Диагностика уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Авторы Н.Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Вторая младшая группа
Компоненты речевой деятельности |
Дидактические игры, упражнения, вопросы |
Критерии оценки |
I. Уровень сформированности словарного запаса |
1. Дидактическая игра «Назови, что покажу» Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды. Содержание диагностического задания: воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать. – А теперь назови все предметы одним словом. Показывает предметы посуды. Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом. Затем воспитатель предлагает показать части предметов. Пример: – Покажи носик у чайника. – Покажи крышку. – Что есть у платья? Рукава, воротник, карманы, пуговицы и т. п. 2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место» Материал: мелкие картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев. Содержание диагностического задания: воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция: «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья». 3. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Показ сюжетных картинок с изображением частей суток. Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы: Когда мы играем? Когда мы кушаем? Что мы делаем ночью? |
1 балл – допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток. 2 балла – все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов. 3 балла – все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.
|
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи
|
1. Дидактическая игра «Чего не стало?» Материал: предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?» 2.Упражнение «Прятки» Материал: мелкая игрушка. Содержание диагностического задания: Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку. Пример: в шкаф, за спину и т. д. 3. Дидактическая игра «Кто это?» Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей. Содержание диагностического задания: воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это? Пример: Утка – утенок – утята. Заяц – зайчонок – зайчата. |
1балл – не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при помощи взрослых. 2 балла – ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные мн. числа в род. падеже. Путает пространственные предлоги. 3 балла – ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму мн. числа в род. падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около. |
III. Уровень развития связной речи |
1. Беседа по сюжетной картинке Материал: сюжетная картинка Пример: играющие дети Содержание диагностического задания пример: – Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. –Тебе она нравится? – Кто нарисован на картинке? – Что делают дети? И т. д. 2. Инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята». Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра. |
1 балл – на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова. Пример: В-ль: «Жили-были дед и ...». Ребёнок: «…баба». В-ль:.»И была у них курочка…» Ребёнок: «… ряба». 2 балла – в речи преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность. Пример: В-ль: «Жили-были ...» Ребёнок: «… дед и баба». В-ль: «… и была у них...» Ребёнок: «…Курочка Ряба». 3 балла – самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста. |
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 8-9 баллов.
Средний уровень – 6-7 баллов.
Низкий уровень – 3-5 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.