Диагностика УУД 10-11 класс
Оценка 4.8

Диагностика УУД 10-11 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
30.10.2017
Диагностика УУД 10-11 класс
Материал предназначен для педагогов-психологов общеобразовательной школы. Это мониторинг результатов освоения учащимися образовательной программы среднего общего образования. В материале представлены диагностические методики по диагностике развития регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, а также методики по выявлению способности к самоопределению учащихся 10-11 классов.Методики диагностики универсальных учебных действий 10-11 класс
методики ууд 10.doc
Мониторинг результатов освоения учащимися  основной образовательной программы среднего общего образования №  Название  Цель  Оцениваемые УУД  методики, автор Блок I. Регулятивные универсальные учебные действия  Возраст  участников  1  2 3 4  Анкета  «Саморегуляция»  (Разработана  на основе  опросника  «Саморегуляция» А.К.  Осницкого)  Методика «Уровень  рефлексии» (Тест  модифицирован на  основе методики   Карпова А.В.  «Диагностика  рефлексии»)  «Мотивация успеха и  боязнь неудачи».  Опросник Реана А.А.  (МУН)  Определение  сформированности  и обеспеченности  отдельных звеньев  регуляции,  самоорганизации Определение  уровня  сформированности  навыков рефлексии  Изучение  сформированности у  учащихся мотивации  к достижению успеха  (или избеганию  неудачи)  Целеполагание,  планирование,  коррекция    оценка,  10 – 11  классы  Навыки рефлексии: умение  отслеживать своѐ состояние,  поведение, деятельность (в  зависимости от цели),  корректировать через анализ и  проектировать своѐ поведение и  деятельность в будущем  Умение осознавать способы  действий, приведших к  успеху или неуспеху  10 – 11  классы  10 – 11  классы  10­11  классы  Методика КОТ ­   краткий отборочный,  ориентировочный тест  (В.Н.  Вандерлик)  Бузин,  Э.Ф.  Измерение  интегрального  показателя  сформированности  общих  познавательных  способностей  старшеклассников,  характеристика  сформированности  познавательных  способностей,  лежащих в основе  дальнейшего  обучения,  познавательной  адаптации субъекта в  мире в целом.  Блок II. Познавательные универсальные учебные действия  Общеучебные – самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную цель, применять  правила, пользоваться инструкциями  и освоенными закономерностями,  скорость и точность восприятия  материала, грамотность, владение  основными понятиями в  соответствии с содержанием учебных предметов, постановка и решение  проблемы, осуществлять выбор  оптимальной стратегии (выбирать  наиболее эффективные способы  решения задач), самостоятельно  создавать алгоритмы деятельности  при решении задач различного  характера, контролировать и  оценивать процесс и результат  деятельности; знаково­ символические:  моделировать, т.е. выделять и  обобщенно фиксировать  существенные признаки объектов с  целью решения конкретных задач;   логические ­ умения осуществлять логические действия: способность к анализу, обобщению материала,  синтез, сравнение, классификация  по самостоятельно выбранным  критериям, установление аналогий,  причинно­следственных связей,  построение рассуждений, владение  логически­поисковыми и  творческими способами решения  учебных и практических проблем Блок III. Коммуникативные универсальные учебные действия  Методика диагностики  самоконтроля в  общении (М. Снайдер)  Изучение уровня  коммуникативного  контроля  Методика КОС  ­  оценки  коммуникативных  и организаторских  склонностей  (В.В.  Синявский, Б.А.  Федоришин)  Тест коммуникативных умений Михельсона (Л. Михельсон)  Выявление  коммуникативных,  организаторских   склонностей  Определение уровня  коммуникативной  компетентности и качества  сформированности  основных коммуникативных  умений  Умение адекватно оценивать  собственное поведение;  владение навыками  конструктивного общения,  взаимодействия  Инициативное сотрудничество,  навыки конструктивного  взаимодействия, управление  коммуникацией, рефлексия,  эмпатия; способность к  самостоятельному принятию  решений, инициативность в  общении, деятельности  Инициативное сотрудничество,  навыки конструктивного  взаимодействия, управление  коммуникацией; особенности  проявления  культуры  10 – 11  классы  10­11  классы  10 – 11  классы  коммуникативной  Блок IV. Способность к самоопределению (автономизационная компетентность)  Выявление уровня  профессионального  самоопределения  Анкета для выявления  уровня  профессионального  самоопределения  (Составлена на основе  анкеты, предложенной  Т.А. Шишковец)    11 класс  Осмысленное и  ответственное  выстраивание личной   жизненной траектории,  овладение комплексом  способов деятельности по  обеспечению принятия  решения о продолжении  образования и  профессиональном  становлении в условиях  изменяющего  общества и рынка труда  5  6  7 8 Опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого Система саморегуляции у учащихся не всегда может быть оценена как полная,  достаточная, соответствующая требованиям той деятельности, которую они осуществляют. Поэтому анализ представлений учащегося о своей саморегуляции и сопоставление  самооценок учащихся и оценок педагогов полезны для установления подготовленности  учащегося к деятельности. Самооценка учащегося играет еще и прогностическую роль. В  соответствии с ней он может программировать свои действия, усилия. Опросник рассчитан на решение ряда задач: 1. определение сформированности и обеспеченности отдельных звеньев регуляции; 2. определение целостных функциональных свойств саморегуляции(обеспеченность  регуляции в целом, упорядоченность, устойчивость, детализация, привычность,  практичность, субъектная детализированность); 3. определение динамических свойств саморегуляции (уверенность, инициативность,  осторожность, пластичность, практическая реализуемость в противовес лишь  мысленным намерениям); 4. определение личностно­стилевых качеств регуляции (критичность, автономность,  ответственность, воспитуемость). Инструкция по применению: Внимательно прочитывая все оцениваемые свойства  саморегуляции (за исключением пункта «15») выберете одну из четырех возможных оценок – «Да», «Пожалуй, да», «Нет», «Пожалуй, нет», соответствующих уровню  сформированности саморегуляции у конкретного учащегося. В итоге Вы получите  перечень оценок свойств регуляции учащегося, которые, к тому же, можно сопоставить с  результатами самооценки (в этом случае учащийся заполняет опросник сам). Объектом  педагогической работы будут те свойства саморегуляции, по которым совпадают  отрицательные оценки педагогов и ученика, а также все случаи расхождения оценок и  самооценок. 1. Целеполагание.  