Социометрический метод как инструмент исследования межличностныхотношений в детском коллективе.
Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия
получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.
При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.
Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.
Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга, предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.
Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.
Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Такженадо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.
Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям принимает классный руководитель.
Опрос целесообразно проводить в ноябре - декабре, когда в классах уже определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.
Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков
Автор: Дж.Морено
Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных ипрофессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентациикритерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
Порядок исследования.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указатьсвою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1. Количество выборов ограничивается 3—5;
2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столькорешений, сколько пожелает);
3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенногокритерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.
Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество взаимных выборов/Общее число выборов.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.