Диалоговые технологии в воспитательном процессе

  • Педсоветы
  • pptx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала диалоговые технологии.pptx
СОШ при Посольстве РФ в Израиле Педагогический совет «Современные воспитательные технологии» Тема выступления: «Диалоговые технологии в воспитательном процессе» Учитель истории и обществознания Кашлева Т. Г.
История развития исследований в области  диалогического взаимодействия в образовании  связана с именами ведущих философов и педагогов. Идею диалога в целом развивали Сократ,  М. Бубер, Х. Гадамер, А. Камю, Ж.­П. Сартр,  М. Хайдеггер. Гуманистическую направленность  диалоговой стратегии показали Платон,  Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци Ж.­Ж. Руссо,  В.А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Целостное  учение о культуре диалога представлено в трудах  С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина,  В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича,  Д.С. Лихачева и других исследователей.
В «Словаре иностранных слов современного  русского языка» слово «диалог» трактуется как  разговор между двумя или несколькими лицами,  как переговоры, как свободный обмен мнениями  между представителями двух сторон, как жанр  философского или литературного произведения,  написанного в форме беседы.
Говоря о диалоге как об образовательной технологии  следует обозначить, что в ходе диалога  формируется речевая культура, подразумевающая  культуру общения; навыки публичного выступления  и обсуждения проблем, включающие умение  слушать и понимать собеседника, анализировать  разные точки зрения на объект познания, умения  аргументировано изложить свою позицию,  корректно выразить оценочные суждения,  вырабатывается потребность в разностороннем  обсуждении решаемой проблемы, развиваются  критическое мышление, коммуникативная  компетентность и культура.
Цель диалоговых технологий –  овладение личностью способами  соучастника диалога. публичного выступления, искусством  ведения спора, диалога, полемики;  умением работать в команде, проявляя  толерантность к мнению оппонента и
Методы и средства: диспут; дискуссия, дебаты;  «волшебный стул» и др.  интеллектуальный бой; телемост; пресс­ конференция; интервью; интервью­диалог;  турнир ораторов; интеллектуальная дуэль;  сократов­круг; открытая кафедра;
Диспут диспут- лекция диспут- дискуссия диспут- конференция
Три этапа диспута: • 1. Подготовительный • 2. Основной • 3. Итоговый
Организуя диспут, педагог  обязан иметь в виду, что:  диспут потребует  кропотливой, глубоко  осмысленной подготовки и  живой, захватывающей формы  его проведения; преподаватель  должен обладать методикой  подготовки и проведения  диспута согласно с  возрастными особенностями  учащихся, их образовательно­ воспитательным уровнем и  интересами.
Дискуссия В словаре Ожегова термины «дискуссия» и  «дебаты» — синонимы и означают  обсуждение противоречия, спор, ведущийся и  разрешающийся средствами вербального  общения. Правильно организованная дискуссия  проходит четыре стадии развития:  ориентация, оценка, консолидация и  рефлексивный анализ.
Общие принципы дискуссии: • равноправные субъект­субъектные  отношения; • позиция «Я — хороший, ты —  хороший» (Э. Берн); • позиция «Поймите меня правильно»; • истина превыше всего; • краткость — сестра таланта; • уважение и дружелюбие при  высказываниях.
Дебаты –  современная  педагогическая  технология,  представляющая  особую  форму  дискуссии,  по  определенным  Технология  в  «Дебаты»  Федерации  на  разработана  базе  международной  образовательной  «Дебаты»,  основанной  году  Институтом  «Открытое  успешно  функционирует более чем в 50 городах России. правилам.  Российской  проводится  программы  общество».  Она  собой  которая  в  1993
Среди действующих лиц выделяются: команды участников, судьи, спикер, тайм-киппер, тренер.
Результаты использования технологии "Дебаты": создает  принятия  •   условия  для  многообразия  системное видение; действительности,  формирует  учениками  их  •  способствует формированию умений и навыков работы  справочными  документами,  источниками,  с  материалами, периодикой и т.д. •  развивает устную речь; •  учит критически мыслить, формулировать, излагать  и аргументировать собственную точку зрения; •   учит  слушать  и  слышать  не  только  свое,  но  и  другое  мнение; •  учит работать сообща ради достижения общей цели; •  учит корректно общаться.
Для успешного применения  диалоговых технологий в  воспитательном процессе  педагог должен уметь изучать  самого себя, свои сильные и  слабые стороны,  целенаправленно и  систематически  совершенствовать свой  характер, учиться управлять  поведением и эмоциями,  чтобы в любой сложной  ситуации оставаться на  высоте своего учительского  звания.
Тренинг развития общения Участникам раздаются карточки, на  которых написаны названия эмоций, и они, не  показывая их другим участникам, должны  сказать слово «Здравствуйте» с интонацией,  соответствующей эмоции, написанной на  карточке. Остальные отгадывают, какую  эмоцию пытался изобразить участник.
«В общении все дни  проходят наши, но  искусно общаться – удел  немногих, однако ж не  только тех, кто  талант к сему  Искусству имеет, а  тех, кто сии мудрые  законы знает и с  пользою их  применяет». М. В. Ломоносов