Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.
Оценка 5

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.02.2017
Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.
Работа состоит из теоретической и практической части. Как определять воспитанность школьников? Что считать критериями воспитанности? Именно эти вопросы в центре исследования. Описана практика применения 3-х методик: Методика: «Диагностика уровня воспитанности» (М.И. Шилова) Цель диагностики: изучение степени сформированности важнейших качеств личности обучающихся: уровня развития их нравственных качеств, степени устойчивости общественной и гражданской позиции, а также уровня саморегуляции в деятельности и общении. Ход диагностики: учащимся предлагалось отметить одно из четырех высказываний, которое их наиболее характеризует. Оценивался уровень воспитанности по следующим критериям: - Долг и ответственность - Бережливость - Дисциплинированность - Ответственное отношение к учебе - Отношение к общественному труду - Коллективизм и товарищество - Доброта и отзывчивость - Честность и справедливость - Простота и скромность - Культурный уровень. Применение метода шкалирования. Цель: определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Применение методики фантастического выбора. Цель: выявить соотношение духовных и материальных, потребительских и созидательных, эгоистических и коллективистских интересов подростков.
Диагностика уровня воспитанности учащихся класса практика применения диагностических методик.docx
Исследование на тему: «Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик». Изучение   результатов   и   эффективности   воспитательного   процесса   – один   из   самых   сложных   вопросов   педагогической   теории   и   практики. Сложность заключается в том, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного   процесса   влияет   не   только   условия   самой   школы,   но   и внешняя по отношению к нему среда. Как   же   определять   воспитанность   школьников?   В   педагогике   эту проблему нельзя считать решенной. В педагогической науке нет надежных «измерителей»   воспитанности,   об   уровнях   воспитанности   мы   можем составить лишь весьма приблизительные представления. Что   же   считать   критериями   воспитанности?   В   дореформенный советский период были рекомендации использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношение школьников к обществу, труду, людям (И.С.   Марьенко,   Б.Т.   Лихачев,   Т.Н.   Мальковская,   Н.Ф.   Радионова), направленность   личности   (Л.И.   Божович,   Т.Е.   Конникова,   З.И.   Васильева, А.В. Засимовский); изучение воспитанности по разным критериям на разных уровнях: на уровне развития нравственных чувств, отношений, устойчивых мотивов   и   направленности   личности,   на   уровне   мировоззрения   (Е.В. Бондаревская). В современной педагогической науке отчетливо просматриваются две позиции по отношению к изучению воспитанности школьников. Наиболее   объективными   и   реально   измеряемыми   показателями является   ведущие   мотивы   поведения   и   деятельности   детей,   нравственные знания, ценности, ориентации и поступки учащихся (Л.В. Байборцова, М.И. Рожков, А.К. Маркова и др.). По мнению этих ученых, воспитанность – это не конгломерат частных свойств   личности,   а   согласованность   между   знанием,   убеждением   и поведением. Необходим   каждый   из   компонентов   воспитанности:   нравственные знания   и   нормы   содержат   эталоны,  без   отношения   к   которым   невозможно осознанное   поведение   и   деятельность,   нравственные   убеждения   являются индивидуальными мотивами поведения, в самом же нравственном поведении и деятельности реализуются знания и убеждения и появляются новые. Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями,   убеждениями   и   поступками   человека,   для   низкого   уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.  Воспитанность определяет актуальный уровень нравственного развития личности. Для определения потенциального уровня развития школьника, зоны его   ближайшего   развития   в  психологии   и   педагогике   используется   термин воспитуемость. На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность школьника к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития личности. Второй   подход   к   изучению   воспитанности   школьников   на   основе выявления   и   оценки   различных   уровней   сформированности   социально значимых качеств  личности разработан известным  педагогом­ученым  М.