"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Оценка 5
Исследовательские работы +2
pptx
русская литература
11 кл
10.01.2017
Лабораторная работа по литературе в 11 классе по циклу Марины Цветаевой "Стихи к Блоку". Конспект урока представляет собой блок заданий, выполняя которые учащиеся самостоятельно ответят на вопрос: в чем особенность цикла "Стихи к Блоку", познакомятся с литературными терминами, проанализируют цветовую гамму оттенков, используемых Цветаевой в цикле.
Диалог поэтов в цикле М.pptx
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Диалог поэтов в цикле
М.И. Цветаевой «Стихи к
Лабораторная работа по
Блоку»
литературе
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Терминология
• Перифраза – стилистический
приём , состоящий в замене слова
или словосочетания
описательным выражением,
указывающим на какие- либо
существенные в данном случае ,
важные художественном
отношении свойства, качества,
признаки, лица, предмета,
явления.
Горшков А.И. Русская словесность.: От слова к словесности.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Определите смысловую роль крыльев
• Белый рыцарь-
настоящий победитель,
«избранный», как
сказали бы евангелисты.
В этом символе есть ещё
один аспект, который
можно увидеть в
эпитетах
«скитающийся»,
«странствующий». Это
символ для человека ,
который выбрал долгий
одинокий и тяжелый
путь искупления грехов
своих или всего
человечества.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Определите смысловую роль
крыльев
• Лебедь-птица света. Он
не отражает свет, но сам
есть сгусток света в
чистом пространстве,
сам светоносен. Скорее ,
он связан с тихим
звёздным светом, а не с
огнём. Лебедь- птица
милосердия. Лебедь
также- всеобщая
размытость, всеобщая
переходность , отсыл
каждой стихии от себя в
другую.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Определите смысловую роль
крыльев
• Праведник-
святой , который
прославился
духовными
подвигами и
святостью в
обычной жизни, а
не в монастыре.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Определите смысловую роль
крыльев
• Ангел-это слово в переводе с
греческого и еврейского языков
обозначает «вестник». Оно
выражает собой понятие о
духовных существах и служении
их , так как через них Господь
являет свою волю и делает их
орудием исполнения оной. Из
Священного Писания знаем, что
они владеют знанием и
чистотою, далеко
превосходящими наше
мышление. Они существа
духовные, бестелесные,
одаренные волею, умом и
могуществом ,и занимают
высшую ступень в ряду
творений.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Определите смысловую роль
крыльев
• Серафим-один из
10 чинов
небесной
иерархии ,
ближайший к
Богу. Именно
Серафим
обладает
способностью
возбуждать и
воспламенять
других в любви к
Богу, очищает их
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Герой цикла
• «Нежного
призрака»-
«Рыцаря без
укоризны»-
«снегового
певца»-
«Снежного
лебедя»-
«Божьего
праведника»-
«Вседержителя
души»- «мертвого
ангела»-
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Терминология
• Цикл –жанровое
образование, состоящее
из нескольких
стихотворений, причем
в цикле каждое
стихотворение
становится одной из
граней авторского
мировоззрения и
существует только в
соотнесённости и
единстве с другими
стихами.
• Циклообразующие связи:
1. общее для всего ансамбля
стихотворений заглавие;
2. стихотворения
расположены в строгой
последовательности ,
создающей единую
ритмическую организацию
цикла;
3. общность лексики ;
4. единый лирический герой.
(по книге Фоменко И.В.
Лирический цикл:
становление жанра .)
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Цветопись
• Красный –цвет пламени,
огня , как карающего,
так и очищающего. Этот
цвет животворного
тепла, а следовательно,
символ жизни. Но он же
и цвет крови, прежде
всего ,крови Христа , а
значит, в богословской
интерпретации , знак
истинности его
воплощения и грядущего
спасения рода
человеческого.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Цветопись
• Белый –часто противостоит
красному как символ
божественного цвета. С
античности белый цвет
имел значение чистоты и
святости , отрешенности от
мирского(цветного) ,
устремлённости у духовной
простоте и возвышенности.
Эту символику он сохранил
и в православном сознании.
На иконах и росписях
многие святые и
праведники изображены в
белом.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Цветопись
• Голубой и синий –
воспринимаются как символы
трансцендентального мира
(трансцендентальный –
изначально присущий
рассудку, не приобретённый
из опыта, недоступный
познанию, находящийся за
пределами опыта, лежащий
по ту сторону опыта)
• Голубой –символ духовной
чистоты и целомудрия.
Одеяние первосвященника
символизирует возвышение
сердца над земными вещами.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Цветопись
• Черный –в
противоположнос
ть белому
воспринимается
как знак конца,
смерти. В
иконописи только
глубины пещеры –
символ могилы,
ада,
-закрашиваются
черной краской.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Цветопись
• Золотой, цвет солнца,
солнечный – иконописная
мистика в высшем ,
духовном значении этого
слова. Все прочие краски
находятся по отношению к
нему в некотором
подчинении и как бы
образуют вокруг него чин .
Изо всех цветов один только
золотой, солнечный означает
центр божественной жизни,
а все прочие –её окружение .
Один Бог , сияющий «паче
солнца», есть источник
царственного цвета.
"Диалог двух поэтов: Марина Цветаева и Александр Блок"
Вывод
• В данном цикле
Поэтесса создала
свой образ поэта,
взяв за основу
лирических героев
произведений Блока.
Это поэт, созданный
в воображении
М.Цветаевой. Она
представляет себе
Блока именно таким.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.