Способен на дело приниматься без напоминаний.  Планирует, организует свои дела и работу.  Умеет выполнить полученное задание.  Нужно напоминать о том, что необходимо закончить дело.  Не планирует, Мало организует свои дела и работу.  Не выполняет заданий оттого, что отвлекается. 2. Моделирование условий.  Хорошо анализирует условия.  Учитывает возможные трудности.  Умеет отделять главное от второстепенного.  Условия анализирует плохо.  Не учитывает возможных трудностей.  Не умеет отделять главного от второстепенного. 3. Программирование действий.  Чаще всего избирает верный путь решения задачи.  Правильно планирует свои занятия и работу.  Пытается решить задачи разными способами.  Пути решения выбирает не лучшие.  Не умеет планировать работу и занятия.  Не пытается решать задачи разными способами. 4. Оценивание результатов. Редко ошибается, умеет оценить правильность действий.  Сам справляется с возникающими трудностями.   Быстро обнаруживает свои ошибки.  Не может справиться с трудностями без помощи других.  Часто допускает ошибки в работе, часто их повторяет.  С трудом находит ошибки в своей работе. 5. Коррекция результатов и способа действий.  Быстро находит новый способ решения.  Быстро исправляет ошибки.  Не повторяет ранее сделанных ошибок.  С трудом находит новые способы решения.  С большим трудом и долго исправляет ошибки.  Повторяет одни и те же ошибки. 6. Обеспеченность регуляции в целом.  Продумывает свои дела и поступки.  Хорошо справляется и с трудными заданиями.  Справляется с заданиями без посторонней помощи.  Часто поступает необдуманно, импульсивно.  С трудными заданиями справляется плохо.  Не справляется с заданием без напоминаний и помощи. 7. Упорядоченность деятельности. Заранее знает, что будет делать.  Любит порядок.   Аккуратен и последователен.  Не любит порядок,  Часто не знает заранее, что ему предстоит делать.  Непоследователен и неаккуратен. 8. Детализация регуляции действий.  Продумывает все до мелочей.  Ошибается чаще всею из­за того, что смысл задания в целом не понят, хотя все  детали продуманы.  Старателен, хотя часто не выполняет заданий.  Ограничивается лишь общими сведениями, общим впечатлением.  Ошибается чаще из­за того, что не продуманы мелочи, детали.  Не очень старателен, но задания выполняет. 9. Осторожность в действиях.  Долго готовится, прежде чем приступить к делу.  Избегает риска.  Сначала обдумывает, потом делает.  Приступает к делу без подготовки.  Часто рискует, ищет приключений.  Сначала сделает, потом думает. 10. Уверенность в действиях. Решения принимает без колебаний.   Уверенный в себе.  Действует решительно, настойчиво.  Решения принимает после раздумий и колебаний.  Часто сомневается в своих силах.  Нерешителен, небольшие помехи уже останавливают его. 11. Инициативность в действиях.  Предприимчивый, решительный.  Активный.  Ведущий.  Нерешительный.  Вялый, безучастный.  Ведомый. 12. Практическая реализуемость намерений. Реализует почти все, что планирует.   Начатое дело доводит до конца.  Предпочитает действовать, а не обсуждать.    Предпочитает обсуждать, а не действовать. Задумывает много, а делает мало. Редко, когда начатое дело доводит до конца. 13.Осознанность действий.  Обдумывает свои дела и поступки.  Анализирует свои ошибки и неудачи.  Планирует дела, рассчитывает свои силы.  Действует без раздумий, «с ходу».  Не анализирует ошибок.  Не планирует почти ничего, не рассчитывает своих сил. Редко повторяет одну и ту же ошибку. Знает о своих недостатках. 14. Критичность в делах и поступках.  Прислушивается к замечаниям.    Не прислушивается к замечаниям.  Часто повторяет одну и ту же ошибку.  Не хочет знать и исправлять свои недостатки. 15. Ориентированность на оценочный балл.  На что согласен, когда нужно спешить по своим делам. «5», «4», «3»,«2».  На что претендует в своих самооценках. 16. Ответственность в делах и поступках.  Всегда проверяет правильность работы.  Старается довести дело до конца.  Старается добиться лучших результатов.  Не проверяет правильность результатов своих действий.  Часто бросает работу, не доделав ее.  Результат не важен, лишь бы скорее закончить работу. 17. Автономность или зависимость в действиях.  Действует самостоятельно, мало советуясь с другими.  Предпочитает справляться с трудностями сам.  Может принять независимое от других решение.  О его трудностях и делах знают почти все. Всегда надеется на друзей, на их помощь. Действует по принципу: как все, так и я. 18. Гибкость, пластичность в действиях.  Любит перемену в занятиях.  Легко переключается с одной работы на другую  Хорошо ориентируется в новых условиях.  Аккуратен.  Внимателен.  Усидчив.  Неаккуратен.  Невнимателен.  Неусидчив. 20. Практичность, устойчивость в регуляции действий.  С неудачами и ошибками обычно справляется.  Неудачи активизируют его.  Старается разобраться в причинах неудач.  Ошибку может исправить, если его успокоить.  Неудачи быстро сбивают с толку.  Равнодушен к причинам неудач. 21. Оптимальность (адекватность) регуляции усилий.  Умеет мобилизовать усилия.  Взвешивает все «за» и «против».  Старается придерживаться правил.  С трудом мобилизуется на выполнение заданий.  Поступает необдуманно, импульсивно.  Не придерживается правил.  Любит однообразные занятия.  С трудом переключается с одной работы на другую.  Плохо ориентируется в новых условиях. 19. Вовлечение полезных привычек в регуляцию действии. 22. Податливость воспитательным воздействиям.  Всегда считается с мнением других.  Его не трудно убедить в чем­то.  Прислушивается к замечаниям.  Не считается с мнением окружающих.  Его трудно убедить в чем либо.  Не прислушивается к замечаниям. Методика «Уровень рефлексии» (Тест модифицирован на основе методики   Карпова А.В. «Диагностика рефлексии») Инструкция: Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В таблице  ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую  варианту Вашего ответа: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. абсолютно неверно неверно скорее неверно не знаю скорее верно верно совершенно верно Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных  ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является  верным. Текст методики 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с  кем­нибудь обсудить. Когда меня вдруг неожиданно о чем­то спросят, я могу ответить первое, что  пришло в голову. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу я обычно мысленно  планирую предстоящий разговор. Совершив какой­то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем. Когда я размышляю над чем­то или беседую с другим человеком, мне бывает  интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют  второстепенное значение. Бывает, что я не могу понять, почему кто­либо недоволен мною. Я часто ставлю себя на место другого человека. 