Диагностика адаптации
Оценка 4.7

Диагностика адаптации

Оценка 4.7
doc
психологическая работа
29.04.2020
Диагностика адаптации
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2020


Данный комплекс психодиагностических методик  является необходимым инструментарием  для практического  решения актуальнейшей проблемы – выявления адаптационных возможностей детей и подростков с целью  предупреждения школьной дезадаптации. В концепции профилактики отклоняющегося поведения (1993, 1999) отмечается,  что решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации,  является первоочередным условием превенции отклоняющегося поведения детей и подростков.

С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов адаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение «ситуации социального развития», вызывающие необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения.  В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют  следующие возрастные периоды:

- от 6/7  до 11лет – этап первичного усвоения требований, предъявляемых школьной ситуацией;

- от 11 до 16 лет – этап «манифистации» отклонений  личностного развития, которые существовали ранее в латентном состоянии.  Именно  в эти возрастные периоды  как биологические, так и микосоциальные факторы риска из источника потенциальной угрозы нормальному психическому развитию превращаются в реально действующие патогенные факторы, обуславливающие заметное повышение нервно – психической и соматической патологии по сравнению с другими возрастами (L.A. Arnold, D.J. Smeltzer, M. Сhasan, E. Zedler, А.Божанов, С.М.Громбах, Г.В.Козловская, Л.Ф. Кремнева, Л.С.Куликов, О.А.Трифанов, И.А.Шашкова и др.).

 В этой связи, особое внимание при подборе психодиагностических  методик, направленных на выявление адаптационных возможностей, мы уделяли данным возрастным этапам, что нашло отражение, как в подборе основного комплекса методик, так и в необходимости разработки комплекса для экспертной оценки состояния детей и подростков.

При подборе психодиагностических методик мы ориентировались на основные параметры дезадаптации детей и подростков, которыми  являются:

1)      трудности коммуникации:

·         тенденция к изоляции

·         затруднения при установлении контакта

·         непродуктивность контактов

2)      нестабильность эмоциональной составляющей:

·         выраженная тревожность

·         неадекватная самооценка

·         расстройство фона настроения

·         выраженные проявления «трудного характера»/акцентуаций

3)      отсутствие познавательного интереса:

·         низкая познавательная мотивация/неустойчивый познавательный интерес, переживание школьной скуки.

4)      нейродинамические нарушения:

·         возбуждение или заторможенность в двигательной сфере

5)      соматическая ослабленность

6)      неконструктивные поведенческие реакции


Перечень психодиагностических  методик для выявления адаптационных возможностей детей и подростков.

Возрастной период

 

Характеристика

Параметры дезадаптации

Основной комплекс психодиагностических методик

Экспертная оценка состояния

От 6 до 7 лет, поступление в школу

Ведущая деятельность: переход от игровой деятельности к учебной.

Новообразования возраста: комплексы готовности к  школьному обучению:

1)        коммуникативная готовность;

2)        когнитивная готовность;

3)        уровень эмоционального развития;

4)        технологическая оснащенность;

5)        личностная готовность.

Чтобы учение стало ведущей деятельностью,  оно должно быть организовано особым образом, то есть должно быть сродни игре.

трудности коммуникации

- Методика «Два домика» - от 4 до 7 лет (по Т.Д.Марцинковской).

- Контурный CAT-H  - от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

- Тест «Рука»  - с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

- Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис).

 

 

- Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше   (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

- Детский апперцептивный тест/ САТ  - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак).

 

нестабильность эмоциональной составляющей

- «Тест тревожности»  - от 4 до 7 лет (Р. Треммел, М. Дорки, В.Амен).

- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн – от 5 лет и старше  (по   А.М. Прихожан).

- Рисунок несуществующего животного/РНЖ  - от 4,5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской).

- Детский апперцептивный тест/ САТ  - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак).

- Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

 

отсутствие познавательного интереса:

 

- Диагностическая программа по определению психологической готовности  детей 6-7 лет к  школьному обучению (Н.И.Гуткина):

Субтест № 1 «Сказка»

Субтест №2 «Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника»

 

 

От 7 до 10-11 лет, младший школьный возраст

Ведущая деятельность: учение

Новообразования возраста:

1)           личностная рефлексия;

2)           интеллектуальная рефлексия.

Дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола.  Усиливается конформизм,  достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо  адаптируются,  чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Кризис 11/12 лет – это кризис социального развития,  напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"),  только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Возраст характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.

трудности коммуникации

- Контурный CAT-H – от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

- Тест «Рука»  - с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

- Социометрический опрос  - от  6 лет и старше (по С.А. Беличевой).

- Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис).

 

- Контурный апперцептивный тест/ САТ  - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак).

- Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР  - от 4 до 11 лет (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго).

- Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше  (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

 

нестабильность эмоциональной составляющей

- «Тест школьной тревожности Филлипса» - от 9 до 14 лет.

- «Шкала самооценки» - от 7  до 10 лет (по  Т.Д. Марцинковской).

- Методика «Дом Дерево Человек/ ДДЧ» - от 5 лет и старше        (по А.Л. Венгер).

