Диагностический материал, используемый для выявления девиаций
Оценка 4.7

Диагностический материал, используемый для выявления девиаций

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
социальная работа
11 кл +1
19.05.2022
Диагностический материал, используемый для выявления девиаций
профилактика девиантного поведения
Диагностический материал, используемый для выявления девиаций.docx

Диагностический материал, используемый для выявления девиаций

 

Схема анализа отклоняющегося поведения

Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения. По результатам данного анализа можно составить индивидуальную программу профилактики или преодоления отклоняющегося поведения.

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

• сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

• эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

• пониженный фон настроения;

• импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

• низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

• склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

• ригидность – склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

• склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют – генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

• преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

• алекситимия – слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

• несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства;

• неумение отстаивать свои интересы; непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

• дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

• ложная самоидентичность и заниженная самооценка; отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

• отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

• духовность;

• здоровье и ценности здорового образа жизни;

• внешняя привлекательность; общительность, способность к сотрудничеству;

• активность;

• интеллект, специальные способности;

• целеустремленность и честолюбие;

• высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);

• творчество, хобби;

• профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

• достижения;

• любовь, дружба, значимые личные отношения;

• жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

• отсутствие родительской семьи;

• неполная семья (отсутствие отца);

• зависимая семья;

• девиантная семья;

• низкий социальный статус семьи;

• семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

• социальная изоляция;

• отсутствие поддерживающей группы сверстников;

• низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

• отсутствие близких друзей;

• отсутствие сексуального партнера;

• общественная незанятость; проблемная компания;

• проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

 

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

• состояние социально-психологической дезадаптации;

• состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

• научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

• провокация или давление со стороны.

 

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

• ситуация, в которой впервые имело место ОП;

• ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;

• степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

• состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

• что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

• последующие события (состояние, мысли, действия);

• реакция окружающих;

• что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

 

7. Заключение:

• форма и степень выраженности ОП;

• степень социальной дезадаптации;

• отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);

• поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

• ингибиторы (препятствующие условия);

• ресурсы личности; возможные пути преодоления (стратегия изменения);

• формы и методы социально-психологической помощи.

Тест на определение доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой

Цель: выявление отношения (положительного или отрицательного) подростка к себе и к обществу.

Адресат: обучающиеся школьного возраста.

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи.

Опросник состоит из 40 вопросов.

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: выявление уровня и характера тревожности, связанной со школой.

Адресат: обучающиеся школьного возраста.

Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам или предлагаться в письменном виде. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится тестирование, крайне не желательно.

Диагностика принятия других В. Фей

Цель: выявление уровня принятия других людей.

Адресат: обучающиеся 5–11 классов или в целях лучшей адаптации первокурсников.

Опросник состоит из 18 вопросов.

Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г.Н. Казанцевой

Цель: выявление причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения школьников; для количественного и качественного анализа.

Адресат: обучающиеся школьного возраста.

Опросник состоит из трех разделов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Методика исследования социального интеллекта

Цель: выявление способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Адресат: обучающиеся начиная с 9 лет.

Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.

Русскоязычная адаптация выполнена Е.С. Михайловой (Алешиной) на основе французской адаптации 1977 года.

ШТУР

Цель: выявление умственного развития подростков.

Адресат: обучающиеся 7–9-х классов.

Опросник состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Тест-опросник Кеттелла для подростков

Методика 14 PF

Цель: оценка индивидуально–психологических особенностей личности.

Адресат: обучающиеся от 12 до 16–18 лет.

Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла содержит 14 факторную шкалу.

Опросник содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего.

Время прохождения для подростков в среднем 30–40 минут.

Опросник САН

Цель: выявление оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Адресат: дети любого возраста.

Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как: старт обучения в школе; переход в среднее звено; начало пубертатного периода; поступление в старшие классы и окончание школы.

Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека.

Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда

Цель: выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Адресат: обучающиеся от 14 и старше.

Опросник состоит из 88 вопросов.

