей

1.Антонова Аня

3

 

1, 2, 6

4, 5

7

 

3.МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Цель: определить общественную активность учащихся.

Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковым номером перед каждой фамилией, а также даётся краткое описание ориентиров для оценки общественной активности школьников. Предлагается 5 ориентиров:

1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.

2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.

5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.

 

 

4.Методика «Дерево»

Цель отследить комфортное пребывания ребенка в лагере и его самооценки.

 

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

 

Инструкция дается в следующей форме: « Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

 


https://konspekta.net/lektsiacom/baza8/3321690550368.files/image002.jpg

https://konspekta.net/lektsiacom/baza8/3321690550368.files/image002.jpg


Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию

№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

5.Текст-рисунок

 

Цель: выявить самочувствие детей, их настроение складывающееся в лагере.

Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.

 

Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.

 

6.Фантастический выбор

 

Этот метод требует от педагога игровой инструментовки. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Они называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки, чего ты попросишь для себя?

Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

-Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

Фантастический выбор может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.

 

 

 

 

 

 

7.Акт добровольцев

 

Методика рассчитана на практически-действенный свободный выбор.

Детям предлагается избрать поведение, в котором реально проявляются ценностные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто хочет сделать доброе дело? Кто мог бы поработать для общего блага? и т.д.

При этом исключаются агитация, психологическое давление на личность и какая-либо оценка в адрес избранного поведения. Заранее подыскивается реальное дело, небольшое по объему и краткое по времени. Дети, сделавшие позитивный выбор, его исполняют.

Для изучения межличностных отношений в группе используется социометрия. Можно провести социометрический эксперимент «У кого больше карточек», разработанный Я.Л.Коломинским.

Цель: определение статусного положения воспитанника в отряде

Процедура проведения: В помещение, в котором проводится эксперимент, воспитанники входят по - одному. Каждому предлагается по шесть карточек двух разных цветов, на обратной стороне которых написан присвоенный ему порядковый номер (номер по списку). Заранее готовятся отдельные листы с именами всех воспитанников отряда.

Инструкция: «Эти карточки можно положить любым детям отряда. Карточки оранжевого цвета положи тому, с кем бы ты хотел(а) сидеть за одним столом в столовой, зеленого цвета - быть в одной группе по подготовке отрядных дел; желтого цвета - с кем бы ты хотел(а) жить в одной комнате. Никто не будет знать, кому ты положил (а) карточку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь».

Результаты эксперимента (выборы детей) фиксируются в социометрической таблице (матрице), там же осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находятся взаимные выборы (взаимный выбор обозначается крестиком, заключённым в кружке).

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

 

Ü. Звезда – 5 и более выборов.

 

Ü. Предпочитаемый – 3-4 выбора.

 

Ü. Принятый – 1-2 выбора.

 

Ü. Не принятый – 0 выборов.

 

Для обеспечения реализации функции контроля обязательно должна быть установлена обратная связь между объектом и субъектом управления. Так, оценка ребятами привлекательности проводимых мероприятий, показатели «экрана настроения», информация, полученная в ходе личной беседы с детьми - все это сигналы обратной связи, которая обеспечивает единство и взаимосвязанность всех составляющих процесса управления деятельностью отряда. Именно по каналу обратной связи циркулирует так нужная вам в вашей вожатской работе информация.

Знание настроений детей, предпочитаемых ими видов деятельности, уровня (степени) их удовлетворенности от своего пребывания в отряде, установившегося характера межличностных отношений и др. помогут вам правильно сориентироваться в выборе базовых дел, отдельных акций, в их планировании, а также в организации практической работы.

С этой целью вожатые часто практикуют использование таких достаточно широко известных методик, как «дерево интереса» и «экран настроений».

 

8 Методика «Дерево интереса»

 

Методика оценки общелагерных и отрядных дел «дерево интереса» заключается в следующем: вожатый рисует ствол дерева, который символизирует собой прожитый день. Ветви, отходящие от ствола - это конкретные дела, которыми занимались дети (игры, конкурсы, прогулки, занятия в кружках, свободное время и т.д.).

Вожатый предлагает детям с помощью отходящих от ветвей побегов и листочков оценить каждое конкретное дело:

- побеги и листочки, расположенные сверху от ветки, дают оценку со знаком «плюс»

- побеги и листочки, расположенные снизу от ветки, дают оценку со знаком «минус».

Количество листочков и побегов, имеющих знак (+), говорит о моментах, вызвавших наибольший позитивный отклик в душах детей. Чем больше листочков на побеге, тянущемся вверх, тем интереснее, более творчески прошло это дело, это мероприятие или любое другое коллективное событие из жизни отряда (Рисунок 2).

К концу смены в вашем отряде может зазеленеть целая роща деревьев с пушистой, рвущейся к солнцу кроной. И каждый тянущийся ввысь побег с зелеными листьями – это не просто красивая картинка, это живой росток интереса к жизни, который вы взрастили в сердце ребенка.

https://fsd.videouroki.net/html/2017/10/11/v_59dda2f7c8c9e/99695962_2.jpeg

 

9. Методика «Экран настроений» (16)

 

 

Для создания «экрана настроений» можно использовать цветовую гамму настроений, условившись с детьми считать, что определенному цвету соответствует определенное настроение:

красный - восторженное настроение;

оранжевый - радостное;

желтый - спокойное;

зеленый - уравновешенное;

синий - грустное;

фиолетовый - тревожное;

черный - уныние.

