ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Москва - 2020
Данный комплекс психодиагностических методик является необходимым инструментарием для практического решения актуальнейшей проблемы – выявления адаптационных возможностей детей и подростков с целью предупреждения школьной дезадаптации. В концепции профилактики отклоняющегося поведения (1993, 1999) отмечается, что решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации, является первоочередным условием превенции отклоняющегося поведения детей и подростков.
С позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов адаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение «ситуации социального развития», вызывающие необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения. В контексте обсуждаемой проблемы наибольший риск представляют следующие возрастные периоды:
- от 6/7 до 11лет – этап первичного усвоения требований, предъявляемых школьной ситуацией;
- от 11 до 16 лет – этап «манифистации» отклонений личностного развития, которые существовали ранее в латентном состоянии. Именно в эти возрастные периоды как биологические, так и микосоциальные факторы риска из источника потенциальной угрозы нормальному психическому развитию превращаются в реально действующие патогенные факторы, обуславливающие заметное повышение нервно – психической и соматической патологии по сравнению с другими возрастами (L.A. Arnold, D.J. Smeltzer, M. Сhasan, E. Zedler, А.Божанов, С.М.Громбах, Г.В.Козловская, Л.Ф. Кремнева, Л.С.Куликов, О.А.Трифанов, И.А.Шашкова и др.).
В этой связи, особое внимание при подборе психодиагностических методик, направленных на выявление адаптационных возможностей, мы уделяли данным возрастным этапам, что нашло отражение, как в подборе основного комплекса методик, так и в необходимости разработки комплекса для экспертной оценки состояния детей и подростков.
При подборе психодиагностических методик мы ориентировались на основные параметры дезадаптации детей и подростков, которыми являются:
1) трудности коммуникации:
· тенденция к изоляции
· затруднения при установлении контакта
· непродуктивность контактов
2) нестабильность эмоциональной составляющей:
· выраженная тревожность
· неадекватная самооценка
· расстройство фона настроения
· выраженные проявления «трудного характера»/акцентуаций
3) отсутствие познавательного интереса:
· низкая познавательная мотивация/неустойчивый познавательный интерес, переживание школьной скуки.
4) нейродинамические нарушения:
· возбуждение или заторможенность в двигательной сфере
5) соматическая ослабленность
6) неконструктивные поведенческие реакции
Перечень психодиагностических методик для выявления адаптационных возможностей детей и подростков.
Возрастной период
Характеристика |
Параметры дезадаптации |
Основной комплекс психодиагностических методик |
Экспертная оценка состояния |
От 6 до 7 лет, поступление в школу Ведущая деятельность: переход от игровой деятельности к учебной. Новообразования возраста: комплексы готовности к школьному обучению: 1) коммуникативная готовность; 2) когнитивная готовность; 3) уровень эмоционального развития; 4) технологическая оснащенность; 5) личностная готовность. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом, то есть должно быть сродни игре. |
трудности коммуникации |
- Методика «Два домика» - от 4 до 7 лет (по Т.Д.Марцинковской). - Контурный CAT-H - от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). - Тест «Рука» - с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). - Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис).
|
- Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). - Детский апперцептивный тест/ САТ - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак).
|
нестабильность эмоциональной составляющей |
- «Тест тревожности» - от 4 до 7 лет (Р. Треммел, М. Дорки, В.Амен). - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн – от 5 лет и старше (по А.М. Прихожан). - Рисунок несуществующего животного/РНЖ - от 4,5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской). |
- Детский апперцептивный тест/ САТ - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак). - Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
|
|
отсутствие познавательного интереса:
|
- Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н.И.Гуткина): Субтест № 1 «Сказка» Субтест №2 «Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника»
|
|
|
От 7 до 10-11 лет, младший школьный возраст Ведущая деятельность: учение Новообразования возраста: 1) личностная рефлексия; 2) интеллектуальная рефлексия. Дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. Кризис 11/12 лет – это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Возраст характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. |
трудности коммуникации |
- Контурный CAT-H – от 3 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). - Тест «Рука» - с 4 до 12 лет (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). - Социометрический опрос - от 6 лет и старше (по С.А. Беличевой). - Методика «Нарисуй человека» (по Гуденау-Харрис).