8. 9. 10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы. 11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил  плана. 12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. 13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки. 14. Как правило, что­то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя  детали, рассматривая все варианты. 15. Я беспокоюсь о своем будущем. 16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь  первой пришедшей в голову мыслью. 17. Порой я принимаю необдуманные решения. 18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и  новые аргументы в защиту своей точки зрения. 19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую  очередь начинаю с себя. 20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. 21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого  поведения ожидают от меня окружающие. 22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с  ним разговор. 23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других  людях мои слова и поступки. 24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких  словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть. 25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими  делами. 26. Если я кем­то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. 27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.   Обработка результатов Из этих 27­ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 – обратные утверждения, что необходимо учитывать  при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых  вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения,  замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Все пункты можно сгруппировать в четыре группы: 1)ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27); 2)   рефлексия настоящей деятельности (утверждения 2, 5, 13, 14, 16, 17, 18, 26); 3)рассмотрение будущей деятельности (3, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 20); 4)рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера утверждений 8, 9, 19,  21, 22, 23, 24, 26). Полученные сырые баллы переводятся в стены: 81­ 100 157­ 171 140­ 147 131­ 139 123­ 130 114­ 122 108­ 113 101­ 107 80 и  ниже 172 и  выше Стены 148­ Сырые  баллы 156 Интерпретация данных, полученных в результате тестирования Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в большей  степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей,  выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее  планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким  людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение,  понять, что думают о них самих. Низкие результаты по тесту (меньше 4 стенов), вероятно, говорят о том, что испытуемому  в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью и  поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом,  так в настоящем и будущем. Он редко обдумывает свою деятельность в мельчайших  деталях, ему сложно прогнозировать возможные последствия. Такой испытуемый  испытывает сложности при постановке себя на место другого, ему сложно предсказать его  поведение. Бланк ответов методики определения уровня рефлексивности Инструкция: Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В таблице  ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую  варианту Вашего ответа: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. абсолютно неверно неверно скорее неверно не знаю скорее верно верно совершенно верно Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных  ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является  верным. Спасибо! 2 10 11 12 13 14 1 3 4 5 6 7 8 9 № вопроса Ответ № вопроса 15 Ответ       16     17     18     19     20     21     22     23     24     25     26     27         «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или  «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное  «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное  «нет» и «скорее нет, чем да».  Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый  приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным. Текст опросника 1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен к проявлению инициативности. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины  отказа от них. 5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично  высокие по трудности. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их  преодоления. 7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной  целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени,  результативность моей деятельности ухудшается. 10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно. 13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует  внешний контроль. 14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но  достижимые цели, чем нереально высокие. 15. В случае неудачи при выполнении какого­либо задания, его притягательность, как  правило, снижается. 16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности  обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи при выполнении чего­либо, от поставленной цели, я, как правило,  не отказываюсь. 20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более  возрастает. Ключ к опроснику Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.  Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов и критерии оценки За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.  Подсчитывается общее количество набранных баллов.  Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на  неудачу (боязнь неудачи).  Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).  Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что  мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если  количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если  количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.  Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации  человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего­то конструктивного,  положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность  в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны,  инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели.  целеустремленность.  Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе  мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания,  наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея  негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи,  думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения  успеха.  Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при  необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое  к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях  становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма  ответственным отношением к делу. Краткий ориентировочный тест  В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик (КОТ) Тест для измерения интеллектуальных способностей можно использовать только 1 раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомились с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точную оценку своих возможностей вы уже не сумеете. Приступайте к тестированию только хорошо отдохнувшими и здоровыми. Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них: •   "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:  1 ­ тяжелый,  2 ­ упругий,  3 ­ скорый,  4 ­ легкий,  5 ­ медленный.  Правильный ответ: 5 •   Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?  Правильный ответ: 110 •   Слова минер и минор по смыслу являются:  1 ­ сходными,  2 ­ противоположными,  3 ­ ни сходными, ни противоположными  Правильный ответ: 3 •   Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл:  1 ­ первый блин комом,  2 ­ лиха беда начало,  3 ­ не красна изба углами, красна пирогами 4 ­ не все коту масленица  5 ­ старый друг лучше новых двух  Правильный ответ: 1,2  Тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на  столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос.  Работайте как можно быстрее. Если какое­нибудь задание теста у вас не получается, не  задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. 1. Одиннадцатый месяц года ­ это:  Тестовый материал 1) октябрь,  2) май,  3) ноябрь,  4) февраль. 2. "Суровый" является противоположным по значению слову:  1) резкий,  2) строгий,  3) мягкий,  4) жесткий,  5) неподатливый. 3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:  1) определенный,  2) сомнительный,  3) уверенный,  4) доверие,  5) верный. 4. Верно ли то, что сокращение "н.э." означает: "нашей эры" ("новой эры")?  1) да,  2) нет, 5. Какое из следующих слов отлично от других:  1) звонить,  2) болтать,  3) слушать,  4) говорить,  5) нет отличающихся слов 6. Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову:  1) незапятнанный,  2) непристойный,  3) неподкупный,  4) невинный,  5) классический. 7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как "обоняние" к  "нос":  1) сладкий,  2) язык,  3) запах,  4) зубы,  5) чистый 8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?  Sharp M.C. Sharp M.C.  Filder E.H. Filder E.N. Connor M.G. Conner M.G.  Woesner O.W. Woerner O.W.  Soderquist P.E. Soderquist B.E. 9. "Ясный" является противоположным по смыслу слову:  1) очевидный,  2) явный,  3) недвусмысленный,  4) отчетливый,  5) тусклый. 10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а  продал их за 5500 долларов заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько  автомобилей он продал? 11. Слова "стук" и "сток" имеют:  1) сходное значение,  2) противоположное,  3) ни сходное, ни противоположное. 12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины? 13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?  5296 5296  66986 69686  834426 834426  7354256 7354256  61197172 61197172  83238224 83238234 14. "Близкий" является противоположным по значению слову:  1) дружеский,  2) приятельский,  3) чужой,  4) родной,  5) иной. 15. Какое число является наименьшим:  1) 6  2) 0,7  3) 9  4) 36  5) 0,31  6) 5 ? 16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось  правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.  1) есть  2) соль  3) любовь  4) жизни 17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? 18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько  поймал второй? 19. "Восходить" и "возродить" имеют:  1) сходное значение,  2) противоположное,  3) ни сходное, ни противоположное. 20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось  утверждение. Если оно правильно, то ответ будет 1, если неправильно ­ 2.  Мхом обороты камень набирает заросший. 21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:  1) Держать нос по ветру.  2) Пустой мешок не стоит.  3) Трое докторов не лучше одного.  4) Не все то золото, что блестит.  5) У семи нянек дитя без глаза. 22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:  73 66 59 52 45 38 ? 23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:  1) июне,  2) марте,  3) мае,  4) ноябре. 24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:  1) верно,  2) неверно,  3) неопределенно.  A. Все передовые люди ­ члены партии.  Б. Все передовые люди занимают крупные посты.  B. Некоторые члены партии занимают крупные посты. 25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое  расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 с? 26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:  1) верно,  2) неверно,  3) неопределенно.  A. Боре столько же лет, сколько Маше.  Б. Маша моложе Жени.  B. Боря моложе Жени. 27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько  килограммов фарша можно купить за 80 копеек? 28. Расстилать и растянуть. Эти слова:  1) схожи по смыслу,  2) противоположны,  3) ни схожи, ни противоположны. 29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы,  сложив их вместе, можно было получить квадрат: 30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:  1) верно,  2) неверно,  3) неопределенно.  A. Саша поздоровался с Машей.  Б. Маша поздоровалась с Дашей.  B. Саша не поздоровался с Дашей. 31. Автомобиль стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на  33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась  равнобедренная трапеция: 33. На платье требуется 2 1/3 м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 34. Значения следующих двух предложений:  1) сходны,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны.  A. Трое докторов не лучше одного.  Б. Чем больше докторов, тем больше болезней. 35. Увеличивать и расширять. Эти слова:  1) сходны,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны. 36. Смысл двух английских пословиц:  1) схож,  2) противоположен,  3) ни схож, ни противоположен.  A. Швартоваться лучше двумя якорями.  Б. Не клади все яйца в одну корзину. 37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин.  Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По  какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:  1) схожи,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны. 39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограммов можно  было бы купить за 50 копеек? 40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 1/4  1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6 41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:  1) сходными,  2) противоположными,  3) ни сходными. ни противоположными. 