Каждому ребенку предлагается закрасить на экране в определенный цвет весь день или какое-либо мероприятие в соответствии со своим настроением, преобладающим в это время.

Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о перевозбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством или спровоцирует конфликт. Поэтому, когда ребята излишне эмоционально возбуждены, переполнены энергией, к ним необходимо особое внимание. Рекомендуем подбирать такие игры и дела, которые постепенно переведут их в спокойное, уравновешенное состояние.

Наверное, само собой понятно, что появление на экране сине-фиолетово-черных оттенков свидетельствует о наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Для воспитателей и вожатых важно выделить лидеров с целью использования их потенциала, это можно сделать как с помощью анкетирования, так и в игровой форме (упражнения «Лидер», «Космос»).

 

10. Метод самооценки

Цель: этот метод позволяет оценить состояние, которое субъективно переживается как состояние напряжения, беспокойства" озабоченности, нервозности.

Воспитанник получает следующую инструкцию: «Прочитайте внимательно предложения текста и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. На вопрос надо отвечать сразу, не задумываясь»

Шкала самооценки

п/п

Самооценка

Ответы

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я чувствую себя свободно

4

3

2

1

2

Я нервничаю

1

2

3

4

3

Я не чувствую напряженности

4

3

2

1

4

Я доволен

4

3

2

1

5

Я озабочен

1

2

3

1

 

Общий показатель может находиться в диапазоне от 5 (полное отсутствие тревоги, психологический комфорт) до 20 баллов (чрезвычайно высокий уровень тревоги, психической напряженности). Для последующих расчетов принимаем: 5 единиц - 1 балл, 6-10 единиц - 1,25 балла, 10-15 единиц - 1,5 балла, 15-20 единиц - 2 балла.

 

Для оценки психологического климата коллектива можно использовать такие диагностические методики, как

 

 

 

 

11. Методика «День рождения» (автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

 

Методика проведения.

 

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг.

 

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

 

—  Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

 

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:- Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

 

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

 

—  Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

 

Анализ результатов: При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

 

1. Потребность в общении:

 

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;

 

б)  «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

 

в)  выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

 

2. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.

 

3. Значимость социального окружения:

 

а)  количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов — наличие опыта общения с ними;

 

б)  половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

 

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

 

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит изучить особенности  и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированы на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого-педагогического сопровождения семьи.

 

12. Диагностическая методика “День рождения”

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений детей друг с другом.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Света – книга,

Ира – кукла и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

 

13. Тест «Можете ли вы влиять на других?»

 

Цель: выявление лидерских качеств

Инструкция: на вопросы отвечайте «да» или «нет»

Вопросы:

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих романтических отношений?

4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?

5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваши знакомые добились больших успехов в жизни, чем вы?

6. Вы бы взялись за очень трудную работу для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей?

9. Есть ли у вас график на весь день?

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?

13. Любите ли вы уличать своих учителей или начальство в том, что у него дутый авторитет?

Обработка результатов: подсчитайте количество баллов за каждый вариант ответа.

 

1: да – 5, нет – 2 2: да – 0, нет – 5 3: да – 6, нет – 0

 

4: да – 5, нет – 0 5: да – 5, нет – 6 6: да – 5, нет – 0 7: да – 5, нет – 0 8: да – 0, нет – 5

 

9: да – 0, нет – 5 10: да – 5, нет – 0 11: да – 5, нет – 0 12: да – 5, нет – 0 13: да – 5, нет – 0

 

Интерпретация:

Если вы набрали 65-35 баллов: вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их, вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать им обрести душевное равновесие в трудных ситуациях, поддержать их. Но если вы слишком уверены в своих убеждениях, вы можете стать тираном.

Если вы набрали 30 – 0 баллов: к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда вы можете быть преувеличенно нерешительными, что зачастую мешает вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.

 

14. Графическая методика «Кактус».

 

Цель: отношения себя в коллективе.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь».

 

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурности форм.

Скрытость, осторожность- расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества -дикорастущие, «пустынные» кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

 

15. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.

Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

 

16. Чем я силён?

Цель: выявить, в чем силен ребенок

 Эта методика состоит из шести так называемых сил.

Для проведения данной методики потребуются: лист с изображением ступенек, ручка или карандаш.

Первая сила — это сила нашего тела, она есть у каждого. Это способность чувствовать свое тело, умение трудиться, отдыхать. Это ловкость, выносливость. Подумайте о своем теле, нарисуйте себя на любой ступеньке восхождения к этой силе.

Вторая сила — умение видеть, способность воспринимать пространство, цвет, форму. Умение видеть зрительные образы, рассматривать детали, картины, чертежи. Определите, на какой ступеньке вы здесь.

