«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
Оценка 4.8

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
16.02.2018
«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
Данная статья освещает вопрос о том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.Файл содержит статью о диалоге - принципе образовательного процесса
Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса.docx
«Диалог ­ приоритетный принцип образовательного процесса» Учитель начальных классов Ковалева Ирина Ивановна МБОУ «СОШ № 5» города Обнинска «Только в диалоге развивается способность мыслить.  В беседе, спрашивании создаются условия  для взаимодействия понимающих сознаний» М. М. Бахтин          В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик  должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать  собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.  Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию  совместной деятельности. В развивающей образовательной системе  реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая  помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу  приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи,  состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой  состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности  говорящих.         При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это  форма общения.        Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы,  тормозящие диалог: 1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке.  Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний,  авторитаризм. 2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени,  физический и зрительный контакт.) 3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или  вопросы, на которые вообще отвечать не нужно. 4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.         Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:  а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;  б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и  принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.         Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных  моментов: ­ ни одна из реплик не должна остаться без ответа; ­ учебный диалог ограничен во времени; ­ если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; ­ учебный диалог требует полных ответов; ­ учебный диалог требует предварительной подготовки.  В УМК «Начальная школа 21 века» активно используется технология  проблемно­диалогического обучения. В самом определении «проблемно­ диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового  материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной  проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что  постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога:  побуждающий и подводящий.          Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,  которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие  способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит  специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия  и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает  учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём  проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как  открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,  ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и  способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать  мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка,  то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется  равнодушным к тому, что происходит на уроке. Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? 1.     Коммуникативные – работать в диалоге 2.     Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. 3.     Личностные   –   в   случае   если   ставилась   проблема   нравственной   или этической оценки ситуации взаимодействия 4.     Регулятивные – умение организовывать деятельность               ь   два   –     с Эта   стн (сн) буква   здн (зн)   –   А   почему   могут   слышаться   два    Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные»   создание   проблемной   ситуации   произошло   на   минутке чистописания.   На   доске   даны   сочетания   букв   с   транскрипцией: рдц вст (рц) (вт)  Транскрипционные   знаки   в   тетрадь   не   пишутся.   Они   служат   подсказкой. Учитель.   ­   Как   вы   думаете,   почему   мы   писали   по   три   буквы,   а   в транскрипции звука? Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы. Учитель. звука? Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова знаком.   –   А   что   мы   знаем   про   «ь»   (мягкий   знак)? Учитель. Дети.   обозначает. Учитель.   –   А   какая   буква   в   данном   случае   теряет   звук?   (Согласная.) ­ Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.) ­   Если   мы   что­   нибудь   не   видим,   то   как   мы   говорим?   (Невидимое.) А   если   мы   звук   не   произносим,   то   как   мы   о   нём   можем   сказать? (Непроизносимый.) Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.          Важную   роль   в   организации   побуждающего   диалога   играет   создание различных уроке. 1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся   опыт.   Каждый   индивидуально   решает   задачу,   не   испытывая достигается эмоциональное В затруднений. удовлетворение детей знаниями. 2.   Ситуация   «интеллектуального   разрыва».   Предлагается   похожая   по внешним  признакам  практическая  задача,  которую  ученики  решить  уже  не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное   переживание   всеобщего   неуспеха (никто   не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха результате   ситуаций своими звука   не       на фоне     к успеха на других. 3.  Формулирование   учебной   задачи   вместе   с   учителем.   Дети   должны испытать   дефицит   своих   способностей.   Проанализировать   ситуацию практического   затруднения:   где   и   почему   возникла   проблема?   Тогда   и появляется   учебная   задача.  «Что   будем   делать   дальше?»  или  «Как   бы   вы сформулировали   последующие   действия?» Учащиеся   сами   формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.         Постановка   учебной   задачи   происходит   в   форме   побуждающего диалога,   а   её   решение   –   в   форме   подводящего   диалога.         Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые   пошагово   подводят   учащихся   к   формулированию   темы.   На   этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт «открытию».          Проблемно ­ диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором   сочетается   принцип   проблемности   с   принципом   развития индивидуальности   школьника,   а   деятельность   учащихся   организуется   на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности. Теоретическую основу проблемно­диалогового   обучения   разработали   А.М.Матюшкин,   Г.А. Цукерман, выделив составляющие проблемно­диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема. Я считаю,  главное, в проблемно­ диалогическом обучении –  создание проблемной ситуации, которая должна: иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для  разрешения учеником;  вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;  способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности, постановка проблемной ситуации. В своей  деятельности   я   использую   три   метода   постановки   проблемной   ситуации. Ученик   сам   осознает   противоречие   и   формулирует   проблему.   