42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м? 43. Следующие две фразы по значению:  1) сходны,  2) противоположны,  3) ни сходны, ни противоположны.  А. Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.  Б. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое ­ сложностью. 44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен  выстрелить, чтобы поразить ее сто раз? 45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его  место?  1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14? 46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну.  Т. вложил в дело 4500 руб., К. ­ 3500 руб., П. ­ 2000 руб. Если прибыль составит  2400 руб., то насколько меньше прибыль получил бы Т. в случае разделения  прибыли пропорционально вкладам? 47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:  1) Куй железо, пока горячо.  2) Один в поле не воин.  3) Лес рубят, цепки летят.  4) Не все то золото, что блестит.  5) Не по виду суди, а по делам гляди? 48. Значение следующих фраз:  1) сходно,  2) противоположно,  3) ни сходно, ни противоположно.  A. Лес рубят щепки летят.  Б. Большое дело не бывает без потерь. 49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других? 50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух  размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900  слов, меньшего ­ 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале.  Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом? Обработка результатов и интерпретация Правильные ответы к тесту 11) 3 31) 1600 21) 3, 5 41) 3 12) 270 22) 31 32) 1, 2, 4 42) 14 13) 4 23) 2 33) 18 43) 1 1) 3 2) 3 3) 2 4) 1 5) 3 6) 2 7) 4 8) 1 9) 5 14) 3 15) 5 16) 4 17) 4 18) 4 19) 3 24) 1 34) 3 25) 1500 35) 1 26) 1 27) 1 28) 1 36) 1 38) 1 44) 800 45) 1/10 46) 280 48) 1 49) 3 37) 480 47) 4, 5 29) 2, 13 39) 20 10) 3 20) 3 30) 3, 5 40) 1600 50) 3 В таблице даны правильные ответы на все задания. За каждое совпадение вашего  ответа с правильным начисляйте себе один балл. Подсчитайте сумму ваших правильных  ответов. Чем выше вы получили оценку по этому тесту, тем выше на сегодняшний день  уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему  обучению и познавательной деятельности.  Если полученная оценка составляет 24 балла и более, то уровень ваших  интеллектуальных способностей позволяет Вам хоть сейчас приступить к освоению  широкого круга профессий. Кроме того, уровень Вашего интеллектуального развития  достаточен для того, чтобы Вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность  выполнения деятельности в любой профессии творческого класса.  Менее 16 баллов низкая оценка. Низкий результат может быть недостаточно  надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и  понимании инструкции. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту ни в  коей мере не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к  какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью других методов,  может дать и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или  иным профессиям. Или недостаточно высокая оценка по данному тесту говорит о том, что  вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения  и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера Шкала самомониторинга  Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые  ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к  себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, ответьте  "Верно", если неверным или преимущественно неверным – "Неверно". № Утверждение  1  Мне трудно подражать поведению других людей  Варианты  ответа  верно не  верно 2  Я воспринимаю как спектакль свои попытки произвести впечатление  на других людей или поддерживать отношения с ними  верно 3  Мне кажется, что я мог бы быть неплохим актером  4  Я произвожу на других впечатление человека, испытывающего  значительно более глубокие эмоции чем это есть на самом деле  5  Я редко нахожусь в центре внимания окружающих меня людей  6  В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя как  совершенно другой человек  7  Я могу доказывать только те идеи, в которые я верю  8  Для того, чтобы не остаться в одиночестве и нравиться другим  людям я стараюсь быть таким, каким они меня хотят видеть и  никаким другим  9  Я могу вводить в заблуждение других людей, демонстрируя  дружелюбие даже если они не нравятся мне  10 Я не всегда такой, каким кажусь  верно верно верно верно верно верно верно верно не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  не  верно  Подсчет результатов: прибавьте себе по одному баллу за ответ "неверно" на вопросы № 1, 5, 7 и за ответ "верно" на все остальные вопросы. Подсчитайте сумму баллов.  Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за  собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с  тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых  ситуаций. Их позиция: "я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким  коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое  "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. 0­3 балла: у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и  Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему  самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" по причине Вашей  прямолинейности. 4­6 баллов: у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не  сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с  окружающими людьми. 7­10 баллов: у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую  роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии  предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной  профконсультации (методика КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина)     «Вам нужно ответить на все  Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для  ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструк  цию:   предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке  листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) —  поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете  свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут  содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации  и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание,  отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда  постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно  согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное  впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов». Вопросник КОС 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей принятию ими вашего  мнения? 3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем­то из ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств разными людьми? 