|
- Контурный апперцептивный тест/ САТ - от 3 до 10 лет (по Л. Беллак). - Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР - от 4 до 11 лет (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго). - Цветовой тест отношений/ ЦТО – с 5 лет и старше (по Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
|
нестабильность эмоциональной составляющей |
- «Тест школьной тревожности Филлипса» - от 9 до 14 лет. - «Шкала самооценки» - от 7 до 10 лет (по Т.Д. Марцинковской). - Методика «Дом Дерево Человек/ ДДЧ» - от 5 лет и старше (по А.Л. Венгер). - Рисунок несуществующего животного/РНЖ - от 4.5 лет и старше (по Т.Д.Марцинковской). - Методика «Незаконченные предложения» - от 7 лет и старше (по А.И.Захарову). - Самочувствие Активность Настроение /САН (под ред. Р.Р.Римского, С.А. Римского).
|
- Субъективная оценка межличностных отношений ребенка /СОМОР – от 4 до 11 лет (по Н.Я.Семаго, М.М. Семаго). - «Опросник Айзенка детский» (по Т.Д.Марцинковской).
|
|
отсутствие познавательного интереса:
|
- Методика «Оценка уровня школьной мотивации» – от 7 до 10 лет (А.Г. Лусканова) - Методика «Рисунок класса», «Нарисуй учителя» - от 7 до 10 лет и т.д. |
|
|
От 10-11 до 16 лет, подростковый возраст Ведущая деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками Новообразования возраста: 1) Чувство взрослости; 2) Формирование "Мы"- концепции; 3) Формирование референтных групп. Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. |
трудности коммуникации |
- Социометрический опрос - от 6 лет и старше (по С.А. Беличевой). - «Тест Томаса» - от 12 и старше (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского). - «Тест руки» - от 12 и старше (Т.Н.Курбатова). - Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.)
|
- РАТ – от 13 лет и старше (по Л.Н.Собчик). - «Тест подростки о родителях» - от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына). - Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
- «Тест школьной тревожности Филлипса» - от 9 до14 лет. - Тест-опросник Шмишека - с 13 лет и старше (под ред. Р.Р.Римского, С.А.Римского) - Методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилбергер/ адаптация Ю.Л.Ханина) |
- Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО - с 13 лет и старше (по А. Личко). - «Методика многофакторного исследования личности»( Р.Кеттел).
|
|
отсутствие познавательного интереса:
|
- Методика «Незаконченные предложения» - от 10 до 16 лет (по Е.В.Ковалеву). - «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах» - от 10 лет и старше (А.Д.Андреева, А.М.Прихожан) |
|
|
От 16 -18 лет, юношеский возраст Ведущая деятельность: учебно-производственная Новообразования возраста: 1) ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
|
трудности коммуникации |
- «Тест руки» - от 12 и старше (Т.Н.Курбатова). - Методика Q-сортировки (под.ред.А.И. Андрианова и др.)
|
- «Тест подростки о родителях» - от 13 до 18 лет (Л.И.Вессерман, И.А.Горьковая, Е.Е.Ромицына). - Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (по Л.Н.Собчик). |
нестабильность эмоциональной составляющей |
- Методика многофакторного исследования личности/ ММИЛ – от 16 лет и старше (по Ф.Б.Березину).
|
- Модифицированный подростковый диагностический опросник /МПДО - с 13 лет и старше (по А. Личко). - Модифицированный цветовой тест Люшера - от 11 лет и старше (по Л.Н.Собчик)
|
|
отсутствие познавательного интереса:
|
- Методика «Ценностные ориентации» - от 16 лет и старше (М.Рокич)
|
|
В случае выраженного проявления нарушения адаптации у детей младшей и средней школы с целью изучения содержания и природы дезадаптивного поведения можно использовать карту наблюдения Стотта (Рабочая книга школьного психолога. // под ред. Дубровиной И.В. М., 1991).
В качестве самостоятельной единицы диагностики адаптационных возможностей ребенка младшего школьного возраста может быть использована «Комплексная экспресс диагностика социально-педагогической запущенности детей» (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.