ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Диагностика включает в себя 3 группы заданий.
Задания 1-ой группы позволяют определить уровень словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.
Задания 2-ой группы выявят степень освоения ребенком грамматического строя родной речи.
Задания 3-й группы (традиционно относимые к развитию связной речи) позволят выявить, насколько у ребенка развиты умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушании, чтение-слушание. Звуковая культура речи ребенка также диагностируется при выполнении заданий этой группы.
Диагностику следует проводить как индивидуальную, в 3 приема.
I.
Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в
своей речи усвоенной лексики
Задание 1.
Придумай как можно больше слов, которые начинаются на РА. Например,
РАзложить, РАдио (время - 1 мин.)
Оценка:
6 - 7 слов - высокий уровень;
3 - 5 слов – средний уровень,
2 и менее слов – низкий уровень.
Задание 2.
Я начинаю, а ты закончи слово. (Всего дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов: ко, на, за, ми, му, до, че, при, ру, во. Если ребенок молчит, несмотря на повторение данного слога, или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)
Оценка:
Дополнил все слоги до целого слова - высокий уровень.
Дополнил половину слогов - средний уровень.
Дополнил 2 слога и меньше - низкий уровень.
Задание 3.
Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?
мяч –
яблоко –
дорога –
книга –
часы –
Оценка:
4-5 слов - высокий уровень
2-3 слова – средний уровень,
0-1 слово – низкий уровень.
Задание 4.
Отвечай быстро: кто или что? Например, прыгает – собака
(время – 30 сек.)
летит –
кричит –
лает –
вьется –
ворчит –
рычит –
плачет –
смеется –
рисует –
ломает –
сажает –
думает –
скрипит –
каркает –
чирикает –
говорит –
пищит –
квакает –
бежит –
падает –
Оценка;
12-15 слов – высокий уровень
8-11 слов – средний уровень
7 и менее слов – низкий уровень
Задание 5.
Кто может это делать? Назови как можно больше слов. Например, шумит – дождь, ветер, ребенок, машина, море, человек, пылесос… (время – 1 мин.)
плывет -
ползет –
растет –
(ребенку предлагается только одно слово)
Оценка:
6 - 7 слов - высокий
уровень;
3 - 5 слов – средний уровень,
2 и менее слов – низкий уровень.
Задание 6.
Добавь одно слово. Например, сладкий сахар, сладкий - мед
белый сахар, белый - …
горький сок, горький - …
узкая лента, узкая - …
желтый сыр, желтый - …
пушистый снег, пушистый - …
веселый смех, веселый - …
круглый стол, круглый - …
Оценка:
6 - 7 слов - высокий
уровень;
3 - 5 слов – средний уровень,
2 и менее слов – низкий уровень
Задание 7.
Скажи наоборот. Например, светлый – темный, редко - часто
рано –
мокрый –
чистый –
весна –
быстро –
старший –
сел –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 8.
Скажи по-другому. Например, погода плохая – ненастная, дождливая…
Хлеб жесткий - ….
День ясный - …
Ветер резкий - …
Солнце жаркое - …
Мальчик храбрый - …
Оценка:
4-5 слов - высокий уровень
2-3 слова – средний уровень,
0-1 слово – низкий уровень.
Задание 9.
Назови одним словом. Например, машинка, кукла, кубики - игрушки
платье, брюки, майка –
тарелка, чашка, блюдце –
папа, мама, ребенок –
роза, тюльпан, гвоздика –
самолет, поезд, автобус –
чайка, голубь, воробей –
береза, липа, сосна –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слова – низкий уровень.
Задание 10.
Добавь второе слово по образцу: человек – дом, собака - конура
медведь –
птица –
мышка –
дятел –
рыбка –
пчела –
машина –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слова – низкий уровень.
II. Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи.
Задание 1.
Скажи, кто это делает. Например, пишет – писатель.
продает –
сажает –
лечит –
учит –
поет –
варит –
строит –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слова– низкий уровень.
Задание 2.
Скажи, как будет называться маленький предмет. Например, дом – домик
мяч –
рука –
тропа –
ветер –
нога –
зуб –
гора –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 3.
Скажи, какой предмет,
если он из … . Например, дерево – деревянный.
железо –
стекло –
снег –
мех –
бумага –
Оценка:
4-5 слов - высокий уровень
2-3 слова – средний уровень,
0-1 слово – низкий уровень.
Задание 4.
Скажи со словом много. Например, один цветок – много цветков
Одна минута – много …
Одна книга – много …
Одно яблоко – много …
Один ребенок – много …
Одна машина – много …
Один человек – много …
Одна лиса – много …
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 5.
Скажи ласково. Например, мама – мамочка
лист - …
дочка –
сумка –
солнце –
ветка –
глаза –
рот –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 6.
Продолжи:
Я играю (начало)
Ты …
Он …
Мы …
Все….
Они ….
Вы …
Она …
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 7.
Попроси куклу
попрыгать - попрыгай (образец)
заплакать –
поесть –
умыться –
засмеяться –
улыбнуться –
спрятаться –
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 8.
Закончи:
Карандаш упал со …
Карандаш лежал на …
Карандаш лежал у …
Карандаш лежал около …
Карандаш нашли под …
Карандаш вытащили из-под
Карандаш выкатился из-за …
Оценка:
6-7 слов - высокий уровень,
4-5 слова - средний уровень,
3 и менее слов – низкий уровень.
Задание 9.
Закончи предложения:
Ребята бежали по …
Кот громко мяукал и …
Поднялся ветер, и
Все девочки громко …
Цветок завял, потому что …
Оценка:
4-5 предложений - высокий уровень
2-3 предложения – средний уровень,
0-1 предложение – низкий уровень.
Задание10.
Найди и исправь ошибки.
Мама поставила вазу с цветами в стол.
Бабушка жила на большом доме.
Мои друзья поехали путешествовать в поезде.
Белка прячет орешки у дупла.
Ковер лежит в полу.
Оценка:
4-5 предложений - высокий уровень
2-3 предложения – средний уровень,
0-1 предложение – низкий уровень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.