6. Нравится ли вам заниматься общественной работой? 7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или с какими­либо  другими занятиями, чем с людьми? 8. Если возникли какие­либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы  отступаете от них? 9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по  возрасту? 10. Любите ли вы придумывать и. организовывать со своими товарищами различные игры и  развлечения? 11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию? 12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить  сегодня? 13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с  вашим мнением? 15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из­за невыполнения ими своих  обязанностей, обязательств? 17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым  человеком? 18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? 19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному? 20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? 21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? 23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится  проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы  ваших товарищей? 27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в  малознакомую вам компанию? 30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? 31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было  сразу принято вашими товарищами? 33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию? 34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих  товарищей? 35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда  приходится говорить что­либо большой группе людей? 36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 37. Верно ли, что у вас много друзей? 38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с незнакомыми людьми? 40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы  своих товарищей? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обработка результатов 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество  совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Дешифратор Коммуникативные склонности: положительные ответы — вопросы 1­го столбца; отрицательные ответы — вопросы 3­го столбца. Организаторские склонности: положительные — вопросы 2­го столбца; отрицательные — вопросы 4­го столбца. 1. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских  (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх), организаторским склонностям (Ох) к мак­ симально возможному числу совпадений (20), по формулам: Кk, = Ko= Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей Кк 0.10—0.45 0.46—0.55 0.56—0.65 0.66—0.75 0.76—1.00 При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры: 1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления  коммуникативных и организаторских склонностей. Шкальная оценка 1 2 3 4 5 Ко 0.20—0.55 0.56—0.65 0.66—0.70 0.71—0.80 0.81—1.00 2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские  склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией,  плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело пе­ реживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено,  во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. 3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления  коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми,  не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу,  однако потенциал их склон ностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа  испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по  формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления  коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке,  быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются  общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в  общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий,  способны принять, самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. 5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень высоким уровнем  проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потреб­ ность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней.  Быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом  коллективе. Инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной  ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются,  чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию,  любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в  коммуникации и организаторской деятельности. Тест коммуникативных умений Михельсона Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха  Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества  сформированности основных коммуникативных умений.  Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и  выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас  поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по­вашему,  следовало бы делать.  Тестовый материал:   1. Кто­либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в  подобных ситуациях: а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь". б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся". в) Говорите: "Спасибо". г) Ничего не говорите и при этом краснеете. д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону". 2. Кто­либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются  замечательными. В таких случаях Вы обычно: а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом  говорите: "Нормально!" б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".  в) Ничего не говорите.  г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше". д) Говорите: "Это действительно замечательно!"    3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто­либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы: а) Говорите: "Вы ­ болван!" б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки". в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.  г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".  д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.     4. Вы забыли взять с собой какой­то предмет, а думали, что принесли его, и кто­то говорит  Вам:   "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к  плечам".     Обычно Вы в ответ:  а) Говорите: "Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"  б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".  в) Говорите: "Если кто­либо растяпа, то это Вы".  г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за  то, что забыл что­то".  д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление. 