И. Шиловой. Качества   личности   в   обобщенной   форме   представляют   собой устойчивое состояние деятельности и характеризуют отношение человека к природе   и   обществу,   государственной   и   частной   собственности,   к окружающим людям и самому себе. По своей психологической природе они «являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного человека мотива и специфических для него форм и способов поведения», что подводит к   пониманию   качеств   в   связи   с   деятельностью.   Содержательная   сторона, направленность   действий   и   поступков   характеризуют   человека   и   его воспитанность. По   мнению   М.И.   Шиловой,   воспитанность   –   интегративное   свойство личности,   характеризующееся   совокупностью   достаточно   сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на   каждом   этапе   присутствуют   многие   качества,   но   в   разной   степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны ­ шкалы, вычленены признаки, «приметы» распознавания.  Такой   приметой   для   распознавания   продвижения   школьников   в нравственно­волевом развитии, в проявлении личных качеств принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении тенденций в формировании гражданственности. В   зависимости   от   внешней   регуляции   и   внутренней   саморегуляции можно   выявить   разные   уровни   воспитанности   (высокий,   средний,   низкий), отметить невоспитанность. Невоспитанность   школьника   характеризуется   отрицательным   опытом поведения, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий   уровень   воспитанности   представляется   слабым,   еще неустойчивым   опытом   положительного   поведения,  которое   регулируется   в основном   с   требованиями   старших   и   другими   внешними   стимулами   и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативные. Для среднего уровня воспитанности   свойственны самостоятельность, проявления саморегуляции и самоорганизации. Хотя активная общественная позиция еще не проявляется. Признаком   высокого   уровня   воспитанности   является   наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной гражданской позиции. Технологию   такого   изучения   задают   соответствующие   таблицы   – программы для младших школьников, подростков, старшеклассников. В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников.  Следует сказать, что диагностические методы изучения воспитанности   сочинение, школьников   могут   быть   разнообразными   (наблюдение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.). В психолого­педагогической литературе мы найдем немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.  Диагностика уровня воспитанности учащихся. Методика: «Диагностика уровня воспитанности»  (М.И. Шилова)   Испытуемые: обучающиеся 8 «А» класса Период диагностики: … Кол­во испытуемых: 18 человек Цель   диагностики:  изучение   степени   сформированности   важнейших качеств личности  обучающихся: уровня развития  их  нравственных качеств, степени устойчивости общественной и гражданской позиции, а также уровня саморегуляции в деятельности и общении.  Ход диагностики:  учащимся предлагалось отметить одно из четырех высказываний, которое их наиболее характеризует.  Оценивался уровень воспитанности по следующим критериям: ­ Долг и ответственность ­ Бережливость ­ Дисциплинированность ­ Ответственное отношение к учебе ­ Отношение к общественному труду ­ Коллективизм и  товарищество ­ Доброта и отзывчивость ­ Честность и справедливость ­ Простота и скромность ­ Культурный уровень. Анкета, предложенная школьникам: ФИ ____________________________________________Класс_____________ Уважаемые ребята, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Выберите   одно   из   четырех   суждений   каждого   показателя,   которое наиболее характеризует вас, и отметьте его галочкой в поле «это про меня». Это про меня   Показатель Суждение Долг ответственность   Бережливость и 1)      Выполняю общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,   требую такого же отношения от других. 2)      Выполняю общественные поручения охотно, ответственно, но не требую этого от других. 3)      Неохотно выполняю поручения, только при условии   контроля   со   стороны   учителей   и товарищей. 4)       Уклоняюсь   от   общественных   поручений, безответственен. 1)       Берегу   школьное   имущество,   призываю   к этому и других. 2)       Сам   бережлив,   но   не   интересуюсь, бережливы ли мои товарищи. 3)       Проявляю   бережливость,   если   чувствую контроль со стороны учителей, товарищей. 4)       Небережлив,   наношу   ущерб   школьному имуществу   и   восстанавливаю   его   лишь   после настоятельных требований. Дисциплинированн ость Ответственное отношение   учению   Отношение общественно полезному   труду (трудолюбие) Коллективизм   и товарищество 1)       Примерно   веду   себя,   соблюдаю   правила поведения в школе, на улице, дома, требую этих качеств от других. 