Сила слуха — чувствительность к звукам природы, окружающе-го мира, умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать. Нарисуйте себя на этой лестнице.

Сила мышления — дает возможность рассуждать и делать выводы, связывая причины и следствия. Люди, обладающие этой силой, любят задачи, головоломки, доказательства. А где вы на этой лестнице?

Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей. Нарисуйте себя здесь.

Сила владения собой — умение владеть своими чувствами, кон-тролировать свои поступки. Решительность, настойчивость, терпение. На какой ступени вы?

Обработка результатов: если ребенок рисует себя на первой и второй ступенях — это низкие показатели каждой из «сил» и заниженная самооценка. Третья и четвертая ступени — средние показатели и адекватная самооценка. Пятая и шестая ступени — высокие показатели и завышенная самооценка.

 

17. Диагностика нравственной самооценки

Детям предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны.

Если полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в четыре балла; если больше согласны, чем не согласны, — оцените ответ в три балла; если не совсем согласны — оцените ответ в два балла; если совсем не согласны — оцените ответ в один балл.

Вопросы:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей.

Я думаю, что можно позволить себе нагрубить в ответ на несправедливое замечание в мой адрес.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

Мне приятно дарить людям радость.

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что нужно быть доброжелательным ко всем окружающим тебя людям.

Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: за ответ, оцененный в четыре балла, ставится единица, в три балла — две единицы, в два балла — три единицы, в один балл — четыре единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Например, четыре балла — это четыре единицы, и так далее. Интерпретация: от 34 до 40 единиц — высокий уровень нравственной самооценки, от 24 до 33 единиц — средний уровень нравственной самооценки, от 16 до 10 единиц — низкий уровень нравственной самооценки.

 

18.Фантастический выбор

Детям предлагается подумать, пофантазировать и ответить на вопросы.

Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки: что ты попросишь для себя?

Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит ее только потереть шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

Результаты данной методики могут быть оформлены письменно: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы анонимны.

 

19."Я в круге"

Цель: сплочение детского коллектива.

Проводится дважды - после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.

При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.

20. "Архитектор"

Цель: выявить межличностные отношения в лагере

В ходе этой игры перед ребятами ставится задача: "расположить" в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить), и поселить ребят из своего отряда на эти этажи (включая подвал). Принцип распределения:

Ключи:

· на 3-м этаже –будут жить близкие друзья;

· на 2 этаже –будут жить ребята, которые и не нравятся;

· на 1 этаже – ребята, которые не симпатизируют и не желания общаться с ним;

· в подвале –живут те с кем ребенок, не как не хочет общаться и вообще с ними пересекаться. Заполнить таблицу и выяснить, сколько человек располагаются на первых позиция, а какие на последних.  Работа проводится два раза в начале смены и в конце смены и выявить если есть много расположенных людей на нижней позиции, как их поднять до верхних.

 

Показатели

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Итог после двух диагностик

Лидеры

 

 

 

Популярные

 

 

 

Предпочтительные

 

 

 

Принеблагоприятные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Итог после двух диагностик

Лидеры

6 чел. – 30%

 

 

Популярные

6 чел. – 30%

 

 

Предпочтительные

3 чел. – 15%

 

 

Принеблагоприятные

5 чел. – 25%

 

 

 

60% людей занимают лидерские позиции. Это хорошо для коллектива.

 

40% людей занимают пассивные позиции и нужно постараться улучшить их до того, пока учащиеся, которые занимают нижние позиции не станут, совсем пассивные в жизни лагеря перестанут нужно постараться сделать переход из нижних ступеней на верхние.

 

Методы работы по избавлению:

1.    На собрание провести тренинг по тому, как создать вежливое отношение друг к другу уважая его права и его свободу мысли прислушиваясь к их идеям и мнения.

2.    Организовать групповую работу, разделить учащихся на группы перемешав их.

3.    Организовать коллективную игру в своем отряде перемешав всех участников.

4.    Устроить фестиваль талантов зная сильные позиции детей дать и те роли где они смогут проявить себя в сильной позиции.    

5.    Организовать совместный поход (экскурсию, праздник и т.д.).

 

В конце смены провести еще раз эту методику и узнать улучшилось ли  взаимно понимание детей друг с другом.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Цель исследования : изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений

Цель исследования : изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений

Ф.И.О Желание для себя

Ф.И.О Желание для себя

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

Предпочитаемый – 3-4 выбора. Ü

Предпочитаемый – 3-4 выбора. Ü

Методика «Экран настроений» (16)

Методика «Экран настроений» (16)

На вопрос надо отвечать сразу, не задумываясь»

На вопрос надо отвечать сразу, не задумываясь»

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения

Ребенку дается следующая инструкция – «Давай поиграем с тобой в твой день рождения

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи

Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? 12

Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? 12

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми

Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей

Сила общения — сила которая открывает все двери, позволяет нравиться и устанавливать контакт с людьми, понимать состояние других людей

Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами товарищей

Детям такой бюллетень будет интересен, так как они могут сравнить свои ответы с ответами товарищей

Показатели Входная диагностика

Показатели Входная диагностика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2022