5. Кто­либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас  расстроило,     причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:  а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".   б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".  в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".  г) Ничего не говорите этому человеку.  д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"     6. Вам нужно, чтобы кто­либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:  а) Никого ни о чем не просите.  б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".  в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть  дела.  г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.  д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".     7. Вы знаете, что кто­то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:  а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"  б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.   в) Говорите: "У Вас какая­то неприятность?"  г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.  д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"     8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто­либо говорит: "Вы выглядите расстроенным".     Обычно в таких ситуациях Вы:  а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.  б) Говорите: "Это не Ваше дело!"  в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".  г) Говорите: "Пустяки".  д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".     9. Кто­либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:  а) Говорите: "Вы с ума сошли!"  б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто­то другой".  в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".  г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".  д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.     10. Кто­либо просит Вас сделать что­либо, но Вы не знаете, почему это должно быть  сделано.     Обычно в таких случаях Вы:  а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".  б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.  в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".  г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно  быть сделано".  д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу. 11. Кто­то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно.     В таких случаях Вы обычно:  а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".   б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".  в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".  г) Говорите: "Спасибо".  д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.     12. Кто­либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:   а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".  б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да,  спасибо".  в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю  большего.  г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.  д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".     13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто­либо говорит Вам:     "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно: а) Немедленно прекращаете беседу.  б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".  в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным  голосом.  г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.  д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.     14. Вы стоите в очереди, и кто­либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:  а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например:     "Некоторые люди ведут себя очень нервно".  б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"  в) Ничего не говорите этому типу.  г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!" д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".     15. Кто­либо делает что­нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное  раздражение.     Обычно в таких случаях Вы:  а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"  б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".  в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.  г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".  д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.     16. Кто­либо имеет что­нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких  случаях Вы: а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.  б) Воздерживаетесь от всяких просьб.  в) Отбираете эту вещь.  г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.  д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.     17. Кто­либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для  временного пользования,  но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В  таких случаях Вы обычно: а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда­ нибудь потом".  б) Говорите: "Вообще­то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".  в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"  г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.  д) Говорите: "Вы с ума сошли!"   18. Какие­то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели     бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:  а) Не говорите ничего.  б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.  в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.  г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.  д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это  хобби.    19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто­либо спрашивает: "Что Вы длаете?" Обычно Вы: а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного". б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"  в) Продолжаете молча работать. г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".  д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.    20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:  а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?" б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что­либо могу для Вас сделать?"  в) Спрашиваете: "Что случилось?"  г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".  д) Никак не реагируете на это событие.     21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто­либо говорит: "С Вами все в  порядке?" Обычно Вы:  а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"  б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека. в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"  г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".  д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".     22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого­либо другого. Обычно в таких  случаях Вы:  а) Не говорите ничего.  б) Говорите: "Это их ошибка!"  