«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
16.02.2018
Данная статья освещает вопрос о том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.Файл содержит статью о диалоге - принципе образовательного процесса
Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса.docx
«Диалог приоритетный принцип образовательного процесса»
Учитель начальных классов
Ковалева Ирина Ивановна
МБОУ «СОШ № 5» города Обнинска
«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик
должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать
собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.
Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию
совместной деятельности. В развивающей образовательной системе
реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая
помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу
приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи,
состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой
состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности
говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это
форма общения.
Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы,
тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке.
Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний,
авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени,
физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или
вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и
принять мнение ребёнка;
в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных
моментов:
ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
учебный диалог ограничен во времени;
если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
учебный диалог требует полных ответов;
учебный диалог требует предварительной подготовки.
В УМК «Начальная школа 21 века» активно используется технология
проблемнодиалогического обучения. В самом определении «проблемно
диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового
материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной
проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что
постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе
специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога:
побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,
которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие
способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит
специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия
и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает
учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём
проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как
открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,
ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и
способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать
мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка,
то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется
равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? 1. Коммуникативные – работать в диалоге
2. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и
т.п.
3. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной или
этической оценки ситуации взаимодействия
4. Регулятивные – умение организовывать деятельность
ь
два
–
с
Эта
стн
(сн)
буква
здн
(зн)
– А почему могут слышаться два
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые
согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке
чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией:
рдц
вст
(рц)
(вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в
транскрипции
звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные
буквы.
Учитель.
звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это
слова
знаком.
– А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Учитель.
Дети.
обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный
звук.)
Если мы что нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать?
(Непроизносимый.)
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.
Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание
различных
уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на
имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая
достигается эмоциональное
В
затруднений.
удовлетворение детей
знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по
внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не
могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате
возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не
может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха
результате
ситуаций
своими
звука
не
на фоне
к
успеха
на
других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны
испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию
практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и
появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы
сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют
вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые
волнуют
ребёнка.
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего
диалога,
а её решение – в форме подводящего диалога.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе
поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию,
ведёт
«открытию».
Проблемно диалогическое обучение – это развивающее обучение, в
котором сочетается принцип проблемности с принципом развития
индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на
основе поиска, открытия знаний, самостоятельности. Теоретическую основу
проблемнодиалогового обучения разработали А.М.Матюшкин,
Г.А.
Цукерман, выделив составляющие проблемнодиалогического обучения – это
проблемная ситуация и учебная проблема. Я считаю, главное, в проблемно
диалогическом обучении – создание проблемной ситуации, которая должна:
иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения
учеником; вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее
решении; способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению
вперед в учебной деятельности, постановка проблемной ситуации. В своей
деятельности я использую три метода постановки проблемной ситуации.
Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему. Диалогом
побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
Создавая учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать
либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Для
этого использую три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
При использовании
побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре
педагогических действия: создание проблемной ситуации; побуждение к
осознанию противоречия проблемной ситуации; побуждение к
формулированию учебной проблемы; принятие предлагаемых учениками
формулировок учебной проблемы. Важно заметить, что, создавая проблемную
ситуацию, я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у
школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим
наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?». Чтобы
побудить учащихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, я
предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили?
Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждая ребят к
формулированию учебной проблемы диалога, я использую одну из двух
реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Из
опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто
неточно, а бывает и ошибочно формулируют учебную проблему. Я никогда не
реагирую на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На
неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего
откликаться поддерживающим кивком головы и словом: «Так». Поскольку
подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что
мысль ученика услышана и принята к сведению, я стараюсь побудить
учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё
хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». В
своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать
побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим
наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к
неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Большое значение в проблемнодиалогическом обучении отвожу
подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы
предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих
его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные
типы вопросов и заданий: репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»;
мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение. Но все задания по
подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а
последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему
урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных
ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так.
Кто думает иначе?». По моим наблюдениям, подводящий к теме диалог
помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце
диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов
учеников. В результате использования этого метода происходит развитие
логического мышления учащихся. Наиболее простой метод постановки
учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я
сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного
из двух мотивирующих приемов. Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю
классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при
этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего
использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы,
случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки,
демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или
наглядности. Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. При
проблемнодиалогическом обучении я осмысленно иду на творческое
сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что
предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу
мнений, столкновение точек зрения. Мы с учащимися становимся
равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно,
при этом подходе ученики активизируют процесс поиска решения, начинают
понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы
получения результата. Результатом усвоения при использовании данной
технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как
показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять
проблемнодиалогическое обучение, сначала надо научить детей работать в
группах. Я использую памятку «Правила работы в группе». Наиболее
эффективно мне удаётся использовать проблемнодиалогическое обучение
на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение
данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по
теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе. Используя
технологию проблемнодиалогического обучения, мне удается на уроках
формировать
действия:
познавательные: подведение под понятие, умение анализировать и
синтезировать
составлять
(схемы);
выражать положительное
личностные: воспринимать речь учителя,
отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества
в группе; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения, выражать с
достаточной
мысли;
регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия,
планировать учебное сотрудничество,
оценивать результаты своей
деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности. Работая
по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемнодиалогическое
обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную
активность, способствует формированию универсальных учебных действий.
Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.
универсальные
точностью
материал,
полнотой
следующие
учебные
и
модели
свои
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Конфуций.
Использование проблемно диалогических методов в учебном процессе
исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей,
обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и
учителем, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей
интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности,
приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых
уроков детям предлагаются задания, которые развивают не только ум, но и
волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать
затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя – это
признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему
творчеству. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения
будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно
сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и
нравственное.
Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по
одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание.
Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и
выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи.
Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет
сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к
работе друг друга.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой,
но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Данная
технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться
положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и
творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении
здоровья учащихся.
«Как здорово открывать новые знания вместе с детьми! И никак иначе!»
Учитель.
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.