Диагностика "Социометрия" Дж.Морено
Оценка 4.6

Диагностика "Социометрия" Дж.Морено

Оценка 4.6
docx
22.01.2025
Диагностика "Социометрия" Дж.Морено
4. Социометрия Дж.Морено.docx

Социометрический метод как инструмент исследования межличностныхотношений в детском коллективе.

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга, предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.

Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Такженадо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.

Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям принимает классный руководитель.

Опрос целесообразно проводить в ноябре - декабре, когда в классах уже определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.

 

 

 

 

Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков

Автор: Дж.Морено

 

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики

межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

1.                 измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2.                 выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3.                 обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных ипрофессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентациикритерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

 

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указатьсвою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1.                 Количество выборов ограничивается 3—5;

2.                 разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столькорешений, сколько пожелает);

3.                 испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенногокритерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.

Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество взаимных выборов/Общее число выборов.

Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.

 


 

Социометрический метод как инструмент исследования межличностныхотношений в детском коллективе

Социометрический метод как инструмент исследования межличностныхотношений в детском коллективе

Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков

Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков

Материалы для проведения диагностики

Материалы для проведения диагностики

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2025