Справка по результатам психологического обследования пятиклассников.
От 24 декабря 2018 года.
В начале учебного года актуальность проведения психологической диагностики детей 5 класса определялась
I. Адаптацией ребенка при переходе на новую ступень обучения.
Данная работа требовала диагностического минимума, который помог оценить степень адаптации каждого пятиклассника.
Обследование выполнялось в начале учебного года - I четверти (сентябрь - октябрь 2018 г).
Обследование выполнялось в конце – II четверти (декабрь 2018г.) – по запросу администрации школы. В диагностике принимали участие 27 детей.
II. Диагностика на этапе социально-психологической адаптации пятиклассников связана со сложным периодом перехода школьников из начальной школы в основную:
ℑ предметное обучение,
ℑ усложнение учебного материала,
ℑ меняется учительский состав,
ℑ выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников,
ℑ занятия в разных кабинетах,
ℑ рост числа педагогов,
ℑ необходимость вступать в контакты со старшеклассниками
- все это сопровождается появлением разного рода трудностей – повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.
Основная цель исследования:
– изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.
В работе использован:
ТЕСТОВЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5 КЛАССА
ЦЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ |
Определение психологической комфортности учащихся на разных уроках |
Методика «Цветные письма»
|
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся |
Опросник «Чувства в школе» |
Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося. Исследование осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности |
Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу |
В первом полугодии на основе диагностики определены следующие проблемы, осложняющий ход нормального возрастного развития ребенка, адаптацию в школе, успешность школьной жизни:
Ø выявлен психологический дискомфорт (страх, стресс, тревога) у части детей на некоторых уроках,
Ø у отдельных детей отмечаются отрицательные чувства в школе (беспокойство),
Ø преобладание игрового мотива – некоторые дети не могут заставить себя учиться лучше, признаются, что им просто не хочется учиться;
В связи с этим были составлены рекомендации учителям – предметникам, классному руководителю, родителям, психологу с целью:
1. оказание учащимся помощи в период адаптации при переходе в среднее звено;
2. формирование коммуникативных компетенций, развитие навыков позитивного общения;
3. сохранение здоровья, эмоционального благополучия ребенка как основы успешного дальнейшего совместного обучения.
Для работы с детьми с психологом составлена программа сопровождения детей на этапе адаптации к средней школе «Общение в моей жизни».
Программа состоит из 14 занятий, которые будут проводиться в групповой форме 1 раз в неделю продолжительностью 35-45 минут. ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, АВТОРОВ А.В. МИКЛЯЕВА, П.В. РУМЯНЦЕВА (ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ): диагностика, профилактика, коррекция. Издательство «РЕЧЬ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 2006.
В течение года программа должна быть реализована в полном объеме.
Детям будут предложены упражнения, помогающие:
Ø снизить уровень тревожности, эмоциональное напряжение,
Ø стать более уверенными, научиться преодолевать внутренний барьер при общении с другими людьми,
Ø раскрытию познания себя, самоконтролю,
Ø организации деятельности,
Ø распознавать разные виды эмоций,
Ø обучить навыкам конструктивного общения,
Ø развитию толерантных взаимоотношений с одноклассниками.
По завершению курса ученики получат представление:
Ø как разбираться в себе и анализировать свои внутренние проблемы,
Ø как вести себя в обществе, друг с другом,
Ø как достичь взаимопонимания,
Ø как научиться сдерживать и выплескивать свои эмоции,
Ø как сохранить и восстановить свое душевное равновесие.
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЕТОДИКА «ЦВЕТНЫЕ ПИСЬМА»
Цель: определение динамики психологической комфортности учащихся на разных уроках.