Диалогом побуждаю   учеников   осознать   противоречие   и   сформулировать   проблему. Создавая   учебную  проблему,  я   помогаю  ученикам   самим   сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.   Для этого   использую   три   основных   метода   постановки   учебной   проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение   темы   с   мотивирующим   приемом.   При   использовании побуждающего   от   проблемной   ситуации   диалога   осуществляю   четыре педагогических действия: ­ создание проблемной ситуации; ­ побуждение к осознанию   противоречия   проблемной   ситуации;   ­   побуждение   к формулированию   учебной   проблемы;   ­   принятие   предлагаемых   учениками формулировок учебной проблемы. Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию,   я   ввожу   противоречие,   столкновение   с   которым   вызывает   у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям,   на   данном   этапе   помогают   следующие   вопросы:   «Что   вас удивило?   Что   интересного   заметили?   Какие   вы   видите   факты?».   Чтобы побудить   учащихся   к   осознанию   противоречия   проблемной   ситуации,   я предлагаю   им   вопросы:   «Задание   было   одно?   А   как   вы   его   выполнили? Почему   так   получилось?   Чего   мы   еще   не   знаем?».   Побуждая   ребят   к формулированию   учебной   проблемы   диалога,   я   использую   одну   из   двух реплик:   «Какова   будет   тема   урока?»   или   «Какой   возникает   вопрос?».   Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую   на   них   отрицательной   оценкой:   «Нет»,   «Неправильно».   На неожиданную   формулировку   учебной   проблемы   я   предлагаю   лучше   всего откликаться   поддерживающим кивком головы и словом: «Так».   Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль   ученика   услышана   и   принята   к   сведению,   я   стараюсь   побудить учеников   к   переформулированию   учебной   проблемы   репликами:  «Кто   ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать  побуждающий   от   проблемной   ситуации   диалог,   так   как,   по   моим наблюдениям,   он   способствует   тому,   что   мысль   ученика   делает   скачок   к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся. Большое   значение   в   проблемно­диалогическом   обучении   отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: ­ репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»; ­   мыслительные:   на   анализ,   сравнение,   обобщение.   Но   все   задания   по  подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний   обобщающий   вопрос   позволяет   ученикам   сформулировать   тему урока.   При   подводящем   диалоге   менее   вероятно   появление   ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто   думает   иначе?».   По   моим   наблюдениям,   подводящий   к   теме   диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников.   В   результате   использования   этого   метода   происходит   развитие логического   мышления   учащихся.   Наиболее   простой   метод   постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю  тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий   внимание учеников, но при этом   связанный   с   темой   урока.   В   качестве   «яркого   пятна»   чаще   всего использую   сказки   и   легенды,   фрагменты   из   художественной   литературы, случаи   из   истории   науки,   культуры   и   повседневной   жизни,   шутки, демонстрацию   непонятных   явлений   с   помощью   эксперимента   или наглядности.   Второй   прием   –   «актуальность».   Обнаруживаем   смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. При проблемно­диалогическом   обучении   я   осмысленно   иду   на   творческое сотрудничество   со   школьниками   при   выполнении   учебных   задач,   что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений,   столкновение   точек   зрения.   Мы   с   учащимися   становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе  ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать   источники   его   возникновения,   а   не   просто   заучивают   этапы получения   результата.   Результатом   усвоения   при   использовании   данной технологии   я   считаю   самостоятельное   добывание   знаний   учащимися.   Как показывает   опыт   моей   педагогической   деятельности,   чтобы   применять проблемно­диалогическое обучение,  сначала надо   научить детей работать в группах.   Я   использую   памятку   «Правила   работы   в   группе».   Наиболее эффективно   мне   удаётся   использовать   проблемно­диалогическое   обучение  на   уроках   русского   языка,   математики,   окружающего   мира.   Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме   «Лексическое   значение   глагола»   в   третьем   классе.   Используя  технологию   проблемно­диалогического   обучения,   мне   удается   на   уроках формировать   действия: ­ познавательные:  подведение   под   понятие,   умение   анализировать   и синтезировать составлять (схемы);   выражать   положительное ­ личностные: воспринимать   речь   учителя, отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в   группе;   ­ коммуникативные:   планировать   учебное   сотрудничество   с учителем и сверстниками,    аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной   мысли;       ­ регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия,  планировать   учебное   сотрудничество,   оценивать   результаты   своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности. Работая по   данной   технологии,   я   пришла   к   выводу,   что   проблемно­диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.  универсальные точностью   материал, полнотой   следующие   учебные   и   модели             свои «Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю».  Конфуций.          Использование проблемно­ диалогических методов в учебном процессе  исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей,  обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и  учителем, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.  Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей  интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности,  приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых  уроков детям предлагаются задания, которые развивают не только ум, но и  волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать  затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя – это  признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему  творчеству. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения  будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно  сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и  нравственное.          Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по  одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание.  Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и  выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи.  Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет  сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к  работе друг друга.         Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой,  но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться  положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и  творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении  здоровья учащихся.  «Как здорово открывать новые знания вместе с детьми! И никак иначе!»  Учитель. «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»

«Диалог - приоритетный принцип образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018