Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».
Оценка 4.6

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Оценка 4.6
docx
дефектология +1
Детсад
09.01.2020
Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».
Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста с помощью «Матрешки»..docx

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

http://www.v3toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/59ba8f35439a6.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступая к обследованию ребенка раннего возраста, педагог (логопед, психолог) сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить задания.

 

Матрешка представляет собой несколько выточенных из дерева, разъемных фигурок, на которые нанесено определенное стилизованное изображение. Для занятий с ребенком подойдут любые матрешки, от традиционных до сказочных, главное, чтобы они были расписаны ярко и пробуждали теплые чувства.

Назначение:

1) стимулирование развития мелкой моторики;

2) активизация речевых функций, расширение словарного запаса;

3) развитие пространственного восприятия (справа, слева, внизу, вверху), памяти, внимания, мышления;

4) развитие пространственного восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания;

5) формирование элементарных математических представлений;

6) формирование креативных способностей и артистических умений.

 

 

 

Игры-задания, направленные на развитие познавательных процессов.

Задание 1. Разбери и сложи матрешку 

Цель: задание направлено на проверку развития ориентировки на величину, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. 

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине

Ход проведения: 

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 3. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

 

Задание 2. «Чья юбочка?»

Цель: задание направлено на умение находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; развитие моторики пальцев, координация движений рук; умение совмещать детали игрушки по рисунку.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3-7 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине 

Ход проведения: После того, как ребенок научился открывать-закрывать матрешки, предложите ему составлять половинки. Например, пора идти на прогулку, а матрешки-модницы раскидали свои юбочки. Помогите им одеться, подбирая каждой матрешке подходящую нижнюю половинку.

 

024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. По росту.

Цель: задание направлено на умение ребенка в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), развитие внимания, памяти и мышления.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3-7 куколок - матрешек одинаковой формы, но разных по величине 

Ход проведения:

Когда матрёшки собраны, можно учиться расставлять их в ряд по росту, объясняя малышу понятия «больше-меньше», «выше-ниже». Так ребенок научится сравнивать предметы.

После того, как ребенок сам справляется с расстановкой куколок по росту, можно поиграть в игру «потеряшки». Представьте, что куколки ходили строем гулять. И вот, после небольшого отдыха, когда все снова построились, одна куколка забыла, где она стояла. Пусть ребенок поможет ей отыскать свое место в ряду.

Если у вас есть два набора матрешек, возьмите их, поиграйте, а потом случайно перепутайте – дети бегали. Когда приходит пора идти домой, предложите поставить матрешки парами одинаковыми по размеру – маленькая с маленькой и т.д. 

023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. «Ростомер»

Цель: задание направлено на умение ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький), на развитие мышления.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине, пирамидка.

Ход проведения: при помощи пирамидки можно соорудить некий ростомер. Если оставить одно колечко, его можно свободно перемещать по стержню, замеряя рост. Либо можно насаживать на стержень пирамидки столько колечек, сколько соответствует ее росту и их посчитать. Сравнивать матрешек можно и другими предметами – с карандашом, куклой и т.п. (кто выше, кто ниже).

039038

 

 

 

 

Задание 5. «Прятки».

Цель: задание направлено на развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3-7 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине 

Ход проведения: Педагог (психолог, логопед) обращается к ребенку: «Где матрешка? Найди!» Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: «Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Задание 6. «Отгадай, что внутри».

Цель: задание направлено на развитие памяти и внимания, также развитие мелкой моторики.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3-7 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине, разные мелкие предметы.

Ход проведения: Возьмите 3-7 матрешек. В каждую из них положите вместе с ребенком мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

 

 

047

 

045

 

 

Задание 7. «Где чей стульчик?»

Цель: задание направлено на умение ребенка выполнять действия с предметами, различающимися по величине.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3-7 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине и листок бумаги.

Ход проведения: Обведите основания матрешек. Скажите, что матрешки поедут в кинотеатр, смотреть мультфильм. Предложите ребенку каждой найти свой стульчик.

030033

 

 

Игры-задания, направленные на развитие речи.

Задание 1. Знакомство с матрешкой.

Цель: задание направлено на развитие понимания речи взрослого, умение узнавать и показывать названный объект и его части, повторять за взрослым название.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине.

Ход проведения: Педагог (психолог, логопед) показывает матрешку ребенку и просит его: «Возьми матрешку (куколку, лялю)». Предлагает повторить название. Затем последовательно показывает и называет части лица и тела матрешки, предлагая ребенку каждый раз повторять за ним. Если ребенок еще не разговаривает, его просят показать пальчиком называемые взрослым части лица матрешки. Покажи, где…? (Называются части тела и лица: голова, руки, нос, рот, глаза, щеки, брови).

 

Задание 2. «Имена»

Цель: задание направлено задание направлено на развитие понимания речи взрослого, умение узнавать и показывать названный объект, повторять за взрослым название.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине.

Ход проведения: Разбираем с ребенком матрешку и расставляем их. А почему все матрешки «Матрешки»? Может, самая большая – Аня, чуть поменьше –Маша, а самая маленькая – Варя? Пусть ребенок подберёт имена. Также матрешек можно посчитать. Какой по порядку стоит Маша в очереди в магазин (первая, последняя)?

 

Задание 3. «Какая матрешка?»

Цель: выявить умение подбирать признаки и качества к предмету.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине.

Ход проведения: Ребенку предлагается посмотреть на матрешку и описать, какая она (веселая (грустная), нарядная, красивая, добрая т. д.)

 

Задание 4. «Большая, маленькая, средняя».

Цель: задание направлено на слуховое восприятие; научить ребенка правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине.

Ход проведения: Поставьте три матрешки в один ряд: большая, маленькая, а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Задание 5. «Отгадай матрешку».

Цель: задание направлено на развитие внимания и слуховое восприятие, понимание речи взрослого.

Оборудование: Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали).

Ход проведения: Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает).

 

 Задание 6. «Топ, топ, топ»

Цель: задание направлено на слуховое восприятие, на различение темпа и высоты голоса.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине.

Ход проведения: Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая.

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.

Пусть каждая матрешка поговорит своим голосом: большая — низким, маленькая – тоненьким. Пусть малыш попробует угадать, кто пришел в гости, опираясь только на голос.

 

Задание 7. «Игра с машинкой или поездом».

Цель: задание направлено на понимание речи взрослого, активизацию речи, побуждение к повторению за взрослым слов и названий.

Оборудование: кукла матрешка, состоящая из 3 куколок -  матрешек одинаковой формы, но разных по величине, машина или поезд.

Ход проведения:

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например: Матрешек можно возить в кузове машины или на поезде. Например, их можно развозить по своим домикам, в магазины или кафе. Предложите ребенку, посадить матрешек в машину или на поезд. При этом проговаривая: «Матрешки едут на машине биииии- би- би, или на поезде туууу-ту-ту!» Пусть ребенок попробует повторить за вами.

Или сопровождать игру стишком:

На машине ехали –

До лошадки доехали.

Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –

До мамы доехали

Би-би-би! Би-би-би!

 

На поезде поехали

До папы доехали

Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали

До мячика доехали

Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

 

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».

Диагностика познавательного и речевого развития ребенка раннего возраста (1-3 года) с помощью «Матрешки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020