2)       Хорошо веду себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требую хорошего поведения от других. 3)       Соблюдаю правила поведения при условии требовательности   и   контроля   со   стороны взрослых товарищей. 4)       И   при   наличии   требований   со   стороны педагогов   и   товарищей   нарушаю   дисциплину, слабо реагирую на внешние воздействия. 1)       Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям,   трудолюбив   и   прилежен,   добиваюсь к  хороших   результатов   в   учении,   сам   охотно помогаю товарищам. 2)       Учусь в полную силу, проявляю интерес к знаниям,   хорошо   учусь   сам,   но   товарищам помогаю лишь тогда, когда поручают или просят. 3)       Учусь не в полную силу, сам не проявляю интереса   к   учению,   требую   постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей. 4)       Несмотря   на   контроль,   не   проявляю интереса к учению и прилежанию, учусь плохо. к 1)       Понимаю   общественную   ценность   труда, проявляю   интерес   к   нему,   добросовестно отношусь к самообслуживанию и другим видам труда, умело организую труд других. 2)       Понимаю   общественную   ценность   труда, проявляю интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организую и не побуждаю. 3)       Тружусь   при   наличии   соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей. 4)       Не люблю труд, стремлюсь уклониться от него даже при наличии требований и контроля. 1)       Общительный(­ая),   уважаю   интересы коллектива,   сам   охотно   отзываюсь   на   просьбы товарищей, организую полезные дела коллектива. 2)       Общительный,   считаюсь   с   интересами коллектива, охотно выполняю поручения, но сам не организую полезные дела. 3)       Не   очень   общительный,   отзываюсь   на просьбы   товарищей,   но   в   делах   коллектива участвую неохотно. 4)      Необщительный, эгоистичный. 1)      Добрый, заботливый, охотно помогаю всем, кто   нуждается   в   его   помощи,   толерантен   к и окружающим, дружелюбно отношусь к людям с ограниченными   возможностями   и   другой национальности,  требую   этого   от   окружающих,  побуждаю на добрые дела товарищей. 2)      Сам добрый, отзывчивый, всегда помогаю в трудную минуту, дружелюбно отношусь к людям с   ограниченными   возможностями   и   к   людям другой национальности, но других на добрые дела не мобилизую. 3)       Помогаю   другим,   если   поручает   учитель или   коллектив,   адекватен   к   людям   с ограниченными   возможностями,   не   проявляю признаков   агрессии   по   отношению   к   людям другой национальности. 4)       Недоброжелателен,   груб   с   товарищами, проявляю   агрессию   по   отношению   к   людям другой   национальности   и   к   людям   с ограниченными возможностями. и 1)       Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами,   добросовестно   признаюсь   в   своих проступках и того же требую от других. 2)       Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами,   добросовестно   признаюсь   в   своих проступках,   но   не   требую   честности   и правдивости от других. 3)       Не   всегда   выполняю   обещания,   не   сразу признаюсь   в   своих   проступках,   а   лишь   после осуждения старшими и товарищами. 4)       Часто   неискренен,   обманываю   учителей, старших. и 1)       Прост и скромен, одобряю эти качества у других. 2)       Сам прост и скромен, но не интересуюсь,                         Толерантность, доброта   отзывчивость Честность правдивость   Простота скромность Культурный уровень обладают ли этими качествами окружающие меня люди. 3)       Прост и скромен в присутствии старших и педагогов. 4)       Держусь   высокомерно,   пренебрежительно отношусь к товарищам. 1)       Много читаю, охотно посещаю культурные центры. Разбираюсь в музыке, живописи. Охотно делюсь   своими   знаниями   с   товарищами, привлекаю их к культурной жизни. 2)       Люблю   читать.   Посещаю   культурные центры. Проявляю интерес к живописи и музыке, но интересуюсь всем этим только для себя. Не привлекаю товарищей к культурной жизни. 3)       Читаю.   Посещаю   культурные   центры. Иногда   посещаю   музеи,   выставки.   Но   все   это делаю только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей. 4)       Не   хочу   читать   художественную литературу,   отказываюсь   посещать   культурные центры.   Не   проявляю   интереса   к   культуре, искусству.             Оценка результатов диагностики:  При   определении   уровня   воспитанности   по   каждому   показателю необходимо мы пользовались диагностической таблицей (см. приложение).  Оценка записывается условным обозначением:  Я – ярко проявляется (5 баллов);   П – проявляется (4 балла);  СП – слабо проявляется (3 балла);  НП – не проявляется (2 балла). Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 10) 5 – 4,5 балла – высокий уровень;          4,5 – 3,9 балла – хороший уровень; 3,8 – 2,9 балла – средний уровень;       2,8 – 2 балла – низкий уровень. Низкий   уровень:   слабое,   неустойчивое   положительное   поведение, которое   регулируется   в   основном   требованиями   взрослых   и   другими внешними   стимулами   и   побудителями,   самоорганизации   и   саморегуляции ситуативны. Средний   уровень:   свойственна   самостоятельность,   проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция. Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. Высокий   уровень:   устойчивая   и   положительная   самостоятельность   в деятельности   и   поведении,   проявляется   активная   общественная   и гражданская позиция. Описание полученных результатов по методике. Культурный уровень Простота и скромность Честность и правдивость Доброта и отзывчивость Коллективизм и товарищество Отношение к труду Отношение к учению Дисциплинированность Бережливость Долг и ответственность Уровень воспитанности: Я П СП НП 0 2 4 6 8 10 12 Низкий Средний Хороший Высокий Количество 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 8 класса преобладают признаки высокого (9 чел. ­ 50%) и хорошего (6 чел. – 34%) уровней воспитанности, у 16% (3 чел.) средний уровень воспитанности. Применение метода шкалирования. Цель:   определить   преобладающие   мотивы   участия   школьников   в деятельности. Было   предложено   определить,   что   и   в   какой   степени   привлекает учащихся в деятельности. Для ответа учащиеся использовали шкалу: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; 0 — не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности? 1.   Интересное дело. Балл 2.   Возможность общения с разными людьми. 3.   Возможность помочь товарищам. 4.   Возможность передать свои знания. 5.   Возможность творчества. 6.   Возможность приобрести новые знания, умения. 7.   Возможность руководить другими. 8.   Возможность участвовать в делах своего коллектива. 9.   Возможность заслужить уважение товарищей. 10. Возможность сделать доброе дело для других. 11. Возможность выделиться среди других. 12. Возможность выработать у себя определенные черты характера. Результаты каждого: Щевцов Даниил Григорьева Олеся Мамедова Диана Токарев Роман Гусакова Анастасия Мамедов Динар Орлова Виктория Меньшикова Анастасия Шерстюк Денис Судариков Кирилл Пономарева Светлана Григорьева Елизавета Марьин Кирилл Скатин Михаил Одина Кристина Кузнецов Александр Хамзатова Милана Результаты класса: Общественные Личные Престижные 0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 12 10 8 6 4 2 0 Количество Общественные Личные Престижные Применение методики фантастического выбора. Цель:  выявить   соотношение   духовных   и   материальных, потребительских   и   созидательных,   эгоистических   и   коллективистских интересов подростков. Учащимся   предлагалось   представить   в   руках   цветик­семицветик   и, отрывая мысленно по лепесточку, написать свои желания. Многие желания были связаны с материальными ценностями: телефон, хоккейная   форма,   мотоцикл,   машина,   большой   дом,   быть   богатым,   иметь бесконечные деньги. На втором по численности месте желания о здоровье, счастье семьи и близких  людей. Почти  у  каждого  ребенка   есть  желания  закончить   хорошо школу;   несколько   из   них   мечтают,   чтобы   их   класс   был   лучшим.   Также мечтают самореализоваться, стать врачом, хоккеистом и т.д. У   многих   наблюдается   желание   путешествовать:   Москва,   Санкт­ Петербург, Лондон, Канада. Встречались   и   такие   желания:   сначала   думать,   а   потом   говорить; вернуться   в   детство;   сняться   в   фильме;   свою   библиотеку;   чтобы   деньги платили   за   то,   что   я   буду   путешествовать;   чтобы   у   нашего   классного руководителя все было хорошо, и она была здорова; красивую и умную жену. Таким   образом,   целенаправленная   диагностика   воспитанности   дает учителю информацию об уровне воспитанности      класса в целом и каждого воспитанника в отдельности.  Главная задача здесь – установление реального состояния моральных и социальных   качеств   учеников,   определение   критических   и   рискованных аспектов   развития   воспитательного   процесса.   На   основе   диагностирования разрабатываются   стратегия   и   тактика   управления   им,   программа воспитательных   дел.   Диагностирование   помогает   определить,   сколько времени   и   усилий   понадобится   учителю,   чтобы   достичь   заданного   уровня сформированности определенных качеств.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.

Диагностика уровня воспитанности учащихся класса: практика применения диагностических методик.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017