Диагностический материал по экологии
Оценка 4.7

Диагностический материал по экологии

Оценка 4.7
docx
25.11.2021
Диагностический материал по экологии
диагностика ПО ЭКОЛОГИИ.docx

Занятие №5

Диагностика уровня сформированости экологической культуры учащихся.

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам провести мини-исследование «Выявить уровень сформированости экологической культуры учащихся». Для работы Вам необходимо провести диагностику используя предложенные анкеты:

«Мое отношение к природе», «Методика Рокича», «ЭЗОП».

Ход работы:

Проведите анкетирование.

Проанализируйте полученные результаты.

Дайте ответ на вопрос: Как вы считаете, ожидаемый ли был для Вас результат исследования?

Определите причины полученного результата.

Мое отношение к природе

Содержание опроса направлено на способность оценить свое отношение к природе.

Задание: прочесть вопрос и три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.

Ответы и баллы: 0 –Нет; 2-Да; 3-По-разному

Вопросы:

Хорошо ли ты относишься к природе?

Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

Заслуживают ли внимания явления природы.

Всегда ли ты относишься к природе внимательно.

Все ли явления природы тебя интересуют?

Проявляется ли этот интерес в поступках?

Ценишь ли ты новизну в природе?

Влияет ли природа на твои переживания?

Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления?

Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

Любишь ли ты читать описания природы в книгах?

Влияет ли природа на твое поведение?

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

Часто ли прогуливаешься на природе?

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

Любишь ли ты чем-либо заниматься на природе?

Равнодушен ли ты к окружающей природе?

Высказывал ли свое мнение людям, наносившим природе вред в младших классах?

Высказывал ли свое мнение людям, наносившим природе вред в подростковом возрасте?

Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа?

Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой?

Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

 

Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.

 

От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.

 

Методика «Ценностные ориентации»

 

 

 

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

 

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию". Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

 

Бланк тестируемого

 

Список А (терминальные ценности):

активная экологическая деятельность;

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое);

интересная работа;

красота природы (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

наличие хороших и верных друзей;

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

познание природы (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие, исследовательская и проектная деятельность);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

счастливая семейная жизнь;

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

творчество (возможность творческой деятельности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности):

бережное отношение к природе;

воспитанность (хорошие манеры);

экологическая безопасность (высокие требования к жизни и высокие притязания);

жизнерадостность (чувство юмора);

исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

непримиримость к безответственному отношению к природе;

экологическая образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственное отношение к природе (чувство долга, умение держать свое слово);

рациональное природопользование (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

чуткость (заботливость).

 

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»

 

 

 

Цель: исследовать тип доминирующей установки в отношении природы. Условно выделяют 4 типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект изучения, знаний (когнитивная); как объект охраны (этическая), как объект пользы (прагматическая).

 

ЭЗОП – это эмоции, знания, охрана, польза - такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики.

 

Методики состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и 5 слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. На бумаге фиксируется только ответ. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из 5 следующих, которое “больше всего к нему походит”(четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое слово предлагается для отвлечения внимания – “мусорное”). Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемых не остается времени осмыслить варианты и он должен выбрать тот, который “первым пришел в голову, как раз и характеризующий доминирующую у него установку.

 

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший условный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности. Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не 1, а два преобладающих типа установки.

 

Инструкция: Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по 5 слов. Выберите из этих пяти то, которое для вас лучше всего связывается с предложенным, лучше всего к нему подходит. В качестве ответа вы записываете только выбранное слово. Отвечать надо быстро, т.к. первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор ЛЕС          Поляна           ЛОСЬ Следы

            Муравейник             Лесник

                                     

            Заповедник               Трофей

            Дрова            Камни

            Песок            Рога

ТРАВА          Поливать       ОЗЕРО           Улов

            Силос            Шерсть

            Кора              Острова

            Роса               Моллюск

            Стебель                     Очищать

МЕДВЕДЬ     Паутина         ДЕРЕВО        Осень

            Хозяин                      Кольца

            Малина                     Вырастить

            Редкий                      Мебель

            Шкура            Сено

БОЛОТО       Головастик    УТКА Запрет

            Заказник                   Жаркое

            Торф              Рассвет

            Яблоки                      Ветка

            Туман            Кольцевание

РЫБА Жабры            САД   Берлога

            Серебристая             Цветущий

            Жарить (П)               Ухаживать (О)

            Перо              Урожай

БОБР  Ловкий           ПРИРОДА    Красота

            Резцы             Изучение

            Расселение                 Охрана

            Шуба             Польза

            грибы             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов.

 

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается).

 

К- природа воспринимается как объект красоты - эстетическая установка.

И – как объект изучения – когнитивная установка

О - как объект охраны – этическая установка

П – как объект пользы - прагматическая установка.

 

Ответы испытуемых записываются в графу соответствующего типа установки:

ТИП    Количество    Доля в %        ранг

К                                 

И                                 

П                                 

О                                 

 

 

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимального возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3, 4


 

Занятие №5 Диагностика уровня сформированости экологической культуры учащихся

Занятие №5 Диагностика уровня сформированости экологической культуры учащихся

Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе…

Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе…

Список Б (инструментальные ценности): бережное отношение к природе; воспитанность (хорошие манеры); экологическая безопасность (высокие требования к жизни и высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность);…

Список Б (инструментальные ценности): бережное отношение к природе; воспитанность (хорошие манеры); экологическая безопасность (высокие требования к жизни и высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность);…

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присеваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4

Обработка результатов. В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается)

Обработка результатов. В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого (этот ключ не зачитывается)
Скачать файл