Что представляет собою этот текст?
В чём особенность подобных текстов?
- Папа, а ты смог бы писать в темноте?
- Конечно, а почему тебя это интересует?
- Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!
Докажите, что записанный текст - диалог
Зачерпнул Емеля воды из проруби ведром, глядь, а там Щука! Обрадовался Емеля, а щука и говорит ему человеческим голосом:
- Не губи меня, Емелюшка! Выпусти обратно в воду!
- Нет, я тебя домой отнесу, мамка из тебя ухи сварит, - отвечает Емеля.
Не губи, Емеля, у меня щурята маленькие, ждут меня, дожидаются.
Сколько персонажей участвуют в разговоре?
Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?
ПРИМЕР ДИАЛОГА
Ко мне подошла бездомная собака, похожая на Каштанку, а возможно, её дочка или внучка. Я спросил:— Как дела?— Кручусь, — ответила Каштанка.— Есть хочешь?— Вообще-то я завтракала, — деликатно сказала Каштанка и посмотрела мне в руки.
(В. Токарева)
Диалог состоит из реплик.
Реплика- это слова, обращенные к собеседнику
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог?
Какое правило ведения разговора по телефону нарушено в данном диалоге?
Графика диалога.
П.
П!
П?
П! - а.
П? - а.
П, - а.
Например:
- Здравствуй, Вера!
Здравствуй, Лена.
Куда ты идешь, Вера? – спросила Лена.
В библиотеку, - ответила Вера.
П!
П.
П? - а.
П, - а.
Слова каждого из участников диалога называются репликой.
Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
- Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел. | - Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки. |
- Какой из текстов монолог, а какой диалог?
- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?
Правила оформления диалога
При диалоге каждая реплика (прямая речь) начинается с новой строки, с большой буквы, перед ней ставится тире.
Слова автора пишутся с большой буквы и отделяются двоеточием, если они стоят перед репликами. Если слова автора стоят после реплики, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы. Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире.
3. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением.
Говорим правильно
Сняв трубку, говорят Алло или Слушаю. Разговор по телефону лучше начать так: Здравствуйте, вам звонит (или вас беспокоит) Оля. А потом обратиться с просьбой: Пожалуйста, позовите к телефону Серёжу или Будьте добры, позовите, пожалуйста, Серёжу. Невежливо начинать разговор словами: Кто это? Кто это говорит?
Доброжелательность, уважение к собеседнику.
Вежливость, избежание категоричности.
Скромность в самооценке, ненавязчивость.
Ориентация на партнера.
Стимулирование интереса партнера к проблемам общения.
Логичность изложения своих взглядов и предложений.
Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики.
Правила ведения диалога
Правила для того, кто говорит:
Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.
Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.
Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.
Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Правила ведения диалога
Правила для того, кто слушает:
Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки….Перебивая друг друга, затараторили :
- Рой ямку.
Клади золотые.
Посыпь солью.
Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс».
Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.
А вы уйдите все-таки подальше…
Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги, -
сказала лиса.
- Боже сохрани, - сказал кот.
1. Сколько героев разговаривают?
2. Как оформлен диалог?
3. Как записываются реплики героев?
УСТНО. Анализ диалога
И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама как вошла, сразу и сказала: Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил. А папа сказал: Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот нам не помешает. Мама говорит: Тебе не помешает, а мне помешает. Чем он тебе помешает? Тем, отвечает мама. Ну ты вот сам подумай, какая от этого кота польза? Папа говорит: Почему обязательно польза? Вот какая польза от этой картины на стене? От этой картины на стене, говорит мама, очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает. Ну и что? не соглашается папа. И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
ПИСЬМЕННО. Запиши предложения с репликами (диалогом), расставляя знаки препинания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.