МПДО (Леонгарда – Личко)

Цель: выявление типов акцентуаций характера у подростков.

Адресат: взрослые и подростки с 11–12 лет.

Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Модифицированный опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке.

Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

Совпадение диагнозов, полученных по МПДО, с диагнозами, выставленными экспертами на основании «школьной клиники», составило 87%.

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ)

Цель: исследование движущих сил личности – внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов.

Адресат: обучающиеся от 12 до 17 лет.

Рисованный апперцептивный тест (РАТ) – это компактный модифицированный вариант Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, к которому разработан совершенно новый стимульный материал, представляющий собой контурные сюжетные картинки (схематично изображены человеческие фигурки).

Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Тестирование можно проводить, выслушивая рассказы и записывая их, но можно также дать задание и попросить обследуемого записать свои ответы самому.

Время тестирования не ограничивается, но не должно быть излишне долгим, чтобы получить более непосредственные ответы.

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптированный Н.В. Перешеиной, М.Н. Заостровцевой)

Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Адресат: обучающиеся от 12 лет и старше.

Опросник включает 40 предложений описывающих различные психические состояния, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Может использоваться для диагностики суицидального поведения подростков.

Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель: экспресс–диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Адресат: обучающиеся 8–11 класса.

Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Обработка результатов проводится по девяти субшкальным концептам. Опросник состоит из 29 утверждений.

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: выявление степени выраженности факторов риска суицида.

Адресат: обучающиеся от 12 лет и старше.

«Карта риска» состоит из 28 показателей скомпонованных в три блока. Выраженность факторов риска высчитывается и соотносится с приведенной шкалой.

Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу–психиатру за квалифицированной помощью.

Шкала безнадёжности Бека (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)

Цель: выявление уровня негативного отношения субъекта к собственному будущему.

Адресат: обучающиеся от 12 лет и старше.

Шкала предназначена для предсказания возможности самоубийства на основе мыслей о будущем и возлагаемых на него надежд и представляет собой 20 утверждений, которые отражают чувства, состояния, отношение к будущему и прошлому.

Примерное время тестирования 5–10 минут.

Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска у лиц, страдающих депрессией, а также у людей, ранее уже совершавших попытки самоубийства (Beck, 1991).

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис

Цель: выявление нежелательного, некорректного влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Адресат: родители и подростки от 12 лет и старше.

Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей (существует в двух вариантах). Состоит из 20 шкал.

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Цель: выявление родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Адресат: родители детей 3–10 лет.

Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Опросник состоит из 5 шкал: принятие – отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

Тест-опросник на эмпатию В. В. Бойко

Цель: выявление уровня эмпатических способностей испытуемого.

Адресат: педагоги.

Шкалы: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация в эмпатии; общий уровень эмпатии.

Опросник состоит из 36 утверждений.

Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко

Цель: выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.

Адресат: педагоги.

Автором выделяются пять видов «помех»: неумение управлять эмоциями, дозировать их; неадекватное проявление эмоций; негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; доминирование негативных эмоций; нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Опросник состоит из 25 вопросов.

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Цель: выявление уровня выраженности трех компонентов мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально–педагогической деятельности.

Адресат: педагоги.

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности (внутренняя мотивация, внешней положительная и внешняя отрицательная мотивация).


 

Диагностический материал, используемый для выявления девиаций

Диагностический материал, используемый для выявления девиаций

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни

Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: • • состояние социально-психологической дезадаптации; • • состояние фрустрации жизненно важных потребностей; • • научение в референтной группе…

Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: • • состояние социально-психологической дезадаптации; • • состояние фрустрации жизненно важных потребностей; • • научение в референтной группе…

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи

Всего тест содержит четыре шкалы, направленные на положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу, а также шкалу лжи

Опросник состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий

Опросник состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий

Совпадение диагнозов, полученных по

Совпадение диагнозов, полученных по

Карта риска» состоит из 28 показателей скомпонованных в три блока

Карта риска» состоит из 28 показателей скомпонованных в три блока

Опросник состоит из 36 утверждений

Опросник состоит из 36 утверждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2022