- Рисунок несуществующего животного/РНЖ  - от 4.5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской).

- Методика «Незаконченные предложения» - от 7 лет и старше    (по А.И.Захарову).

- Самочувствие Активность Настроение /САН (под ред. Р.Р.Римского, С.А. Римского).

 

- Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР – от 4 до 11 лет  (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго).

- «Опросник Айзенка детский» (по Т.Д.Марцинковской).

 

 

отсутствие познавательного интереса:

 

- Методика «Оценка уровня школьной мотивации»  – от 7 до 10 лет (А.Г. Лусканова)

- Методика «Рисунок класса», «Нарисуй учителя»  - от 7 до 10 лет и т.д.

 

От 10-11 до 16 лет, подростковый возраст

Ведущая деятельность: интимно-личностное  общение  со сверстниками

Новообразования возраста:

1)        Чувство взрослости;

2)        Формирование  "Мы"- концепции;

3)        Формирование референтных групп.

Подростковый возраст  –  манифестация  тех аномалий личностного развития,  которые в дошкольном периоде существовали в  латентном  состоянии.  Отклонения  в поведении свойственны почти всем подросткам.  Характерные черты  этого  возраста  - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек,  снижение самооценки.  Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные.  Эмоциональные преобладают у девочек.  Это  депрессия,  страхи  и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у  мальчиков.

трудности коммуникации

- Социометрический опрос  - от 6 лет и старше (по С.А. Беличевой).

- «Тест Томаса» - от 12 и старше  (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского).

- «Тест руки»  - от 12 и старше (Т.Н.Курбатова).

- Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.)

 

- РАТ – от 13 лет и старше  (по Л.Н.Собчик).

- «Тест подростки о родителях» - от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына).

- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик).

нестабильность эмоциональной составляющей

- «Тест школьной тревожности Филлипса»  - от 9 до14 лет.

- Тест-опросник Шмишека  - с 13 лет и старше  (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского)

- Методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер/ адаптация Ю.Л.Ханина)

- Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО  - с 13 лет и старше (по А. Личко).

- «Методика многофакторного исследования личности»( Р.Кеттел).

 

отсутствие познавательного интереса:

 

- Методика «Незаконченные предложения» - от 10 до 16 лет  (по Е.В.Ковалеву).

- «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению  в средних классах» - от 10 лет и старше  (А.Д.Андреева, А.М.Прихожан)

 

От 16 -18 лет,  юношеский возраст

Ведущая деятельность: учебно-производственная

Новообразования возраста:

1)           ценностно-смысловая саморегуляция поведения.

Если человек научится объяснять, а следовательно,  регулировать свои действия,  то  потребность  объяснить свое  поведение  волей-неволей  приводит  к  подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения,  раздумья,  мешающие его активной деятельной позиции.  Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм  (относительность всех ценностей).

 

трудности коммуникации

- «Тест руки»  - от 12 и старше (Т.Н.Курбатова).

- Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.)

 

- «Тест подростки о родителях» - от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына).

- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик).

нестабильность эмоциональной составляющей

- Методика многофакторного исследования личности/ ММИЛ – от 16 лет и старше  (по Ф.Б.Березину).

 

- Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО  - с 13 лет и старше (по А. Личко).

- Модифицированный цветовой тест Люшера  - от 11 лет и старше (по Л.Н.Собчик)

 

отсутствие познавательного интереса:

 

- Методика «Ценностные ориентации» - от 16 лет и старше (М.Рокич)

 

 

 

В случае выраженного проявления нарушения адаптации у детей младшей и средней школы с целью изучения содержания и природы дезадаптивного поведения можно использовать карту наблюдения Стотта (Рабочая книга школьного психолога. // под ред. Дубровиной И.В. М., 1991).

В качестве самостоятельной единицы диагностики адаптационных возможностей ребенка младшего школьного возраста может быть использована «Комплексная экспресс диагностика социально-педагогической запущенности детей» (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996).


Скачано с www.znanio.ru

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Данный комплекс психодиагностических методик является необходимым инструментарием для практического решения актуальнейшей проблемы – выявления адаптационных возможностей детей и подростков с целью предупреждения школьной дезадаптации

Данный комплекс психодиагностических методик является необходимым инструментарием для практического решения актуальнейшей проблемы – выявления адаптационных возможностей детей и подростков с целью предупреждения школьной дезадаптации

· расстройство фона настроения · выраженные проявления «трудного характера»/акцентуаций 2) отсутствие познавательного интереса: · низкая познавательная мотивация/неустойчивый познавательный интерес, переживание школьной скуки. 3) нейродинамические нарушения:…

· расстройство фона настроения · выраженные проявления «трудного характера»/акцентуаций 2) отсутствие познавательного интереса: · низкая познавательная мотивация/неустойчивый познавательный интерес, переживание школьной скуки. 3) нейродинамические нарушения:…

Перечень психодиагностических методик для выявления адаптационных возможностей детей и подростков

Перечень психодиагностических методик для выявления адаптационных возможностей детей и подростков

От 10-11 до 16 лет, подростковый возраст

От 10-11 до 16 лет, подростковый возраст
Скачать файл