в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".  г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".  д) Говорите: "Это их горькая доля". 23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем­либо в Ваш адрес.  В таких случаях Вы обычно:  а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.  б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.  в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.  г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.  д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен   этого делать снова.     24. Кто­либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:  а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".  б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"  в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.  г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.  д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"   25. Кто­либо просит Вас сделать что­либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы.   В этих условиях Вы обычно:  а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.  б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого­нибудь еще".  в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".  г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".  д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда­нибудь потом".     26. Вы видите кого­либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации  Вы обычно:  а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.  б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.  в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.  г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных  Вами.  д) Ничего не говорите этому человеку.    27. Кто­либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас возгласом  "Привет!"  В таких случаях Вы обычно:  а) Говорите: "Что Вам угодно?"  б) Не говорите ничего в) Говорите: "Оставьте меня в покое".  г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека  представиться  в свою очередь.  д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.   Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по  типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый  эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному,  партнерскому стилю. Стпень приближения к эталону можно определить по числу  правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу"  (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов  поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирвать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в  опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к  какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому  или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных  ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.  Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций: ­ ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера  (вопросы 1, 2, 11, 12)  ­ ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные  высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)  ­ ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6,  10, 14, 16, 17, 25)  ­ ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)  ­ ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний  другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).  Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали  (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии  с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип  поведения преобладает?  Блоки умений:   1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника ­ вопросы  1, 2, 11, 12.  2. Реагирование на справедливую критику ­ вопросы 4, 13.  3. Реагирование на несправедливую критику ­ вопросы 3, 9.  4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника ­  вопросы 5, 14, 15, 23, 24.  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой ­ вопросы 6, 16.  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" ­ вопросы 10, 17, 25.  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку ­ вопросы 7, 20. 8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников ­ вопросы  8, 21.  9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность ­ вопросы 18, 26.  10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт ­ вопросы 19, 27. КЛЮЧИ  зависимые компетентные агрессивные 1 АГ БВ Д 2 АВ Д БГ 3 ВД Б АГ 4 БД Г АВ 5 Г АБ ВД 6 АГ ВД Б 7 БГ АВ Д 8 АГ В БД 9 Д БВ АГ 10 БД Г АВ 11 БД Г АВ 12 БГ А ВД 13 АГ В БД 14 АВ Д БГ 15 ВД Б АГ 16 БД Г АВ 17 Г АБ ДВ 18 АГ В БД 19 АВ Д БГ 20 ГД БВ А 21 Б ГД АВ 22 А ВГ БД 23 АВ Д БГ 24 Г АБ ВД 25 В АД БГ 26 ВД АБ Г 27 БД АГ В АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ     Инструкция. Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.  1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?  2. Назовите избранную вами профессию.  3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?  4. Ваши намерения после окончания школы:  а) буду работать;  б) попробую поступить в техникум, колледж, ПУ, вуз;  в) затрудняюсь ответить.  5.Назовите источники ваших знаний о профессии.  6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших  классах?  7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?  8. Как вы связываете выбранный профиль обучения со своей будущей работой?  а) буду работать по этой специальности;  б) постараюсь приобрести похожую специальность;  в) буду учиться по родственной специальности;  г) буду учиться по этой специальности;  д) выберу другую специальность;  е) затрудняюсь ответить.  9.Хотели бы вы изменить профиль своего обучения?  а) да;  б) нет;  в) не знаю.  10.Предпринимаете ли вы что­нибудь для подготовки себя к будущей профессии?  а) не вижу в этом необходимости;   б) хотелось бы что­нибудь сделать, но не знаю, с чего начать;  в) частично готовлюсь;  г) да, готовлюсь к будущей профессии.  11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это  делаете. 12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль  обучения?  а) да;   б) нет;  в) не знаю.  13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист  той профессии, которую вы хотите выбрать?  14. Какими из этих качеств вы обладаете?  15. Что вы могли бы порекомендовать кому­либо прочесть о выбранной вами  профессии?  16. Нравится ли вам профиль вашего обучения?  а) очень нравится;  б) скорее нравится, чем не нравится;  в) отношусь безразлично;  г) скорее не нравится;  д) совершенно не нравится;  е) не могу сказать.   17.Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные  намерения, что будете делать?

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс

Диагностика УУД 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017