муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Захолынская основная школа
Диагностика уровня развития первоклассников в период адаптации к обучению в школе
Характеристика выставляемых баллов:
• 5 баллов – высокий уровень развития,
• 4 балла – выше среднего,
• 3 балла – средний,
• 2 балла – низкий,
• 1 балл – критический.
Характеристика развития обучающегося |
Балл |
Коммуникативные навыки |
|
Учащийся овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Проявляет инициативу и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками |
4–5 |
Не испытывает затруднений в общении со взрослыми и сверстниками; решает бытовые и познавательные задачи посредством общения: узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликтов |
3 |
Коммуникативные умения проявляются в основном при общении на бытовом уровне. Конструктивными способами взаимодействия в образовательном процессе не владеет совсем. К общению со сверстниками и взрослыми не стремится |
2 |
Коммуникативные навыки не сформированы. Избегает общения, замкнут |
1 |
Регулятивные навыки |
|
Учащийся способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает |
4–5 |
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения в школе, на улице, в общественных местах |
|
Способен управлять своим поведением. Требования взрослых в большинстве случаев выполняет. Умеет работать или успешно приобретает навык работы по правилу и по образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции |
3 |
Испытывает серьезные затруднения в самоорганизации. Требования взрослых выполняет после многократного повторения. Затрудняется в работе по правилу и образцу |
2 |
Ребенок не способен к самоорганизации |
1 |
Развитие речи |
|
Ребенок имеет богатый словарный запас: • точно и правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности; • осознанно использует слова, обозначающие видовые и родовые обобщения; • понимает и использует слова в переносном и иносказательном значении. Овладел грамматическим строем, звуковой стороной речи и умением использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов. Дефектов звукопроизношения и звуковосприятия нет. Владеет различными средствами интонационной выразительности. Свободно и ясно выражает свои мысли, излагает учебный материал. Способен пересказать доступные по содержанию тексты, составить рассказ по сюжетной картинке |
4–5 |
Имеет словарный запас, достаточный для усвоения программного материала. Овладел грамматическим строем и звуковой стороной речи. Дефектов звукопроизношения и звуковосприятия нет. Способен пересказать доступные по содержанию тексты. Успешно овладевает средствами интонационной выразительности |
3 |
Словарный запас беден. Имеет нарушения в звукопроизношении и звуковосприятии. Испытывает затруднения в построении связных высказываний |
2 |
Имеет серьезные нарушения в развитии речи, не позволяющие успешно осваивать ООП НОО |
1 |
Интеллектуальное развитие |
|
Учащийся способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. У него сформированы элементарные логические умения (сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д.). Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и др. Успешно усваивает материал учебных предметов |
4–5 |
Ребенок способен решить большинство интеллектуальных и личностных задач (проблем), адекватных возрасту. Логические умения успешно формируются. Материал учебных предметов усваивает удовлетворительно |
3 |
Испытывает определенные затруднения в усвоении программного материала в силу несформированности большинства интеллектуальных умений, соответствующих возрасту |
2 |
Предполагается интеллектуальная недостаточность по причине абсолютной неспособности воспринимать и усваивать учебный материал. Есть необходимость обратиться к специалисту |
1 |
Познавательное развитие |
|
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, интересуется значением незнакомых слов. Испытывает потребность поделиться новыми знаниями |
4–5 |
Проявляет ситуативный интерес, однако познавательный интерес и познавательная активность успешно развиваются. Проявляет интерес к |
3 |
процессу чтения. Задает вопросы взрослому |
|
Мало что в образовательном процессе может заинтересовать ученика. Пассивен, невнимателен, рассеян. Оживляется только вне учебной деятельности |
2 |
Трудно определить, что интересует данного ребенка |
1 |
Кругозор учащегося |
|
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе |
4–5 |
Наряду со сформированными, хотя и не очень систематизированными представлениями об окружающем мире у ребенка есть определенное количество ошибочных представлений и знаний о нем. Однако это не препятствует обучению |
3 |
Кругозор ребенка крайне узок |
2 |
Не обладает элементарными представлениями об окружающем мире |
1 |
Развитие мелкой моторики и координации движений |
|
Ребенок показывает высокий уровень развития мелкой моторики и координации. Обучение письму идет очень успешно. Рисунки и поделки очень аккуратны |
4–5 |
Существуют определенные затруднения при обучении письму, однако они успешно преодолеваются. Рисунки и поделки в большинстве случаев аккуратны |
3 |
Ребенок испытывает серьезные затруднения при обучении письму |
2 |
Навык письма не формируется |
1 |
Развитие эмоциональной сферы |
|
Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Преобладает положительный эмоциональный фон |
4–5 |
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Произведения искусства эмоциональный отклик вызывают редко. Преобладает положительный |
3 |
эмоциональный фон |
|
На эмоции окружающих откликается редко. Периодически наблюдается отрицательный эмоциональный фон |
2 |
Эмоциональный фон отрицательный. Ребенок замкнут. Может проявлять агрессию по отношению к сверстникам |
1 |
Мотивационная готовность к обучению |
|
Ребенок мотивирован к обучению в начальной школе. Ему комфортно в статусе ученика, он с удовольствием идет в школу и участвует в образовательном процессе. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе?" всегда дает положительный ответ. Возникающие иногда трудности не влияют на желание ребенка учиться |
4–5 |
Периодически возникающие трудности оказывают влияние на учебную мотивацию ребенка, но в целом она положительная. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе?" чаще дает положительный ответ |
3 |
Учеба в школе для ребенка в тягость. В школу идет без желания. На вопрос "Хочешь ли ты учиться в школе" дает отрицательный ответ |
1–2 |
Анализ результатов исследования
Полученные результаты заносятся в сводную таблицу определения уровня развития первоклассников в адаптационный период.
Сводная таблица определения уровня развития учащихся 1-го класса в адаптационный период Ф. И. О. учителя: Цыганова И.В..
№ |
Ф. И. О учащегося |
Где воспитывалс я до поступления в школу |
|
Уровень развития предпосылок учебной деятельности (баллы) |
|
Итоговый результат (сумма баллов) |
||||||
Коммуни кативные навыки |
Регулятив ные навыки |
Развитие речи |
Интеллек туальное развитие |
Познавате льное развитие |
Кругозор обучающе гося |
Развитие мелкой моторики и координа ции движений |
Развитие эмоциона льной сферы |
Мотиваци онная готовност ь к обучению |
||||
1 |
Котеньков С. |
дома |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
29 |
2 |
Макеенков А. |
дошкольная группа |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
27 |
3 |
Павлова М. |
дошкольная группа |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
33 |
Исходя из полученной суммы баллов, определяется примерный уровень развития каждого первоклассника:
• 41–45 баллов – высокий уровень;
• 38–40 баллов – выше среднего;
• 26–37 баллов – средний;
• 14–25 баллов – низкий уровень (требуется корректирующая работа педагога);
• 9–13 баллов – критический уровень (требуется внимание специалиста).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.