ХАРАКТЕР ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА УРОКАХ
№ п/п |
ФИ/кол-во детей /%
5 «а» класс
|
математика |
Русский яз. |
литература |
биология |
Английский яз. |
Немецкий яз. |
География |
История |
Музыка |
ИЗО |
Физическая культура |
технология |
Преобладание психологического состояния на уроках |
||
1. |
Бабочкин Павел |
увер |
спок |
актив |
увер |
актив |
спок |
спок |
энерг |
спок |
энерг |
увер |
трев |
+11/-1 |
||
2. |
Бедяева Полина |
актив |
энерг |
энерг |
трев |
увер |
увер |
энерг |
спок |
трев |
трев |
увер |
увер |
+9/-3 |
||
3. |
Грищенко Виктория |
трев |
актив |
трев |
энерг |
спок |
трев |
энерг |
трев |
трев |
энерг |
актив |
увер |
+7/-5 |
||
4. |
Кириллов Олег |
спок |
страх |
страх |
спок |
трев |
энерг |
увер |
энерг |
страх |
страх |
энерг |
актив |
+7/-5 |
||
5. |
Корчагина Виктория |
увер |
увер |
актив |
спок |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
+12 |
||
6. |
Кузнецов Кирилл |
увер |
энерг |
актив |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
увер |
+12 |
||
7. |
Кочетков Матвей |
спок |
актив |
увер |
увер |
энерг |
энерг |
актив |
трев |
трев |
энерг |
энерг |
энерг |
+10/-2 |
||
8. |
Маслов Антон |
спок |
страх |
страх |
актив |
увер |
увер |
энерг |
увер |
трев |
актив |
энерг |
увер |
+9/-3 |
||
9. |
Никитин Игорь |
энерг |
страх |
страх |
актив |
страх |
энерг |
актив |
энерг |
актив |
энерг |
энерг |
актив |
+9/-3 |
||
10. |
Медведева Дарья |
энерг |
трев |
увер |
увер |
актив |
актив |
увер |
актив |
страх |
спок |
страх |
энерг |
+9/-3 |
||
11. |
Орлов Даниил |
увер |
актив |
увер |
увер |
увер |
увер |
актив |
увер |
увер |
увер |
актив |
актив |
+12 |
||
12. |
Рыжова Александра |
трев |
увер |
увер |
увер |
актив |
актив |
увер |
энерг |
увер |
страх |
страх |
увер |
+9/-3 |
||
13. |
Самойлов Иван |
увер |
актив |
спок |
трев |
энерг |
актив |
трев |
актив |
актив |
увер |
увер |
увер |
+10/-2 |
||
14. |
Чернышева Татьяна |
увер |
актив |
увер |
увер |
спок |
увер |
увер |
увер |
актив |
увер |
увер |
увер |
+12 |
||
15. |
Юнушева Алина |
актив |
увер |
увер |
увер |
актив |
актив |
увер |
актив |
трев |
актив |
страх |
энерг |
+10/-2 |
||
16. |
Прохорова Елена |
ФИЛИАЛ ОПТД «БЕЛОЧКА» - находится на лечении |
||||||||||||||
Спокойствие, уверенность, стремление к активной деятельности (энергия), общению.
|
13 чел. 87% |
11 чел. 73% |
11 чел. 73% |
13 чел. 87% |
13 чел. 87% |
14 чел. 93% |
14 чел. 93% |
13 чел. 87% |
8 чел. 53% |
12 чел. 80% |
12 чел. 80% |
14 чел. 93% |
|
|||
СТРАХ, СТРЕСС, ТРЕВОГА
|
2 чел. 13% |
4 чел 27% |
4 чел. 27% |
2 чел. 13% |
2 чел. 13% |
1чел7% |
1чел7% |
2 чел. 13% |
7 чел. 47% |
3 чел 20% |
3 чел 20% |
1чел7% |
|
|||
НЕЙТРАЛЬНАЯ ГРАНИЦА
|
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
____ |
|
|||
Обработка результатов позволила выявить характер психологической комфортности на разных уроках. Спокойствие, уверенность, энергию, стремление к активной деятельности, активность, стремление к общению испытывают
Ø 93% детей на уроках немецкого языка, географии, технологии,
Ø 87% на уроках математики, биологии, английского языка, истории,
Ø 80% на уроках ИЗО, физической культуре,
Ø 73% на уроках русского языка, литературы,
Ø 53% на уроках музыки.
Психологический дискомфорт – страх, стресс, тревогу вызывают предметы
Ø 47% на уроках музыки,
Ø 27% на уроках русского языка, литературы,
Ø 20% на уроках ИЗО, физической культуре,
Ø 13% на уроках математики, биологии, английского языка, истории,
Ø 7% на уроках немецкого языка, географии, технологии.
В целом по классу:
Ø У 6 учеников, что составляет 40% от общего числа учащихся, возникает стрессовое состояние на уроках русского языка, литературы, музыки, ИЗО, Физической культуры, Английского языка (Кириллов Олег, Маслов Антон, Никитин Игорь, Рыжова Александра, Юнушева Алина, Медведева Дарья).
Ø У 5 учеников, что составляет 33,3% от общего числа учащихся, вызывает тревожность по одному предмету – музыка.
Опросник «Отношение к учебным предметам» 5 «А» класс
Обработка результатов выявила:
Ø Русский язык - изучают с интересом 7 человек – 47% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 5 человека – не любят, 3 – равнодушны.
Ø Литература - изучают с интересом 7 человек – 47% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 4 человека – не любят, 4 человека – равнодушны.
Ø Английский язык - изучают с интересом 11 человек – 73% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 2 человека – не любят, 2 человека – равнодушны.
Ø Немецкий язык изучают с интересом 13 человек – 87% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 0 человек – не любят, 2 человека – равнодушны.
Ø Математика изучают с интересом 12 человек – 80% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 1 человек – не любят, 2 человека – равнодушны.
Ø История изучают с интересом 13 человек – 87% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 1 человек – не любят, 1 человек – равнодушны.
Ø Биология изучают с интересом 12 человек – 80% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 1 человека – не любят, 2 человека – равнодушны.
Ø География изучают с интересом 15 человек – 100% от общего числа учащихся 5 «А» класса.
Ø Технология изучают с интересом 11 человек – 73% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 3 человека – не любят, 1 человек – равнодушен.
Ø ИЗО изучают с интересом 11 человек – 73% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 3 человека – не любят, 1 человек – равнодушен.
Ø Музыка изучают с интересом 6 человек – 40% от общего числа учащихся 5 «А» класса, 4 человека – не любят, 5 человек – равнодушен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.